В оглавление «Розы Мiра» Д.Л.Андреева
Το Ροδον του Κοσμου
Главная страница
Фонд
Кратко о религиозной и философской концепции
Основа: Труды Д.Андреева
Биографические материалы
Исследовательские и популярные работы
Вопросы/комментарии
Лента: Политика
Лента: Религия
Лента: Общество
Темы лент
Библиотека
Музыка
Видеоматериалы
Фото-галерея
Живопись
Ссылки

Лента: Политика

  << Пред   След >>

Йеменская одиссея Обамы нацелена на Китай ("Asia Times online", Китай (Гонконг)



Год назад президент Али Абдалла Салех сделал удивительное открытие, что силы безопасности его страны задержали группу исламистов, связанных с израильской разведкой. «Террористическая ячейка была раскрыта и будет подлежать суду за связи с израильскими разведслужбами», — пообещал он.

Салех добавил: «Вы услышите о судебных разбирательствах». Ничего не было слышно и судебное разбирательство было заморожено. Добро пожаловать в волшебную страну Йемен, где во мраке времени разыгрываются арабские сказки.

Соедините Йемен с загадочностью ислама, Усамой Бен Ладеном, Аль-Каидой и израильской разведкой и вы получите впечатляющую смесь. Глава Центрального командования США, генерал Дэвид Петреус, заглянул в столицу, Сана, в субботу и пообещал Салеху усилить американскую помощь для борьбы с Аль-Каидой. Президент США Барак Обама сразу же подтвердил обещание Петреуса, уверив, что США начнут делиться разведывательными данными и подготавливать йеменские силы, и даже, возможно, выполнять совместные выступления против активистов в регионе.

Ещё один Афганистан?

Многие сходятся во мнении, что Обама, которого широко рассматривают, как талантливого и разумного политика, делает катастрофическую ошибку, начиная ещё одну войну, которая может обернуться такой же кровавой и хаотичной, и такой же нежелательной, как Ирак и Афганистан. Да, перед лицом такого события Обама кажется чудаковатым. Параллели с Афганистаном поразительны. Была попытка нигерийского студента взорвать самолёт США. Он сказал, что его тренировали в Йемене. И Америка желает воевать.

Йемен — это земля замечательных, великолепных строгих очертаний гор, которые могут стать раем для мятежников. Йеменцы гостеприимны, как и афганские племена, но по воспоминаниям ирландского журналиста Патрика Кокурна, будучи великодушными по отношению к проходящим мимо незнакомцам, в то же время они «считают, что можно нарушить законы гостеприимства, когда гость покидает территорию их племени, и в это время он становится хорошей мишенью для выстрела». Действительно, там в самом воздухе есть некая романтика — почти как в Гиндукуше. Яростно националистически настроенные, почти все йеменцы имеют оружие. Йемен, как и Афганистан — это земля конфликтующей власти, и при наличии иностранных инвестиций, небольшая гражданская война только и ждёт удобного случая, чтобы разразиться.

Неужели Обама настолько невероятно забывчив, что не помнит свою собственную речь от 1 декабря, в которой подчёркивалась его афганская стратегия, и он нарушил свои собственные каноны? Конечно, нет. Обама — человек умный. Вторжение в Йемен стихнет, окажется одним из самых хитрых ходов, который он когда-либо сделал, для сохранения глобальной гегемонии США. Это американский ответ на китайский подъём.

Беглый взгляд на карту региона покажет, что Йемен является одним из самых стратегически важных районов, примыкающих к Персидскому заливу и Аравийскому полуострову. Находится рядом с Саудовской Аравией и Оманом, которые представляют собой жизненно важные протектораты Америки. В сущности, Дядя Сэм «метит территорию» — как собака фонарный столб. Россия играет с идеей восстановления своих военных баз советского времени в Адене. Что ж, США обошли Москву в этой гонке.
   
