В оглавление «Розы Мiра» Д.Л.Андреева
Το Ροδον του Κοσμου
Главная страница
Фонд
Кратко о религиозной и философской концепции
Основа: Труды Д.Андреева
Биографические материалы
Исследовательские и популярные работы
Вопросы/комментарии
Лента: Политика
Лента: Религия
Лента: Общество
Темы лент
Библиотека
Музыка
Видеоматериалы
Фото-галерея
Живопись
Ссылки

Лента: Политика

  << Пред   След >>

Игры с планами НАТО русских не волнуют ("Der Spiegel", Германия)

Принять Россию в НАТО – а почему бы и нет? Смелое предложение бывшего министра обороны Фолькера Рюэ (Volker Ruehe), изложенное на страницах журнала Der Spiegel, находит поддержку как внутри страны, так и за ее пределами. Однако пока это воспринимается как отдаленная перспектива. Поскольку ясно также – недоверие большое. С обеих сторон.

Берлин. Все ближе и ближе в последнем десятилетии границы НАТО придвигались к России. Почти десять лет назад членами ранее исключительно западного оборонительного союза стали Польша, Чехия и Венгрия. С того момента их примеру последовали еще восемь восточноевропейских стран. В очереди стоят некоторые балканские государства, не прочь присоединиться к альянсу и Украина с Грузией.

А что Россия? Кремль чувствует себя в опасности и с большим подозрением наблюдает за расширением НАТО на восток. Однако не может ли сама эта гигантская империя стать членом НАТО?

«Для России должна быть открыта дверь для вступления в НАТО», – требует бывший министр обороны Фолькер Рюэ, а также некоторые другие бывшие высокопоставленные военные и ведущие дипломаты в статье, опубликованной в журнале Der Spiegel.

Идея авторов нашла поддержку среди политиков, занимающихся вопросами оборонной и внешней политики, как в правящей коалиции, так и в оппозиции. Однако реализацию этих планов они видят только в отдаленном будущем. «Даже если эта тема и не значится в повестке дня, в отдаленной перспективе, в принципе, членство России в НАТО можно себе представить», – подчеркивает председатель фракции ХДС/ХСС в бундестаге Андреас Шокенхофф (Andreas Schockenhoff), представляющий партию ХДС. Россия, в конечном итоге, не должна стать «единственной страной в Европе, находящейся за пределами союзнических структур». Ключ к возможному членству России в альянсе находится во внутреннем развитии России и превращении ее в современное демократическое правовое государство, добавил Шокенхофф.

На это указывает и эксперт по внешней политике партии СвДП Райнер Штиннер (Rainer Stinner). «Мы должны ясно дать понять России, что ей предстоит выполнить домашнее задание», – заявляет представитель партии либералов. Однако даже он считает идею о вступлении России в НАТО «разумной», хотя она в настоящий момент и является «чисто гипотетической». «Это может произойти только в долгосрочной перспективе», – отмечает Штиннер.

Рюэ вместе с бывшим председателем военного комитета НАТО Клаусом Науманном (Klaus Naumann), бывшим высокопоставленным дипломатом Франком Эльбе (Frank Elbe) и бывшим руководителем отдела планирования министерства обороны Ульрихом Вайссером (Ulrich Weisser) выступил на страницах журнала Der Spiegel за принятие России в НАТО. Западный оборонительный союз должен восприниматься в будущем как «стратегическое связующее звено между тремя полюсами власти – Северной Америкой, Европой и Россией», указывают авторы. В ответ на это России следует быть готовой получить права и выполнять обязанности члена НАТО «как равный среди равных».

Именно в этом и видит официальный представитель фракции партии СДПГ по вопросам обороны Райнер Арнольд (Reiner Arnold) «ментальную проблему» России. По его мнению, в российском государстве должно закрепиться осознание того, что страна утратила свой статус мировой державы. Он считает, что одновременно партнерам по альянсу не хватает еще доверия по отношению к России. Представитель партии социал-демократов в принципе приветствует смелое предложение Фолькера Рюэ и его коллег: «Хорошо, что такого рода вопросы, находящиеся за пределами актуальной политики, постоянно возникают». Арнольд считает, что федеральное правительство демонстрирует в этом вопросе слишком мало рвения.

