"Медовый месяц" в отношениях Пекина с новой американской администрацией, похоже, не вполне удался. К такому неутешительному, но вместе с тем очевидному в данной ситуации выводу приходят многочисленные свидетели разворачивавшейся в последние несколько недель многоэтапной интриги вокруг планируемой поставки Вашингтоном на остров Тайвань крупной партии передовых вооружений и военной техники.
Традиционный раздражитель в китайско-американском диалоге – наряду с проблемами Тибета и Синьцзяна, прав человека и неутихающими экономическими спорами, порой грозящими перерасти в торговые войны, – тайваньский фактор, были уверены в Пекине, непременно займет свое место и во внешнеполитическом арсенале Барака Обамы, которому, разумеется, не с руки отказываться от столь эффективного рычага давления на Китай. Но то обстоятельство, что "оружейная карта" была разыграна Вашингтоном так скоро и без излишних прелюдий, заставило власти КНР всерьез задуматься: а так ли уж весом для США позитивный "багаж" двусторонних связей, накопленный за недолгий пока период президентства нового хозяина Белого дома, и оправдаются ли связывавшиеся с его приходом надежды на то, что отношения двух стран, не в пример временам Буша-младшего, все же устремятся к новым высотам?
Чтобы детально разобраться в тонкостях нынешнего конфликта Пекина и Вашингтона вокруг поставок Тайваню оружия, целесообразнее начать... с конца. А именно – с представления, сделанного на сей счет 30 января заместителем министра иностранных дел КНР Хэ Яфэем послу США в Китаю Джону Хантсмену. Документ, следует отметить, сколь эмоциональный, столь же и информативный, ибо четко очерчивает краткую предысторию вопроса и суть конкретных претензий Поднебесной к США, а, главное, наконец-то прямо говорит о так давно обещанных местными властями "ответных действиях" и "серьезных последствиях" данного необдуманного шага Соединенных Штатов для двусторонних отношений.
"Заместитель министра иностранных дел КНР Хэ Яфэй, – указывается в заявлении МИД Китая от 30 января, – в экстренном порядке вызвал к себе сегодня посла США в Китае Джона Хантсмена и сделал ему серьезное представление по поводу озвученных Вашингтоном планов продать Тайваню вооружения и военную технику /ВВТ/ на сумму 6,4 млрд долларов".
Речь, уточним, идет о поставке Тайбэю 60 боевых вертолетов "Блэк хоук", 114 зенитно-ракетных комплексов /ЗРК/ "Пэтриот-3", двух тральщиков класса "Оспри", 12 противолодочных ракет "Гарпун" и усовершенствованной командной системы "По Шэн". Сделка эта, даже находясь на стадии планирования, обоснованно тревожит Пекин не только с политической точки зрения. Ни для кого не секрет, что обладание островом подобными передовыми ВВТ /прежде всего ЗРК "Пэтриот-3"/ в целом все же не способно сколь-либо серьезно изменить в его пользу баланс сил в Тайваньском проливе, как этого не произошло бы и в том случае, если бы Вашингтон все же решился включить в этот пакет и столь желанные для администрации Ма Инцзю многоцелевые легкие истребители F-16 C/D и дизельные подводные лодки. Тем не менее, осознают китайские военные, наличие у Тайваня такого оружия в принципе не исключает возможности его последующей интеграции в систему американского передового военного базирования в регионе, а в далекой перспективе – и в предполагаемую структуру ПРО ТВД США в Восточной Азии. Так что и озвученной номенклатуры поставок было достаточно, чтобы вызвать обоснованный гнев КНР.
"Данный шаг США, – заявил Хэ Яфэй, – серьезно нарушает положения трех американо-китайских заявлений и, в особенности, коммюнике от 17 августа, он является грубым вмешательством во внутренние дела КНР, создающим угрозу ее государственной безопасности и препятствующим делу мирного объединения Китая. В этой связи китайская сторона выражает свое решительное возмущение и серьезный протест".
