В оглавление «Розы Мiра» Д.Л.Андреева
Το Ροδον του Κοσμου
Главная страница
Фонд
Кратко о религиозной и философской концепции
Основа: Труды Д.Андреева
Биографические материалы
Исследовательские и популярные работы
Вопросы/комментарии
Лента: Политика
Лента: Религия
Лента: Общество
Темы лент
Библиотека
Музыка
Видеоматериалы
Фото-галерея
Живопись
Ссылки

Лента: Политика

  << Пред   След >>

Визит Траяна Бэсеску в Молдавию продемонстрировал усиление роли Румынии в этой стране

Визит Траяна Бэсеску в Молдавию, направленный на "размораживание" отношений между двумя странами, продемонстрировал усиление роли Румынии в этой стране, вновь актуализировал публичную дискуссию о возможном их объединении. Такого мнения придерживаются молдавские политологи в комментариях о состоявшейся в конце января двухдневной поездке главы Румынии.

В Кишиневе Бэсеску оказали радушный прием – несколько тысяч унионистов /так в Молдавии называют сторонников объединения/ вышли на улицы, чтобы поприветствовать его. Не чуждый популистских жестов, румынский лидер вопреки предписаниям протокола и мерам безопасности, пообщался с ними, что вызвало бурю патетических оваций. На их фоне Бэсеску простили и другие проколы в протоколе – перед поездкой в город Кагул на юге Молдавии он дважды оговорился, назвав его "Кабулом", что вызвало замешательство у журналистов, решивших, что речь идет о столице Афганистана. Затем глава Румынии понизил в должности сопровождавшего его и.о. президента, председателя парламента Молдавии Михая Гимпу, публично назвав "министром". Эти казусы весь день демонстрировали и оживленно комментировали местные и румынские телеканалы, перемежая их церемонией обмена орденами между главами двух стран, на которой Бэсеску и Гимпу обменялись высшими наградами своих стран – "Орденом Республики" и "Звездой Румынии".

Молдавские унионисты преподнесли Бэсеску и другой подарок: накануне его приезда 35 молдавских общественных организаций выступили с заявлением, в которые указали на "порочность и незаконность" пакта Молотова–Риббентропа, по которому, как они считают, в 1940 году территория современной Молдавии незаконно отошла от Румынии к СССР. Авторы документа призвали пересмотреть положения этого документа и "объединить румынский народ". Масла в огонь подлил глава МИД Румынии Теодор Баконски, который накануне в официальном заявлении назвал Молдавию Бессарабией /так называлась эта территория в составе Румынии/, отметив, что Бухарест "отвергает любые попытки говорить о какой-либо другой нации или каком-либо другом языке, нежели румынском, в этом регионе".

Это вызвало неоднозначную реакцию, как у ряда молдавских политиков, так и населения Молдавии, подавляющая часть которого считает себя молдаванами и выступает против объединения с Румынией. Ситуацией не преминула воспользоваться оппозиционная партия коммунистов, которая контролирует почти половину мест в парламенте. Ее лидер – бывший президент Молдавии Владимир Воронин выступил с резкой критикой в адрес Гимпу и Бэсеску. Реакция бывшего главы Молдавии понятна – в ходе прошедших в апреле прошлого года беспорядков в Кишиневе недовольные коммунистами демонстранты, среди которых были и сторонники Гимпу, разгромили парламент и резиденцию президента, водрузив над ними румынские флаги. В ответ Воронин обвинил Бухарест в дестабилизации ситуации в стране, выслал румынского посла и ввел визовый режим на границе двух стран. Однако пришедшая к власти после досрочных выборов в июле прошлого года коалиция либеральных партий отменила эти решения и объявила курс на интеграцию с ЕС и сближение с Румынией, после чего отношения с Бухарестом стали нормализовываться.

