Индийское посольство в Кабуле уже второй раз за последние 15 месяцев стало мишенью для взрыва. По крайней мере 17 человек были убиты при нападении четверг, когда автомобиль, набитый взрывчаткой врезался в стену посольства.
Индийская канцелярия находится недалеко от президентского дворца, и, по иронии судьбы, через дорогу от афганского МВД. Само собой разумеется, что "Талибан", который взял на себя ответственность за нападение, продемонстрировал, что имеет возможности напасть в любом месте и в любое время — это уже все поняли.
Однако, поскольку целью стало индийское посольство, должен существовать еще и политический сигнал. В Дели все больше подозревают присутствие в этом событии руки пакистанской разведки ISI. Разведывательные ведомства имеют свои собственные странные коды для посланий, и нападение в четверг, похоже, передало какой-то сложный сигнал, который должен быть расшифрован. Не исключено, что сообщение состоит в том, что Индия должна отказаться от любых шагов по расширению своего присутствия в Афганистане.
Пакистан не скрывает своего глубокого беспокойства в том, что Индия все еще сохраняет консульства в двух ключевых пунктах вблизи пакистанской границы — Джелалабаде и Кандагаре. Он подозревает, что Индия использует эти форпосты для электронной разведки с прицелом подорвать стабильность в Пакистане и каким-либо образом наложить руку на ядерные объекты в Пакистане.
Министр иностранных дел Шах Махмуд Куреши публично предупредил в понедельник во время визита в Соединенные Штаты, что индийцы "должны дать обоснование своим интересам" в Кабуле. Он сказал "Лос-Анджелес таймс", что "уровень вовлеченности Индии [в Кабуле], должен соизмеряться с [тем фактом, что] они не имеют общей границы с Афганистаном, в то время как мы имеем ... Если нет масштабной реконструкции [в Афганистане], если нет длинных очередей в Дели, ожидающих визы для поездки в Кабул, почему столь значительно [индийское] присутствие в Афганистане? Время от времени нас это беспокоит".
Действительно, в прошлом месяце командующий США в Афганистане генерал Стэнли Маккристал подчеркнул в своем докладе президенту США Бараку Обаме, что Индия своей деятельностью в Афганистане провоцирует "обострение напряженности в регионе". Он ожидал, что Пакистан примет "ответные меры".
Американо-индийский сговор?
Чтобы составить впечатление, индийские чиновники напрасно подчеркивали "мягкую силу" страны в Афганистане. Безусловно, Индия является одной из основных стран-доноров, обязавшись выдать $ 1,2 млрд. помощи Афганистану. Программа помощи Дели охватывает такие различные области, как образование, здравоохранение, энергетика, телекоммуникации, дорожно-строительную и другие сферы, и прошла долгий путь в повышении престижа Индии и влияния в Кабуле.
Пакистан считает, что гиперактивная индийская программа помощи с нулевым профитом, в основном, направлена на подрыв его [Пакистана] влияния. Индия тоже не помогает разрешить эту напряженность. Дискурс в Дели состоит в том, что Индия имеет глубокие и исторические узы дружбы с афганским народом, и в любом случае, кто такие эти пакистанцы, чтобы диктовать то, что Индия должна делать, а что нет?
Индия наотрез отказывается признать, что у Пакистана есть какие-либо "особые интересы" в Афганистане или где-либо еще... Наоборот, индийские комментаторы утверждают, что Дели имеет право и обязанность быть настойчивым в Афганистане, учитывая общую ставку в борьбе против терроризма и "бремя Индии" в качестве региональной державы. Аргумент является безупречным, хотя высокомерие весьма оскорбительно .
В афганской войне настает переломный момент. Все ожидают новой стратегии Обамы. Обсуждение сосредоточено на уровне американских войск, но упускает из виду огромное напряжение в Пакистане в последние недели. Пакистанские военные, кажется, предчувствуют, что Вашингтон может активизировать атаки своих беспилотников на высшее руководство талибов.
