"Межпалестинский диалог заморожен до тех пор, пока исламское движение сопротивления /ХАМАС/ не подпишет без всяких условий египетский примирительный план". Эта фраза, сказанная шефом разведки АРЕ Омаром Сулейманом, традиционно возглавляющим посреднические усилия Каира на переговорах между палестинскими фракциями, поставила точку на нынешнем этапе переговоров и вызвала немало удивления на фоне просочившихся в СМИ сведений о том, что Каир готовит новые предложения с целью убедить исламистов скрепить документ подписями, тем самым положив конец расколу в палестинских рядах.
Сулейман дал понять, что Египет не пересмотрит свой план и не изменит в нем ни одного слова, потому что он "базируется на двустороннем и всеобъемлющем диалоге, который длился несколько месяцев". По его мнению, любые изменения негативно отразятся на статусе и безопасности Египта, что "неприемлемо и ни в коем случае не должно произойти".
Шеф разведки неоднократно обвинял ХАМАС в том, что оно затягивает диалог и не хочет примирения. Он также недвусмысленно намекнул, что это движение не может ни в коем виде участвовать в формировании любого будущего палестинского правительства, если оно не согласно с обязательствами, взятыми на себя Организацией освобождения Палестины /ООП/.
В свою очередь, известный палестинский политический обозреватель Хани аль-Масри объясняет провал усилий по примирению на данном этапе тем, что противоборствующие движения ФАТХ и ХАМАС "вступили в сговор, дабы сохранить нынешний статус-кво до июня будущего года в надежде на появление новые вариантов, касающихся переговоров с Израилем и сделки об обмене пленными".
Это мнение в какой-мере подтверждает недавнее решение Центрального Совета ООП /ЦС ООП/ о продлении до следующих выборов полномочий Махмуда Аббаса на посту главы Палестинской национальной администрации /ПНА/. Оно фактически оставляет в силе статус-кво между ФАТХ на Западном берегу реки Иордан и ХАМАС в секторе Газа, заполняя тем самым законодательный вакуум, который мог образоваться по истечении нынешнего мандата Аббаса и ЦС 24 января будущего года.
По мнению аль-Масри, позиция Омара Сулеймана сводится к следующему: Израиль, США и мировое сообщество, не признавая ХАМАС, позволяют ему играть действенную роль в Палестинской национальной администрации /ПНА/ и ООП, при этом не допуская в правительство. По сути это означает, что палестинский национальный диалог уже не является внутренним делом, а становится израильской, американской и международной проблемой.
"Если предстоящие выборы пройдут в условиях отсутствия национального примирения, и ХАМАС полностью или частично победит на них, то ему не дадут сформировать кабинет министров, а пустят лишь в коалиционное или правительство национального единства, – пояснил аль-Масри. – И это в том случае, если правительство, в которое войдут исламисты, поддержит обязательства ООП и условия "квартета" международных посредников /РФ, США, ЕС и ООН/".
Всеобщие выборы в палестинской автономии были назначены на 24 января 2010 года, но в ноябре палестинский избирком отложил их проведение по причине изоляции сектора Газа, где у власти находятся исламисты. Египетский план предусматривает их проведение 28 июня 2010 года. ФАТХ в середине октября подписало этот документ. Однако руководство ХАМАС в Дамаске вместе с другими фракциями отказалось сделать это, потребовав внести в текст поправки, касающиеся "законного права палестинцев на вооруженное сопротивление израильской оккупации". В этой связи Египет отложил на неопределенный срок заключения соглашения, которое должно было состояться во время заседаний всех фракций 25-26 октября.
Не исключен и такой вариант, при котором ХАМАС соглашается с условиями "квартета", присоединившись к правительству, которое согласилось соблюдать эти обязательства. В этом случае это равноценно политическому самоубийству, поскольку ХАМАС тогда должно будет признать Израиль, отказаться от насилия и соблюдать ранее достигнутые палестинцами соглашения, что идет вразрез с его идеологией. Кроме того, при таком раскладе отпадает необходимость в услугах Каира или кого-либо еще, поскольку с этого момента исламисты будут напрямую завязаны на Вашингтон и Тель-Авив.
Серьезную озабоченность у ХАМАС вызывает то обстоятельство, что египетский план приведет к реализации лишь одного его пункта, а именно – проведения выборов. А это означает прекращение безраздельного контроля над сектором Газа и потерю движением легитимности, что не гарантирует ему полноправное партнерство в ПНА и ООП.
Аль-Масри видит альтернативу этому сценарию в предложении созданного в рамках межпалестинского диалога комитета по примирению, сделанного после консультаций с шефом разведки АРЕ, о перезапуске переговоров в целях "достижения совместного толкования египетского плана", что вынудит ХАМАС подписать его.
С марта текущего года при посредничестве Каира прошло шесть раундов межпалестинского примирительного диалога, который до сих пор не увенчался успехом. Основными проблемами являются вопросы о выборах, правительстве и силах безопасности.
Член ЦК национального движения за освобождение Палестины /ФАТХ – глава Махмуд Аббас/ Набиль Шаат разделяет пессимизм главного разведчика Египта относительно достижения примирения с ХАМАС. На днях он заявил: "Я связывался с египетскими официальными лицами и пришел к выводу, что усилия зашли в тупик в свете отказа ХАМАС подписать план Каира, – отметил Шаат. – Сейчас приоритетом для исламистов являются переговоры /с Израилем – прим.ИТАР- ТАСС/ об обмене заключенными, и они не станут предпринимать какие-либо другие шаги пока не завершат эту сделку".
