В оглавление «Розы Мiра» Д.Л.Андреева
Το Ροδον του Κοσμου
Главная страница
Фонд
Кратко о религиозной и философской концепции
Основа: Труды Д.Андреева
Биографические материалы
Исследовательские и популярные работы
Вопросы/комментарии
Лента: Политика
Лента: Религия
Лента: Общество
Темы лент
Библиотека
Музыка
Видеоматериалы
Фото-галерея
Живопись
Ссылки

Лента: Политика

  << Пред   След >>

Ислам – главная проблема Нидерландов?

Прошедшие в Нидерландах 3 марта муниципальные выборы наделали много шума не только в этой стране, но и за её пределами. И дело здесь даже не столько в более чем убедительных результатах, которые по итогам голосования продемонстрировала Партия свободы, возглавляемая Геертом Вилдерсом (партия участвовала в выборах всего лишь в двух муниципальных округах из 392-х, но в городе Алмере заняла первое место, а в политической столице страны Гааге пришла к финишу второй), сколько в том, что эти выборы, вкупе с другими политическими событиями последних недель приводят к неожиданному выводу о том, что главная проблема Нидерландов сегодня – это ислам.

За две недели до муниципальных выборов, 20 февраля, распалась правившая коалиция, состоявшая из Партии труда, возглавляемой занимавшим пост вице-премьера страны Ваутером Босом, и Христианско-демократического призыва под руководством премьер-министра Яна Петера Балкененде. Камнем преткновения в отношениях между двумя политическими союзниками стал вопрос о целесообразности продолжения голландским контингентом войны против радикальных исламистов в лице движения «Талибан» в Афганистане. Сегодня порядка 2 тыс. голландских солдат несут службу в провинции Урузган на юге страны и ранее правительством Нидерландов было принято решение о выводе к концу текущего года всех военнослужащих, потери которых с 2006 года, когда контингент был направлен в Афганистан, превысили 20 человек. Однако военное командование НАТО, стремящееся сегодня любыми способами сохранить редеющие ряды партнёров по коалиции, попросило правительство страны пересмотреть принятое решение, что и привело к политическому коллапсу. После 15 часов горячих дебатов было объявлено о роспуске коалиции, а позднее стало известно о том, что досрочные парламентские выборы, спровоцированные отставкой кабинета министров, состоятся 9 июня. Так, ислам лишил Нидерланды правительства, а намеченные на 3 марта муниципальные выборы превратились в генеральную репетицию общегосударственных. Характерно, что ни один из четырёх кабинетов министров, возглавлявшихся Балкененде, не смог проработать полный четырёхлетний срок. Это обстоятельство также может повлиять на решение голландских избирателей отдать свои голоса другим политическим силам в ходе общенациональных выборов.

Результат Партии свободы на выборах в Алмере и Гааге стал сюрпризом для многих политиков и политологов даже несмотря на то, что с момента её создания в 2005 году партия постоянно только набирает популярность, получив, в частности, 4 места в Европейском парламенте в июне 2009 года. Результат Партии свободы тем более показателен, если учесть, что в муниципальных выборах она участвовала впервые. Успех Вилдерса и его соратников заставил экспертов говорить о том, что, возможно, именно с его партией христианским демократам придётся договариваться по итогам общенациональных выборов. «Я чувствую себя счастливым человеком. То, что возможно в Алмере и Гааге возможно и во всей стране. Это трамплин для нашей будущей победы. Мы станем самой большой партией Нидерландов после 9 июня», – прокомментировал Вилдерс итоги голосования, словно обещая претворить в реальность прогнозы экспертов.

Можно с уверенностью утверждать, что высокий результат голландскому парламентарию обеспечили почти исключительно его широко растиражированные антиисламские высказывания, подкреплённые документальным фильмом «Фитна», критикующим Коран и сравнивающим его с трудом Адольфа Гитлера «Моя борьба», что когда-то одним из первых в своей книге «Вторая мировая война» сделал британский премьер-министр Уинстон Черчилль. Почему именно исламофобия? Потому что, по большому счёту, никакими другими действиями ни на внутренней, ни на международной арене Геерт Вилдерс не прославился. Это означает, что голландцы, отдавшие ему свои голоса, также как и Партия свободы, считают ислам главной проблемой Нидерландов и символично, что именно голосование по афганскому вопросу, первопричиной которого является искажённая форма этого вероучения, раскололо нидерландское правительство. Сегодня в Нидерландах, по разным оценкам, проживает от 1 до 1,5 млн. мусульман, что составляет 6% от общей численности населения и, подобно другим государствам Европы, их численность с каждым годом только возрастает. Отношения между мусульманами и коренными жителями страны можно смело назвать одними из самых напряжённых среди стран ЕС. Так, убийство в 2004 году известного голландского кинорежиссёра Тео ван Гога привело к масштабному всплеску этно-религиозной нетерпимости. Только за первую неделю, прошедшую со дня убийства, было совершено более десятка нападений на мечети, возле одной из которых была взорвана бомба. Геерт Вилдерс умело использует эти протестные настроения для увеличения популярности своей партии, что и показали прошедшие выборы.

