Как и предполагала газета «Время новостей», в первом же туре выборов президента Абхазии в минувшую субботу победил действующий глава республики Сергей Багапш. По предварительным данным, он набрал 59,4% голосов при явке 73%. Второе место с 15% занял Рауль Хаджимба, который во время прошлых выборов президента был основным соперником Сергея Багапша. Глава Абхазского морского пароходства Заур Ардзинба получил 10%, предприниматель Беслан Бутба, которому большинство наблюдателей прочили как минимум третье место, оказался на четвертом с 7,8%. Ученый Виталий Бганба набрал всего 1,5% голосов.
Оппозиционные кандидаты, которые не смогли объединиться перед выборами, рассчитывали сделать это в случае второго тура. Но победа Сергея Багапша лишила их этой возможности: чтобы избежать второго тура, президенту нужно было собрать хотя бы на один голос больше 50%. Теперь оппозиции остается лишь делать громкие заявления о непризнании итогов выборов и обещать судебный процесс с разоблачением массовых нарушений.
Напомним, тяжелейший политический кризис во время прежних выборов президента Абхазии был связан именно с тем, что сторонники основных соперников по-разному оценили качество подсчета голосов. По данным избиркома Абхазии, Сергей Багапш набрал тогда 50,8% голосов, а Рауль Хаджимба -- около 35%. Сторонники Хаджимбы, в числе которых была команда первого президента республики Владислава Ардзинбы и руководство России, оспорили факт победы Багапша, после чего в Сухуми началась целая череда митингов за и против главных конкурентов.
Завершить ее удалось лишь компромиссным соглашением: на 12 января 2005 года были назначены новые выборы, на которые Сергей Багапш вышел как кандидат в президенты, а Рауль Хаджимба -- в вице-президенты. Свой пост в команде бывшего оппонента г-н Хаджимба покинул лишь в этом году, готовясь к нынешним выборам, но теперь получилось, что это решение вывело его из большой абхазской политики: на этот раз вице-президентом у Сергея Багапша будет экс-премьер Александр Анкваб, давний и надежный соратник главы республики. По итогам голосования г-н Хаджимба снова оказался на втором месте, но его отставание от лидера на этот раз более существенно, а победа Сергея Багапша -- более убедительна.
Оппозиция очень рассчитывала на второй тур и теперь, видимо, попытается оспорить результат действующего президента -- вопрос не в том, занял ли он первое место, а в том, перешел ли 50-процентный барьер. За несколько дней до голосования представители оппозиционных штабов излучали уверенность. «Мы очень надеемся на второй тур», -- говорил корреспонденту «Времени новостей» источник в штабе кандидата Беслана Бутбы, где, видимо, полагали, что во второй тур пройдет именно этот политик, не испугавшийся своего провала на выборах в парламент в 2007 году. 11 декабря Рауль Хаджимба и Заур Ардзинба, которым не удалось договориться о формировании тандема, также заявили на совместной пресс-конференции, что «если не случится ничего особенного, второго тура кандидатам не избежать».
Уверенности оппозиции добавляла скромная предвыборная кампания Сергея Багапша, который несколько раз заявил, что серьезные перемены нужны, но они должны быть спокойными, а за действующую команду «говорят наши дела и проекты, которые мы реализовали». Оппозиционеры полагали также, что рейтинг Сергея Багапша, взлетевший до уровня всенародной популярности после признания Абхазии Россией, сильно «съехал» за минувший с тех пор год -- из-за коррупции, раздоров внутри команды и излишней, с точки зрения противников президента, склонности к всестороннему сближению с Россией. Противники Багапша старались доказать, что никакой заслуги республиканских властей в признании Абхазии нет, тогда как представители правящей команды, наоборот, убеждали: признание не случайность, спровоцированная извне, а логичный итог развития политической системы страны.
Агитация оппозиции казалась яркой и многообещающей -- особенно в сравнении с Россией, где давно забыли о реальной политической конкуренции. Наиболее серьезно готовился к выборам Беслан Бутба, бизнесмен и владелец оппозиционного канала «Абаза-ТВ», олицетворявший в отличие от Рауля Хаджимбы не старую элиту, оттесненную от власти победой Сергея Багапша в 2004--2005 годах, а «новую оппозицию», шедшую «в бой» с тщательно продуманной конструктивной программой. Г-н Бутба обещал увеличить пенсии и за пять лет поднять среднемесячную зарплату абхазца до 15--20 тыс. руб. К зиме многие местные наблюдатели именно его начали воспринимать как основного кандидата на второй тур.