Кампания убийств Вашингтона в последнее время увенчалась ошеломляющим успехом. Убиты террористы, чьи головы весьма высоко оценивались. Кампания была расширена за границы племенных районов в Северо-Западную пограничную провинцию. Американский посол в Исламабаде недавно намекнул, что беспилтники могут скоро заняться поисками талибской шуры (совета) во главе с муллой Омаром, который, как предполагается, скрывается в Белуджистане.
Похоже, что американцы создали разведывательные ресурсы для разворачивания и усиления атак беспилотников. Хотя и существует обмен между ЦРУ и пакистанской службой безопасности, США также ведет обмен разведывательной информацией с другими странами, включая Индию.
Конечно, в некоторой точке в обозримом будущем в прицеле беспилотника может оказаться высшее руководство талибов. Если это произойдет, так называемые "стратегические активы" Пакистана в горах Гиндукуша будут уничтожены, и потенциал Исламабада распространять свое влияние в Афганистане заметно снизится.
На этом фоне ISI остается только крайне настороженно относиться к любой индийской агентуре в южных и юго-восточные районах Афганистана. Просмотрев пакистанские средства массовой информации за любой один день, сразу убеждаешься в существовании реальной паранойи, что США тайно вступят в сговор с Индией. Существует подозрение, что США нуждаются в увеличении своего физического присутствия в Пакистане. На совещании командиров корпусов в штаб-квартире в Равалпинди в среду был предпринят необычный шаг публичного освещения "озабоченности армии" по поводу последствий для "национальной безопасности" условий, присоединенных к законопроекту Керри-Лугара, который недавно принял Конгресс США для каналирования значительно возросшей американской помощи $ 1,5 млрд в год в Пакистан.
"Полевые командиры" в охоте на талибов ...
Интересно, что пакистанские обозреватели со ссылкой на пакистанские военные круги пришли к выводу, что Индия приложила руку к разработке законопроекта Керри-Лугара.
Что в настоящий момент действительно беспокоит пакистанских военных, так это то, что, несмотря на предыдущие заверения в обратном, Вашингтон может, наконец, принять новую схему, обретающую форму в Кабуле при президенте Хамиде Карзае, включающую видных "полевых командиров" Северного альянса, которые работали в тесном сотрудничестве с Индией во второй половине 1990-х вплоть до того, пока США не изгнали режим "Талибана" в 2001 году.
Возможно, эти "полевые командиры" смогут в самом ближайшем будущем сыграть полезную роль в американской стабилизации ситуации в Афганистане и в "афганизации" войны таким образом, что позволит значительно облегчить давление на войска НАТО. На самом деле, это может стать афганским вариантом суннитскоого "Пробуждения", который США с большим успехом осуществили в течение короткого срока в Ираке. Обама действительно ищет способы быстрого восстановления безопасности в Афганистане и работает в рамках жестких сроков.
Пакистанские военные опасаются любого сближения, развивающегося между США и Северным альянсом "полевых командиров". Излишне говорить, что влияние Индии в Афганистане получит квантовый скачок, если "полевые командиры" будут возвращены американцами из небытия и назначены ответственными за афганскую безопасность для борьбы с упорным "Талибаном". Как давние противники "Талибана" "полевые командиры" проводят жесткую линию в борьбе с повстанцами. Мохаммед Фахим, который, вероятно, станет вице-президентом в новом правительстве Карзая заявил "Нью-Йорк Таймс": "Мое убеждение, что время для мира только тогда, когда мы сильны, а "Талибан" слаб. Сейчас не самое лучшее время для Афганистана, чтобы сделать мир".
Фахим заявил, что правительство и коалиционные силы должны ударить по базам талибов в Пакистане и на юге Афганистана. "Методы борьбы должны быть очень внимательно изучены, должна быть новая стратегия", – добавил Фахим. Он не возражает против продолжающегося присутствия иностранных войск в Афганистане, заявив, что оно является "реальностью".