Не против подобной перспективы для НАТО и «зеленые». Председатель парламентской фракции этой партии Фритьоф Шмидт (Frithjof Schmidt) предостерегает от привлечения России с целью создания новых блоков. «Речь идет не о том, чтобы вместе с Россией создать блок против «азиатских держав», – подчеркивает Шмидт, выступающий за создание новой глобальной архитектуры безопасности. «При этом Россия должна играть важную роль», – добавляет он. В этой связи, как он считает, было бы полезным обсудить вопрос о вступлении (России) в НАТО. Эксперт партии зеленых по безопасности считает, что, учитывая «авторитарные тенденции» в России, это потребует проведения глубоких реформ российской внутренней и внешней политики. «Поэтому речь может идти о вступлении другой России в другую НАТО».

А как относятся политики и стратеги в других странах к членству России в НАТО?

США: Вашингтон проявляет заинтересованность

Идея о принятии России в НАТО получила во внешнеполитических кругах американской столицы неоднозначную реакцию. «Давно пора серьезно подумать в вступлении России в НАТО, – заявил профессор Джорджтаунского университета и член Совета национальной безопасности при президенте Билле Клинтоне Чарльз Купчан (Charles Kupchan) в интервью SPIEGEL ONLINE. – Европейская структура безопасности, в принципе исключающая Россию, имеет мало стратегического смысла».
Директор Центра трансатлантических отношений при Университете Джонса Гопкинса (Johns Hopkins University) в Вашингтоне и известный эксперт НАТО Дэн Хэмилтон (Dan Hamilton) придерживается противоположной точки зрения. «Москва в прошлом совершенно ясно дала понять, что она не заинтересована в членстве в НАТО, – заявил он в беседе с корреспондентом SPIEGEL ONLINE. – Кроме того, прием нового государства должны утвердить парламенты всех стран-членов, принимая во внимание такие критерии как демократическое развитие, права человека, а также уважение суверенитета других европейских государств. Многие страны считают, что Россия не соответствует этим критериям».

Для американцев предложение о членстве России в НАТО не является новым. Оно обсуждалось в Америке сразу после окончания холодной войны. Но тогда на первом месте стоял вопрос о расширении НАТО на восток, которое в Москве воспринималось, как попытка заключить ее в тиски. В последние месяцы тон обращения вновь стал более дружелюбным. Как раз недавно Москву посетила группа из двенадцати высокопоставленных представителей НАТО для того, чтобы улучшить отношения между оборонительным союзом и российским руководством. В состав этой делегации входила также бывший министр иностранных дел Мадлен Олбрайт.

Генеральный секретарь НАТО Андерс Фог Расмуссен также пытается способствовать сближению. Появляются контуры «настоящего партнерства в области безопасности между НАТО и Россией», подчеркнул он в декабре, выступая в Московском государственном институте международных отношений.

Купчан воспринимает эти сигналы как обнадеживающие и ожидает от дебатов относительно российского членства позитивных акцентов. «Принятие государств Центральной Европы в НАТО облегчило их вхождение в евроатлантическое сообщество. Так же может быть и в случае с Россией». Однако Дэн Хэмилтон с ним не согласен: «Следует ли относиться к России как-то по-особому в сравнении с теми странами, которые действительно хотят стать членами НАТО, но против чего сейчас выступает, в частности, Германия? Например, в сравнении с Украиной и Грузией?»

Президент расположенного в Нью-Йорке Американского совета по Германии Уильям Дроздяк (William Drozdiak) полагает, что поиски конструктивных отношений между Россией и НАТО являются одной из важнейших задач (западного) оборонительного сообщества. Однако он видит и сложности, несмотря на прогресс в сотрудничестве с Москвой по вопросу об отношениях с Ираном или ядерным разоружением. «Россию по-прежнему сложно убедить в том, что более тесные отношения с Западом способствуют укреплению ее собственной безопасности», – подчеркивает Дроздяк.

Великобритания: в Лондоне преобладает скепсис

Поначалу из британского Министерства иностранных дел никаких комментариев на смелое предложение Рюэ не поступало. Британское правительство традиционно относится к России с очень большим скепсисом. Отношения достигли точки замерзания после того, как в 2006 году выступавший с критикой Кремля Александр Литвиненко был отравлен в Лондоне, а российское правительство после этого отказалось выдать главного подозреваемого Андрея Лугового.

За этим последовала малая война между Лондоном и Москвой, длившаяся целый год. Стороны обвиняли друг друга в шпионаже и высылали дипломатов. Британское правительство выступило с протестом против закрытия отделений Британского Совета в России. Великобритания была также раздражена в связи с оказанием давлением на нефтяные компании BP и Royal Dutch shell.

