Сотрудничество между Китаем и США необходимо для "поддержания мира на планете и глобального развития". Об этом заявил заместитель председателя Центрального военного совета /ЦВС/ КНР генерал Сюй Цайхоу, прибывший 24 октября в Америку с целью углубления стратегического диалога между двумя странами.
Он считается вторым человеком в военной иерархии Китая после председателя КНР Ху Цзиньтао. В последний раз визит на подобном высоком уровне состоялся в июле 2006, когда в США побывал бывший в то время зампредседателя ЦВС Го Босюн. А до этого – в марте 2001 году. В апреле того же года военные связи двух стран были заморожены после инцидента со столкновением американского самолета-разведчика с китайским истребителем над акваторией Южно-Китайского моря.
Пекин полностью разорвал военные отношения с Вашингтоном в начале октября 2008 года, реагируя на направленное Пентагоном Конгрессу США уведомление о намерении поставить на Тайвань зенитные и противокорабельные ракеты, а также боевые вертолеты "Апач" на общую сумму 6,5 млрд долларов. Тайбэй, в частности, запросил 330 ракет "ПАК-3" к зенитно-ракетным комплексам "Пэтриот" вместе с 12 пусковыми установками. Эти ЗРК предназначены для борьбы с самолетами и крылатыми ракетами, но способны также сбивать тактические баллистические ракеты. В уведомлении подчеркивалось, что данные сделки отвечают "интересам безопасности США" и поставки оружейных систем будут способствовать поддержанию в регионе "политической стабильности и военного баланса".
Пекин уже давно решительно выступает против продажи Тайбэю оружия. Белый дом же, заявляя о приверженности политике "одного Китая", неизменно подчеркивает, что действует в соответствии с американским законом об отношениях с Тайванем, возлагающим на администрацию обязанность снабжать Тайбэй оборонительным вооружением.
Объявляя в середине октября о грядущем визите генерала Сюй Цайхоу, пресс-секретарь Пентагона Джефф Моррелл пояснил, что данную поездку "можно считать ответной – примерно два года назад в Китае побывал министр обороны Роберт Гейтс".
По словам Моррелла, Гейтс "убежден в том, что необходимо укреплять военные контакты между США и Китаем, налаживать более открытый диалог, чтобы и мы, и Китай лучше понимали, как мы тратим многие миллиарды долларов, которые выделяются на оборону". "Чем больше транспарентности будет в наших отношениях, чем активнее будет вестись диалог, тем меньше вероятность возникновения недоразумений между двумя могучими державами на мировой арене", – добавил пресс- секретарь. "Мы надеемся, что у генерала после этого улучшится представление о вооруженных силах США и появится понимание того, что такого рода транспарентность может способствовать развитию наших отношений в долгосрочной перспективе", – подчеркнул Моррелл.
Вашингтон не скрывает, что его тревожат темпы модернизации китайских вооруженных сил. В 2000 году Конгресс даже обязал министра обороны представлять весной каждого года всеобъемлющую оценку военной стратегии КНР и изменений ситуации в районе Тайваньского пролива. Очередной такой доклад – "Военная мощь КНР – 2009" – был направлен пентагоновскими аналитиками на Капитолийский холм 25 марта.
В нем отмечается, что "темпы и масштабы военной трансформации Китая возросли в последние годы, чему способствовали закупки современного иностранного вооружения и продолжающийся высокий уровень инвестиций" в технологии и долгосрочные концептуальные реформы в вооруженных силах. В частности, происходит переход от армии, которую готовили к длительной защите своей территории, к такой, которая сможет сражаться и побеждать в краткосрочных конфликтах высокой интенсивности против хорошо вооруженного, с точки зрения современных технологий, противника.
Однако "будущий курс Китая, в особенности как Пекин намеревается использовать свою нарастающую военную мощь" предсказать трудно из-за того, что все еще сохраняется "много неопределенностей", указывает Пентагон. "Вооруженные силы Китая продолжают развиваться и оснащаются деструктивными военными технологиями.., которые меняют военный баланс в регионе и могут привести к последствиям, выходящим за рамки Азиатско-Тихоокеанского региона", – считают аналитики. Среди этих технологий – ядерные, космические, а также те, которые позволяют наносить удары через кибернетическое пространство.
