В оглавление «Розы Мiра» Д.Л.Андреева
Το Ροδον του Κοσμου
Главная страница
Фонд
Кратко о религиозной и философской концепции
Основа: Труды Д.Андреева
Биографические материалы
Исследовательские и популярные работы
Вопросы/комментарии
Лента: Политика
Лента: Религия
Лента: Общество
Темы лент
Библиотека
Музыка
Видеоматериалы
Фото-галерея
Живопись
Ссылки

Лента: Политика

  << Пред   След >>

Перспективы арабо-израильского урегулирования

Уходящий год был богат событиями на Ближнем Востоке, в том числе непосредственно касающимися арабо-израильского конфликта – смена правительства в Израиле, формирование внешнеполитического курса новой администрации США, непрекращающиеся усилия по достижению внутрипалестинского примирения и многое другое. Однако, несмотря на обилие визитов, заявлений и демаршей, нынешняя ситуация представляется экспертам еще более тупиковой, чем она была в начале 2009 года.

В сложившейся обстановке наиболее значимым фактором стала радикализация позиций сторон, при этом как у Израиля, так и у палестинцев практически не осталось поля для маневра. В этой ситуации главной проблемой является скорейшее возобновление прямых палестино-израильских переговоров, на чем настаивает не только Москва, но и другие члены ближневосточного "квартета" /ЕС, ООН, Россия и США/.

В частности, об этом говорил глава МИД РФ Сергей Лавров во время своего декабрьского визита в Каир и встреч с президентом Хосни Мубараком и генсеком Лиги арабских государств /ЛАГ/ Амром Мусой. Он особо подчеркнул, что в поиске путей из сложившегося тупика необходимо повысить роль ООН и "четверки", наряду с привлечением таких ключевых региональных сил как ЛАГ. "Квартету оказано доверие, его нужно оправдывать и предпринимать шаги, которые не допускали бы консервации нынешнего тупика в ближневосточном урегулировании, – сказал министр. – С учетом необходимости большего учета позиций, которые занимают страны региона, Россия пытается наладить взаимодействие "квартета" с Лигой арабских государств".

При этом, свою роль должны сыграть и Объединенные нации. По инициативе России, напомнил Лавров, в мае этого года состоялось заседание СБ ООН, посвященное ситуации на Ближнем Востоке, по итогам которого было принято заявление, подтверждающее всю международную базу усилий по ближневосточному урегулированию. "Конечно, СБ ООН должен следить, как выполняются его решения", – считает глава МИД России.

Ранее Лавров обсуждал сложившуюся ситуацию и со своим израильским коллегой Авигдором Либерманом, и примерно в это же время Израиль и палестинские территории посетил секретарь Совета безопасности РФ Николай Патрушев. Он встретился с главой ПНА Махмудом Аббасом, премьер-министром Израиля Биньямином Нетаньяху, секретарем Совета национальной безопасности Узи Арадом, министром обороны Эхудом Бараком, главой генштаба Габи Ашкенази и шефом разведки "Моссад" Меиром Даганом. "Стороны говорят, что они заинтересованы в переговорах, однако у них различные, практически противоположные, подходы, поэтому у меня есть сомнения, что они прямо в ближайшее время найдут пути к этим переговорам из-за внутренних проблем", – констатировал Патрушев. В то же время, сказал он, "другого пути у них нет". Секретарь Совбеза подчеркнул необходимость постепенного укрепления доверия через небольшие шаги, отметив важность того, что "несмотря на отсутствие переговоров у сторон есть контакты – они обмениваются мнениями, обмениваются информацией, согласовывают целый ряд действий".

Как раз об отсутствии такого доверия сейчас говорят многочисленные публикации экспертов и заявления политиков, как с израильской, так и с палестинской стороны. И те и другие обвиняют друг друга в создании препятствий для возобновления переговоров, затягивании поиска окончательных решений и, главное – в отсутствии искреннего стремления к окончательному урегулированию на основе формулы "два государства для двух народов".

