Выборы в бундестаг не ознаменовались большими сенсациями. Единственным феноменом минувшего волеизъявления стал успех либеральной Свободной демократической партией /СвДП/, которую возглавляет Гидо Вестервелле. Ему теперь прочат пост вице-канцлера и министра иностранных дел ФРГ. Вопреки прогнозам, либералы значительно улучшили свои результаты, заручившись поддержкой 14,6 проц. избирателей, что стало их лучшим показателем за всю историю страны.
СвДП была образована в 1948 году. В нее вошли политики социал-либеральной ориентации, многие из которых начали политическую карьеру до Второй мировой войны. В "Берлинской программе" 1957 года провозглашалась концепция, согласно которой СвДП претендовала на то, чтобы быть "третьей силой" после ХДС/ХСС и СДПГ. Партия традиционно выступает за развитие либерального правового государства, свободную рыночную экономику, соблюдение индивидуальных прав и свобод, сокращение полномочий государства. Партия "стремится во всех областях жизни обеспечить для каждого человека свободу ответственных действий", "свободу от бюрократии и опеки, от идеологий и уравниловки". Либералы изначально отвергли марксизм и социалистические идеи. Партия считает себя организацией среднего класса. Ее поддерживают бизнесмены, госслужащие, чиновники и некоторые представители интеллигенции. В июле 2009 года СвДП насчитывала 65 600 членов.
В 1961-1966 годах СвДП входила в коалицию с ХДС/ХСС.
В результате победы во внутрипартийной борьбе "левого" крыла СвДП в 1969 – 1982 годах находилась у власти в составе коалиции с СДПГ.
Вследствие разногласий между либералами и социал- демократами произошел разрыв, и в 1982 либералы вновь создали коалицию с блоком ХДС/ХСС, которая просуществовала до 1998 года. На этот раз СвДП вновь вступила в союз с ХДС/ХСС.
Свободный демократ Теодор Хейс в 1949 году стал первым президентом ФРГ и пробыл на этом посту до 1959 года.
В 1974 -1979 пост главы германского государства занимал свободный демократ Вальтер Шеель, который прежде возглавлял МИД ФРГ.
Легендарным министром иностранных дел ФРГ стал Ганс- Дитрих Геншер, который занимал этот пост на протяжении 18 лет с 1974 по 1992 год. Как руководитель внешнеполитического ведомства ФРГ в правительстве канцлера Гельмута Коля Геншер участвовал в выработке текста Заключительного акта Общеевропейского совещания в Хельсинки. Он десятки раз посещал с визитами Советский Союз и по праву считается одним из архитекторов "восточной политики" и одним из патриархов германской внешней политики. В настоящее время Ганс-Дитрих Геншер высказывается в поддержку идеи президента США Барака Обамы о мире, свободном от ядерного оружия. По его оценкам, "заповедь ядерного разоружения" вплоть до "нулевого решения" является "абсолютно реалистичной" целью, достичь которую необходимо ради выживания человечества. Видение мира без ядерного оружия соответствует реальности, убежден он. Геншер внес большой вклад в повышение мирового престижа ФРГ и укрепление связей со странами Восточной Европы.
Лидером немецких либералов подтянутый, умеющий гладко излагать мысли Гидо Вестервелле стал на съезде своей партии в 2001 году. Под его руководством СвДП добилась некоторых успехов и на федеральных, и на земельных выборах. Либералы вошли в состав ландтагов ряда федеральных земель.
В 2002 году впервые в своей истории СвДП на съезде в Мангейме выдвинула кандидата на пост канцлера на выборах в бундестаг, стремясь продемонстрировать независимость от СДПГ и ХДС/ХСС. Им стал Вестервелле, который пообещал партии 18 проц. голосов, но по итогам набрал лишь шесть. "Было бы малодушием не выдвинуть своего кандидата", – сказал тогда Вестервелле. По оценкам немецкой газеты "Нойе оснабрюккер цайтунг", избиратели понимали, что у Вестервелле нет реальных шансов стать канцлером и не приняли его партию всерьез. Препятствием к успеху на выборах стала и "афера Меллеманна", который, будучи лидером организации СвДП в Северном Рейне-Вестфалии, позволил себе антисемитские высказывания, после чего погиб при загадочных обстоятельствах.
