Не слишком убедительные результаты показала правящая на Тайване партия Гоминьдан, одержавшая победу в ходе состоявшихся 5 декабря выборов в органы власти на местах. Она получила лишь 12 руководящих постов в 17 городах и уездах, где происходило голосование, потеряв два мандата.
Со своей стороны, оппозиционная Демократическая прогрессивная партия /ДПП/ сумела получить 4 места. При этом она не только сохранила три прежних позиции в южных районах острова, но и одержала внушительную победу в стратегически важном северо-восточном уезде Илань.
Гоминьдановцы также потеряли контроль еще над одним уездом – Хуалянь, где победил независимый кандидат. "Результаты для нас оказались не столь хорошими, как мы рассчитывали", – констатировал глава тайваньской администрации Ма Инцзю – председатель партии Гоминьдан.
Нынешние выборы 17 мэров и глав уездов, а также депутатов городских и уездных собраний и руководителей администраций поселков и волостей стали барометром политических настроений в обществе и серьезным тестом для партии Гоминьдан, которая пришла к власти в мае прошлого года под лозунгами улучшения экономических отношений с КНР, но начала сейчас терять свою популярность.
В выборах мэров и глав уездов участвовали 54 кандидата, 18 из которых были номинированы партией Гоминьдан, 14 – ДПП, один – партией Хакка. Остальные кандидаты – независимые. В итоге гоминьдановцы победили в городе Цзилун, а также в городах Таоюань и Синьчжу и подчиненных им одноименных уездах, в уездах Мяоли, Чжанхуа, Наньтоу и Тайдун, в городе Цзяи. Примечательно, что и на островах Мацзу, Цзиньмэнь и Пэнху победа также досталась кандидатам от правящей партии. Оппозиция же получила руководящие посты далеко не в самых маленьких уездах – Юньлинь, Цзяи, Пиндун и Илань.
На выборах депутатов городских и уездных собраний Гоминьдан набрал 44 проц. голосов, существенно опередив ДПП с ее 24 проц. Более 30 проц. голосов было отдано за независимых кандидатов. Наибольшее поражение оппозиционная ДПП потерпела на выборах глав администраций поселков, волостей и городов уездного подчинения, набрав всего 20 проц. голосов избирателей, что существенно ниже 49 проц. отданных за Гоминьдан. Здесь также более 30 проц. голосов было отдано за независимых кандидатов.
Существенных нарушений в ходе выборов Центризбиркомом выявлено не было. В голосовании имели право участвовать 7 млн избирателей из 23-миллионного населения острова. Явка составила 63,3 проц. – это ниже чем на выборах 2005 года, когда данный показатель достигал 66,2 проц.
Еще большее значение приобретают отложенные на будущий год выборы в оставшихся шести городах и уездах – самых крупных, включая Тайбэй, Гаосюн, Тайнань. Именно они во многом предопределят дальнейший политический расклад сил на острове в преддверии предстоящих в 2012 году "президентских" выборов.
С учетом всего этого, наблюдатели отмечают, что Гоминьдану придется скорректировать свой политический курс и несколько сбавить обороты на пути сближения с КНР, которое шло слишком уж быстрыми темпами. Голосование показало, что далеко не все на острове довольны такой линией администрации Ма Инцзю и начинают проявлять скептицизм и недоверие к его "рвению". Поэтому очевидно, что дальнейшие активные усилия по наращиванию связей с материковым Китаем могут выйти боком для рейтинга Гоминьдана и столкнутся с еще большим противодействием и давлением со стороны оппозиции.
"Итоги нынешних выборов, несомненно, – плохая новость для материка", – отметил эксперт по тайваньскому вопросу из Китайской академии социальных наук Ли Цзяцюань. Аналитики сходятся во мнении, что правящая партия будет вынуждена теперь придерживаться более осторожного и взвешенного подхода для недопущения дальнейшего падения рейтинга.