Так, глава Палестинской национальной администрации /ПНА/ Махмуд Аббас в недавнем интервью газете "Гаарец" сказал, что окончательное палестино-израильское соглашение могло бы быть достигнуто за полгода, если бы не израильское строительство в поселениях, включая Восточный Иерусалим. "Я сказал министру обороны Эхуду Бараку, чтобы Израиль на полгода заморозил все строительство в поселениях, включая Восточный Иерусалим, – сказал председатель ПНА. – За этот срок мы могли бы вернуться за стол и даже закончить переговоры по соглашению об окончательном статусе". По словам Аббаса, ответа он так и не получил.

Палестинский лидер пояснил, что готов к переговорам без предварительных условий, но это не мешает требовать от Израиля остановки поселенческой деятельности. "Раньше я не требовал замораживания, это так, – пояснил Аббас. – Мы действительно не требовали этого в 1993 году, но тогда не было соглашений о замораживании, а сейчас есть "дорожная карта". Этот план, разработанный ближневосточным "квартетом", "имеет требования ко всем сторонам". "От нас требовали остановить террористические атаки, признать Израиль и прекратить подстрекательства", – напомнил глава ПНА. В результате палестинская администрация добилась того, что сейчас "ни в одной мечети не ведется пропаганда, ситуация с безопасностью на Западном берегу реки Иордан превосходна".

При этом Аббас заявил, что взамен Израиль, от которого на первом этапе "дорожной карты" требовалось прекратить поселенческую активность, "не выполнил ни одного пункта". Он также рассказал, что с правительством Эхуда Ольмерта тоже были разногласия по условиям соглашения, но велся диалог, "нормальный торг", и было понимание позиций. Были разные варианты решения проблемы Иерусалима, территориальных вопросов, и "с этими вариантами соглашались американцы и египтяне", сообщил Аббас. Правительство Ольмерта, по его словам, даже предлагало отдать палестинцам арабские районы Восточного Иерусалима, а Храмовую гору с ее святынями передать под совместный контроль при международном участии.

Таким образом, глава ПНА возложил ответственность за нынешнее тупиковое состояние на правительство Биньямина Нетаньяху и, кроме того, напомнил о праве палестинцев на обращение в ООН с целью подтвердить основные параметры будущего урегулирования, в том числе признать границы 1967 года /"зеленую черту"/. А продолжение, пусть и ограниченного, строительства в поселениях означает, по мнению палестинцев, попытку со стороны израильтян создать на местах новую реальность и демографическую ситуацию.

В то же время с израильской стороны звучат практически аналогичные обвинения. Кроме того, Израиль жестко предупредил о последствиях односторонних шагов. "Если будут приняты односторонние решения, то Израиль больше не будет обязан соблюдать никакие соглашения, начиная с договора Осло, и также получит законное право на односторонние шаги", – сказал в связи с этим замглавы МИД Дани Аялон. "Абу-Мазен /Махмуд Аббас/, который отказался принять даже не в меру щедрые предложения предыдущего правительства, знает, что от нынешнего кабинета он большего не добьется, – подчеркнул Аялон. – Очевидно, что он не стремится к заключению мира и поэтому предпочитает обвинять Израиль в собственных грехах. Замораживание Израилем строительства в поселениях стало индикатором того, есть ли у нас партнер для заключения мира, или нет".

В связи с этим, известный израильский политолог Ари Шавит выражает недоумение по поводу политики палестинцев на переговорах с правительством Ольмерта и нынешней непримиримой позиции Аббаса в отношении поселений. "Можно понять, почему Абу-Мазен с подозрением относится к Биньямину Нетаньяху и Авигдору Либерману. Однако понять, почему Аббас пренебрег щедрыми предложениями Эхуда Барака, Эхуда Ольмерта и Йоси Бейлина, невозможно, – пишет политолог в газете "Гаарец". – Почему умеренный палестинский лидер, сторонник мира, ни разу не подписал ни одного чернового варианта мирного соглашения, ни разу не предложил никакого компромиссного решения?"

