В оглавление «Розы Мiра» Д.Л.Андреева
Το Ροδον του Κοσμου
Главная страница
Фонд
Кратко о религиозной и философской концепции
Основа: Труды Д.Андреева
Биографические материалы
Исследовательские и популярные работы
Вопросы/комментарии
Лента: Политика
Лента: Религия
Лента: Общество
Темы лент
Библиотека
Музыка
Видеоматериалы
Фото-галерея
Живопись
Ссылки

Лента: Политика

  << Пред   След >>

Германо-израильское военное сотрудничество

Как сообщила «Немецкая волна» 8.09.2009, бойцы израильского и немецкого спецназа впервые провели совместные учения. 60 сотрудников GSG-9 — антитеррористического отряда федеральной полиции Германии — прибыли в Израиль для обмена опытом и знакомства с тактикой и технологиями своих израильских коллег из элитного спецподразделения по борьбе с терроризмом ЯМАМ. В ходе совместных учений, проходивших на территории военных баз на юге Израиля, спецназовцами отрабатывались, в частности, операции по освобождению захваченных террористами заложников, ориентирование на местности в условиях пустыни и снайперская стрельба.

Цель учений не разглашается. Однако немецкие эксперты обращают внимание на политический календарь. 27 сентября в ФРГ пройдут выборы в бундестаг. А Германия, как известно, намечена исламскими террористами в качестве очередной мишени, о чем они неоднократно предупреждали в своих интернет-обращениях. Та же тема поднимается в последние недели в Дюссельдорфе, где проходит судебный процесс над членами так называемой зауэрландской ячейки — группы террористов, которые относятся к «Союзу исламского джихада», прошедших подготовку в лагере боевиков в Вазиристане. Доказано, что радикальные исламисты планировали ряд кровопролитных акций в Германии: на территории военно-воздушной базы США Рамштайн, а также в аэропортах, кафе, ресторанах и дискотеках крупных городов. Предусматривалось также «физическое устранение ведущих политиков», повинных, по мнению ячейки, в разворачивании военного присутствия ФРГ в Афганистане. А это прежде всего депутаты бундестага. Признательные показания, с которыми выступают четверо подсудимых, подтверждают опасность терактов и другой методики бандитов радикального толка. В их арсенале наработанные приемы, в том числе захват заложников. Немецкие силовики должны быть готовы к такому сценарию.

Современная история изобилует печальными примерами подобного рода. В немецком варианте — это трагедия на Олимпиаде-72 в Мюнхене, когда местные правоохранительные органы оказались не готовы к отражению атаки палестинских боевиков, и все 11 заложников погибли. Первая крупная операция израильтян по освобождению заложников в атакованном террористами автобусе также завершилась неудачно — погибли 34 пассажира. Однако впоследствии бойцы отряда ЯМАМ провели сотни успешных операций, указывает «Немецкая волна». В последние годы, как отметил командир ЯМАМ Йорам Халеви, израильский спецназ, накопивший серьезный опыт участия в контртеррористических операциях, делает все большую ставку на международный обмен опытом. «Именно поэтому мы пригласили наших немецких коллег, которых мы обучаем новым приемам и с которыми вместе тренируемся», — уверен Йорам Халеви.

Дополнительные трагические уроки есть и у России. Учитывая опыт терактов в Театральном центре на Дубровке и в бесланской школе, ЯМАМ с 2006 г. включил в тренировочную программу отработку освобождения заложников в подобных условиях. Этот сценарий был частью программы совместных учений с немецкими коллегами. По словам бывшего руководителя ЯМАМа полковника Зоара Двира, речь идет о терактах, в ходе которых большое число террористов захватывали огромное число заложников. Именно к отражению подобных террористических актов в будущем, полагает ветеран израильской спецслужбы, силы безопасности западных стран должны быть готовы в первую очередь, отмечает «Немецкая волна».

ЯМАМ и GSG-9 были основаны почти одновременно и сегодня входят в число лучших в мире элитных спецподразделений полиции. По этой причине взаимный обмен боевым опытом должен сыграть важную роль в предотвращении трагедий с большим числом жертв и в ликвидации террористов в подобных случаях, сводя к минимуму потери гражданских лиц.

Однако взаимодействие спецназовцев, как бы плодотворно и очевидно оно ни было, — лишь одна грань военно-технического сотрудничества между ФРГ и Израилем.

Параллельно спецназовцам из полиции свой опыт общения ищут и находят армейцы. Каждый год молодые немцы-курсанты двух академий бундесвера имеют возможность сравнивать себя с элитными израильскими солдатами во время учений в пустыне Негев. По мнению германского генералитета, надо узнать традиции народа Израиля, соприкоснуться с памятниками истории, чтобы лучше понять преступные страницы истории своей страны, которая, признав свою вину за нацизм, делает все, чтобы укрепить обороноспособность израильского государства. У молодых курсантов нет понятия «прошлое», но они должны знать, через какие испытания пришлось пройти евреям и немцам как жертвам нацизма, чтобы лучше осознать свое место в ряду тех, кто призван оберегать Израиль от нападений, считает Хельмут Вилльман, вышедший год назад на пенсию 69-летний генерал-лейтенант, последние пять лет занимавший должность инспектора сухопутных войск бундесвера.

Значительная часть его служебной биографии связана с Израилем. Он был не только разработчиком новой стратегии танковых соединений НАТО в условиях распада Варшавского блока, но и определял возможности взаимодействия сухопутных сил Североатлантического альянса на Ближнем Востоке, в том числе их участие в укреплении обороноспособности Израиля. При этом учитывались варианты операций с участием немецкого и израильского армейского спецназа. Именно при Вилльмане активизировались прямые контакты родственных воинских подразделений ФРГ и Израиля. По его инициативе и при его непосредственном патронаже в 1999 г. в Израиль были отправлены первые 15 офицеров бундесвера, которые участвовали в совместной штабной работе и отработке боевых задач. Вилльман, как отмечается в немецкой прессе, стал своим человеком в израильском генералитете.