Напомним, что в совместном коммюнике от 17 августа 1982 года, о нарушении которого Вашингтоном китайская сторона за последние недели напоминала ему с завидной регулярностью, США обязались "не придавать продаже Тайваню оружия характера долгосрочной политики, постепенно сокращать объемы таких поставок и в течение определенного периода времени окончательно разрешить эту проблему". "Однако, – с сожалением констатировало внешнеполитическое ведомство Поднебесной, – на протяжении нескольких лет Соединенные Штаты не только не сокращали уж тем более не прекращали поставки оружия на остров, но и продолжали продавать ему именно передовые ВВТ, таким образом серьезно нарушая взятые на себя обязательства".
Что же, спрашивается, заставляло Вашингтон все это время вести себя столь неподобающе? Во-первых, говоря о злополучных трех совместных заявлениях, нельзя забывать и об американском Акте об отношениях с Тайванем 1979 года. В этом документе США обязались – но на этот раз перед собой – не только снабжать Тайбэй оружием для нужд его обороны, но и встать на защиту острова, если материковый Китай все же попытается взять его под свой контроль, используя для этого военную силу. Декларируемое следование Вашингтона политике "одного Китая" отнюдь не мешает ему вооружать одну из провинций КНР /что проистекает из сути данного принципа/ фактически против центральных властей. Казалось бы, предельно яркий, но в целом типичный пример поведения США, поднаторевших в реализации пресловутых "двойных стандартов". Но при Обаме этот вопрос, как выяснилось, заиграл и новым гранями.
Проблема поставок острову ВВТ по большей части досталась администрации Обамы, что называется, "в наследство" от прежнего хозяина Белого дома – именно Буш- младший в октябре 2008 года впервые озвучил намерение продать Тайваню означенный пакет вооружений на сумму 6,4 млрд долларов. Но судьба распорядилась таким образом, что с течением времени вопросом "продавать или не продавать" озаботился и сам первый темнокожий президент Соединенных Штатов. Виной тому – глобальный финансовый кризис, который заставил его пойти на беспрецедентное сворачивание ряда дорогостоящих военных программ. Поэтому неудивительно, что в настоящий момент американские финансово-промышленные и военные круги видят в этой сделке прежде всего удачную возможность компенсировать понесенные ими потери. Именно влияние представляющих их интересы лоббистов на теряющего популярность у населения президента следует считать одной из главных причин, побудивших Вашингтон пойти на заведомо болезненный для Пекина шаг: заявления заявлениям рознь, но звонкая монета /особенно если речь идет о солидной сумме в 6,4 млрд долларов/ всегда ценилась в Соединенных Штатах выше внешнеполитических обязательств, а рейтинг у избирателей – выше доверия партнеров по международной арене. Ведь последние, как правило, рано или поздно уходят с политической авансцены, а вот электорат еще понадобится для обеспечения второго президентского срока.
"В условиях, когда в последнее время контакты между берегами Тайваньского пролива характеризуются неустанным улучшением и развитием, США... объявили о новых планах поставок острову ВВТ, чем серьезно дезориентировали тайваньскую сторону и дали ложный подстрекающий сигнал сторонникам "независимости" острова, тем самым нанеся вред миру и стабильности в проливе, – заявил американскому послу Хэ Яфэй. – В этой связи мы не можем не спросить: в конечном счете, поддерживает ли Вашингтон мирное развитие отношений между берегами пролива? Или США намерены создать там новый очаг нестабильности?"
Вопрос, что ни говори, действительно острый... После прихода к власти на острове партии Гоминьдан новая тайваньская администрация во главе с Ма Инцзю взяла очевидный курс на активное сближение, по большей части экономическое, с материком. Возобновление контактов по линии пекинской Ассоциации за развитие связей через Тайваньский пролив и тайбэйского Фонда обменов через пролив позволило сторонам в сжатые сроки достичь, в частности, договоренностей об открытии прямого регулярного авиа- и морского сообщения, полным ходом идет подготовка к подписанию Рамочного соглашения об экономическом сотрудничестве. Примечательно также, что Вашингтон объявил о поставке оружия на остров сразу же после завершения в Пекине рабочего совещания по делам Тайваня, участники которого констатировали, что "в отношениях между берегами пролива наступило время еще более тесных контактов".