Что касается власть предержащих в Москве, то для них эмигрантское российское сообщество в Лондоне уже давно как бельмо на глазу. Оно воспринимается как гнездовье оппозиционных сил и постоянный источник беспокойства.

Вследствие этого доверие британского правительства по отношению к России заметно меньше, чем у ее европейских соседей. Объявленная недавно продажа четырех французских кораблей класса Mistral России вызвала резкую критику среди лондонских экспертов по вопросам безопасности. Два года назад также холодно было встречено предложение российского президента Дмитрия Медведева о том, чтобы превратить ОБСЕ в новый европейский оборонительный союз.

Тем не менее, и британское правительство приняло к сведению последние сигналы об ослаблении напряженности. И в Лондоне можно заметить попытки по-новому взглянуть на ситуацию. «Британцы прагматичны», – подчеркивает эксперт Международного института стратегических исследований (International Institute for Strategic Studies) Бастиан Гигерич (Bastian Giegerich). Укрепление сотрудничества с Россией, по его словам, будет продолжаться, однако это будет делаться только по определенным вопросам, где это может принести конкретные результаты. Это может быть разоружение, противоракетная оборона, Афганистан и безопасность на море.

Восточная Европа: сомнения относительно бывшего угнетателя

В Восточной Европе преобладает скептическое отношение к вопросу о членстве России в НАТО. Радослав Cикорский (Radoslaw Sikorski), определенно, не принадлежит к числу тех, кто излишне терпимо относится к сверхдержаве на востоке. Еще студентом он попросил убежища в Великобритании, так как варшавские коммунисты при поддержке Москвы ввели в Польше военное положение. Как репортер он находился какое-то время среди моджахедов в Афганистане, боровшихся против советских войск, и ходят слухи, что при необходимости он сам спокойно мог взять в руки автомат Калашникова.

Сегодня Сикорский – министр иностранных дел Польши. «При расширении Североатлантического альянса, – отмечает он, – Россия не должна с самого начала выводиться за скобки, так как членство Москвы могло бы способствовать укреплению стабильности и безопасности в тех регионах, где этих двух элементов явно не хватает».

НАТО и Россия могут «вместе многого добиться», так как, по его мнению, существуют многочисленные общие интересы: стабилизация Афганистана, борьба против терроризма, против пиратства и ядерное разоружение.

Такая прагматическая позиция вряд ли получит поддержку большинства в Восточной Европе: в течение 40 лет – как считают многие – Польша, Чехия, Словения, Словакия, а также балтийские государства страдали от советского господства. Для большинства их них вступление в НАТО означает «возвращение в Европу». И вот теперь бывший угнетатель вот так просто должен быть приглашен в НАТО?

Так, например, эксперт по внешней политике национально-консервативной партии «Право и справедливость» в Польше Кароль Карски (Karol Karsky) считает, что предложение принять Россию в НАТО «является чисто интеллектуальной игрой воображения». «Россия ведь сама предпочитает выступать как противник НАТО», – подчеркивает он. Интеграция, по его мнению, «разрушит систему безопасности в Европе».

Россия в НАТО? «Через 50 лет, может быть»

Уже давно восточные европейцы упрекают остальных членов НАТО в том, что они не проявляют достаточно бдительности тогда, когда в России во всей своей полноте проявляются имперские тенденции. Так было, например, полтора года назад, когда Россия в борьбе за Южную Осетию ввела свои войска на территорию Грузии. «Россия становится все более авторитарной», -предупреждает бывший министр иностранных дел Чехии князь Карел фон Шварценберг (Karel Fuerst von Schwarzenberg). Он выступает против того, чтобы «диктатуры» становились членами НАТО. Хотя в прошлом такие случаи уже имели место: Испания, Португалия, Греция и Турция были, по его мнению, чем угодно, только не демократиями в тот момент, когда их принимали в Североатлантический альянс.

Чехи и словаки относятся к этому вопросу сдержанно, так как вооруженные силы Варшавского пакта в 1968 году по приказу из Москвы подавили «Пражскую весну».

Балтийские государства, прежде всего Эстония, недавно имели не совсем приятный опыт. Москва организовала массовые протесты представителей русского меньшинства, когда в Таллинне был перенесен памятник погибшим красноармейцам. После этого страна подверглась мощнейшей кибератаке.