Еще более жесткую критику в отношении руководства ПНА, входящего в движение ФАТХ, высказал на страницах той же газеты член израильского кабинета министров Бени Бегин. Он, в частности, обратил внимание на то, что во время августовского съезда ФАТХ в Вифлееме была принята резолюция, которая фактически не признает Израиль еврейским государством, вопреки положениям плана "дорожная карта". "Должно быть абсолютное неприятие признания Израиля как "еврейского государства" для того, чтобы обеспечить права беженцев и права нашего народа по другую сторону "зеленой линии", – цитирует Бегин одну из резолюций съезда. По оценке Бегина, идеология Организации освобождения Палестины /ООП/, ядром которой является ФАТХ, вообще не предусматривает признания иудеев как народа. В доказательство он приводит высказывания главного палестинского переговорщика Саиба Ариката о том, что "признание "еврейского государства" равнозначно присоединению к сионизму – движению, считающему религию национальностью".

В связи с этим, Бегин подозревает, что, отличаясь по методам, ФАТХ мало чем отличается по конечным целям от радикального движения ХАМАС, по-прежнему не признающего право Израиля на существование и мечтающего о создании единого мусульманского государства "от моря до реки". По мнению израильского министра, об этом свидетельствует переговорная тактика, проводимая палестинцами еще с 90-х годов прошлого века. Полгода назад Арикат описал ее в газете "ад-Дустур". "Сначала они /израильтяне/ говорили нам, что будут строить /на оккупированных территориях/ больницы и школы, затем обещали нам 66 проц., в Кемп-Дэвиде /2000 год/ дошли до 90 проц., сегодня пришли к 100 проц., – цитирует Бегин высказывания Ариката. – Так зачем нам торопиться, после всех их беззаконий?!" При этом, напоминает Бегин, в 2008 году палестинская делегация отказалась подтвердить израильское требование о том, чтобы финальное соглашение содержало отказ от любых претензий в будущем.

Таким образом, стороны продолжают упражняться во взаимных претензиях, подтверждающих, насколько высок сейчас уровень недоверия между Израилем и палестинцами. А тем временем, даже и без ключевых вопросов урегулирования, таких как Иерусалим, права беженцев и границы, позиции сторон находятся вне компромиссного поля. Теперь просто для того, чтобы сесть за стол переговоров, необходимо прилагать уже сверхусилия – при том, что и правительство Израиля, и руководство ПНА даже при желании уже не могут смягчить свои позиции.

По сути, эти новые "баррикады" стали создаваться практически одновременно с началом Аннапольского процесса, инициированного в конце 2007 года администрацией Джорджа Буша, попытавшегося развязать палестино-израильский узел очередным "кавалерийским наскоком". Уже на первых встречах руководителей переговорных групп – главы МИД Израиля Ципи Ливни и палестинского вице-премьера Ахмеда Куреи – был поставлен вопрос о прекращении поселенческой активности. Тогда под давлением США удавалось смягчать эту проблему, хотя именно правительство Ольмерта оказалось рекордсменом по темпам строительства на Западном берегу и в Восточном Иерусалиме.

В итоге попытки форсированного урегулирования под эгидой Буша ни к чему не привели, более того, узел проблем еще более затянулся с развалом правительства Ольмерта, углублением межпалестинского раскола и приходом к власти в Израиле блока правых партий. Как считают ряд экспертов, двусмысленную роль здесь сыграли и чрезмерные ожидания арабов от прихода в Белый дом Барака Обамы – многие предполагали, что он займет более пропалестинскую позицию и заставит Израиль пойти на уступки. Выражением этих надежд и стали жесткие заявления ПНА о том, что переговоров не будет, пока поселенческая активность не прекратится полностью.

Собственно, на этом этапе и возникла "патовая ситуация", поскольку Аббас выдвинул условия заведомо неприемлемые для правительства Нетаньяху. Даже, если бы премьер изменил собственным убеждениям, он не смог бы остановить строительство в Восточном Иерусалиме, поскольку любая подобная попытка неизбежно вызвала бы не только развал коалиции, но и бунт в его собственной партии "Ликуд". Даже нынешнее решение о временном моратории на новое строительство жилья в поселениях, который, по большому счету, никого не устраивает, далось премьеру с огромным трудом. В обществе нарастает конфронтация, поселенческие движения готовятся противодействовать каждому шагу правительства, а военнослужащие все чаще заявляют об отказе выполнять приказы по выселению. Другими словами, Нетаньяху исчерпал свой лимит уступок. "Больше не будет никаких жестов доброй воли", – заявил в связи с этим вице- премьер Либерман.

