Советнику по национальной безопасности Соединённых Штатов, Джеймсу Джонсу, как правило, молчаливому, понадобилось двадцать слов, чтобы подвести итоги текущей внешней политики России. «Россия лояльна и находится в числе участников, и, кроме того, является прочным другом и союзником президента (Барака) Обамы в этом», – сообщил он «Фокс Ньюс» в воскресенье.
Под упомянутым Джонсом выше «в этом» имелось в виду намерение Обамы усилить давление на Иран. Он обсуждал так же то, как премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху прибыл в Москву с целью надавить на российского президента Дмитрия Медведева, чтобы тот поддержал карательные санкции в отношении Исламской Республики.
Любопытно, что заместитель главы российского Совета безопасности, Владимир Назаров, примерно в то же время рассказывал СМИ, что в Кремле не видят причин откладывать продажу Ирану своих противовоздушных систем С-300 . «Есть подписанный контракт, который мы должны выполнить, но поставки ещё не начались. Эта сделка не ограничена никакими международными санкциями, поскольку речь идёт о поставках сугубо оборонительного оружия».
Хотя ракеты С-300 можно было бы назвать «оборонительными», это оружие, на самом деле, может сделать воздушное пространство Ирана неприступным. Это оружие, меняющее правила игры, именно поэтому Вашингтон и Тель-Авив прилагают все возможные усилия, чтобы увидеть, что Кремль не поставляет его в Иран.
«Россия получала и получает много просьб и, даже, требований в отношении поставок или не поставок вооружений, – отметил Назаров. – Тем странам, которые обращаются к нам с такими призывами, лучше посмотреть на свои сделки с Грузией». Его недовольство было вызвано тем, что американцы и израильтяне поставляют «оборонительное вооружение» для стран южного Кавказа.
На прошлой неделе российская разведка сообщила о крупной израильской оружейной сделке с Грузией. Но Назаров быстро сменил тему. «Любая военная акция против Ирана взорвёт ситуацию и будет иметь крайне негативные последствия для всего мира, в том числе для России, которая является соседом Ирана», – указал он, подчеркнув, что проблемы, связанные с ядерной программой Ирана должны решаться дипломатическим путём.
Загадка американо-российской «перезагрузки»
На самом деле Джонс и Назаров не противоречат друг другу. Россия открыто провозглашает себя на мировой арене безупречным прагматичным игроком. В ноябре прошлого года, в своём послании, адресованном нации, Медведев заявил, что «мы (Россия) должны избавиться от нашего преувеличенного чувства собственной важности… Вместо хаотичных действий, продиктованных ностальгией и предрассудками, мы будем проводить разумную внутреннюю и внешнюю политику, основанную на чисто практических целях».
Американо-российская сделка по Ирану не может быть полностью исключена. Администрация Обамы, будучи решительно настроенной, протянула Москве целую пригоршню предложений. Проблема в том, что Россия рассматривает их как двойственные. Возьмите новый договор о сокращении стратегических вооружений (СНВ). Предложение помогает увековечить «стратегический баланс России». Однако США отказываются увязать договор с обязательством отказаться от своей программы противоракетной обороны, без чего Россия не хочет сокращать свои запасы ядерного оружия.
В сентябре прошлого года Обама перекрыл кислород плану Джорджа Буша-младшего по размещению позиций РЛС и ракет-перехватчиков в Польше и Чешской Республике, и Москва приняла это в лучшем духе «перезагрузки» американо-российских отношений. Но сейчас Москва смущена, узнав, что США собираются разместить ракеты «Пэтриот» в Польше и перехватчики СM-3 (ракеты-перехватчики, предусмотренные новой системой противоракетной обороны США – прим. ред.) – в Румынии.