Ведущиеся при германском посредничестве под эгидой Египта непрямые переговоры о заключении соглашения об обмене тысячи палестинских узников на израильского военнослужащего Гилада Шалита, похищенного боевиками ХАМАС 26 июня 2006 года, также зашли в тупик.
В свою очередь, руководство ХАМАС винит во всех грехах противоборствующее ФАТХ, руководствуясь принципом "сам дурак". Так, член политбюро ХАМАС Халиль аль-Хайя заявляет, что его движение "прилагает все усилия для прекращения разногласий и достижения всеобъемлющего национального примирения в качестве преамбулы для полного политического партнерства". По его словам, примирение должно базироваться на надлежащей основе и в рамках комплексной национальной политики, которая защищает сопротивление /оккупации/ и восстанавливает попранные права палестинцев. "ХАМАС пошел выше и дальше, согласившись на огромные уступки с тем, чтобы сделать возможным примирение, – отметил он. – ФАТХ же ответил на все это со всей враждебностью, преследуя и арестовывая сотни активистов ХАМАС на Западном берегу реки Иордан". А далее идет чисто восточная риторика: "Несмотря на всю боль, примирение остается необходимостью и палестинским интересом. Но разве не должен быть воздух очищен перед примирением?"
Отвергнув мысль, что ХАМАС является враждебным Египту, исламист высказался за то, чтобы Каир до конца сыграл свою роль по достижению примирительного соглашения. При этом аль- Хайя призвал к пересмотру предложений и замечаний к египетскому плану, сделанным палестинскими фракциями. В этой связи он отметил, что ХАМАС – не единственная группировка, которая хочет изменений.
Этот документ, в частности, предусматривает проведение президентских и парламентских выборов на территории всей палестинской автономии в первой половине 2010 года. При этом места в Палестинском законодательном совете /парламенте/ и Национальном совете Палестины /высший орган ООП/ будут распределяться по смешанной системе: 25 проц. – по итогам прямого голосования и 75 проц. – по одномандатным округам. Всего будет 16 округов: 11 – на Западном берегу реки Иордан и пять – в секторе Газа. Для обеспечения прозрачности и беспристрастности избирательного процесса голосование будет проводиться под контролем международных наблюдателей и представителей арабских стран.
Кроме того, указом главы Палестинской национальной администрации Махмуда Аббаса будет сформирован комитет национальной безопасности и сил обороны под контролем Египта. В него войдут действующие подразделения полиции и силовые структуры. В соответствии с требованиями арабских стран, к моменту выборов в автономии следует значительно расширить структуры безопасности.
План включает в себя и возврат сил безопасности, подконтрольных главе ПНА, в прибрежный анклав для обеспечения правопорядка на его территории. Это касается и КПП "Рафах", и, следовательно, возвращение на погранпереход европейских наблюдателей, согласно соглашению 2005 года, что позволит облегчить блокаду Сектора и улучшить там гуманитарную ситуацию.
Кроме этого, Каир также предлагает создать Высший арабский комитет по наблюдению за президентскими и парламентскими выборами. Предусматривается и учреждение комитета по реализации соглашения, задачей которого будет являться координация действий между сторонами с целью примирения, достижения национального единства и восстановления сектора Газа.
По замыслу Каира, после подписания договора ФАТХ и ХАМАС должны предоставить египетским посредникам и представителям международных правозащитных организаций полные списки заключенных от других фракций с указанием совершенного ими преступления и причин, по которым те не могут быть освобождены.
По мнению Мухаммеда аль-Хинди, члена политбюро "Исламского джихада", единственным выходом из нынешней ситуации является "согласие с политической повесткой дня и составление национального списка с включением в него всех палестинских фракций". Он также предупредил, что выборы сами по себе не смогут решить большинство проблем, а в отсутствии национального примирения голосование не приведет к достижению подлинного согласия.
Между тем, ХАМАС с помпой отпраздновало очередную, 22-ю, годовщину своего создания, а аналитики считают все еще спорным вопрос об эффективности его пребывания во власти в качестве движения сопротивления. Некоторые полагают, что объединение властных полномочий и сопротивления было ошибкой, так как решение исламистов об участии в выборах и формировании правительства основывалось на ошибочных предположениях, что выборы не являются частью /палестино-израильских – прим.ИТАР-ТАСС/ соглашений, против которых они решительно выступают.
ХАМАС считало, что его участие в выборах вдохновит сопротивление, но на самом деле произошло обратное: приход исламистов к власти дал Израилю возможность манипулировать движением. Он ответил на операции сопротивления блокированием функций правительства ХАМАС в Газе. Это, в свою очередь, вынудило движение прекратить свои акции против еврейского государства, вбив клин между сопротивлением и народом. После силового захвата ХАМАС прибрежного анклава в июле 2007 года палестинская автономия оказалась расколотой на две части – сектор Газа под руководством исламистов и Западный берег реки Иордан во главе с легитимной, с точки зрения мирового сообщества, администрацией Махмуда Аббаса, возглавляющего ФАТХ. А во время агрессии Израиля против сектора Газа в самом конце 2008 – начале 2009 года сопротивление оказалось в очень затруднительном положении, когда ПНА публично поддержала войну против ХАМАС с благословения Вашингтона и ведущих региональных игроков.
"Масла в огонь" на днях добавил лидер блока ФАТХ в палестинском парламенте Аззам аль-Ахмед, призвав к народному восстанию против правительства ХАМАС в секторе Газа, что, естественно вызвало праведный гнев со стороны исламистов.
Так, что блуждать в кромешной тьме палестинским фракциям придется еще довольно долго, прежде чем забрезжит свет в конце туннеля.
Источник: По материалам ИТАР-ТАСС
При полном или частичном использовании данного материала ссылка на rodon.org обязательна.