Как считают эксперты, сложно представить, что палестинское руководство не видит этого тупика, но и оно уже не в состоянии делать встречные шаги. Неясность с выборами, отсутствие соглашения между ФАТХ и ХАМАС также ставят Аббаса в очень узкие рамки. При этом, по мнению ряда политологов, если настроения среди палестинцев и будут меняться, то только в сторону радикализации. Свидетельством тому могут служить и план палестинского премьера Саляма Файяда по созданию в течение 2 лет основных институтов государства, и участившиеся заявления о вероятном обращении в ООН за признанием, и разговоры о возможности новой интифады. Например, Аббас не исключил такого варианта. В частности, глава ПНА сказал, что не допустит восстания, пока он находится у власти /предположительно, до лета 2010 года/, но не может отвечать за действия последующих руководителей.

Таким образом, пока наиболее вероятным представляется прогноз о том, что в палестино-израильском конфликте будет некоторое время сохраняться статус-кво, но этот вариант будет нести в себе все больше опасностей. По мнению международных экспертов, хотя такой ход событий и представляется наиболее реалистичным нынешнему израильскому правительству, на самом деле он чреват серьезными осложнениями обстановки, причем уже в недалеком будущем. Как отмечают специалисты, без политического урегулирования попытки улучшения ситуации на местах в сферах экономики и безопасности лишь загонят проблему вглубь, позволив развиваться новым опасным факторам. В ряде исследований, в частности, говорится, что повышение жизненного уровня вовсе не обязательно ведет к дерадикализации населения, напротив, у него появляются потребности внеэкономического характера, например в удовлетворении национальной гордости и реализации суверенитета.

В свете этого, а также в связи с тем, что ни одна из сторон не в состоянии пойти даже на минимально приемлемые для другой стороны уступки, некоторые эксперты указывают на идею так называемого навязанного урегулирования. Имеется в виду, что, если посреднические усилия не приносят результата, некая "третья сторона" должна, используя метод "кнута и пряника", буквально заставить стороны конфликта принять условия, не удовлетворяющую ни одну из них в полной мере. В то же время, согласно докладу российской экспертной группы в составе известного дипломата Александра Аксененка и журналиста-международника Федора Лукьянова, "в нынешних реалиях формирование "группы давления" связано с серьезными трудностями". По их мнению, "Соединенные Штаты традиционно стремятся к монополизации своей миротворческой роли и ревностно относятся к вовлечению других партнеров, а все это делает давление на стороны конфликта по принципу разделения ролей малоперспективным". Возникают здесь вопросы и международно-правового характера.

Поэтому на данном этапе вряд ли возможно рассматривать всерьез эту или другие идеи в качестве реальной альтернативы той парадигме, которая сложилась в рамках плана "дорожная карта". Попытки выйти за рамки этого плана уже не раз предпринимались в последние годы: в 2006 году Ольмерт продвигал проект одностороннего размежевания, но не нашел понимания даже у США, а на данном этапе не увенчались успехом усилия Либермана по изменению отношения мирового сообщества к самой постановке вопроса о ближневосточном урегулировании. Ему тоже не удалось никого убедить, что это "локальный конфликт, не являющийся ядром или источником нестабильности, как в регионе, так и в мире в целом". Общепринятая сейчас точка зрения заключается как раз в обратном – в понимании того, что без арабо-израильского урегулирования невозможно рассчитывать на стабилизацию обстановки на Ближнем Востоке в целом.

И, по мнению экспертов, времени для разрешения этой проблемы остается все меньше, как раз из-за того, что на фоне застоя в мирном процессе с обеих сторон вызревают факторы, способные буквально взорвать обстановку. Поэтому, как ожидается, сразу же после новогодних праздников возобновятся активные посреднические действия со стороны международного сообщества. Так, уже в январе в регион снова приедет спецпредставитель президента США Джордж Митчелл. С первым, но, скорее всего, не последним визитом в регион в 2010 году.


Источник: По материалам ИТАР-ТАСС
При полном или частичном использовании данного материала ссылка на rodon.org обязательна.


 Тематики 
  1. Ближний Восток   (499)
  2. Израиль   (131)