США дали сигнал, что одиссея не закончится на Йемене. Движение продолжится в Сомали и Кении. При этом США устанавливают военное присутствие в совершенно неразделённом пространстве собственности вдоль западного побережья Индийского океана. Китайские официальные лица в последнее время говорили о необходимости для себя установить морские базы в регионе. США теперь предотвратили китайские намерения. Единственная страна, имеющая побережье, которая осталась доступна для китайских намерений основать морскую базу в регионе — это будет Иран. Все другие страны уже имеют военное присутствие Запада.

Американская интервенция в Йемен не будет повторением ошибок Ирака или Афганистана. Обама убедится, что он не получит никаких гробов американских служащих из Йемена. Это то, что от него ждёт американское общество. Он только развернёт самолёты — беспилотники и специальные силы, и «сфокусируется на обеспечении разведки и подготовке Йемена для противостояния с повстанцами Аль-Каиды. По словам американских военных, основная цель Обамы будет заключаться в установлении длительного военного присутствия в Йемене. Это будет служить многим целям.

Новая большая игра начинается

Во-первых, шаги США надо рассматривать на историческом фоне пробуждения шиитов в регионе. Шииты (в основном группы заиди) традиционно подавлялись в Йемене. Восстания шиитов повторялись снова и снова в истории Йемена. Имела место обдуманная попытка минимизировать количество шиитов в Йемене, но их количество может оцениваться в 45%.

Ещё более важно то, что в северной части страны они составляют большинство. Что сильнее всего тревожит США и умеренные суннитские арабские государства — и Израиль — так это то, что Молодёжная Организация Веры, возглавляемая Хусейном Бадр аль-Хути, которая окопалась в северном Йемене, создана во всех отношениях по примеру «Хезболла» в Ливии — политическом, экономическом, социальном и культурном.

Йеменцы — люди разумные и известны на аравийском полуострове своим демократическим характером. Усиление йеменских шиитов по модели «Хезболла» будет иметь далеко идущие региональные сложности. Соседний Оман, который является ключевой американской базой, в основном шиитский. Ещё более чувствительно то, что подобная опасная мысль шиитского усиления распространяется на крайне беспокойные шиитские регионы Саудовской Аравии, прилегающие к Йемену, которые в довершение ко всему также оказались источником легендарного нефтяного богатства страны.

Саудовская Аравия входит в очень чувствительную фазу политических изменений — поскольку новое поколение борется за захват власти, дворцовые интриги и боковые ветви королевской семьи озлобляются. Мягко говоря, при наличии широкого спектра организованного преследования шиитов в Саудовской Аравии ваххабитскими правящими кругами, усиление шиитов является настоящим минным полем, которое ставит в тупик Эр-Рияд в сложившейся ситуации. Этот порог терпения становится всё тоньше, как подтверждает недавнее нехарактерное использование военной силы против северо-йеменских шиитских сообществ на границах Саудовской Аравии.

Перед США стоит классическая дилемма. Для Обамы нормально выдвигать на первый план необходимость реформ в мусульманских сообществах — как он выразительно показал в своей речи в Каире в прошлом июне. Но демократизация в контексте Йемена — иронично говоря, в арабском контексте — включит и усиление шиитов. После обжигающего опыта в Ираке, Вашингтон приплясывает, как кот на горячей железной крыше. Он скорее присоединится к репрессивному, автократичному правительству Салеха, чем позволит джину реформ вырваться из бутылки в богатом нефтью регионе, в котором он сам имеет глубокую заинтересованность.

Обама имеет эрудированный ум, и он осознаёт, что Йемен отчаянно нуждается в реформах, но он просто не желает думать об этом. Он оказался перед лицом парадокса, что при всей своей несовершенности, Иран оказался единственной «демократической» системой, действующей во всём том регионе.

Тень Ирана над самосознанием йеменских шиитов бесконечно волнует США. Проще говоря, в идеологической борьбе, продолжающейся в регионе, Обама оказался с ультраконсерваторами и брутальными автократичными олигархами, которые составляют правящие круги в регионе. Вероятно, ему приходится нелегко. Если верить его собственной памяти, было время, когда неопределённые воспоминания его детства в Индонезии и его дорогие сердцу воспоминания о матери, которая в любых глазах была свободным интеллектуалом и гуманистом, должно быть крадутся за ним по пятам в коридорах Белого Дома.