Серьезную озабоченность Пекина возможными последствиями американского демарша выдает и упоминание о "ложном подстрекающем сигнале сторонникам "независимости" острова". Здесь хорошо помнят, что итоги прошедших в начале декабря прошлого года на Тайване выборов в местные органы власти высветили обозначившееся падение рейтинга Гоминьдана и популярности возглавляющего ее Ма Инцзю у избирателей. Утрату ими двух из имевшихся ранее четырнадцати мандатов здесь склонны связывать с выявившейся неспособностью властей выполнить ряд своих предвыборных обещаний /например, обуздать безработицу/ и ошибками, допущенными ими при ликвидации последствий тайфуна "Моракот", обрушившегося на остров в августе 2009 года. Тем не менее, злые языки, выражающие точку зрения оппозиционной Демократической прогрессивной партии, настаивают, что "поражение" Гоминьдана – естественное следствие недовольства электората курсом Ма Инцзю на сближение с Пекином.
Отметим, что у Пекина есть и еще один повод для опасений. В тексте представления о нем прямо не говорится, но те, кто последние несколько месяцев внимательно следил за развитием отношений между КНР и ее ведущими международными партнерами, поймут, о чем идет речь. Дело в том, что Китаю очень не хотелось бы, чтобы примеру Соединенных Штатов последовали другие страны, которые и до этого не демонстрировали готовность идти ему навстречу в диалоге по тайваньской проблеме.
Симптоматичным в этой связи стал отказ лидеров Евросоюза, премьера Канады и того же Обамы от использования более выгодной для Поднебесной формулировки "об уважении суверенитета и территориальной целостности КНР применительно к Тайваню" взамен прежнего тезиса о "приверженности политике "одного Китая". Ну а конкретным подтверждением обоснованности такого рода опасений материка стала новость от намерении Тайбэя закупить у европейского концерна "Еврокоптер" 20 военных вертолетов ЕС-225 для морской разведки на общую сумму 111 млн долларов – конечно же, это не 6,4 млрд долларов, но прогнозировавшийся Пекином сценарий худшего развития событий может продолжить сбываться.
"В прошлом году, – продолжил Хэ Яфэй, – совместные усилия США и КНР привели к достижению существенного прогресса в их отношениях". Но, увы, констатировали в Пекине, ни согласованные действия двух стран по преодолению последствий глобального финансового кризиса, ни повышение уровня стратегического диалога между двумя государствами, как выяснилось, не являются для США настолько значимыми, чтобы ими нельзя было рискнуть ради достижения сиюминутных внешне- и внутриполитических выгод. "Решение президента Обамы все же претворить в жизнь планы предыдущей администрации США по поставке оружия на Тайвань, а также введение Соединенными Штатами протекционистских мер против Китая серьезно осложнили двусторонние связи", – отметили в МИД КНР.
"В этой связи Китай призывает США поторопиться с осознанием вредоносного характера планируемой сделки, всерьез отнестись к позиции КНР по данному вопросу, немедленно аннулировать ошибочное решение о продаже острову оружия и прекратить такого рода поставки , – указывалось в документе. – В противном случае, американская сторона будет целиком ответственна за все серьезные последствия этого шага".
А пока, решили в Пекине, "поскольку поставки американских ВВТ на Тайвань уже нанесли серьезный урон двусторонним отношениям, Китай решил приостановить военные контакты с США и отложить предстоявшие в ближайшее время консультации на уровне заместителей министров по вопросам стратегической безопасности, контроля над разоружением и нераспространения оружия массового уничтожения". Таким образом, под угрозой срыва оказались визиты в 2010 году в Китай главы Пентагона Роберта Гейтса и председателя Комитета начальников штабов ВС США Майкла Маллена. А ведь незадолго до этого Гейтс, например, выражал искреннюю надежду на успех переговоров с китайской стороной по поводу ее ядерного арсенала.
Тем не менее, какой-либо действительно существенной и нужной Пекину реакции Вашингтона на данный шаг пока не последовало. Выразив "сожаление" по поводу намерения КНР прервать военные контакты, там лишь констатировали, что "с учетом наших обширных отношений с Китаем мы урегулируем этот вопрос, как не раз делали в прошлом". То есть, фактически проигнорировали соответствующий "мессидж" китайской стороны.