В то же время многие голландцы справедливо отмечают, что антимусульманские действия и высказывания – единственное, что помогло снискать политику популярность: «Все, с чем появились на арене Вилдерс и его сторонники – так это проект запрета на ношение головного платка в общественных местах. Что мы об этом думаем? Да это просто кошмар. Я испытываю чувство стыда». «Мы совсем не знаем этой партии. Ее лидер много говорит, но не нужно судить о результатах заранее», – это лишь некоторые из высказываний граждан страны, приводимые телеканалом Евроньюс. Ещё более критично о действиях Вилдерса высказался исполняющий обязанности министра иностранных дел Максим Верхаген: «Его метод прост: натравить людей друг на друга. Он не стремится найти общие точки соприкосновения, а, напротив, распространяя страх и ненависть, разрушает, но не строит. Своими действиями он вредит интересам граждан Нидерландов и репутации страны за рубежом».

Немало европейских политиков до Вилдерса, в том числе и в Голландии (достаточно вспомнить Пима Фортайна), делали антиисламские лозунги частью своей политической стратегии. Однако Вилдерс стал первым, кто сделал исламофобию главным и, фактически, единственным постулатом предвыборной борьбы. Он занял нишу, в коей современная Европа, так или иначе, испытывала острую потребность на протяжении, как минимум, последних 20 лет, отсчитывать которые можно с британского «дела Рушди», когда коренные европейцы, увидев массовые шествия адептов исламского вероучения по улицам родных городов, возможно, впервые отчётливо осознали в исламе альтернативную и почти во всём чуждую им силу.

Характерно, что именно в Великобританию Вилдерс направился после выборов, чтобы, наконец, продемонстрировать Палате Лордов британского парламента свой фильм «Фитна». Прошлая попытка, предпринятая голландским политиком год назад после приглашения одного из парламентариев, потерпела неудачу, так как тогдашний министр внутренних дел Соединённого Королевства Джеки Смит отказала ему во въезде в страну. Фактически, борьба с исламом в Европе стала главным политическим кредо Геерта Вилдерса уже давно, что вынуждает его теперь находится под круглосуточной охраной и под судебным преследованием в родной стране за «разжигание ненависти и дискриминацию» в отношении мусульман. В своей речи, адресованной членам Палаты Лордов (среди которых есть несколько пэров-мусульман), Вилдерс, по сути, высказал все свои взгляды на отношения между Европой и исламом на современном этапе. Именно за эти взгляды 3 марта проголосовали голландцы в Альмере и Гааге. Он процитировал слова «величайшего премьер-министра в истории Соединённого Королевства» Уинстона Черчилля из книги «Война на реке» 1899 года: «Магометанство – это воинствующая и прозелитская вера. В мире не существует более ретроградной силы. Цивилизация современной Европы сегодня может пасть, как когда-то прекратила своё существование цивилизация Древнего Рима». Голландский политик дополнил слова британского своими взглядами, в очередной раз напомнив, что он разделяет мусульман и ислам, считая первых обычными людьми, стремящимися к спокойной и мирной жизни, а исповедуемую ими религию – агрессивной тоталитарной идеологией, претендующей на мировое господство: «Коран приказывает мусульманам осуществлять джихад, повсеместно устанавливая законы шариата. Коран приказывает мусульманам распространить ислам на весь мир». Вилдерс является, кроме прочего, активным противником идеи о включении Турции в состав ЕС, о чём также не забыл упомянуть в Палате Лордов, попутно приведя высказывание бывшего премьер-министра Турции Неджметтина Эрбакана: «Вся Европа станет исламской. Мы завоюем Рим». Для пущего эффекта Вилдерс привёл ещё несколько цитат подобного характера от разных одиозных лидеров государств мусульманского мира вроде М. Каддафи.