Накануне визита президент Румынии выразил надежду, что приезд в Кишинев "станет предпосылкой для восстановления между двумя странами отношений, основанных на доверии, солидарности и общих чаяниях". В выступлении перед аккредитованными в Бухаресте дипломатами он отметил "особые отношения между двумя странами, которые связывает общая история, общий язык и культура", и высказался в поддержку европейских устремлений Кишинева, реанимировав старую инициативу о "необходимости включения республики в пакет балканских стран в части их интеграции в Европейский союз". А глава МИД Баконски инициировал учреждение лоббистского "комитета друзей Молдавии" в Брюсселе, в который вошли главы внешнеполитических ведомств шестнадцати стран ЕС.

Переговоры Бэсеску в Кишиневе были насыщенными – стороны планировали распределить "зависшие" с прошлого года 130 млн евро, которые Евросоюз предоставил на совместные проекты Румынии, Молдавии и Украине. Заминка была вызвана замораживанием отношений между двумя странами, которое случилось после апрельских беспорядков. Кроме планов раздела европейских денег Бэсеску привез в Кишинев обещание выделить Молдавии в ближайшие четыре года безвозвратную помощь в сумме 100 млн евро, которая будет направлена на развитие образовательной и сельской инфраструктуры. Правда, механизм выделения этих средств пока не известен, как и то, откуда они у правительства Румынии, которое уже год умоляет МВФ срочно выделить кредит в 2 млрд евро для спасения обваливающейся из-за мирового кризиса экономики.

Впрочем, для других обещаний Бэсеску большие затраты не нужны – он заверил молдаван, что облегчит для них въезд в Румынию и упростит получение румынского гражданства. А к уже имеющимся четырем тысячам бесплатных мест для обучения молдавских школьников и студентов в румынских лицеях и университетах добавлена еще тысяча. Кишиневу также предложено осуществить совместные проекты взаимоподключения энергетических и транспортных систем.

По мнению молдавских и румынских политологов, эти предложения характерны для румынского видения отношений между двумя странами, которые Бухарест воспринимает в рамках геополитической и культурологической концепции – "два государства, один народ". Это подтвердил и сам Бэсеску, заявив журналистам, что "в жилах румын и молдаван течет одна кровь".
В Кишиневе глава Румынии вновь подтвердил отказ подписывать с Молдавией договор о государственной границе, объяснив это "нежеланием лишний раз подкреплять своей подписью историческую несправедливость пакта Молотова- Риббентропа".

Вместе с тем, он заявил, что готов немедленно начать работу по соглашению о режиме государственной границы между двумя странами, которая была установлена Парижским мирным договором в 1947 году. Бэсеску пояснил, что видит логику движения Молдавии в ЕС "не в консолидации ее границы с ЕС, а поэтапном ее стирании". Касательно заключения базового политического договора, румынский лидер предложил заменить его договором европейского партнерства, призванного обеспечить максимальную помощь со стороны Румынии в скорейшей интеграции Молдавии в ЕС.

Если унионистов, которые воспринимают Бэсеску как эдакого проводника в европейский рай, эти заявления вызвали восторг, то у большей части молдавского населения и политиков – иную реакцию. Она объясняется, в частности, тем, что в Молдавии по-прежнему нет преобладающих настроений в пользу объединения двух стран. И хотя в последнее время здесь наблюдается рост прорумынских симпатий, недавно проведенные социологические исследования фиксируют этот сегмент на уровне не более четверти населения. Свидетельством тому и прошедшая в 2004 году перепись, в ходе которой румынами себя назвали всего 2 проц. жителей.

Правда, в отличие от жесткой реакции коммунистов, другие молдавские партии отреагировали на высказывания Бэсеску сдержанно. В частности, Демократическая партия, лидером которой является бывший коммунист и спикер парламента Мариан Лупу, призвала его подписать Базовый договор и договор о границе. По мнению Лупу, это "будет способствовать переходу отношений между двумя странами в новое качество, создаст условия, при которых обострения станут невозможны".