Как отмечается в докладе, США рассчитывают, что Пекин станет "ответственным игроком" на мировой арене и "приветствуют дальнейшее развитие стабильного, мирного и процветающего Китая". Однако Китаю надо быть более открытым в том, что касается модернизации своих вооруженных сил. В противном случае возрастает вероятность неправильного восприятия тех или иных шагов Пекина и ошибочных решений при реагировании на них.
Частично ответы на все эти претензии Сюй Цайхоу дал, выступив 26 октября в вашингтонском Центре стратегических и международных исследований. Он заверил, что Китай "никогда не будет стремиться к гегемонии, расширению военной деятельности или гонке вооружений". Главная задача насчитывающей 2,4 млн человек китайской армии, продолжил генерал, – обеспечить защиту экономического развития страны, противостоять сепаратистам и экстремистам, вести борьбу с террористами, участвовать в миротворческих операциях и оказывать помощь пострадавшим в результате ударов стихии.
"Мы заметили, что США рассматривают сегодня терроризм как большую угрозу своей национальной безопасности, – указал генерал. – Те угрозы, с которыми сталкивается Китай и которые вызваны действиями сепаратистов, экстремистов и террористов, также нарастают". В качестве примера он привел вылазки боевиков из группировки "Восточный Туркестан", выступающей за независимость Синьцзян-Уйгурского автономного района КНР. "Я хочу подчеркнуть, что в Китае еще не завершен полностью процесс объединения, в то время как определенные силы продолжают строить планы по достижению независимости Тайваня, Восточного Туркестана и Тибета", – сказал Сюй Цайхоу.
По его словам, высказываемое Вашингтоном беспокойство по поводу высоких темпов модернизации китайских ВС "не имеет под собой оснований". А когда из зала последовал вопрос: а как же разработка крылатых и баллистических ракет, с помощью которых Пекин сможет наносить удары по американским кораблям в Тихом океане, Сюй Цайхоу ответил: "Эти вооружения предназначены лишь для самообороны". "Они имеют ограниченные возможности и отвечают лишь минимальным потребностям национальной безопасности", – добавил он.
"Все еще есть огромная пропасть между Китаем и развитым миром, – отметил генерал. – Мы сейчас всецело привержены мирному развитию и не будем бросать вызов или угрожать какой-либо другой стране".
Что же касается расходов на оборону, добавил Сюй Цайхоу, то они "довольно низкие" по сравнению с той же Америкой: соответственно 1,4 проц и 4,8 проц от ВВП.
По убеждению генерала, расширение и углубление военных связей предполагает уважительное отношение к суверенитету друг друга. Однако это не наблюдается в тех случаях, когда "корабли ВМС США выполняют разведывательные миссии в 200-мильной исключительной экономической зоне /ИЭЗ/ Китая, что является посягательством на китайские интересы", сказал Сюй Цайхоу. "Обнадеживает то, что обе стороны признают, что мы не должны позволить подобным инцидентам нанести ущерб нашим государственным и военным взаимоотношениям, – указал он. – Я считаю, что наши военно-морские силы должны продолжать обсуждать меры по обеспечению безопасности на море в духе дружбы и взаимопонимания".
"Китайско-американские отношения – одни из наиболее важных в мире, – сказал генерал. – А отношения между военными – важная составляющая двусторонних отношений в целом".
После речи в Центре стратегических и международных исследований Сюй Цайхоу отправился на прием, устроенный в его честь Гейтсом. Серьезный же разговор за закрытыми дверями у них состоялся в здании Пентагона на следующий день. Когда китайский генерал подъехал ко входу в массивное пятигранное здание, его там встретил почетный караул. Беседа длилась 75 минут.
"Это была по всем меркам хорошая и продуктивная встреча, – рассказал потом журналистам Моррелл. – Он /Сюй Цайхоу/ весьма восприимчиво отнесся к словам министра Гейтса о том, что нам необходимо наращивать возможности для развития военного сотрудничества и обменов". Собеседники, по словам пресс-секретаря Минобороны, также затронули темы урегулирования дипломатическими средствами ядерных проблем КНДР и Ирана, "широкое согласие" было достигнуто и по поводу ситуации в Афганистане.