После прихода к власти в мае прошлого года Ма Инцзю, чья партия представляет интересы в основном крупного бизнеса, сразу же инициировал масштабную программу, направленную на активизацию экономической интеграции с КНР, но при сохранении политического статус-кво в Тайваньском проливе. В результате впервые за 60 лет материк и остров связали прямые регулярные воздушные и морские рейсы, была налажена прямая торговля и почтовое сообщение. На этом фоне произошло долгожданное потепление отношений между материком и островом, чему также способствовало учащение обменов делегациями, развитие сотрудничества в области культуры, туризма и т.д.
В настоящее время на повестке стоит вопрос о перспективах налаживания финансового и правового взаимодействия. В первую очередь, речь идет о подписания рамочного соглашения об экономическом сотрудничестве между берегами Тайваньского пролива. Тайбэй добивается возможности скорейшего принятия этого документа, поскольку боится оказаться в стороне от региональных процессов торгово-экономической либерализации в связи намеченным на следующий год созданием зоны свободной торговли между Китаем и десятью странами-членами АСЕАН.
Вместе с тем, идея подписания торгового соглашения с Пекином вызывает неоднозначную реакцию в тайваньском обществе. Некоторые полагают, что это обернется ухудшением ситуации с безработицей перед угрозой наплыва дешевого китайского импорта. Критикуя курс стремительного экономического сближения с КНР, в лагере оппозиции также опасаются, что он создаст предпосылки для конечного воссоединения материка и острова в условиях растущей зависимости.
Однако, несмотря на расширение связей между берегами Тайваньского пролива, Тайбэй по-прежнему не собирается вступать в политические переговоры с Пекином, заверяет Ма Инцзю. В недавнем интервью сингапурскому телеканалу он заявил, что "Тайвань должен быть очень осторожен в этом вопросе и не торопить события, поскольку после шестидесяти лет с момента отдельного сосуществования сторонам нужно время для преодоления взаимных разногласий". Высказываясь за поддержание нынешнего статус-кво в Тайваньском проливе, Ма Инцзю подчеркнул необходимость воздерживаться от принятия решений политического характера.
Бывший председатель партии Гоминьдан Лянь Чжань и генеральный секретарь ЦК КПК Ху Цзиньтао во время встречи в 2005 году договорились добиваться подписания мирного соглашения между двумя берегами и создания механизма доверия в военной области. "Однако эти цели не могут быть достигнуты в ближайшем будущем", – считает Ма Инцзю. Он подчеркнул, что прежде чем Тайбэй сможет вести соответствующие переговоры, материковый Китай должен "убрать ракеты, нацеленные на остров". По данным тайваньской разведки, на остров с юго- восточного побережья материка сейчас развернуты уже порядка 1,5 тыс. баллистических ракет типа "Дунфэн".
Тайвань управляется собственной администрацией с 1949 года, "отколовшись" после длительной гражданской войны на материке между коммунистами и гоминьдановскими силами, укрывшимися после поражения на крупнейшем китайском острове. Власти КНР добиваются воссоединения страны, не исключая при этом военного вмешательства в случае, если сепаратистские силы на Тайване попытаются формально провозгласить его независимость.
Отвечая на вопрос о возможности проведения личной встречи с китайским лидером Ху Цзиньтао, Ма Инцзю выразил мнение, что для этого пока еще не настало время. "Сейчас данный вопрос не является приоритетным", – отметил он, подчеркнув, что на первом плане стоят экономические проблемы.
В прошлом году товарооборот между материком и островом превысил 130 млрд долларов. "Однако у нас по-прежнему нет соглашения, которое обеспечивало бы правовую защиту интересов бизнесменов", – пояснил Ма Инцзю, настаивающий на необходимости подписания рамочного соглашения об экономическом сотрудничестве. Ожидается, этот документ будет оформлен в будущем году.
Вместе с тем, можно прогнозировать, что после нынешних выборов Пекин со своей стороны будет проявлять растущую инициативу и активность в вопросе укрепления сотрудничества с администрацией Ма Инцзю, ибо на материке категорически не хотят возвращения к власти радикально настроенной ДПП. Последняя правила на острове в период с 2000 по 2008 год и всячески продвигала идею независимости Тайваня от материкового Китая.
Источник: По материалам ИТАР-ТАСС
При полном или частичном использовании данного материала ссылка на rodon.org обязательна.