Когда для индийского правительства, получившего в свои руки власть на ближайшие четыре года и не имевшего причин опасаться оппозиции, казалось, ничто не предвещало проблем, беда обрушилась с той стороны, с какой ее менее всего ожидали – от общественного мнения.
Индийская общественность глубоко шокирована решением США допустить сделку с правосудием между ФБР и Дэвидом Коулманом Хэдли, сыгравшим ключевую роль в планировании террористического нападения на Мумбаи, которое имело место в ноябре 2008 года и унесло 166 человеческих жизней. Эта сделка фактически дает правительству США юридическую возможность не предъявлять суду материалы, изобличающие Хэдли и доказывающие его причастность к американской разведке. На суде Хэдли даже не будет подвергнут перекрестному допросу.
В результате этой сделки с правосудием семьи 166 погибших в Мумбаи теряют право на то, чтобы представляющий их интересы юрист допросил Хэдли. Короче говоря, разведчик, пришедший с холода, теперь туда же и возвращается, а материалы на тему его связей с американской разведкой не выйдут за пределы ведомственных архивов. Пакистанские кураторы Хэдли при этом избегнут встречи с правосудием.
ФБР не допустит его экстрадиции в Индию и даже не предоставит соответствующим индийским агентствам неограниченный доступ к этому человеку. За это Хэдли признает себя виновным в инкриминируемых ему преступлениях и еще получит гарантии, что наказанием за них не станет смертная казнь, которая была бы ему при иных обстоятельствах гарантирована.
Когда Хэдли был арестован в октябре прошлого года, казалось, что наступил переломный момент и теперь многое станет известно о деятельности Лашкаре-Тайба (ЛТ) в Индии. Однако дело, имевшее огромное значение для Индии, обернулось по сути издевательством над ней. Администрация Обамы изо всех сил старается замять дело.
Базирующаяся в Пакистане ЛТ начала разрабатывать план нападения на Мумбаи еще в сентябре 2006 года. Как показала сделка с правосудием с участием Хэдли, в период с 2006 года по ноябрь 2008 года, кода это нападение имело место, он пять раз посещал Индию с целью рекогносцировки, и каждый раз возвращался в США через Пакистан, где встречался с сообщниками, некоторые из которых являлись членами ЛТ.
Однако в рамках сделки Хэдли с правосудием его пакистанские кураторы упоминаются как некие A, B, C, и D. Кто они — эти реально существующие люди, которые имеют настоящие имена и где-то проживают, — мы никогда не узнаем.
В Дели полагают, что ЛТ никогда не решилась бы на операцию таких масштабов, вполне способную спровоцировать реальную войну между давно находящимися в натянутых отношениях Индией и Пакистаном, без согласия, если не поддержки пакистанской военной разведки ИСИ. Признаков того, что нападение на Мумбаи было совместным мероприятием ЛТ и ИСИ, и в самом деле предостаточно.
Стоит принять во внимание, однако, тот факт, что с октября 2004 года по октябрь 2007 года руководителем ИСИ являлся не кто иной, как генерал Ашфак Парвез Кияни, в настоящее время занимающий пост начальника генерального штаба пакистанской армии. Это обстоятельство играет ключевую роль: Кияни — важнейший партнер Вашингтона в афганских делах, и без его содействия США никак не реализовать свою политику на пакистано-афганском направлении. Так что ясно, что администрации Обамы есть о чем беспокоиться.
США обещают передать Индии все, что скажет Хэдли, и утверждают, что индусам незачем встречаться с ним лицом к лицу. Ирония ситуации состоит в том, что в ходе суда в связи с известным делом о взрыве в Локерби США придерживались диаметрально противоположного подхода.
В рамках сделки с правосудием подтверждено, что Хэдли являлся американским агентом и, работая на разведку США, прошел не менее 5 курсов обучения у ЛТ в Пакистане, причем в двух случаях эти курсы занимали по три месяца. Надо полагать, в ЦРУ не знали, чем их агент занимался в тренировочных лагерях ЛТ.
Как бы невероятно это ни звучало, но в Вашингтоне вообще не собираются рассказывать, что именно в ЦРУ знали о готовящемся террористическом акте в Мумбаи, и отвечать на вопрос, почему США не поделились этой информацией с Индией. И это при том, что сотрудничество в сфере борьбы с терроризмом фигурирует в числе приоритетов американо-индийского стратегического партнерства.