СM-3 побудили Москву потребовать «исчерпывающих объяснений» от Вашингтона. «Как мы можем оставаться спокойными, когда иностранная военная инфраструктура, военная инфраструктура США, укореняется в районе Чёрного моря? – спрашивал на прошлой неделе в эфире российского телевидения Дмитрий Рогозин, постоянный представитель России при Организации Североатлантического договора (НАТО). – СM-3 не может непосредственно угрожать российским ядерным средствам сдерживания, но что произойдёт, если США решат заменить его в конечном итоге вторым поколением перехватчиков?».
Опять же, Вашингтон позволил возобновить консультации Россия-НАТО, которые были приостановлены после конфликта России с Грузией в августе 2008 года. Но он отказывается признавать российское право вето на расширение НАТО. На конференции по безопасности в Мюнхене 6 февраля генеральный секретарь НАТО Андерс Фог Расмуссен представил своё видение превращения альянса в глобальную организацию по обеспечению безопасности – «узла сети партнёрства по безопасности», – и призвал Россию к сотрудничеству.
В сущности, он вылил ушат холодной воды на Медведева, конкурирующего новую архитектуру безопасности, простирающуюся от Ванкувера до Владивостока. Выступая в военной академии «Эколь Милитер» в Париже 29 января, государственный секретарь США, Хиллари Клинтон, также упрекнула Медведева, указав, что европейская безопасность «значит гораздо больше», чем стратегические интересы, а также является «выражением наших ценностей».
Это разновидность учебника по Западному Просвещению, который Европейский союз обычно предназначает, чтобы свысока разговаривать с Турцией. Возражая против идеи создания «любой сферы влияния», Клинтон призвала Россию уважать соглашения о прекращении огня с Грузией, отказалась принять к сведению претензии России «по вопросу о независимости отколовшихся грузинских государств – Абхазии и Южной Осетии». Она настаивала на расширении НАТО «на самом деле повышающего безопасность и процветание России», и подчеркнула, что «НАТО должна и будет оставаться открытой для любой страны, которая стремится стать её членом».
Клинтон оценила предложения Медведева о новой архитектуре безопасности, как «очень долгий и трудоёмкий процесс», и сказала, что не чувствует необходимости в ней. По её словам, «общие цели лучше всего реализовывать в рамках существующих институтов, таких как ОБСЕ (Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе) и Совет Россия-НАТО, а не путём заключения новых договоров, что предлагает Россия».
«Благосклонная» Россия
Наконец, если Москва предполагала, что, так называемый, Северный коридор будет выступать в качестве транзитного пути для поставок НАТО в Афганистане и станет козырем в перезагрузке отношений США с Россией, теперь выясняется, что США используют маршрут скупо и предпочитают полагаться на маршруты, проходящие через Пакистан.
Очевидно, что Вашингтон хочет оставить Россию за Гиндукушем и продолжает презрительно относиться к российским предложениям о кооперации между НАТО и ОДКБ.
28 января на Лондонской конференции по Афганистану Россия предложила план по восстановлению более 140 экономических проектов советской эпохи, но США дали твёрдый, но вежливый отказ. Между тем у Москвы нет другого выбора, кроме как соглашаться с планом администрации Обамы о «воссоединении» с Талибаном и делать вид, что она не замечает второй след – вовлечение британской, саудовской и пакистанской разведки – в примирение жёсткой политики руководства талибов и сети Джалалуддина Хаккани.
Суровой реальностью является то, что обещание Обамы в Москве о «более предметных и конструктивных отношениях, основанных на взаимном уважении и общих интересах», остаётся пустыми словами.
Как недавно написал главный редактор журнала «Россия в глобальной политике», Фёдор Лукьянов, Москва столкнулась с тем, что, может быть, вызвано только системной проблемой: «Развитие конкретных критериев того, что представляет прагматическая политика правительства является сложным, поскольку понятие «прагматический» никогда не было чётко определено в политическом плане».
Поскольку дни проходят, и планы администрации Обамы по применению карательных санкций к Ирану с его ядерной программой достигают Совета Безопасности ООН, Москва должна принять решение.