По мнению ряда наблюдателей, в 2002 году либералам также помешал имидж "партии ради удовольствий". Обаятельный Вестервелле по прозвищу "шоумэн", которому присущи легкая спортивная походка и непринужденная манера общаться, не пропускает ни одной шумной "тусовки". Он известен как политик, умеющий веселиться. Ради рекламы и голосов избирателей он участвовал в телешоу "Большой брат" /аналог российской программы "За стеклом"/. "Я – очень веселый рейнский парень и умею излагать политику нормальным, понятным людям языком", – говорит о себе Вестервелле, который родился 27 декабря 1961 года в прирейнском Бад Хоннефе /под Бонном/, который здесь называют цитаделью карнавалов.
В 1980 – 1987 годах Вестервелле изучал юриспруденцию, после чего работал адвокатом в Бонне. Политическую карьеру в СвДП он начал в 1980 году в 19-летнем возрасте. В 1983 – 1988 годах он возглавлял молодежную организацию свободных демократов "Молодые либералы". "Я сделал из кроткой, как овечка, прислужницы критически настроенный союз молодежи", – прокомментировал свой вклад в развитие этой организации Вестервелле, который не страдает ложной скромностью. В 1994 он защитил диссертацию, получил степень кандидата юридических наук и стал генеральным секретарем СвДП, которую он в 2001 году возглавил в качестве председателя. Став самым молодым руководителем либералов, он попытался изменить имидж партии, превратив ее из "поставщика голосов" в "крупную народную партию". СвДП традиционно называли "маленькой гирькой", которая за свою историю обеспечивала большинство на выборах то консерваторам, то социал- демократам.
В 2004 году либералы, во многом благодаря своему шефу, вновь стали обладателями мест в Европарламенте, получив на выборах в ФРГ 7 июня 11 проц. голосов.
В Германии не стало сенсацией его "тихое" признание в гомосексуальности перед выборами в бундестаг 2006 года. При этом Вестервелле не делал громких заявлений, а просто представил общественности своего друга – Михаэля Мронца. По оценкам еженедельника "Шпигель", этим шагом претендовавший на пост министра иностранных дел лидер либералов хотел внести ясность в свою личную жизнь и втайне рассчитывал на позитивную реакцию общества.
После законодательных инициатив "красно-зелёного" правительства нетрадиционная ориентация политика больше не является клеймом. Признание Вестервелле стало очередным подтверждением тенденции в немецкой политике. Незадолго до выборов в земельный парламент во избежание кривотолков в гомосексуальности признался нынешний правящий бургомистр Берлина Клаус Воверайт и одержал блистательную победу в столице. Воверайту /СДПГ/ принадлежит ставшая крылатой фраза: "Я гей, и это хорошо!" А в Гамбурге популярен "голубой" мэр города Оле фон Бойст, который не раз с триумфом переизбирался на пост бургомистра этого ганзейского города. После победы ХДС/ХСС и СвДП на выборах бульварная газета "Бильд" вышла с фотографией Гидо Вестервелле в обнимку с Михаэлем Мронцем. Фото занимало значительную часть полосы и сопровождалось заголовком "Его мужчина делает его таким сильным".
В своей предвыборной программе СвДП – единственная в Германии партия – выступила под лозунгами либеральной рыночной экономики. Если ХДС/ХСС высказывается за повышение роли государства, то либералы неизменно говорят о живительной силе рынка. "Меньше государства, больше конкуренции", – вот их лозунг. Вестервелле намерен добиваться радикального снижения налоговых ставок с тем, чтобы налоговое бремя снизилось на 35 млрд. евро в год. "Граждане сами разберутся, как потратить свои деньги", – говорит он, фактически выступая за отмену нынешнего социального государства, которое он предлагает заменить "рыночным социальным государством". Председатель СвДП не исключает, что в Германии пенсии, возможно, скоро придется платить по модели некоторых стран Латинской Америки, где пособия по старости выдаются лишь тогда, когда на это есть средства.
При этом либералы – единственные в стране – выступают против даже частичной национализации не только промышленных компаний, но и банков, за которую высказалась "большая коалиция" в составе ХДС/ХСС и СДПГ. Вестервелле пытается изменить имидж СвДП, на которую навешен шаблон партии для "лиц с высокими заработками".