Предельно сдержанную реакцию Вашингтона вызвало и упоминание в представлении того факта, что "данная ситуация окажет неизбежное влияние и на сотрудничество двух стран по важным международным и региональным проблемам". Американские власти, парировал Вашингтон, исходят прежде всего из того, что качество связей США и КНР позволяет им "работать вместе над вопросами, вызывающими обоюдную обеспокоенность – над стабилизацией мировой экономики, по проблемам нераспространения, прежде всего, в отношении Северной Кореи и Ирана".
Вместе с тем, некоторое нездоровое оживление в Соединенных Штатах вызвал следующий пассаж заявления МИД КНР : "Китай применит адекватные санкции к американским компаниям, вовлеченным в процесс поставок Тайваню вооружений". Как дипломатично выразился в этой связи пресс- секретарь Белого дома Роберт Гиббс, администрация Обамы нашла этот решение "неоправданным".
"Неоправданным" и "странным" сочли его и многочисленные американские корреспонденты, аккредитованные в Пекине, которые буквально заваливали официального представителя МИД КНР Ма Чжаосюя вопросами о причинах столь сурового подхода к этим компаниям. Ретивые журналисты особо упирали на то обстоятельство, что нынешний спор – "дело двух государств" и, мол, несправедливо втягивать в него конкретных поставщиков вооружений. Продолжают звучать и вопросы о том, какими конкретно будут санкции в отношении "провинившихся" оружейных корпораций – речь идет о четырех – "Сикорский", "Локхид-Мартин", "Рэйтеон" и "Боинг". Звучат они еще и потому, что первые три практически не представлены на китайском рынке, поэтому "покарать" их, надо сказать, будет весьма затруднительно. Что же до "Боинга", то его с КНР связывают столь масштабные контракты, что наложить на эту компанию какие-либо санкции означает в первую очередь ударить по интересам самого Китая.
В экспертном сообществе КНР подобный шаг, напротив, сочли вполне обоснованным и соответствующим мировой практике.
"Никто не в праве умалять полномочия страны на применение ею санкций в отношении компаний, угрожающих ее национальной безопасности", – считает сотрудник Института международной торговли и экономики министерства коммерции КНР Мэй Синьюй.
"США наконец-то следует осознать, – вторит ему профессор Института международных исследований Пекинского университета Ван Юн, – что Китай будет стойко защищать свои коренные интересы, в том числе суверенитет и территориальную целостность". Его коллега по Пекинскому университету профессор Чжу Фэн, в свою очередь, считает, что "данное решение Пекина свидетельствует в пользу его решимости противопоставить планам США по поставке Тайваню ВВТ адекватные контрмеры".
Собственно говоря, обещания на время приостановить военные контакты с Вашингтоном, отсрочить соответствующие консультации и применить санкции в отношении поставщиков оружия – это пока все, чем Пекин конкретно ответил на американский демарш. Здесь хорошо понимают, что дальнейшее обострение конфликта применительно к другим сферам двусторонней кооперации, например, в экономике, конечно же, больно ударит по Соединенным Штатам, но, что главное, в разы больнее – по самой Поднебесной. В отличие от "страны равных возможностей", тут действительно ценят накопленный за недолгий период сотрудничества с администрацией Обамы позитивный опыт взаимодействия и намерены не только не "разбазарить", но и приумножить его в расчете на то, что США в будущем не рискнут поставить на карту – "оружейную", "торговую", "тайваньскую", "тибетскую", "правочеловеческую" или иную – весь комплекс американо-китайских отношений.
Негодующим же американцам, во весь голос сетующим на "беспрецедентность" ответных шагов Пекина, перефразируя знаменитого вайнеровского героя, можно лишь посоветовать "вовремя разбираться со своими внешнеполитическими приоритетами и передовое вооружение кому попало не поставлять".
Источник: По материалам ИТАР-ТАСС
При полном или частичном использовании данного материала ссылка на rodon.org обязательна.