В этом случае Джонс может оказаться прав. За четыре дня до его выступления, Николай Патрушев, Секретарь Совета безопасности России, заявил: «действия, которые он (Иран) совершает, в том числе, когда он приступил к обогащению низкообогащённого урана до 20%, что вызывает сомнения у других стран, и сомнения эти достаточно обоснованны. Политико-дипломатические методы важны для урегулирования. Но всему есть предел». Российский МИД позднее повторил замечание Патрушева. В прошлый вторник Обама предвкушал благосклонное кремлёвское сотрудничество с ним по Ирану.
Однако на Ближнем Востоке ничто не происходит так уж прямолинейно. Министр иностранных дел Сергей Лавров принял в Москве делегацию ХАМАС во главе с его политическим лидером, Халедом Машалем, накануне прибытия Нетаньяху. Но в понедельник после переговоров в Кремле Нетаньяху заявил, что он получил заверения Медведева, что Москва придержит свой контракт на продажу система С-300 в Иран. «По этому вопросу Россия принимает во внимание потребности по обеспечению стабильности в регионе», – сказал он журналистам.
Газета «Гаарец», ссылаясь на министерство иностранных дел Израиля, сообщила, что Москва хотела бы связать израильские поставки вооружений Грузии, о которых сообщалось, с требованием Израиля о замораживании сделки с Ираном по С-300. Однако, что касается санкций ООН против Ирана, Медведев лишь «слышал от меня (Нетаньяху) мою позицию о необходимости «зубастых» санкций. Они могут укусить, только если у них зубы. Мягкие санкции не дают эффекта».
Искусство «мотивирования»
Объективно, насколько Россия может позволить себе быть прагматичной по поводу Ирана, где её интересы не являются безосновательными? Может быть, новый договор по СНВ, который гарантирует России её потенциал ядерного сдерживания и подтверждает начало американо-российской «перезагрузки» даст Кремлю достаточные основания, чтобы проявить обеспокоенность ядерной программой Ирана?
Может быть, поэтому, Нетаниягу должен привести в состояние боевой готовности еврейское лобби в Вашингтоне, чтобы справиться с работой по «мотивированию» администрации Обамы завершить СНВ так, чтобы Россия смогла позволить принятие режима карательных санкций ООН, которые могут разубедить Иран не оспаривать позиции Израиля как чего-то вроде регионального менеджера на Ближнем Востоке.
Однако, что если СНВ будет принят, США и Россия сформируют стратегическое совместное взаимопонимание, но Пекин по-прежнему будет отвергать резолюцию о санкциях? «Мы собираемся ... через ООН в этом месяце представить санкции и добиться солидарности, – вынужден был сказать Джонс. – У нас есть громадная (международная) поддержка. Нам необходимо поработать с Китаем ещё немного ... по этому вопросу, и они не смогут не поддержать нас».
Очевидно, что в умелых руках Нетаньяху цепочка протянулась далеко. До такой степени, что, несмотря на заботу о здоровье своего мужа Билла, Клинтон вылетела в Саудовскую Аравию, которая помогает Китаю создавать стратегические запасы нефти. Но влиятельные газета «Эль-Хайят» написала в пятницу: «Кажется, Пекин готов использовать своё право вето, чтобы отклонить все решения Совета Безопасности против Ирана, поскольку Китай рассматривает Иран в качестве важного торгового партнёра».
Кроме того, нефтяное пятно сейчас расползается за пределы королевства из умелых рук короля Абдуллы – Тайвань, поисковая система «Гугл», Далай-лама, свободная торговля автомобильными деталями, стальными трубами, подарочными коробками и лентами. Тревожащие новости о мрачных, бездушных делах Ирана, кажется, не совсем подходят для восточного базара?
М.К. Бхадракумар
Источник: "ИноФорум"
Оригинал публикации