Израиль готовится

Но в первую очередь и в основном — Обама реалист. Эмоции и личные взгляды отодвигаются, а стратегические размышления перевешивают, когда он работает в Овальном Кабинете. При наличии военного присутствия в Йемене, США стягивают кольцо вокруг Ирана. В случае военного нападения на Иран, Йемен мог бы использоваться израильтянами. Это весомый аргумент для Обамы.

Факт состоит в том , что никто не может контролировать ситуацию так, как власти Йемена. Это приятная прогулка для внушительной израильской разведки — создать нишу в Йемене, как она это сделала в северном Ираке при несколько похожих обстоятельствах.

Исламисты вообще не пугают Израиль. Салех не мог быть дальше от цели, когда утверждал в прошлом году, что израильская разведка была раскрыта, как наладившая связи с йеменскими исламистами. Дело в том, что йеменские исламисты очень расколоты и никто не может знать, кто именно у кого в долгу и какого рода преданность к кому испытывает. Израильская разведка действует великолепно в таких сумеречных зонах, когда горизонт разрывается кровью уходящего солнца.

Израиль найдёт болевую точку Йемена, поскольку это будет отличным подарком и отметит его присутствие на Аравийском полуострове. Это для Израиля — мечта, ставшая явью, поскольку эффективности его, как региональной державы серьёзно препятствует отсутствие доступа к региону Персидского залива. Прикрывающее военное присутствие США политически поможет Израилю закрепить йеменскую тему. Без сомнения, Петреус отправляется в Йемен в тандеме с Израилем (и Британией). а «прозападные» арабские государства с из менталитетом рантье не имеют выбора, кроме одного — оставаться безгласными зрителями на боковых местах

Некоторые из них могут молча согласиться с присутствием израильских сил безопасности в регионе, как более надёжным вариантом, чем расширение опасной идеи шиитского усиления, исходящего из Ирана, Ирака и Хезболлы. Также, на некотором этапе, израильская разведка начнёт отфильтровывать экстремистские суннитские группы в Йемене, о которых общеизвестно, что они связаны с Аль-Каидой. Так и будет, если ещё это не сделано. Любая такая связь делает Израиль бесценным союзником для США в борьбе против Аль-Каиды. В целом, имеется бесконечное количество возможностей в парадигме, которая оформляется в мусульманском мире, примыкающем к стратегическому Персидскому Заливу.

И это всё относится к Китаю

Самым важным, однако, для глобальной стратегии США, будет получение огромного контроля над портом Аден в Йемене. Британия может удостоверить, что Аден является воротами в Азию. Контроль над Аденом и Малаккским проливом поставит США в недосягаемое положение в «большой игре» в Индийском Океане. Морские пути Индийского океана представляют собой, литературно выражаясь, кровеносные сосуды китайской экономики. Путём их контроля, Вашингтон направляет весомое послание Пекину, что любое упоминание последним, что США в Азии являются державой в состоянии упадка, будет ничем иным, как нелепой случайной фантазией.

В регионе Индийского океана Китай всё больше попадает под давление. Индия является естественным союзником США в регионе Индийского океана. Оба они не благосклонны к любому морскому присутствию китайцев. Индия является посредником при восстановлении отношений между Вашингтоном и Коломбо, что поможет отбросить китайское влияние в Шри-Ланке. США совершили поворот в политике относительно Мьянмы и привлекают режим военного правления с первоначальным намерением разрушения китайского влияния. Китайская стратегия нацелена на усиление влияния в Шри-Ланке и Мьянме так, чтобы открыть новые транспортные пути в направлении Ближнего Востока, Персидского Залива и Африке, где он начал соперничать с традиционным экономическим доминированием Запада.

Китай увлечён идеей свести на нет зависимость от Малаккского пролива для своей внешней торговли с Европой и Западной Африкой. США, напротив, полны решимости оставить Китай уязвимым в узком месте между Индонезией и Малайзией.

