В оглавление «Розы Мiра» Д.Л.Андреева
Το Ροδον του Κοσμου
Главная страница
Фонд
Кратко о религиозной и философской концепции
Основа: Труды Д.Андреева
Биографические материалы
Исследовательские и популярные работы
Вопросы/комментарии
Лента: Политика
Лента: Религия
Лента: Общество
Темы лент
Библиотека
Музыка
Видеоматериалы
Фото-галерея
Живопись
Ссылки

Лента: Политика

  << Пред   След >>

Производство продовольствия в КНДР и проблемы межкорейских отношений

В КНДР продолжается дальнейшее ухудшение ситуации с обеспечением традиционно недоедающего населения страны продуктами питания. Новым свидетельством этому стала новая инициатива официального Сеула. 26 октября Южная Корея предложила оказать КНДР гуманитарную помощь в виде поставок ограниченного количества кукурузы и других товаров, сообщил Красный Крест Республики Кореи /РК/. Это первое подобное предложение со стороны официального Сеула за последние почти два года. Во время последних переговоров Обществ Красного Креста двух Корей, которые состоялись 16 октября, делегация КНДР впервые попросила о предоставлении партий продовольствия и удобрений.

В результате в адрес северокорейских партнеров по линии Красного Креста РК было направлено предложение о "поставках соотечественникам из гуманитарных соображений" 10 тыс тонн кукурузы, 20 тонн порошкового молока и партии медикаментов. Если официальный Пхеньян ответит согласием, то это будут первые поставки Северу с момента прихода к власти в феврале 2008 года президента Ли Мён Бака, который оговорил поставки государственной помощи Пхеньяну его действительным прогрессом в деле ядерного разоружения.

Расходы на приобретение указанного количества гуманитарной помощи составят около 4 млрд вон, которые можно будет взять из имеющегося у Сеула фонда межкорейского сотрудничества.

Выбор правительством РК кукурузы объясняется тем, что ее трудно будет использовать "не по назначению". Под таким эвфемизмом в Сеуле понимают использование гуманитарной помощи, как это часто случалось ранее, на обеспечение продовольствием 1,2 млн солдат и офицеров Корейской народной армии. Остальная часть помощи сознательно отбирается южанами с расчетом на то, чтобы ею вместо взрослых воспользовались только новорожденные и малые дети.

Южнокорейскому Красному Кресту потребуется не менее одного месяца на закупки кукурузы и сухого молока, их упаковку и отправку морем вместе с медикаментами. Однако 10 тыс тонн продовольствия вряд ли помогут решить проблему хронической нехватки продуктов питания в Северной Корее, где урожай этого года оказался на 1 млн тонн зерновых меньше уровня, необходимого для пропитания 24 млн населения КНДР.

Как считают в Сеуле, северяне, скорее всего, примут эту помощь, учитывая ожидаемый в этом году низкий из-за ливневых дождей и заморозков урожай зерновых и нехватку твердой валюты для импорта продуктов, вызванную введенными ООН международными санкциями. По мнению местных экспертов, официальный Сеул продолжит оказание Северу гуманитарной помощи в качестве средства улучшения межкорейских отношений и вероятнее всего увеличит ее объемы, учитывая изменения в настроениях общества на Юге и возможного прогресса в деле реализации прямых переговоров Пхеньяна с Вашингтоном. По мнению профессора Ким Ён Хёна из университета Тонгук, "весьма вероятно, что правительство РК начнет оказание крупномасштабной продовольственной помощи Северу после изучения ситуации с обеспечением продовольствием в КНДР".

Данные местных СМИ подтверждают оценки сеульской администрации, согласно которым в нынешнем году в Северной Корее будет произведено примерно на 5-10 проц. продуктов питания меньше, чем в прошлом году. Нынешний сельскохозяйственный сезон в Северной Корее характеризовался острой нехваткой удобрений и ущербом посевам, который нанесла ненастная погода. Если, согласно оценкам южнокорейских правительственных экспертов, в прошлом году в КНДР было произведено 4,31 млн тонн продовольствия, то в нынешнем этот показатель окажется меньше 4 млн тонн. К тому же и в 2007 году, когда на КНДР обрушились сильные проливные дожди, вызвавшие наводнения, северокорейская экономика "выдала" лишь 4,01 млн тонн продовольствия. Тогдашнее ненастье привело даже к отсрочке второго межкорейского саммита с участием Ким Чен Ира и ныне покойного президента Но Му Хёна.

