"Власти Таиланда задержали самолет Ил-76, перевозивший 35 тонн оружия из Северной Кореи", – под таким заголовком с пометкой "срочно" 12 декабря вышло первое сообщение на страницах таиландской прессы о задержании в военном аэропорту Бангкока "Дон Мыанг" самолета с грузом оружия на борту. В этом же сообщении газеты "Нейшн" со ссылкой на секретариат премьер-министра прошла информация о том, что "самолет был задержан в результате спецоперации таиландской и американской разведок". Новость стала настоящей мировой сенсацией, однако до сих пор не все тайное стало явным. На поверхности есть несколько вариантов развития событий – о некоторых из них можно узнать в прессе, другие спрятаны много глубже и пока были озвучены только в кулуарах.
Итак, самолет Ил-76, принадлежащий грузинской компании "Air West Georgia", следовавший из Пхеньяна, совершил посадку в Бангкоке для дозаправки 11 декабря в 16:00 по местному времени – 12:00 мск. Тогда же на его борт поднялись сотрудники таиландских спецслужб и попросили экипаж проследовать в гостиницу, а также сообщили о намерении досмотреть груз. Как рассказал корр.ИТАР-ТАСС штурман Виктор Абдуллаев, пятеро членов экипажа /четверо граждан Казахстана и один белорус/ отправились в гостиницу Бангкока. "Все трое поехали с нами, мы поужинали, за ужином они расспрашивали нас о характере груза, что вы везли, что там, в ящиках? Неоднократно интересовались, сколько конкретно нам заплатили за этот рейс", – рассказал Абдуллаев. "Мы ответили тогда и подтверждаем сейчас, что никаких дополнительных средств, кроме ежемесячной зарплаты, мы не получали, никто нам ничего не платил, – продолжил Абдуллаев. – На следующий день нас привезли в аэропорт, кстати, самолет на ночь никто не опечатал, мы поднялись на борт и начали занимать свои места в лайнере. Я, к примеру, пошел в свою рубку, командир в кабину, начали проверять и настраивать оборудование, однако представители спецслужб везде следовали за нами. Затем туда стало съезжаться их командование, набежали военные, окружили самолет, спецназ с оружием; нам сообщили, что они подозревают, что груз, находящийся в опломбированных деревянных ящиках не гражданский, а военный", – продолжил Абдуллаев. Далее, по его словам, экипаж попросили начать разгрузку самолета. По данным полиции и военных экспертов, на борту Ил-76 находилось 35 тонн оружия. Летчики категорически опровергают данную информацию. По словам командира Ильяса Исакова, пред вылетом из Пхеньяна экипаж видел на борту обыкновенные шестиметровые трубы. "Этих труб было тонн 25, остальное было упаковано в два заваренных опломбированных деревянных ящика, которые были обшиты белой материей с обыкновенной гражданской маркировкой", – сообщил командир в интервью ИТАР-ТАСС. "Согласно контракту, представленному украинской фирмой "Авиатек", груз состоял из "механических частей". В характеристиках было написано, что он общегражданского назначения", – отметил он.
По данным штурмана Абдуллаева, "экипаж оружие не видел вообще". "Мы оружие вообще в глаза не видели – ни при погрузке самолета, ни после посадки в Бангкоке, согласно необходимым документам, мы перевозили груз общего назначения "механические запчасти", – подчеркнул штурман.
"Далее нас попросили начать разгружать самолет, – сказал Абудллаев. – Командир экипажа Ильяс Исаков с помощью смс-сообщений связался с Киевом, компанией "Авиатек", которая зафрахтовала самолет, они сказали нам "разгружайте". "При нас опломбированные ящики никто не открывал, – добавил он. – Никто из нас также не был приглашен для досмотра груза позднее".
В заявлении экипажа, переданного в ИТАР-ТАСС, также говорилось о том, что "в Пхеньяне во время загрузки самолета экипаж находился в гостинице. На борту мы нашли опечатанный и опломбированный груз. Мы только проверили крепления", – указано в заявлении. "Мы не должны были участвовать в досмотре груза, так как это дело таможенных служб", – продолжили члены экипажа. Обе компании – "Air West Georgia" и украинская "Авиатек" – заверили нас, согласно контракту, что груз носит гражданский характер. Мы являемся только перевозчиками грузов гражданского и общего назначения, мы не занимаемся перевозкой военных грузов. Если бы мы знали, что самолет загружен оружием, мы отказались выполнять полет".