Четвертое место, разумеется, означает для команды Беслана Бутбы крайнее разочарование. По мнению абхазского политолога Инала Хашига, итоги выборов почти не оставляют оппозиции шансов на реванш. «В таком виде, в каком она была представлена на нынешних выборах, оппозиции больше не будет, -- считает г-н Хашиг. -- Новая оппозиция будет формироваться из тех, кто сейчас во власти. Основными кандидатами на президентский пост в следующий раз можно назвать соратников Багапша Александра Анкваба (теперь -- вице-президент. -- Ред.) и Сергея Шамбу (министр иностранных дел. -- Ред.)». Другие аналитики полагают, что за предстоящий срок позиции правящей команды окончательно ослабнут и к власти придут совершенно новые люди -- вероятно, подобные Беслану Бутбе.
Многие в республике думают, что во время второго срока Сергея Багапша будет значительным влияние вице-президента Александра Анкваба. Конституционные полномочия вице-президента Абхазии не сильно велики даже после их расширения в 2005 году в рамках компромисса между Сергеем Багапшем и Раулем Хаджимбой. Но г-н Анкваб известен как очень энергичный и амбициозный политик, а 60-летний Сергей Багапш, по некоторым данным, не может похвалиться стопроцентным здоровьем. В любом случае победа на выборах -- шанс его команды обновиться и исправить ошибки, за которые ее критикуют оппоненты.
В штабах оппонентов Сергея Багапша размышляют о дальнейших действиях. На сегодня лишь Рауль Хаджимба заявил о том, что не только не признает результатов голосования, но и готов протестовать, хотя «выводить на улицы никого не собирается».
Сам день голосования прошел без эксцессов. Лишь накануне случился скандал в эфире государственного телевидения. Во время выступления сторонника Сергея Багапша, экс-министра здравоохранения Отара Осия, в студию ворвались представители штаба Беслана Бутбы, по-видимому, оскорбленные сомнениями г-на Осия в заслугах г-на Бутбы в годы грузино-абхазской войны 1992--1993 годов, когда г-н Бутба не воевал, но помогал родине деньгами, медикаментами и врачами. Штаб Сергея Багапша пожаловался на срыв эфира, а канал Беслана Бутбы «Абаза -- ТВ» мгновенно показал врача-травматолога Василия Варясова, который привел доказательства приезда русских врачей в воюющую республику при помощи г-на Бутбы.
Рано утром 12 декабря у входа в избирательные участки выстроились очереди: стало понятно, что выборы будут признаны состоявшимися. К полудню глава избиркома Абхазии Батал Табагуа объявил, что на избирательные участки пришло более 20% избирателей. К обеду число удвоилось, а на момент закрытия участков явка достигла 73% (101 756 тыс. человек). Некоторых наблюдателей озадачила столь высокая гражданская активность: они отметили, что явка беспрецедентна, и выразили сомнение в достоверности данных по некоторым территориям -- например, по приграничному с Грузией Гальскому району, где живут в основном грузины.
Эти сомнения зародились задолго до выборов 12 декабря. В 2004 году жители Гальского района голосовали за Сергея Багапша, поэтому когда он летом нынешнего года попытался добиться раздачи абхазских паспортов гальцам, оппозиция объяснила эту инициативу стремлением президента остаться на второй срок с помощью голосов грузиноязычных жителей республики. Паспортизация Гальского района была остановлена, но паспорта все же успели получить около 3500 человек. Голосовать на этот раз можно было только по паспорту, поэтому теоретически это должно было сильно сократить число гальских избирателей -- в выборах парламента 2007 года участвовало 14 тыс. жителей района.
Международные наблюдатели никаких существенных нарушений в ходе голосования не обнаружили, а наблюдатель из Финляндии Йохан Бекман даже отметил, что выборы прошли «безукоризненно» -- и это, бесспорно, похвала Сергею Багапшу, при котором в Абхазии была сформирована целостная система демократических институтов.
Нынешние выборы президента -- третьи в истории республики: первые, в 1999-м году, были безальтернативными, вторые едва не обернулись гражданской войной. На этот раз действующая власть не пыталась отстранить оппонентов от выборов, не препятствовала им публично ставить весьма острые вопросы, означавшие для руководства республики серьезные репутационные риски. Оппозиционные кандидаты, собственно, занимались реальной политикой -- встречами с избирателями, активной агитацией и разработкой программ развития республики на долгие годы вперед.
Несмотря на отдельные эксцессы вроде вышеописанного случая на телевидении, кампания прошла вполне цивилизованно -- в том числе потому, что все штабы придерживались своеобразного джентльменского соглашения: предвыборная конкуренция не должна дестабилизировать ситуацию в республике, где «все кандидаты -- настоящие патриоты», а большинство избирателей -- родственники или хорошие знакомые.
Этические нормы, правда, соблюдались не всегда. Но за стабильность, кажется, можно не беспокоиться: опыт прошлых выборов в Абхазии показал, что массовый протест на улицах вполне возможен, но лишь в тех случаях, когда обществу пытаются навязать результат голосования, полностью противоположный тому, которого люди были вправе ожидать.
Вячеслав КОЗЛОВ, Сухуми, Иван СУХОВ
Источник: "Время Новостей"