Согласно информации, полученной от сотрудника южнокорейской разведки, из-за наблюдавшихся в мае этого года низких температур, короткого периода созревания и засухи плохо вызрела кукуруза. "Мы предполагаем, – отметил он, – что у северян могли быть проблемы с урожаем риса, поскольку за последние два года на Север не поступали из Южной Кореи партии удобрений, которые обычно составляли от 200 до 300 тыс. тонн". То, что население Северной Кореи страдает от нехватки продовольствия подтвердил 23 октября во время парламентского аудита и министр РК по делам объединения Хён Ин Тхэк.

По данным одного из правительственных чиновников, курирующих северокорейскую проблематику, ежегодно для обеспечения продовольствием населения страны и прокорма домашнего скота Пхеньяну требуется не менее 5 млн тонн зерна и продуктов питания. Однако в реальности в КНДР производится чуть более 4 млн тонн и недостающий миллион Северу приходится либо закупать, либо просить за рубежом.

В этой связи необходимо отметить, что реальная картина продовольственного положения Северной Кореи никому за ее пределами не известна и, скорее всего, входит в перечень наиболее охраняемых тайн пхеньянского руководства. В результате полного развала сельского хозяйства КНДР, не способной уже много лет обеспечить население продуктами питания и не зависеть от капризов погоды, внутренних ресурсов для роста обеспеченности продовольствием у нынешнего режима не имеется. А поскольку в ближайшем будущем "чучхэйского НЭПа" пока не предвидится, то реальным источником получения продовольствия для Пхеньяна остается помощь извне, в первую очередь от Китая и Южной Кореи.

На протяжении десяти лет правления либеральных администраций Ким Дэ Чжуна и Но Му Хёна южнокорейское правительство выделяло Северной Корее ежегодно продовольственную помощь в размере примерно 400 тыс. тонн. Еще по 200 и 100 тыс. тонн продуктов питания предоставляли соответственно Китай и международные гуманитарные организации. Остальную недостающую часть продуктов покрывали либо незаконная приграничная торговля, либо импорт.

По данным упоминавшегося выше офицера разведки, "если производство продовольствия в Северной Корее упадет ниже уровня в 3,5 млн тонн, то тогда начнутся голод и массовая миграция населения через границу /в основном в Китай/ в поисках пропитания. Хотя ситуация сейчас не настолько плоха, однако существенное снижение после второго в мае этого года ядерного испытания в Северной Корее объемов международной помощи вполне вероятно может привести в 2010 году к значительно более серьезной, чем до сих пор, нехватке продовольствия".

В этой связи нелишне вспомнить о том, что правительство РК в настоящее время занимается пересмотром базового плана по улучшению межкорейских отношений. Он появился на свет незадолго до истечения срока пребывания во власти президента Но Му Хёна и был сфокусирован на том, как претворять в жизнь поставленные тогда задачи по развитию связей с Пхеньяном. Нынешний же пересмотр ставит своей целью выработку значительно более широкой и всесторонней стратегии отношений с Северной Кореей. Согласно принятому на Юге в 2006 году закону о развитии межкорейских отношений, такой план должен приниматься каждые пять лет и ныне реализуемый, который вступил в силу в ноябре 2007 года, действует до 2012 года. В связи с существенным изменением ситуации на Севере после второго ядерного испытания и запусков ракет различной дальности правительство РК пришло к выводу о необходимости его радикального пересмотра.

На прошедшем недавно неофициальном заседании действующего в министерстве РК по делам объединения комитета по развитию межкорейских отношений его участники пришли к единодушному мнению о том, что базовый план не отражает изменившуюся ситуацию и к тому же перегружен слишком детализированным изложением поставленных в нем задач. Также была подчеркнута необходимость внесения в план изменений, позволяющих отразить всеобъемлющую стратегию и принципы решения связанных с КНДР проблем. Заодно было решено, что в нем должны отражаться политические векторы нынешней южнокорейской администрации и философия строительства отношений с Севером.

Среди семи основных стратегических задач в плане названы денуклеаризация КНДР, создание мирного режима на Корейском полуострове и принятие начальных шагов по созданию межкорейского экономического сообщества. Важным элементом обеспечения мирного режима в плане признавалось создание специальной зоны мира и сотрудничества. В том, что касается экономсообщества, то для двух Корей признавалось необходимым совместное создание и управление кооперативами и выработка официального языка межкорейского общения. Дело в том, что с момента раздела Кореи в 1948 году один корейских язык на изолированном от мира Севере засорен коммунистической фразеологией, а другой на Юге включает огромное количество заимствований из английского, а также терминов капиталистической политики и экономики, компьютерной эпохи, Интернета, информационных технологий и много чего другого. В результате, к примеру, у тысяч прибывающих на Юг северокорейских перебежчиков возникают определенные лингвистические проблемы.