Таким образом, по данным экипажа, никто из задержанных не видел оружия. Кроме того, в прессе также не публиковались фотографии конфискованного груза, было сообщено, что он находится на военной базе в провинции Накхонсаван.
Экипаж был задержан и помещен в тюрьму "Клонг прем". Там, кстати, содержится российский бизнесмен Виктор Бут, экстрадиции которого требуют США.
США полностью опровергли причастность к спецоперации. Вечером 12 декабря пресс-секретарь американского посольства в Бангкоке заявил, что "слышит об этом первый раз и вообще ничего не знает". Более американцы в данную ситуацию не вмешивались и от каких-либо комментариев также воздерживались.
Далее корр.ИТАР-ТАСС удалось узнать маршрутный план полета Ил-76. Он пролегал по извилистой кривой Киев-Баку- Бангкок-Пхеньян-Бангкок-Коломбо- Футжейра-Киев. Полетное задание летчикам было выдано грузинской авиакомпанией "Air West Georgia". Грузинской компанией-оператором были выданы разрешения на пролет над территориями Украины, Азербайджана, Ирана, Омана, Мальдив, Шри-Ланки, Мьянмы, Таиланда, Лаоса, Китая, КНДР и ОАЭ.
В это же время все три страны – Казахстан /самолет ранее принадлежал казахскому предпринимателю Зыкину/, Украина и Грузия начали активно открещиваться от ситуации, стараясь остаться в стороне от инцидента. Украинский Совет Безопасности даже опубликовал заявление, в котором обвинил "некоторые российские СМИ в стремлении нанести имиджу Украины ущерб и связать задержанный самолет с украинской стороной". Кроме того, спецслужбы Украины распространили информацию о том, что якобы "задержание самолета в Таиланде – это блестящая операция украинской контрразведки". Агентство УНИАН со ссылкой на источники рассказало о том, что "украинцы ждали самолет в Киеве, однако спецслужбы другой страны узнали об изменениях полетного плана и попросили партнеров в Таиланде принудительно посадить самолет". По данным украинских спецслужб, груз предназначался Ирану и конечной точкой отправки значился аэропорт "Мерхабад".
После заявления украинской стороны, генеральный секретарь Совета безопасности Таиланда Тавил Плиенсри заявил, что операция по задержанию Ил-76 с оружием на борту, следовавшим из Пхеньяна, была проведена исключительно силами спецслужб и армии королевства, без иностранного вмешательства. "Нам не поступали никакие команды, распоряжения или мандаты извне на проведение данной операции", – подчеркнул он. "Таиланд имеет собственные законы для проведения подобных операций, включая обязательства по выполнению резолюции ООН 1874", – указал он.
В свою очередь, летчики заявляют, что посадка в Бангкоке "не была спонтанной, она была спланирована заранее и стояла в плане полета". Так, по словам командира Ильясова, "в полетном плане стояли две дозаправки – в Бангкоке, потому что нам не хватило бы топлива от Шри-Ланки до Северной Кореи, то же самое и на обратном пути, – отметил он. – Посадка в Бангкоке была не случайной, она была запланирована с самого начала".
Это заявление, с одной стороны, запутало историю еще больше, а с другой – породило другие версии и идеи, порой фантастические, о посадке самолета и задержания экипажа.
Летчиков поместили в разные камеры. Один из них, белорус Михаил Петухов, первоначально попал в одну камеру с россиянином Виктором Бутом. Буквально через пару дней после задержания самолета в СМИ стала изобиловать информация о том, что груз, да и сам самолет как-то связаны с Бутом и что "вовсе нельзя исключить преступную связь". Родственников Бута и самого бизнесмена огорчили такие новости. Виктор Бут назвал их вымыслом. "Обвинения бездоказательны, это попытка создать негативный имидж в общественном сознании, – указал Бут. – Их цель – повлиять на решение Апелляционного суда Таиланда по делу о моей экстрадиции в США в пользу американской стороны".
Позднее слухи пришлось развеять самому премьер-министру Таиланда Абхиситу Ветчачиве. Он, в частности, заявил, не видит связи между делом российского бизнесмена Виктора Бута и задержанием самолета Ил-76 с грузом оружия на борту. "Не вижу никакой связи между задержанным самолетом Ил-76, совершившим посадку в аэропорту "Дон Мыанг" и задержанным россиянином Виктором Бутом", – сказал Ветчачива. "Между тем, некоторые пытаются связать эти два дела", – добавил он.
Между тем, Уголовный суд отказался освободить под залог членов экипажа лайнера – Александра Зрыбнева, Виктора Абдуллаева, Виталия Шумкова, Ильяса Исакова и Михаила Петухова. Мотив – "в связи с тяжестью обвинений, задержанные могут бежать из страны".
