Неожиданный поворот темы "Ахмадинежад и евреи" представила несколько дней назад лондонская газета Daily Telegraph, сообщившая, что непрекращающиеся и не утихающие по своей остроте нападки президента Ирана на евреев представляют собой не более чем прикрытие его еврейского происхождения. Как считает газета, "фотография удостоверения личности президента Ирана…однозначно указывает на то, что его семья имеет еврейские корни и ...прежде носила сугубо еврейскую фамилию Сабурджиян (в приблизительном переводе с персидского языка на русский – Ткачевы"). Из этой публикации можно также узнать, что Сабурджияны являются выходцами из селения Арадан в провинции Семнан. Экперты газеты полагают, что " подобно многим евреям, порвавшим с иудаизмом и перешедшим в другие религии, Ахмадинеджад усиленно нападает на мировое еврейство, чтобы скрыть свое происхождение". Такое открытие, пишет Daily Telegraph,."объясняет многое в поведении Ахмадинежада. Любая семья, которая переходит в другую религию, завоевывает признание среди новых единоверцев посредством осуждения своей прежней веры. Своими антиизраильскими заявлениями Ахмадинежад пытается развеять любые подозрения относительно своих еврейских корней". Сам президент не отрицает, что после переезда в Тегеран в конце 1950-х гг. его семья поменяла фамилию. Однако он никогда прежде не называл свою исконную фамилию.
Публикация в лондонской газете может создать иллюзию, что антиизраилизм и антисемитизм нынешнего иранского президента отражает лишь его собственную судьбу, а не вытекает из концепции исламской революции в Иране. Однако факты таковы, что исламская революция в Иране, чьей целью было реанимировать идеальное исламское государство по образу того, которое существовало в 7 в. при пророке Мохаммеде и имаме Али, создала ситуацию, когда Израиль более не вписывался в ту систему международных отношений, которая была определена принятой в конце 1979 г. новой иранской конституцией. ИРИ не приемлет Израиля и на базе своей стратегии, в основе которой лежат такие принципы как отрицание любого вида экспансионизма, защита интересов всех мусульман мира, неприсоединение по отношению к странам-гегемонам и др. Сразу же после революции обе страны вступили в полосу перманентной конфронтации. Она была "запрограммирована" самой сутью историко-философской концепции шиизма, обретшего в Исламской Республике Иран государственный статус. Лежащая в основе этой ветви ислама идея образования всемирного государства, в котором все люди станут членами уммы – исламской общины, как считают иранские теологи, уже реализована на своем первом этапе – провозглашении и тридцатилетнем существовании Исламской Республики Иран. Дальнейшее ее развитие было возможно на путях экспорта революции из ИРИ в другие мусульманские страны с последующей глобализацией, рассматриваемой Ираном как " подчинение исламу всех остальных стран". Важнейшей преградой на этом пути был лежащий в сердце исламского мира Израиль, и задачу борьбы с ним основатель ИРИ аятолла Рухолла Хомейни сформулировал как "освобождение Иерусалима". План его реализации был разработан аятоллой Хомейни еще в первые месяцы после победы исламской революции в Иране. Тогда же аятолла Хомейни заявил, что отныне Иран считает себя лидером ислама и всего мусульманского мира. В таком контексте проблемы арабо-израильских отношений, в том числе – палестинский вопрос, приобрели новое содержание. Оно состояло в том, что любые попытки всеобъемлющего урегулирования должны были в обязательном порядке опираться на фундаментальные принципы ислама. Иерусалим Хомейни объявил основой палестинской проблемы, причем, как он отмечал еще в 1981 г. , "...религиозное руководство Ирана никогда не смирится с оккупацией святых исламских мест этого города" . Эту линию продолжили все иранские президенты.
Сразу же после выборов и прихода в 2005 г. в президентскую резиденцию М.Ахмадинежада стало ясно, что на израильском треке политика и этого правительства не изменится в позитивном направлении, а, напротив, приобретет еще большую жесткость и бескомпромиссность: « Я буду стремиться развивать отношения со всеми, кроме Израиля». По прогнозам израильских аналитиков, сделанным летом 2005 г., можно было предвидеть активизацию Ираном попыток сорвать реализовывавшееся в тот период сближение между Израилем и Палестинской национальнлй администрацией. Это должно было проводиться через спонсируемую Ираном ливанскую «Хизбаллу» а также находившихся под иранским финансовым патронажем »\ ХАМАС и Исламский джихад
Озвучивавшиеся в предшествовавший период антиизраильские заявления зазвучали из уст нового президента в первые же месяцы после его прихода к власти. Довольно быстро стало заметно и дальнейшее ужесточение позиции по отношению к Израилю. На проходившей в октябре 2005 г., всего через два месяца после начала своей каденции, научной конференции «Мир без сионизма», процитировав не часто упоминавшуюся в последнее время фразу аятоллы Рухоллы Хомейни о том, что сионистский режим должен быть стерт с лица земли, М. Ахмадинежад заявил, что в Палестине сейчас на подходе новая волна ненависти, способная уничтожить Государство Израиль. Мир ислама, сказал Ахмадинежад, не даст своему давнему врагу жить в самом центре мусульманского мира. С тех пор призывы «стереть Израиль с карты мира», вырезать из тела Ближнего Востока «сионистскую опухоль», «не верить в Холокост» стали рутинным элементом всех его выступлений, что вызывало растущее возмущение в большинстве стран мира. Ввиду продолжающихся антиизраильских и антисемитских высказываний иранского президента, направленных, в частности, на отрицание Холокоста, ООН вынуждена была принять 27 января 2007 г. резолюцию, осуждающую отрицание Холокоста. Единственной страной, которая отказалась поддержать резолюцию, была Исламская Республика Иран.