В 2002 году Вестервелле заявлял о желании заняться в правительстве вопросами образования. Теперь его привлекает международная арена. Лидер либералов намерен стать вице- канцлером и министром иностранных дел. На этом посту он предполагает переставить акценты и концентрировать внимание не только на великих державах, но и проявлять больше уважения к малым соседям.
"Германская внешняя политика должна быть на переднем крае новых инициатив по разоружению уже потому, что мы фундаментально заинтересованы в этом с географической точки зрения", – отметил Вестервелле, который пообещал добиваться вывода всех ядерных боеголовок с территории ФРГ, чтобы быть "убедительнее в наших призывах к другим странам отказаться от ядерного оружия". По его мнению, ядерное оружие США на территории ФРГ является "пережитком эпохи холодной войны, и ему здесь не место". "Время "холодной войны" прошло, – говорит Вестервелле. – Нам здесь в Германии это оружие не нужно. Мы его не хотим. Оно не служит безопасности, а создает лишь неуверенность, и поэтому его следует включить в подлинную стратегию разоружения".
Гидо Вестервелле приветствовал отказ президента США Барака Обамы от размещения в Центральной Европе элементов американской системы противоракетной обороны. По его оценкам, инициатива Обамы "создает дополнительное международное доверие". Лидер СвДП с пониманием относился к выражаемой не только в Москве озабоченности, что планы по созданию "ракетного щита" могли бы привести к раскручиванию спирали гонки вооружений. Вопросы, связанные с вооружением и разоружением, должны находиться в центре внимания всей Европы, убежден политик. "В Вашингтоне разразилась бы буря, если бы Россия без консультаций с США объявила о планах развернуть аналогичную систему на Кубе", – убежден Вестервелле.
Он отвергал санкции в отношении России в связи с событиями на Кавказе. В интервью газете "Мюнхнер Меркур" Вестервелле заявил, что "угрозы лишены смысла, они лишь создают нестабильность в мире".
Вестервелле против расширения миссии бундесвера на юг Афганистана. "Участие в боях на юге превысило бы возможности бундесвера", – полагает он. Вестервелле назвал "просто наглостью" требование министра обороны США Роберта Гейтса, призвавшего Германию активизировать свое участие в миссии в Афганистане.
Вестервелле – сторонник снижения зависимости Германии от российского газа. Он резко критиковал экс-канцлера Герхарда Шредера за сотрудничество с "Газпромом". В земельном суде Гамбурга Шредер выиграл процесс против Вестервелле, которого признали виновным в распространении недостоверных сведений по поводу работы бывшего канцлера на посту председателя наблюдательного совета консорциума по строительству Северо-Европейского газопровода, который позднее получил статус совместного предприятия под названием "Северный поток" со штаб-квартирой в Швейцарии. Вестервелле заявил следующее: "Считаю проблематичным, что в качестве федерального канцлера он предоставил контракт фирме, а затем спустя несколько недель после передачи полномочий поступил на службу в эту же фирму". По мнению Вестервелле, переход канцлера на новую работу "плохо пахнет". "Так как Шредер всю жизнь занимался политическим лесоповалом, он не может требовать для себя статуса заповедника", – добавил председатель СвДП. Известный гамбургский адвокат Михаэль Нессельхауф, который в суде представлял интересы Шредера, доказал, что эти утверждения Вестервелле являются ложью. Суд Гамбурга принял решение в пользу Шредера и запретил главе СвДП распространять необоснованные утверждения о "проблематичности" работы Шредера в консорциуме по строительству СЕГ. В противном случае Вестервелле грозит штраф в размере 250 тыс. евро. При этом проигравшему процесс Вестервелле пришлось оплатить судебные издержки.
Председатель СвДП выступает за отмену принятого правительством Шредера закона об атомной энергии, который предусматривает полную остановку ядерных реакторов и закрытие немецких АЭС к 2020 году и запрещает строительство в ФРГ новых АЭС. Наряду с альтернативными источниками – ветроэлектроэнергетикой, солнечными и биоэлектростанциями – в Германии нужно также развивать надежные ядерные технологии, полагает он.