Согласно высокопоставленному представителю Пентагона, пожелавшему остаться неназванным, зампредседателя ЦВС на встрече вновь перечислил основные "препятствия", мешающие углублению отношений с военными США. Их – всего семь, утверждает газета "Вашингтон пост" /15 октября/, ссылающаяся на американских и китайских официальных лиц. По их словам, Пекин вручил соответствующий список заместителю министра обороны по политическим вопросам Мишель Флорной во время ее визита в Пекин 23 – 24 июня с.г. В нем, в частности, указывается, что Вашингтон должен вывести свои разведывательные корабли из ИЭЗ Китая и не снимать отпечатки пальцев у высокопоставленных представителей китайского Минобороны, приезжающих в США. Пекин также хотел бы, чтобы американские межконтинентальные баллистические ракеты не были нацелены на Китай.
Но на первом месте по-прежнему находится требование прекратить поставки вооружений Тайваню, что, по мнению Пекина, лишь осложняет обстановку в Тайваньском проливе и способствует росту сепаратистских устремлений на острове. Тайбэй уже трижды за последние три года обращался к Вашингтону с просьбой продать 66 истребителей Ф-16. Предыдущая администрация Джорджа Буша не решалась пойти на это из опасения вызвать жесткую ответную реакцию китайцев. "Продажа Тайваню Ф-16 создаст для нас большую проблему, – приводит газета слова китайского дипломата. – Может пострадать сотрудничество по другим вопросам".
Решение по Ф-16 предстоит теперь принимать президенту Бараку Обаме, который намерен посетить Китай 15-18 ноября. "Обама надеется укрепить связи с Пекином, но наиболее важной задачей он считает улучшение отношений с китайскими военными", – пишет "Вашингтон пост".
По итогам переговоров Гейтса и Сюй Цайхоу Пентагон распространил 27 октября заявление, в котором указал, что США и Китай "согласились приложить больше усилий для налаживания прочных и продолжительных отношений между военными" двух стран.
Как отметило Минобороны, стороны "обсудили пути дальнейшего развития и улучшения военных отношений и согласились, что необходимо улучшать взаимопонимание и укреплять доверие между вооруженными силами". "Министр Гейтс подчеркнул важность поддержания диалога, который основывается на открытом и содержательном обсуждении стратегических вопросов".
Согласно заявлению, Гейтс принял приглашение посетить Китай в начале 2010 года. Туда же поедет в ближайшие месяцы и глава Комитета начальников штабов ВС США адмирал Майкл Маллен. Но перед этим он примет у себя китайского коллегу.
Стороны, кроме того, договорились наращивать сотрудничество в деле оказания гуманитарной помощи, особенно после ударов стихии. В частности, намечается проведение совместных военно-морских учений по отработке действий во время спасательных операций. Планируется расширить программу обмена военными делегациями, проведения совместных культурных и спортивных мероприятий. В декабре в Пекин отправится американская межведомственная группа для продолжения консультаций, призванных не допустить возникновения "недоразумений" между кораблями двух стран в открытом море.
Зампредседателя ЦВС провел в Вашингтоне также беседу с первым заместителем госсекретаря Джеймсом Стайнбергом. "Мы надеемся, что визит Сюй Цайхоу будет способствовать налаживанию отношений взаимовыгодного сотрудничества между США и Китаем", – отметил на регулярном брифинге для журналистов 27 октября официальный представитель госдепартамента Иэн Келли.
В ответ на просьбу прокомментировать публикацию в китайской газете о намерении Пекина приступить к активным поискам останков американских летчиков, пропавших без вести при выполнении полетов над территорией КНР в 1950-х годах, Келли сказал: "Мы высоко оцениваем содействие китайского правительства".
С 2006 года между КНР и США действует программа сотрудничества между военными архивами, призванная, прежде всего, установить судьбу пропавших американских солдат. За последние годы в Китае было обнаружено около ста ранее неизвестных документов, касающихся гибели американских летчиков. По данным Пентагона, во время Корейской войны без вести пропали более 8,1 тыс. "джи ай". Хотя Китай официально не вступал в Корейскую войну, в боях участвовали так называемые "китайские добровольцы", фактически представлявшие собой регулярные войска под командованием военачальника Пэн Дэхуая.
Американцы гибли на китайской территории и после войны в Корее. Китайцы неоднократно сбивали разведывательные самолеты США. В частности, в 1956 году не вернулся с задания пилот ВМС Джеймс Дин. Как выяснилось после запроса, переданного в 2005 году лично тогдашним министром обороны Дональдом Рамсфелдом, самолет Дина был сбит над провинцией Чжэцзян в Восточном Китае. Пилот погиб.