Короче говоря, если "полевые командиры" устроятся в водительском сиденье в антиталибской операции, ISI может быть окончательно унижена, став пассивным свидетелем того, как "полевые командиры" систематически изводят кадры "Талибана" (как только местные афганские отряды ополчения смогут эффективно это делать) и сводят их к бесполезным обломкам или, что еще хуже, вынуждают оставшиеся элементы бежать под защиту к своим наставникам через границу в Пакистан.
... с индийской помощью?
Индия, конечно, может сделать многое, чтобы помочь США и НАТО в таком сценарии, тренируя ополченцев, действующих под руководством "полевых командиров", а также поставляя им оружие. В общем, и без военного присутствия в Афганистане Дели имеет возможности играть решающую роль в подавлении мятежа талибов, что вызывает у пакистанского военного истеблишмента крайнюю тревогу по поводу развивающихся политических событий на афганской шахматной доске.
Неудивительно, пакистанские военные смотрят с большой тревогой на какие-либо признаки нового мышления в Вашингтоне в направлении кооптации "полевых командиров" Северного альянса на борьбу против талибов. Это очень тревожный звонок. Мнения разделяются и в Вашингтоне. Общее восприятие афганских реалий через западную точку зрения делает "полевых командиров" весьма неприятным окружением, чтобы даже в нынешнем отчаянном положении служить в качестве коллаборационистов. Существует серьезный ментальный блок, который необходимо преодолеть на Западе в понимании афганских реалий. Пакистан рассчитывает на это.
Во-вторых, Пакистан надеется, что администрация Обамы будет чувствительной к его озабоченности слишком близким индийским присутствием в Афганистане. Более того, Вашингтон должен пройти по тонкой грани, не раздражая пакистанских военных, принимая любую помощь, которую может оказать Индия. НАТО только что призвал Москву к партнерству в "афганизации" войны, несмотря на очернение советской интервенции в Афганистане. Индия, напротив, будет рассматриваться в Афганистане как добрая дружественная власть. Тем не менее, Вашингтон должен сделать выбор в пользу оптимального получения пакистанской военной помощи, которая имеет более важное значение, нежели кооптация второстепенной индийской.
В целом, принимая во внимание различные возможности и то, что дружественное возглавляемое Карзем правительство будет у власти в Кабуле в течение следующих пяти лет, настроение в Дели все чаще в том, что Индии лучше проводить "упреждающую политику" по отношению к терроризму в регионе, чем позволять пакистанским террористам периодически пускать себе кровь.
Влиятельный срез индийского мнения пронзительно призывает к открытой индийской интервенции в Афганистане, не дожидаясь намеков американского приглашения. Дело в том, что существует огромное разочарование тем, что Пакистан не предпринял никаких шагов против совершивших террористические удары по Мумбаи в ноябре прошлого года и не свернул террористическую инфраструктуру на своей территории. Отговорка Исламабада, что за это ответственны "негосударственные деятели", совсем не убеждает Дели.
Интересно, что, как раз когда эти маневры приблизятся в ближайшие недели к кульминационному моменту, Дели только что устроил международную конференцию, названную "Мир и стабильность в Афганистане", которую среди прочих посетил генерал-лейтенант Дэвид В. Барно, который возглавляет университет Национальной обороны в Вашингтоне.
Барно, эксперт-консультант по борьбе с повстанцами, провел 19 месяцев в Афганистане с октября 2003 года, командуя американскими и коалиционными силами. Случилось так, что пребывание Барно в Афганистане стало также периодом, когда "полевые командиры" Северного альянса с ностальгией оглянулись на свои счастливые дни у власти в Кабуле.
Двухдневная конференция в Дели, на которой выступали высокопоставленные чиновники индийского министерства иностранных дел и канцелярии премьер-министра, закончилась в среду. Талибан взорвал посольство Индии в Кабуле в четверг. Может быть, это просто совпадение, может, и нет. В шпионском мире Джорджа Смайли (автор Джон Ле Карре), вы никогда не сможете сказать ничего наверняка.
М. К. Бхадракумар
Перевод: Наталья Лаваль
Источник: "Война и Мир "
Оригинал статьи: "Pakistan warns India to "back off"