Результаты выборов в бундестаг, по итогам которых к власти в ФРГ приходит коалиция в составе блока партий ХДС/ХСС и СвДП, остаются основной темой комментариев немецких газет. "Теперь у Ангелы Меркель есть та коалиция, к которой стремились христианские демократы, – пишет "Везер-курир". – Теперь канцлеру придется изображать хорошую мину при плохой игре. В будущем Меркель больше не сможет кивать в сторону СДПГ. Если она продолжит играть роль матери нации, тогда неизбежны разногласия и с либералами, и с консерваторами. Но если она выберет роль железной леди, она подорвет свою репутацию среди граждан. Беззаботные времена Ангелы Меркель уходят".
Говоря о феноменальном успехе либералов, "Килер нахрихтен" высказывает следующую точку зрения: "Пока нет ответа на вопрос о том, смогла ли СвДП за 11 лет нахождения в оппозиции полностью обновиться. В ее программе до сих пор хватает белых пятен. Нередко партия Ганса-Дитриха Геншера проявляет беспомощность в дискуссиях о глобальных проблемах защиты климата и путях преодоления последствий кризиса. Среди либералов нет ни интеллектуалов с международным опытом, ни политических кадров. Главу партии Гидо Вестервелле никак не назовешь прирожденным министром иностранных дел".
"У тех, кто настроился жить по-старому, вытянулись лица, – пишет "Тюрингер альгемайне". – "Большая коалиция" в вялой предвыборной борьбе не смогла предотвратить эти изменения. То, что Ангела Меркель останется канцлером, было ясно. Было ясно и то, что ей было бы удобнее оставаться у власти в союзе с СДПГ. Теперь ей придется настраиваться на нового партнера. К мысли, что Гидо Вестервелле в будущем будет представлять Германию на международной арене, еще предстоит привыкнуть".
"Основная причина успеха "черно-желтых" это – Ангела Меркель, которая в преддверии выборов размыто изложила свои программные цели, – пишет "Тагеспост". – В 2005 году она была известна как сторонница неолиберализма. Во главе "большой коалиции" она стала выступать за согласие в обществе. Но теперь времена близкой по духу к социал- демократам Меркель ушли в прошлое. В коалиции с либералами нельзя исключать отмену практики перераспределения доходов. Возможно снижение налогов для граждан с высокими доходами за счет повышения НДС. Именно этого добиваются сторонники СвДП".
"Ангела Меркель у цели: в стране будет сформирована черно-желтая коалиция, – пишет "Вестдойче альгемайне цайтунг". – Это означает смену эпохи. Наступают более жесткие времена. В ответ будет расти давление улицы. В этом году министру финансов придется увеличить размер долга на 50 млрд. евро, в будущем – еще на 100 млрд. Как в этих условиях возможно снижение налогов, которое ХДС/ХСС и СвДП обещали своим избирателям?".
"Черно-желтая коалиция должна доказать, что она всерьез обещала разгрузить средний класс, – пишет "Мангеймер морген". – В ходе предвыборной кампании ему обещали, в целом, много, однако мало конкретного. Избавившись от оков компромиссов "большой коалиции", Ангеле Меркель теперь следует показать свой почерк. Ясно и другое. Новая оппозиция не даст правительству легкой жизни".
"Вопреки Вестервелле, вопреки СвДП, Германии не грозит неолиберальный переворот, – полагает "Берлинер цайтунг". – В "большой коалиции" Ангела Меркель стала осторожным канцлером, который противостоит радикальным мерам. Ее прагматично-осторожный стиль правления не может претерпеть основательные изменения. Ангела Меркель не является канцлером ни политического авантюризма, ни либерального переворота в экономике. В ее партии и в ХСС есть такие люди как Хорст Зеехофер и Юрген Рюттгерс, позиции которых не далеки от социал-демократического мышления. Если Вестервелле и его люди в самом деле захотят достать из сундуков старые дискредитировавшие себя в период кризиса рецепты, у них нет ни малейшего шанса реализовать свои планы при христианских демократах. Это невозможно даже в том случае, если бы Вестервелле был умнее".
Продолжая тему, "Нюрнбергер нахрихтен" пишет: "Феноменом этих выборов стал подъем либералов. Но это связано не только с их шефом. Гидо Вестервелле является председателем партии лишь с 2001 года. На выборах год спустя за СвДП было отдано больше голосов, однако результат не дотягивал до успехов 1980-х годов. Взлет свободных демократов можно объяснить лишь тем, что они являются последней надеждой сторонников радикального рынка".
Источник: "Компас" ИТАР-ТАСС
При полном или частичном использовании данного материала ссылка на rodon.org обязательна.