Разворачивается захватывающая борьба. США недовольны усилиями Китая достичь тёплых вод Персидского залива через районы Центральной Азии и Пакистан. Медленно, но верно, Вашингтон стягивает петлю на шее пакистанской элиты — гражданской и военной — и принуждает их сделать стратегический выбор между США и Китаем. Это поставит элиты перед незавидным выбором. Как и их индийские партнёры, они внутренне «прозападные» (даже когда «антиамериканские»), и если китайские связи важны для Исламабада, то в первую очередь потому, что уравновешивают ощутимую индийскую гегемонию.

Вопросы существования, с которыми борются пакистанские элиты, очевидны. Они ищут ответ у Обамы. Может ли Обама справиться с уравновешиванием отношений между Пакистаном и Индией? Или, отступит ли Обама в стратегии времён Джорджа Буша построения Индии, как превосходящей державы в Индийском Океане, в чьей тени Пакистану придётся учиться жить?

Ось США-Индия-Израиль

С другой стороны, индийская элита не расположена к компромиссам. Дели был в списке во дни Буша. Теперь, после первых непониманий политической философии Обамы, Дели заключил, что он может быть чем угодно, только не клоном своего известного предшественника в том, что касается широких очертаний глобальной стратегии США — где сдерживание Китая является ключевым элементом.

Удобный отсчёт — уровень ощутимого подъёма в Дели по отношению к президентству Обамы. Дели принимает напор израильского лобби в Вашингтоне, как лакмусовый тест для президентства Обамы. Этот напор служит Дели, так как еврейское лобби было всегда полезным союзником в содействии влиянию в конгрессе США, СМИ и подстрекающих советах, равно как и последующих администрациях. И это всё происходит в то время, когда индийско-израильские связи органов разведки получают мощный импульс.

Госсекретарь по безопасности Роберт Гейтс собирается посетить Дели в ближайшие дни. Администрация Обамы, по сообщениям, принимает всё более дружеское отношение к давнему запросу Индии технологий «двойного назначения» из США. Если так, широкий путь военного сотрудничества двух стран готов открыться, что сделает Индию серьёзным соперником китайской растущей военной силе. Это ситуация «win-win» (выигрыш-выигрыш), поскольку огромный индийский рынок вооружений предлагает высокодоходный бизнес американским компаниям.

Очевидно, уютный трёхмерный альянс США-Индия-Израиль создаёт основу для маневров, которые и происходят. Он будет иметь большое значение для безопасности Индийского океана, Персидского залива и Аравийского полуострова. В прошлом году Индия оформила военно-морское присутствие в Омане.

В целом, эксперты по терроризму считают деревья, но не видят за ними леса, когда анализируют нападение США на Йемен в ограниченных терминах охоты за Аль-Каидой. Суровая реальность состоит в том, что Обама, чьей основной идеей были «изменения», отклонился и всё более отказывается от обязательств времён Буша. Свежесть очарования Обамы рассеивается. Следы «ревизионизма» в ориентации внешней политики начинают выходить на поверхность. Их уже можно увидеть в отношении Ирана, Афганистана, Ближнего Востока и Израильско-палестинской проблемы, Центральной Азии, и в отношении Китая и России.
   
Можно доказать, что такого рода «возвращение к истокам» Обамы было неизбежно. В чём-то, он является продуктом обстоятельств. Как кто-то великолепно сказал, президентство Обамы подобно скорее вождению поезда, чем машины: поезд нельзя «направить», водитель в лучшем случае держит скорость, но в конце концов, он должен идти по проложенным рельсам.

Кроме того, история не имеет примеров упадка мировой державы, которая смиренно принимает свою судьбу и уходит в закат. США не могут отказаться от своего глобального доминирования без настоящей борьбы. И действительность такого импульса борьбы состоит в том, что они не могут быть побеждены по частям. Вы не можете победить Китай, не оккупировав Йемен.


М.К.Бадракумар
Источник: "ИноФорум"
"Оригинал статьи"


 Тематики 
  1. Ближний Восток   (499)
  2. Мир под эгидой США   (1331)