Многих поляков беспокоит то, что Москва при Путине воспринимала критику в адрес Советского Союза как покушение на национальное достоинство России. Так, например, Москве до сих пор сложно признать расправу в Катыни. Сталинская секретная служба в 1940 году уничтожила более 20 тысяч польских офицеров, инженеров и преподавателей высших учебных заведений.

«Нет, – говорит князь фон Шварценберг, – НАТО должна оставаться союзом, основанным на общих демократических идеалах». Вместе с тем, он требует проведения «интенсивного диалога» по вопросам безопасности, однако о членстве в НАТО не может быть и речи. «Через 50 лет, может быть».

А что Россия? Не в этот альянс

Ну а как реагируют в самой Москве на возможное вступление в НАТО? Скорее негативно. Это объясняется, прежде всего, ограниченной – с российской точки зрения – привлекательностью этого предложения, и НАТО следует изучить вопрос о членстве Москвы.

Россия не хочет стать членом альянса. Другими словами, не хочет быть членом этого альянса. «Чтобы у России возникла реальная перспектива членства, сам альянс должен сначала измениться», отмечает издатель журнала «Россия в глобальной политике» Федор Лукьянов в интервью SPIEGEL ONLINE.

Около 60 процентов граждан России видят в сегодняшнем НАТО старого противника времен холодной войны. И новая российская военная доктрина, подписанная президентом Дмитрием Медведевым в феврале этого года, открыто называет НАТО и его расширение на восток как военную угрозу для России.

С другой стороны, Россия и НАТО уже давно связаны одной веревкой в вопросе Афганистана. Во время своего визита в Москву генеральный секретарь НАТО Андерс Фог Расмуссен пытался добиться поддержки России, он просил предоставить вертолеты местного производства, а также специалистов для обучения полицейских. Россия не отказывает в помощи альянсу, хотя постоянный представитель России при НАТО Дмитрий Рогозин в интервью SPIEGEL ONLINE ясно дал понять, что Россия в обмен на это требует конкретных шагов. Россия опасается поражения НАТО на Гиндукуше и дестабилизации Центральной Азии.

Однако общее стремление к тому, чтобы стабилизировать ситуацию в Афганистане, не должно вводить в заблуждение. Между Россией и альянсом продолжает существовать значительный конфликтный потенциал. Сюда относится, например, вопрос об американской противоракетной обороне в Европе.

«Сегодня в НАТО господствующее положение занимает одна страна – Соединенные Штаты, – подчеркивает эксперт по внешней политике Лукьянов. – Я не могу себе представить, чтобы Россия согласилась с американским верховенством в блоке, как это сделали европейцы».

Страх перед враждебными намерениями НАТО остается

Есть ли у такого подхода основания или нет, но факт остается фактом – ведущие российские политики и сегодня видят в НАТО военный блок, который был создан для борьбы против Советского Союза. Постоянный представитель Москвы при НАТО Рогозин в начале прошлой недели заявил, что он готов отдать миллион долларов тому, кто сможет доказать наличие у альянса исключительно мирных намерений в отношении России.

Россия выступает за новую организацию европейской и трансатлантической безопасности и при этом рассматривает себя как равного партнера в отношениях с Европейским Союзом и США. Вот уже на протяжении почти двух лет глава (российского) государства Медведев выступает за создание «трансатлантической архитектуры безопасности между Ванкувером и Владивостоком». Федеральный канцлер Ангела Меркель и президент Франции Николя Саркози активно поддержали это предложение на Мюнхенской конференции по безопасности в 2009 году. Они, конечно же, имели в виду только то, что Россия могла бы что-то добавить к уже существующим структурам. Предложение Медведева они демонстративно положили в долгий ящик.

Кроме того, предложение Рюэ, по мнению Лукьянова, оставляет еще один вопрос без ответа – отношения с Китаем. «Пекин ни в коем случае не хочет, чтобы такой военно-политический союз как НАТО приближался к его границам. С другой стороны, я не вижу среди европейцев особой готовности к тому, чтобы обеспечивать безопасность России и для этого при определенных обстоятельствах ставить на карту свои отношения с Китаем».


Беньямин Биддер (Benjamin Bidder), Ян Пуль (Jan Puhl), Грегор Петер Шмитц (Gregor Peter Schmitz) и Филипп Виттрок (Phillipp Wittrock)
Источник: "ИноСМИ"
Оригинал публикации:"Nato-Planspiele lassen Russen kalt "


 Тематики 
  1. НАТО   (232)
  2. Расширение НАТО   (65)