В оглавление «Розы Мiра» Д.Л.Андреева
Το Ροδον του Κοσμου
Главная страница
Фонд
Кратко о религиозной и философской концепции
Основа: Труды Д.Андреева
Биографические материалы
Исследовательские и популярные работы
Вопросы/комментарии
Лента: Политика
Лента: Религия
Лента: Общество
Темы лент
Библиотека
Музыка
Видеоматериалы
Фото-галерея
Живопись
Ссылки

Лента: Политика

  << Пред   След >>

Израиль и планы противодействия иранским атомным угрозам

Последние ракетные испытания, проведенные в Иране 28 октября и его признание в существовании еще одного объекта по обогащению урана, расположенного в районе Кума – религиозного центра страны, способны еще более радикализовать мировое общественное мнение в направление необходимости выработки более жесткой позиции по отражению исходящих от Исламской Республики Иран угроз в сфере глобальной безопасности. Действительно, сам факт обнаружения еще одного атомного объекта способен дополнительно подтвердить тот факт, что иранский атомный проект отнюдь не транспарентен, что и прежде подтверждалось неоднократными фактами. По заявлениям иранских официальных лиц, кумский объект оснащен новым типом центрифуг, которые обладают большей скоростью обогащения сырья. Следовательно, он даст возможность Ирану еще быстрее создать тот запас обогащенного урана, который поможет стране создать сразу несколько атомных бомб. В глазах мирового сообщества это может быть квалифицировано как еще одно доказательство отнюдь не мирного характера иранской атомной программы. Зачем же тогда надо было вдобавок в этому демонстрировать на весь мир кадры успешных испытаний новых модификаций иранской ракетной техники? Причем сделать это накануне начавшегося 1 октября нового раунда переговоров в Женеве с участием пяти постоянных членов Совета Безопасности и Германии, где Ирану придется еще раз приводить убедительные аргументу в пользу исключительно мирного характера своей ядерной программы. По мнению аналитиков, испытываемая накануне встречи в Женеве ракетная техника способна нести ядерные боеголовки, причем на расстояние в пределах 2000 километров, что даст возможность произвести удары по объектам как в регионе Ближнего Востока, так и в Европе. Эти ракеты, как поспешил сообщить Иран, используют твердое топливо, что дает им стратегическое преимущество по сравнению с предыдущими модификациями, использовавшими жидкое топливо. Следовательно, это еще одна победа Ирана на пути модернизации своего ракетного потенциала, что не может не вызвать озабоченности у тех стран, которые станут возможными мишенями. Как видно, последние факты свидетельствуют о том, что накануне важной встречи в Женеве Иран решил еще раз "поиграть мускулами", преследуя целью создать такую атмосферу, когда Запад будет вынужден пойти на значительные уступки в ходе переговорного процесса.

Израильский министр иностранных дел Авигдор Либерман считает, что сам факт обнаружения нового объекта по обогащению урана на территории Ирана может служить серьезным аргументом в пользу ужесточения позиции по иранской атомной программе. Однако, как видно из недостаточно сильной реакции, в Израиле не хотели бы более пространно комментировать последние перепетии вокруг этой проблемы, предпочитая дать высказаться третьим странам, в частности – государствам ЕС и другим важным игрокам мировой политики. Как видно из израильских СМИ, в руководстве страны довольны тем, как высказались по этому поводу на Западе, ибо именно оттуда исходит в эти дни озабоченность развитием событий вокруг иранской атомной программы. Как раз единая позиция Запада и осознание им серьезности входа ИРИ в клуб стран-обладателей атомного оружия может оказать решающее влияния на решение задачи противодействия такому развитию событий, причем, не с позиции силы, а с использованием дипломатических методов. Несомненно, разрабатываемые новые санкции должны быть настолько серьезными, чтобы Иран понял, что у него нет иного выхода, кроме как полностью свернуть военный компонент своей атомной программы. Как явствует из последний заявлений лидеров США, там намерены максимально ужесточить такого рода нажим на иранское правительство. Для введения санкций в действие необходима твердость со стороны "колеблющихся" постоянных членов Совета Безопасности ООН – России и Китая. Позиция России после американских инициатив по ПРО в Польше и Чехии обещает быть конструктивной. Что касается Китая, то как раз на этом направлении возникает опасность блокирования общей позиции. Подписанные с Ираном крупные соглашения по поставке нефти и газа и покупке бензина, сулящие Пекину миллиарды долларов, способны создать в лице Китая главного оппонента последовательной линии ООН.

В Израиле существуют разные точки зрения по противодействию исходящим от Ирана угрозам. Многие эксперты и политические аналитики весьма скептически относятся ко все новым и новым попыткам переговоров с Тегераном, считая, что это – пустая трата времени, дающая выгоду лишь одной стороне – Ирану. Именно в этом ключе высказался в передаче 9 канала Израильского ТВ бывший глава израильской внешней разведни Дани Ятом: "Пусть поговорят, но бомбить придется". Известный публицист и журналист Алуф Бен в газете "Гаарец" за 30 сентября 2009 г. представил картину того, что делать Израилю перед лицом иранской угрозы. По его мнению, реально возможны два сценария. А.Бен исходит из того, что Израиль не хочет, чтобы Иран обзавелся ядерным оружием. В то же время, Израиль не хочет и войны с Ираном, учитывая, что она гипотетически будет протяженной по времени и разрушительной для обеих стран. Что же делать? Израильский автор анализирует два варианта возможной стратегии – наступательный и сдерживающий.

