Кабул осторожно возвращается к своей ежедневной давке и суматохе через день после нападения Талибана, которое потрясло центр города и опасно приблизило жестокие реалии войны к президентскому дворцу и зданиям ключевых министерств.
Однако дерзкая атака 18 января, в которой только 7 боевиков-смерников Талибана смогли взорвать бомбы, разрушившие торговый центр, приведшая к затяжной перестрелке с афганскими военными, вызвала серьёзные вопросы о состоянии безопасности даже в местах, считавшихся относительно защищёнными.
Джамал Насир описывает озабоченность своего коллеги – резидента в Кабуле в интервью агентству «Рейтер». «Вчерашняя обстановка была ужасной в Кабуле. Все думали, что делать, – говорит он. – Это было положение,когда ситуация вышла из-под контроля, один мой родственник после вчерашнего инцидента решил покинуть страну».
Угроза плану МакКристалла
Нападение, результатом которого были 3 убитых афганских солдата и 2 мирных жителя, а также 70 раненых, также продемонстрировало способность Талибана поразить самую основу плана американцев, реализуемого командующим силами США и НАТО генералом Стенли МакКристаллом. План нацелен на обеспечение безопасности городских районов, причём предполагается настроить афганский народ против Талибана, в то же время укрепляя уверенность афганцев в способности их собственных военных их защитить.
Гарун Мир, возглавляющий Политический и Исследовательский центр Афганистана, рассказал «Рейтер», что можно извлечь много уроков, в значительной мере позитивных, из насилия, которое наблюдалось 18 января в центральном районе Кабула.
«Если эти [нападающие] могут пройти через блокпосты со своим оружием, снаряжением и взрывчаткой, это означает, что им до сих пор удаётся подкупать некоторых полицейских, и что в правительстве Афганистана ещё остаются некоторые слабые места», – сказал он.
Однако г-н Мир полагает, что «самое важное – то, что всё это могло обернуться очень плохо. Это могло обернуться захватом людей, зданий, и большим числом убийств. Но нам повезло, что афганские силы безопасности смогли нейтрализовать и убить этих семерых смертников с бомбами».
«Это большое достижение и большой успех», – добавил он.
Все семеро талибов из числа нападающих были убиты афганскими силами безопасности или взлетели на воздух, когда подорвали свои начинённые взрывчаткой жилеты.
После нападения остались обугленные остатки главного торгового центра, где несколько засевших нападающих несколько часов вели бой с силами безопасности.
Томас Раттиг, бывший дипломатический представитель ООН и Европы в Афганистане, до сих пор пристально наблюдает за политической ситуацией и бнзопаснотью в регионе. Он сообщил «Радио Свобода/Свободная Европа», что Талибан стремится показать, что он может «атаковать где угодно и когда угодно», но недооценивает эффект плана МакКристалла по защите ключевых населённых центров.
«Это подрывает [план МакКристалла], но только до определённой степени, – заявил он. – Потому что эти действия Талибана, думаю, не нацелены на взятие под контроль населённых центров. Они вызывают разрушения, они убивают людей, причиняют вред имуществу и показывают, что здесь очень небезопасно. Но защищать населённые центры также означает препятствовать их переходу в руки Талибана, и, я думаю, мы не в таком положении».
Война vs. примирение
Раттиг, однако, предположил, что миссия, порученная 40 000 военных, которые присоединятся к уже находящимся в Афганистане 100 000, возможно, ошибочна.
Это [увеличение] – попытка охотиться за повстанцами – повстанцами, которые не только не готовы к примирению, но и в то же время наносят им удар в спину, так сказать», – говорит он.
Выступая перед журналистами после атаки 18 января, Амрулла Салих, глава разведки, прямо указал на сеть Талибана, возглавляемую Джалалуддином Хаккани, командиром времен антисоветского джихада, и его сыном, Сирахуддином Хаккани, который, как считают афганцы, действует из убежищ на территории соседнего Пакистана.
Салих сказал, что эти нападения не стоит рассматривать как победу противника.
«Сегодняшняя атака ни в коей мере не является успехом врага, – заявил он. – Они не могут претендовать на доверие за то, что ворвались в торговый центр и просто вслепую стреляли по гражданскому населению. Это будет способствовать дальнейшему укреплению воли и стремления нашего народа к тому, чтобы знать, что они собой представляют, и это еще больше усилит поддержку афганских сил безопасности». Абдул Вахит Такат, бывший в коммунистический период сотрудником афганской разведки, соглашается. Он рассказал на Радио «Свободный Афганистан» («Радио Свобода/Свободная Европа» – прим. пер.), что афганское правительство и международные силы, которые их поддерживают, должны быть более изобретательными в противостоянии Талибану.
Он приводит в пример успехи поддерживавшегося Москвой режима президента Махаммада Наджибуллы, который пережил распад Советского Союзав 1991-м году и продержался почти три года после вывода Красной Армии в 1989 г.
«Они должны консультироваться с нашими бывшими коллегами из разведки по поводу партизанской войны, – сказал он. – Они, кроме того, должны формировать партизанские отряды, потому что только партизанская тактика, разведывательные манёвры и точные разведданные могут быть защитой в партизанской войне».
Раттиг полагает, что для продвижения в Афганистане западные и афганские лидеры должны будут переосмыслить имеющуюся доктрину борьбы против мятежников, которая применяется сейчас в стране.
«Я думаю, что единственный путь, который будет очень тяжёлым и трудным, а иногда очень болезненным, – это пытаться достичь политического урегулирования с повстанцами, чтобы снизить уровень насилия и установить мир в долгосрочной перспективе», – сказал он.
Абу Бакр Сиддик
Источник: "ИноФорум"