Согласно газете "Чайна дейли" /27 октября/, активные поиски позволили пролить свет на судьбу 15 американцев – членов экипажа бомбардировщика Б-29, разбившегося близ деревни Цзяошуйкан в провинции Гуандун /Южный Китай/ 5 ноября 1950 года. Самолет потерпел катастрофу при возвращении на авиабазу в Японии.
Комментируя 4 ноября визит китайского генерала, адмирал Маллен отметил: "Я рад, что он приехал". "Мы только что возобновили военные связи между двумя странами, прерванные китайцами, – сказал он, выступая в Национальном клубе печати в Вашингтоне.– И я надеюсь, что мы, наконец, оставим позади такую практику в наших военных отношений, когда мы то прерываем их, то возобновляем".
"Они /китайцы/ стали вкладывать больше денег в свою оборону, – указал адмирал. – Они развивают технологии, которые сфокусированы на военных возможностях США. К примеру, на противодействии нашим авианосцам. Они занимаются разработкой баллистических ракет, космических технологий, они сумели уничтожить ракетой с земли пару лет назад свой спутник. И они усиленно занимаются освоением киберпространства, что вызывает у нас тревогу. Я надеюсь лишь, что у нас будут такие отношения с их военными лидерами, которые позволят обсуждать все эти вызовы, а также выслушивать их озабоченности...".
"Я надеюсь, что у нас будут такие отношения, которые позволят избежать какого-либо серьезного конфликта в будущем, – подчеркнул Маллен. – В целом, это очень стабильный регион. Конечно, сейчас мы все обеспокоены действиями Северной Кореи в плане дестабилизации региона и создания ядерного оружия, и я думаю, что мы лучше всего сможет решить эти проблемы, предпринимая совместные усилия".
Затронув тему Тайваня, адмирал высказал мнение, что "отношения между Тайбэем и Пекином стали более стабильными после избрания на острове нового правительства". "Мы бы хотели, чтобы проблема между Тайванем и Китаем была мирно урегулирована со временем, – добавил он. – У нас есть обязательства оказывать /военную/ поддержку Тайваню. Мы будет продолжать делать это. Но больше всего мы бы хотели, чтобы проблема была мирно урегулирована... В последние месяцы напряженность там спала, и вероятность того, что там вспыхнет конфликт, уменьшилась".
Программа визита Сюй Цайхоу в США была весьма насыщенной. 26 октября ему показали основанную в 1845 году Военно-морскую академию в Аннаполисе /штат Мэриленд/, 28 октября – армейскую базу Форт-Беннинг в Джорджии, а также авиабазу Оффут в Небраске, где находится штаб-квартира Стратегического командования. 29 октября он побывал на авиабазе Неллис в Неваде. А днем позже в Сан-Диего /штат Калифорния/ ему был устроен тур по атомному авианосцу "Рональд Рейган". Затем генерал до 3 ноября был гостем нового главы Тихоокеанского командования адмирала Роберта Уилларда, штаб-квартира которого находится на Гавайях. Сюй Цайхоу, в частности, осмотрел там ряд военных объектов.
Рассказывая журналистам в Вашингтоне 9 ноября о предстоящем визите в Китай Обамы, старший директор по делам Азии в Совете национальной безопасности Белого дома Джеффри Бейдер указал, что США считают Пекин "ключевым игроком" на мировой арене, "без участия которого невозможно решить ни один серьезный вопрос".
Обама начнет свой визит 15 ноября с посещения Шанхая, где, в частности, встретится с представителями китайской молодежи. Затем уже в Пекине ему предстоят переговоры с председателем КНР Ху Цзиньтао и премьером Госсовета КНР Вэнь Цзябао.
"Китай является ключевым игроком по таким международным вопросам, находящимся в центре нашего внимания, как восстановление мировой экономики, изменение климата, энергетика, ядерные программы КНДР и Ирана, проблемы нераспространения, ситуация в Афганистане и Пакистане и контроль над вооружениями", – отметил Бейдер. Он подчеркнул, что у Вашингтона и Пекина "будут определенные разногласия, мы останемся конкурентами, но мы хотим максимально расширить сферы, где мы можем сотрудничать". По его словам, "это просто необходимо, поскольку иначе не удастся устранить глобальные вызовы".
Источник: По материалам ИТАР-ТАСС
При полном или частичном использовании данного материала ссылка на
rodon.org обязательна.