Антиизраильская риторика понадобилась нынешнему президенту М.Ахмадинежаду в первую очередь для укрепления своей поддержки иранским народом, сплочения масс перед лицом внешней угрозы. Израиль как непреходящий враг со времени победы исламской революции хорошо вписывался в этот образ. Антиизраильская риторика могла быть расценена как безусловное следование линии Хомейни, что в Иране является беспроигрышным вариантом. Кроме того, нужно учесть и то, что призыв к уничтожению Израиля способен соединить как солидарность иранцев, так и возмущение всего мира, в первую очередь Запада, что несомненно на руку Ахмадинежаду и его неоконсервативному окружению. Есть еще один довод для команды Ахмадинежада в усилении противостояния с Израилем. Он заключается в том, что в стратегии развития Ирана на ближайшие 20 лет предусмотрено в качестве главнейшей задачи выдвижение Ирана в качестве самой развитой страны с точки зрения современных технологий и темпов экономического развития и переход в разряд промышленно развитых стран при сохранении своей исламской и революционной идентификации. В таком контексте стратегия внешней политики ИРИ должна способствовать снятию барьеров и проблем, мешающих осуществлению такой задачи. Вот почему эта стратегия в качестве приоритетной задачи декларирукт «обуздание угрозы и нейтрализацию экспансионизма со стороны сионистского режима». В устах президента Махмуда Ахмадинежада это преломляется в клише: «Израиль должен быть уничтожен, а Иран должен превратиться в регионального лидера». Таким образом, перманентный антисемитизм и антиизраилизм иранского лидера отнюдь не обусловлен его «еврейскими корнями», как пытается доказать Daily Telegraph, а последовательно вытекает из концепции исламской революции в Иране.
Элементарно неграмотными представляются и другие доводы авторов статьи в лондонской газете. Так, фамилия Сабурджиян, которую носила семья будущего президента Ирана Махмуда Ахмадинежада, редка даже в среде мусульманского населения Ирана и уже никак не может считаться еврейской. Многие еврейские фамилии Ирана имели и имеют ивритские корни, хотя в первой половине 20 в. большинство евреев этой страны сменили свои фамилии на более «благозвучные», имеющие иранское или арабское происхождение. Однако в фамилии Сабурджиян не прослеживаются ивритские корни, хотя имеется довольно четкая этимология в персидском языке. В нем есть слово «сопур», предположительно пришедшее из тюркских языков, которое означает «метла», «уборка». В этом значении слово употребляется и в современном узбекском языке, где есть слово «супурги» – «метла», глагол «супурмок» «мести», «подметать», а также фразеологизм «куча супурувчиси» в значении «уличный уборщик». Суффикс «-джи"»вариант»-чи») образует в фарси наименования носителей профессии, а окончание «-ан», являющееся суффиксом множественного числа, в этом контексте означает потомственность этого занятия для предков будущего президента Ирана. Таким образом, сама фамилия Сабурджиян переводится на русский как «из семьи уборщиков». Можно предположить, что при переезде семьи в Тегеран родители постарались избавиться от унижающей их достоинство фамилии, благо иранские законы позволяют сменить ее без особых хлопот. Отметим еще одно обстоятельство: во всех выпускаемых ныне биографиях М.Ахмадинежада пишется, что его отец был кузнецом. Однако и эта версия не стыкуется с реальностью. В течение веков занятиями основной массы иранских евреев были мелкая разносная торговля, различные ремесла ( в их число никогда не входило кузнечное дело), ростовщичество. Евреи были активны и в запрещенных для мусульман промыслах, например, виноделии. Особенно большой размах это приобрело на юге страны, в Ширазе.
Были среди евреев и представители «не одобряемых исламом» профессий – танцоры, музыканты. Их быт был совершенно ужасен. Посещавшие еще в 19 в. Иран европейские и российские путешественники оставили свидетельства о тяжелых условиях жизни местной еврейской общины. Так, наблюдавший жизнь евреев в конце 19 в.П.А.Риттих сравнивал их «...убогие дома с берлогами диких зверей, с неестественно низкими дверями, что еще больше подчеркивало бесправное состояние их обитателей». Евреи Ирана в самом деле были бесправны, а с точки зрения окружающего мусульманского населения считались низшими существами. Любой мусульманский подросток мог безнаказанно и публично оскорбить пожилого и почтенного еврея, вырвать у него клок волос из бороды или даже плюнуть в лицо, не ожидая малейшего осуждения со стороны очевидцев-мусульман. Никакой мусульманин в то время не отважился бы взять еду из рук еврея, ибо все, к чему прикасаются «эти поганые евреи», считалось оскверненным. Американский купец Джастин Перкинс в своей книге «A Residence of Eight Years in Persia », рассказывавшей о жизни евреев севера Ирана, приводит слова очевидца о том, что « ...если Мессия немедленно не придет, евреи будут уничтожены».