Дело Хэдли еще раз показало, насколько тесные связи существуют между пакистанской армией и ЛТ. Тем не менее правительство США настаивает на том, чтобы тема ЛТ рассматривалась сквозь призму враждебных отношений между Индией и Пакистаном. Очевидно, для Вашингтона приоритетной задачей является обеспечение сотрудничества со стороны Пакистана в вопросах, напрямую затрагивающих американские интересы. Вот и все.
Индусы постепенно осознают горькую правду, которая состоит в том, что подход США к борьбе с терроризмом в высшей степени избирателен. И это осознание дается с болью. Хэдли был агентом ЦРУ и, возможно, двойным агентом ИСИ — этим объясняется неприличная поспешность, с которой американцы упрятали его подальше от всех, и их стремление не рисковать и не показывать его индийской разведке.
Для Вашингтона не были секретом многократные поездки Хэдли в Индию начиная с 2006 года, но сведения о них Дели переданы не были. Известно, что разведчик даже совершил поездку в Мумбаи уже после нападения террористов на этот город.
В администрации Обамы прекрасно понимают, что у Хэдли может развязаться язык, если индусы до него доберутся. Тогда суд мог бы вывести на ЦРУ, ЛТ и армию Пакистана. И каково бы тогда было американцам?
Мечта Обамы — каким-то образом покончить с боевыми действиями в Афганистане до начала своей избирательной кампании 2012 года, а для реализации этого исторического мероприятия пакистанская армия нужнее всего.
Между тем нападение на Мумбаи оставило в коллективном сознании индийского народа глубокий шрам. Общественность в Индии все более убеждается в том, что США — дьявольская страна, имеющая привычку надувать своих партнеров, друзей и союзников ради своих эгоистичных национальных интересов.
В Дели с оскорбленным общественным мнением придется считаться любой демократически избранной власти. Сокрушительным ударом по престижу индийского правительства стало то, что ФБР реализовало сделку с правосудием с участием Хэдли практически на той же неделе, на которую было запланировано рассмотрение в индийском парламенте законопроекта, призванного облегчить американским компаниям доступ на индийский рынок ядерных технологий. Теперь привести «в рабочее состояние» подписанное в 2008 году индо-американское соглашение о сотрудничестве в ядерной сфере будет весьма непросто. Правительство рассчитывало, что планировавшийся приезд премьер-министра Манмохана Сингха на ядерный саммит, организуемый Обамой 12 апреля, придаст ускорение развитию отношений между Индией и США, но, по крайней мере, на ближайшее время эти отношения подпорчены — сделка ФБР с Хэдли омрачит атмосферу грядущего визита Сингха в США.
Что еще важнее, теперь более широкий пересмотр внешней политики Индии представляется практически неизбежным. Дело Хэдли высветило определенные заблуждения, лежавшие в основе внешней политики Индии последние шесть лет: что будто бы «стратегическое партнерство» с США может быть альфой и омегой политики Индии как набирающей мощь державы, Пакистан представляет собой наименьшую проблему, когда находится под присмотром США, а интересы Дели заключаются во встраивании Индии в фарватер американской региональной стратегии, нацеленной на сдерживание Китая.
Хэдли, похоже, заставил Дели преодолеть «наваждение униполярности», и, не исключено, пересмотр политических установок уже идет. Индии, может быть, стоит последовать примеру Бразилии и возродить связи с Тегераном, как бы к этому ни отнеслись в США.
Да, американские производители вооружений сумели создать в Дели лобби угрожающих размеров, но испортившийся климат в отношениях между Индией и США станет серьезным препятствием на пути их попыток отхватить большой кусок индийского оружейного рынка.
Сага Хэдли подвела черту под геополитической реальностью, состоящей в том, что американо-англо-пакистанская стратегия вовлечения Талибана в решение афганской проблемы с точки зрения интересов Индии представляет смертельную опасность. Осознание этого факта вызревало медленно, но теперь у Дели нет иного выбора, кроме как оказывать сопротивление реализации любых планов интеграции Талибана в афганские властные структуры.
Позади остались времена, когда Индии мечталось, что она является естественным региональным союзником США.
М.К. БХАДРАКУМАР (Индия)
Источник: "Фонд стратегической культуры"