Переговоры о подписании этих договоров между Кишиневом и Бухарестом идут с 1995 года. В 2000 году документы были парафированы главами МИД, но подписать их тогдашние президенты Петр Лучинский и Эмиль Константинеску не успели. Одной из проблем, возникших при подготовке этих документов, стал язык, на котором они составлены. Дело в том, что официальный Бухарест не признает существование отдельного молдавского языка, считая его полностью идентичным румынскому, в то время как молдавский является официальным по Конституции Молдавии. Со своей стороны, в Кишиневе отказывались заключать базовый договор, ставя в качестве условия румынской стороне подписание договора о границе.
Тем не менее, по мнению молдавских политологов, в последнее время влияние Румынии в Молдавии растет. Это заметно и по присутствию в СМИ – только за последние полгода здесь открылись два мощных румынских медиахолдинга, которые в скором времени будут полностью доминировать на местном информационном поле. Продвижение румынских интересов поддерживает часть молдавских политиков, открыто бравирующих своими унионистскими взглядами, в числе которых врио президента Гимпу и его племянник – мэр молдавской столицы Дорин Киртоакэ. Растет число желающих получить румынское гражданство – только в прошлом году им обзавелись около 20 тыс. жителей республики. Всего же, по некоторым данным, Румыния выдала паспорт более 120 тыс. молдаван, еще десятки тысяч подали документы на его получение.

Правда, молдаване гонятся за румынским гражданством не из патриотических чувств или исторической памяти, а скорее из желания свободно ездить в страны Евросоюза в поисках работы. Но пользуясь их стремлением учиться и работать на Западе, Бэсеску пообещал ускорить процесс раздачи паспортов. Полтора месяца назад румынские депутаты приняли постановление об упрощении процедуры предоставления гражданства иностранцам. Теперь правом на его получение обладают лица, проживавшие на территории Румынии в ее границах до 1940 года, включая современную Молдавию, а также часть Одесской и Черновицкой областей Украины. В этот перечень входят и потомки этих людей до третьего колена. При этом знание румынского языка необязательно, а срок рассмотрения заявления – не более 5 месяцев. Надо сказать, что эти условия выгодно отличаются от процедуры предоставления российского гражданства, осилить которую в Молдавии по силам считанным людям. Социологи указывают на то, что наступающая смена поколений окончательно закрепляет принадлежность к румынской идентичности в сознании большей части молдавской молодежи. Некоторые политологи считают, что попытки разжигания "румынофобии" в молдавском обществе, которыми неуклюже занимаются некоторые молдавские политики, только приводят к консолидации унионистских настроений. По их мнению, погасить возможный конфликт можно только "сделав Молдавию удобной площадкой для развития отношений Румынии с Россией".

Ближайшее будущее покажет, в какой мере политики и общество в Молдавии будут способны адекватно воспринять новые политические реалии, вытекающие из усиления роли Румынии в Молдавии. Что касается разговоров об объединении двух стран, то на сегодняшний день это не более чем громкие слова. И не только потому, что против этого выступает подавляющее большинство молдавских политиков и жителей. В Бухаресте понимают, что переживающая тяжелейший кризис румынская экономика не потянет столь дорогостоящий проект. А надежды, что средства выделит пресытившийся расширением ЕС или те же США эфемерны. Нельзя сбрасывать со счетов и фактор России, которая еще сохраняет в регионе сильное влияние, как экономическое, так и идеологическое. Не последнюю роль играет и проблема Приднестровья. "Тема объединения становится предметом бурного обсуждения каждый раз, когда происходят встречи между руководителями двух государств", – напоминает в комментарии о визите румынское агентство Impact news. "Реальное же объединение", по мнению агентства, возможно только тогда, когда Румынии удастся превзойти Россию во влиянии на Кишинев.

Источник: По материалам ИТАР-ТАСС
При полном или частичном использовании данного материала ссылка на rodon.org обязательна.


 Тематики 
  1. СНГ   (169)
  2. Восточная Европа   (56)