Весьма вероятно, что у Пхеньяна скоро появится еще один надежный способ получить так необходимую ему твердую валюту, на которую можно закупить продовольствие, и спасибо за это Север должен будет сказать Германии. Дело в том, что министр РК по делам объединения Хён Ин Тхэк выступил с оригинальным предложением выплаты КНДР в той или иной форме компенсации за возвращение на Юг военнопленных эпохи Корейской войны 1950-53 годов и граждан РК, похищенных в послевоенные годы северокорейскими спецслужбами. Эти идеи министр почерпнул из существовавшей при ГДР западногерманской методы, получившей название "Freikauf" или "выкуп на свободу", и предложил их в конце октября законодателям Национального собрания РК. Кстати, как сообщил один из чиновников правительства, официальный Сеул уже давно изучал возможность использования такого способа решения проблемы своих военнопленных, который должен осуществляться строго конфиденциально. Примечательно, что западные немцы для всего процесса привлекали не правительственных чиновников, а религиозных лидеров /как тут не вспомнить пастора Шлага/. Правда, при этом необходимо учитывать, что общественное мнение на Юге, поддерживающее идею в целом, настроено против выкупа у Севера своих сограждан за наличные, тогда как ФРГ давало восточным немцам в обмен на политзаключенных звонкие западные марки или доллары, а также нефть и ценные металлы.

Если Сеул, как признал министр объединения, "не собирается во всех деталях следовать германской модели", то наградой Пхеньяну за возврат военнопленных по "корейской версии фрайкауф" станут, по всей вероятности, крупномасштабные поставки риса. Учитывая неизбежную внутреннюю и международную критику относительно того, что полученную твердую валюту Пхеньян направит на дальнейшую разработку ядерного оружия, Сеул должен ясно дать понять Северу, что за возвращение военнопленных последует в той или иной форме вознаграждение. При этом, как считают эксперты, южане должны тщательно обеспечить сохранение секретности и конфиденциальности сделки, дабы дать возможность КНДР сохранить лицо, поскольку эта соцстрана всегда отрицала наличие насильно удерживаемых граждан Республики Корея на своей территории. Самым подходящим для такой миссии представляется Общество Красного Креста РК, которое будет представлять интересы своего правительства.

Помимо возможного обмена за выкуп военнопленных, у Пхеньяна есть еще один важный источник получения помощи, который вполне в состоянии оказать содействие КНДР, что позволит ей поправить свои дела. Речь идет о Китае, который в конце сентября этого года прозрачно намекнул, что может предоставить Северной Корее существенную экономическую помощь. Северная Корея, согласно данным местных СМИ, покрывает за счет Пекина значительную долю своих потребностей в продовольствии и энергетике, в частности, свыше 90 проц своего внутреннего потребления нефти.

Но как бы там ни было, а уже наступил ноябрь, а Сеул так и не получил пока что от КНДР никакого ответа на свое предложение об отправке 10 тыс тонн кукурузы, порошкового молока и медикаментов. Правда, согласно сообщению министерства по делам объединения, оно все равно "предпринимает необходимые меры" для отправки этой партии гуманитарной помощи. В ближайшие дни в Сеуле должно пройти совещание комитета РК по проектам сотрудничества с Северной Кореей, на котором должно быть одобрено решение о выделении из средств фонда межкорейского сотрудничества 4 млрд вон /около 3,4 млн долларов/ для поставок кукурузы, которую Сеул, кстати, намерен закупить у китайцев.

Как сообщил пресс-секретарь этого ведомства Чхон Хэ Сон, "у нас нет намерений запрашивать Пхеньян относительно его реакции". Это здешние СМИ расценили как свидетельство готовности Сеула готовить отправку помощи, даже не интересуясь, нужна она Пхеньяну или нет. В мае прошлого года Северная Корея отвергла предложение Сеула о выделении Северу 50 тыс тонн кукурузы и зерно не было отгружено.

На одном из прошедших недавно в Сеуле закрытых семинаров высокопоставленный представитель аппарата южнокорейского президента сообщил о том, что первоначально Север запросил 100 тыс тонн зерновых и даже указал порт доставки, однако когда ему было предложено в десять раз меньше, то там сильно удивились. Это сообщение местных СМИ опровергло министерство по делам объединения. По версии этого ведомства, на недавних переговорах Красного Креста двух стран северокорейская сторона лишь попросила о "гуманитарной помощи" и не упоминала какую-то конкретную цифру или номенклатуру поставок. Такие расхождения в версиях происшедшего породили в здешней прессе домыслы о том, что, помимо состоявшихся в Сингапуре межкорейских тайных контактов по новому саммиту лидеров Севера и Юга, между двумя Кореями происходят еще какие-то секретные переговоры.

Источник: По материалам ИТАР-ТАСС
При полном или частичном использовании данного материала ссылка на rodon.org обязательна.


 Тематики 
  1. Дальний Восток   (58)