«Я глубоко убежден, что ислам несовместим с западным образом жизни и является угрозой для наших ценностей. Вопрос в том, подчинимся ли мы в Европе и вы в Британии с её славным прошлым установкам ислама или будем бороться за своё наследие. Вы лучше меня знаете, что массовая иммиграция в Британию и её исламизация в разы выросли за последние годы. Эти явления оказывают колоссальное давление на общество вашей страны. Достаточно посмотреть на то, что происходит в Бирмингеме, Лидсе, Бредфорде и здесь, в Лондоне. Британские политики, забывшие Уинстона Черчилля, встали сегодня на путь наименьшего сопротивления. Левые и либералы аплодируют каждому новому шариатскому банку, каждой новой шариатской школе и шариатскому суду. Сегодня мы должны всеми силами защищать свободу слова. Свобода слова – самая важная из наших свобод, краеугольный камень наших современных обществ. Ислама в Европе уже достаточно. Мы должны запретить строительство новых мечетей. Особенно в условиях, когда христиане подвергаются постоянным преследованиям в Турции, Иране, Пакистане и Индонезии. Мы не должны извиняться за свою свободу. Свобода должна восторжествовать и свобода восторжествует», – озвучил свою предвыборную программу британским лордам Вилдерс.

Его взгляды находят поддержку не только у граждан Нидерландов, но и у британского населения. Так, в день, когда голландский политик выступал с речью перед Палатой Лордов, участники борющейся против исламизма молодёжной неправительственной организации Английская лига обороны (English Defence League) организовали у Галереи Тейт митинг в поддержку Вилдерса с лозунгами «Англия нуждается в Геерте», «Англия приветствует тебя, Геерт», «Мы никогда не покоримся исламу», «Добро пожаловать, Геерт Вилдерс! Исламские экстремисты – вон!» и т.п.

Весьма показательно отношение к голландскому парламентарию со стороны некоторых европейских мусульманских СМИ. Так, например, сетевой журнал The Muslim Weekly акцентирует внимание читающих его единоверцев вовсе не на том, что Вилдерс высказывается против иммиграции и увеличения влияния ислама в Европе, попутно называя его тоталитарной идеологией, а на том, что политик поддерживает Израиль и критикует государства, относимые им к числу противников последнего. Свидетельствует ли подобное позиционирование Вилдерса европейскими мусульманами об их стремлении так или иначе интегрироваться в европейское общество? Навряд ли. Скорее, это явный признак того, что европейскую часть мировой уммы не особенно интересует данный процесс и мирное сосуществование с немусульманами континента, а гораздо больше увлекает многолетнее противостояние с Израилем, идентифицируемым мусульманским миром в качестве своего главного противника.

Между тем, лучше бы их волновали другие вопросы. А именно: почему Геерт Вилдерс ходит с охраной и боится, что однажды его постигнет та же участь, что и Тео ван Гога или другого голландского политика Пима Фортайна, убитого Волкертом ван дер Графом, на суде объявившем себя защитником мусульман? Сегодня многие европейские мусульмане-политики в совершенстве владеют искусством политического и общественного диспута, дискуссии с позиции уважения точки зрения собеседника и всегда готовы на каждый довод оппонента предложить свой аргументированный контрдовод. Проблема в том, что очень многие их единоверцы в Европе всё ещё не овладели даже элементарными основами этого искусства, предпочитая в качестве контрдовода использовать холодное или огнестрельное оружие, как поступил, например, голландский мусульманин Мухаммед Боуйери, посчитавший, что это будет достойным ответом его согражданину Тео ван Гогу на мнение последнего об исламе, высказанное в рамках европейской традиции свободы слова в фильме «Покорность». До тех пор, пока европейцы будут опасаться получить пулю от неизвестного мусульманина всего лишь за своё жёсткое мнение об исламе, у Геерта Вилдерса и подобных ему политиков будет полное моральное право называть ислам тоталитарной и агрессивной идеологией. Исламу же во всём многообразии его проявлений для того, чтобы уйти от этого негативного имиджа достаточно сделать лишь одно – овладеть искусством ведения дискуссии без применения оружия. Однако практика, к сожалению, показывает, что это едва ли осуществимо. А это значит, что в преддверии общенациональных выборов всё больше голландцев будут считать ислам главной проблемой страны.

Ф.О. Плещунов
Источник: "Институт Ближнего Востока"


 Тематики 
  1. Европа   (219)
  2. Радикальный исламизм   (241)