В прессу просачивалась крайне скудная информация о ходе расследования. Летчиков могут навещать только родственники и дипломаты.
Позднее в интервью ИТАР-ТАСС Ильяс Исаков рассказал, что самолет перевозил груз на Украину. Конечным пунктом являлся аэропорт Борисполя. "Мы летели на Украину, – сказал командир экипажа. – Не знаю, что хозяева груза собирались делать с ним дальше, но нас нанимали довезти самолет и груз до Киева – аэропорт Борисполя. Ранее власти аэропорта Дон Мыанг ошибочно сообщили, что командиром экипажа является гражданин Белоруссии Михаил Петухов.
"Мы летали на этом самолете и раньше, когда он принадлежал казахстанской компании, – сообщил Ильяс Исаков. – Мы единый экипаж и знаем другу друга много лет". "Когда самолет был продан в Грузию, мы потеряли работу, и украинская компания "Авиатек", которая зафрахтовала самолет, наняла нас на работу, – сказал он. – Это был наш второй рейс, до этого мы летали в Африку, отвезли туда самолет Ан-2 в состоянии неполной разборки". Как указал Исаков, единственным новым членом экипажа был бортинженер Михаил Петухов из Витебска, которого "назначили непосредственно перед рейсом в Северную Корею".
Кроме того, командир экипажа заявил, что украинская фирма-работодатель "Авиатек" никак не участвует в судьбе летчиков. "Компания "Авиатек", которая нас нанимала и которая платит нам зарплату, пока совершенно не участвует в нашей судьбе, – подчеркнул Исаков. – Они даже не прислали нам адвоката".
Кроме того, по информации ряда СМИ, телефоны фирмы- работодателя экипажа не отвечают, а по адресу в Киеве находится обычная квартира, ничем не напоминающая офис. Другими словами, контакты с фирмой оборвались.
Отвечая на вопрос ИТАР-ТАСС об условиях содержания, Исаков рассказал, что все члены экипажа содержатся в разных камерах. Командир экипажа в камере с 11 заключенными, остальные в помещениях, где находится более 30 человек. "Нам помогает посольство Казахстана в Бангкоке, все время навещают дипломаты и передают для нас пищу", – сообщил он. "Связь с родственниками была всего лишь раз, каждый поговорил по мобильному телефону в течение двух минут", – сказал он.
В настоящий момент экипаж ожидает решения прокуратуры о том, передавать дело в суд или закрыть его. Если прокуратура найдет состав преступления в действиях летчиков, то дело будет передано в суд, который решит судьбу пилотов. Им, по местному законодательству, грозит до 10 лет тюремного заключения. В случае, если прокуратура не обнаружит состава преступления, дело может быть закрыто, а летчики отпущены на свободу.
Интересен тот факт, что ни одного допроса летчиков, по крайней мере казахстанских, не было. Ранее газета "Нейшн" сообщила о допросе белоруса Михаила Петухова. Штурман и командир заявили, что их не допрашивали.
Данная история породила множество версий. Некоторые полагают, что кто-то пытался "подставить Украину в преддверии выборов президента". Другие считают, что вполне закономерно, что власти Таиланда досмотрели самолет, так как это было сделано согласно резолюции СБ ООН 1874. И это же обстоятельство, полагают эксперты, объясняет отсутствие прозрачности. "Ведь любой знающий человек прекрасно осведомлен о политике Таиланда и о том, что самолет может быть досмотрен, вряд ли торговец нелегальным оружием рискнул бы спланировать посадку в Бангкоке", – говорят здесь. Некоторые, в том числе западные эксперты, не исключают, что операция была проведена не без участия американской стороны. Кто-то считает ее провалом. Другие отмечают, что она еще, возможно, вовсе не закончена. В кулуарах поговаривают, что посадка самолета могла иметь некую связь с делом Виктора Бута. Возможно, отмечают эксперты, "американцы пытались использовать ситуацию для дискредитации бизнесмена, чтобы иметь основание для его экстрадиции в США". Сейчас Бут и все члены экипажа находятся в разных камерах и никак не пересекаются между собой. Кроме того, "в интересах следствия члены экипажа также не пересекаются и друг с другом".
Официальные выводы могут сделать только прокуратура Таиланда или Уголовный суд. Все остальное – только версии и предположения.
Источник: По материалам ИТАР-ТАСС
При полном или частичном использовании данного материала ссылка на rodon.org обязательна.