А.Бен пишет, что если реализовывать наступательный вариант, то необходимо задействовать самолеты израильских ВВС, которые подвергнут бомбардировке ядерные объекты Ирана. Это задержит на несколько лет реализацию военного компонента иранской атомной программы. Как считает аналитик, такая вынужденная передышка будет долгой и в итоге приведет к приостановке ядерного иранского проекта. Концепция наступательной стратегии основывается на том, что мировое общественное мнение смирилось с идеей перехода Ирана в клуб атомных государств и ничего не станет предпринимать против исламского режима, кроме ведения бесконечно затягиваемых переговоров. Как пишет А.Бен, сторонники военной акции рассматривают президента США Обаму неким новым Чемберленом, пытающимся умилостивить иранского Гитлера. Полагая, что такие попытки тщетны, Израиль должен рассчитывать только на себя, и повторить то, что он сделал в 1981 году, разбомбив иракский атомный объект. Израильский аналитик считает, что Израилю необходимо повторить и то, что он сделал с сирийским ядерным проектом в 2007 г. , в чем Израиль до сих пор официально не признался. К плюсам успешной реализации военной акции по уничтожению ядерных объектов в Иране, считает А.Бен, надо отнести то, что в результате укрепится геополитическое положение Израиля, который подтвердит свою репутацию самой сильной военной державы ближневосточного региона.

Однако наступательная стратегия уязвима в том плане, что она предсказуема и достательно прозрачна. Именно поэтому Иран уже предпринял колоссальные усилия с целью нейтрализовать израильскую угрозу. Действительно, иранские ядерные объекты были рассредоточены на огромной территории, а их оборона усилена. В сторону Израиля ориентировано множество иранских ракет, которые могут нанести удары по городским центрам Израиля и атаковать самые значимые экономические объекты, а также инфраструктуру Армии обороны Израиля. Однако существование нового ядерного объекта – производства по обогащению урана в районе Кума, которое было официально обнародовано в конце сентября, дает дополнительные доводы в слабости и проблематичности наступательной стратегии. Возможно, в Иране имеются и другие дополнительные объекты, о существовании которых за рубежами Ирана не имеют представления, что неоднократно случалось в последние годы. Кроме того, учтем, что Кум является негласной религиозной столицей страны и именно там живут авторитетнейшие шиитские священнослужители и находятся известные во всем исламском мире учебные заведения этой ветви ислама. Для шиитов этот город обладает святостью. Можно ли бомбить такой город? Это может привести к непредсказуемой реакции в исламском мире и ближневосточном регионе.

Другая стратегия, рассматриваемая А.Беном, носит сдерживающий характер и состоит в том, что следует воздержаться от прямого военного столкновения с иранским режимом, ибо результаты его достаточно сомнительны, а последствия могут быть разрушительными. Цель этой стратегии – выиграть время, и тем самым задержать реализацию иранского ядерного проекта до тех пор, пока Америка не приступит к активным действиям, а режим в Тегеране не ослабнет под грузом внутренних и внешних полблем. В чем же преимущество этой стратегии? Оно в том, что такой вариант менее обременителен для Израиля и дает ему возможность продолжать борьбу с исламским Ираном, не вызывая особых негативных подвижек в Израиле, кроме необходимости увеличения военных расходов. Однако стратегия сдерживания сама по себе не способна эффективно помешать процессу приближения Ирана к обладанию ядерным оружием. Для ощутимого успеха необходимо присутствие комплекса внешних факторов. Сюда А.Бен включает настойчивость американской администрации по предотвращению иранской угрозы и эффективность дестабилизации обстановки внутри Ирана в результате действий иранской оппозиции после июньских президентских выборов. Однако сдерживающая стратегия имеет и свои существенные минусы. Главная ее слабость в том, что она держит население Израиля в непреходящем нервном напряжении, провоцирует впечатление, что правительство ничего не делает для отведения от Израиля разрушительной атомной угрозы.

Как пишет А.Бен, до сих пор Израиль придерживался в основном сдерживающей стратегии, делая упор на международный фактор. Это доказало свою эффективность и позволило замедлить продвижение иранского ядерного проекта на несколько лет. К сожалению, эффективность этой стратегии заметно и последовательно снижается, а Иран целеустремленно приближается к созданию неконвенционального оружия. В такой ситуации Израиль шлет мировому сообществу сигналы, что чаша его терпения переполняется, и если мир не озаботится по-настоящему этой проблемой, Израилю придется действовать против Ирана самостоятельно. Складывающаяся ситуация между тем подталкивает израильское руководство отказаться от сдерживающего варианта противостояния и атаковать Иран. В заключение своей статьи израильский аналитик А.Бен констатирует, что на повестке дня премьер- министра Биньямину Нетаньяху стоит задача сбавить воинственность сторонников военной акции против Ирана, не поддаваться панике, продолжать по-прежнему реализовывать сдерживающую стратегии, которая ныне наиболее эффективна.


В.И.Месамед
Источник: Институт Ближнего Востока


 Тематики 
  1. Израиль   (131)
  2. Ближний Восток   (499)
  3. Иран   (284)