Интересно еще одно наблюдение о том, как относилось в это время к евреям окружающее их мусульманское население: « Евреям в Иране...не только не покровительствуют, но относятся с самым ужасным презрением и при удобных случаях стараются коварным образом высказать свое недоброжелательство». Знаменитый востоковед-путешественник Арминиус Вамбери, венгерский еврей по происхождению, много странствовавший в 19 в. по Ирану, описал положение иранских евреев следующей фразой: «Я не знаю никого более жалкого, беспомощного и вызывающего такое сострадание, кроме евреев этой страны».
Именно поэтому карта расселения евреев в Иране ограничивается городами, ибо лишь там для евреев было более безопасно и они чувствовали себя достаточно защищенными.. Евреи практически не жили в сельской местности. Многие жители иранской периферии вообще не знают, кто такие евреи. На одном из фарсиязычных сайтов недавно была помещена бытовая зарисовка дружеской вечеринки иранских эмигрантов в Лос-Анжелесе, где ее участники делятся воспоминаниями о том, как они воспринимали в детстве своих сограждан-иудеев. Один из них рассказал, что родился в одной из деревень неподалеку от города Ардебиля на севере Ирана. Ни в самом Ардебиле, ни в нашей деревне, вспоминает он, не было ни одного еврея. «Но мама всегда меня предупреждала, чтобы я не играл с этими "жидами". Поначалу я не понимал смысла этого предостережения, потому что не знал, кто такие "жиды". В один из дней я попросил маму разъяснить мне смысл этого злосчастного слова. Ее лицо стало серьезным:" Это люди, у которым сзади хвост. Ты должен их остерегаться". До 16 лет, пока я не отправился на учебу в Тегеран, мне не довелось познакомиться ни с одним евреем. В столице я довольно быстро подружился с одним из однокурсников, мы стали достаточно близкими приятелями, и как-то он сказал мне, что он еврей. Я тут же непроизвольно посмотрел на его спину, пытаясь рассмотреть хвост, о котором говорила моя мама. Однако, разумеется, ничего там не обнаружил».
Что касается родного села Ахмадинежада под названием Арадан, расположенного вблизи города Гармсара в северо-восточной провинции Семнан, то это мусульманский населенный пункт, где никогда не было отмечено еврейское присутствие. В публикации в британской газете отмечается, что многие поколения семейства будущего иранского президента занимались изготовлением одного из элементов еврейского религиозного одеяния – талита. По утверждению известного израильского ираниста Менаше Амира, их производства было монопольно сосредоточено в двух крупных центрах проживания еврейской общины – Кашане и Исфахане.
Отметим в заключение, что приписывание еврейства как ход «черного пиара» по отношению к тем или иным государственным деятелям в Иране отнюдь не оригинально. На примере Ахмадинежада это было уже не раз «апробировано» и в других зарубежных печатных изданиях и на разных интернет-сайтах. Подобный ход многократно использовал аятолла Хомейни, желая опорочить своего заклятого врага – последнего иранского шаха Мохаммада-Резу Пехлеви. Много лет он величал его не иначе как агент сионизма. Разумеется, все это увеличивало антисемитские настроения в иранском обществе. Будущий вождь исламской революции, возглавивший в начале 1960-х гг. антишахское движение в стране, при каждом удобном случае ставил в вину шаху его связи с Израилем и евреями. Выступая еще весной 1964 г. в религиозном центре страны – Куме, аятолла Хомейни, раскритиковав планы шаха, сказал: «Мы считаем, что программы наших реформ на самом деле разработаны Израилем, и это к Израилю вы [то есть шахские власти] обращаетесь за помощью и советом, когда надо составить план". Российский иранист проф. В.И.Сажин в одной из своих статей привел и другие примеры антиизраильских и антисемитских высказываний аятоллы Хомейни, в которых шах идентифицируется с евреями и Израилем. Так, в 1963 г. в одной из мечетей Кума он произнес следующие слова: «Господи, уж не жид ли управляет всеми нами на самом деле? Уж не прожидовлена ли и наша страна?». В другой речи он сказал:«Все наши нынешние беды порождаются Израилем». В середине 1970-х гг. именно с подачи антишахской оппозиции, заявлявшей, что Мохаммад-Реза Пехлеви оказывает евреям особое расположение, его нередко за глаза называли «Папаша Леви».
В.И.Месамед
Источник: "Институт Ближнего Востока"