О содержании всей деятельности Х. Вилльмана в открытой печати не сообщается. Однако известно, что он был первым военнослужащим-неизраильтянином, который в 2001 г. был удостоен знака Honorary Citation (Почетное упоминание), которого удостаиваются в Израиле граждане, внесшие решающий вклад либо в создание стратегически важной военной идеи, либо в разработку военной операции в тылу или на поле боя. Бывший немецкий войсковой инспектор был не просто первым иностранцем, получившим эту награду: она впервые была вручена не за заслуги в войне, отметил немецкий журналист Себастьян Энгельбрехт. Хельмут Вилльман несколько лет вплотную занимался отношениями со страной, не входящей в НАТО, но принадлежащей к союзникам Германии. На его долю выпало замкнуть цепочку контактов бундесвера с армией Израиля: до 90-х гг. это взаимодействие шло по линии военно-морских и военно-воздушных сил. Вилльман положил начало традиции ежегодной отправки группы курсантов из двух академий бундесвера в Израиль.

«Речь идет не только о том, чтобы мои солдаты тренировались с израильскими солдатами, — сказал он в одном из интервью Deutschlandfunk. — Для меня важно, чтобы они столкнулись с историей. А уж затем почувствовали израильскую армию и проверили свой профессионализм».

Примеров тесных немецко-израильских контактов немало. Высшие израильские офицеры, включая руководство секретных служб, регулярно гостят в Германии. Немецкие и израильские солдаты совместно тренируются на симуляторах подводных лодок германского флота и авиационных симуляторах, на снайперских курсах. Израильские альпинисты учатся у коллег из бундесвера. В марте 2008 г. министры обороны двух стран, Эхуд Барак и Франц-Йозеф Юнг, подписали меморандум о взаимопонимании, предусматривающий углубление технологического сотрудничества, в рамках которого планируется разработка проектов о защите германских и израильских вооруженных сил от баллистических ракет.

Для того чтобы понять принципы обоюдного интереса представителей силовых структур, следует обратиться к истории взаимоотношений. Основой немецко-израильской кооперации явилось практически одновременное строительство вооруженных сил при создании собственных военных технологий. О том, как развивалось сотрудничество в первые годы после установления дипломатических отношений между ФРГ и Израилем, можно судить по косвенным источникам. Оно характеризуется тремя особенностями.

Первая. Оборонное сотрудничество ФРГ и Израиля было и остается по природе политически мотивировано. ФРГ считает себя обязанной поддерживать обороноспособность Израиля на всех ее участках. Будь это танки, самолеты или вертолеты, независимо от страны производства, — ключевые компоненты поступают из Германии, подчеркивается в официальном сообщении, относящемся к событиям 2007 г. Например, двигатели известного израильского танка Merkava производятся по лицензии в США, а вот коробка передач родом из Аугсбурга, из фирмы Renk AG. 120-миллиметровую гладкоствольную пушку везут с предприятий компании Rheinmetall, броню поставляет фирма IDB Deisenroth. Танковая башня, которую используют на Merkava, первоначально предназначалась для немецкого Leopard-2, затем, после согласований, было решено отправлять ее в Израиль. Инфракрасный модуль компании Heidelberg AIM применяется в качестве важного компонента для оборудования боевой израильской авиации Lantirn (для F-16) или системы Tads, применяемой в вертолетах AH-64 Aapche. Израильские катера и корветы, которые обстреливали сектор Газа, оснащены немецкими двигателями MTU.

Вторая. В начальной фазе сотрудничества доминировала поставка комплектных систем вооружений. Позже, с учетом комплексного анализа материальных средств обороны, стороны перешли к поставке компонентов. По данным Берлинского информационного центра трансатлантической безопасности (Berliner Informationszentrum fuer transatlantische Sicherheit, BITS), который отслеживает оружейные сделки между Германией и Израилем, обстановка такова. Немецкие компании в 2007 г. получили разрешение на экспорт немецкого вооружения в Израиль на сумму более 28 млн евро. Из соответствующего разъяснения видно, что около 40% экспорта составляют детали для танков, боевых бронированных машин и внедорожников со специальной защитой. Почти 20% приходится на долю средств индивидуальной защиты, более 18% — на электронное и навигационное оборудование. Компоненты и комплектующие являются неотъемлемой частью немецкого вклада в войне в секторе Газа.

Оснащение израильских ВМС немецкими подводными лодками Dolphin — исключительный случай применения комплексных германских систем оружия — является, как говорят в таких случаях, отдельной песней. Если сообщения арабского телеканала «Аль-Джазира» о поддержании войны в секторе Газа (речь идет о событиях минувшего января) с израильской подлодки достоверно, то, по оценке известного немецкого эксперта Отфрида Нассауэра, такая поддержка имеет «важные военные функции». Это связано с особенностями использования Dolphin — они предназначены для мелких прибрежных вод. Применение подводной лодки такого класса может в корне изменить положение на поле боя, отмечает Нассауэр, при учете того, что наземно будут действовать подразделения спецназа, осуществляться стрельба ракетами по наземным целям, выполняться задачи разведки и радиоэлектронной борьбы. Dolphin — пример германской разработки 80-х годов специально для Израиля нового поколения подводных лодок. Примечательно, что израильские специалисты — создатели концепции — постоянно находились в Германии и контролировали ход строительства подлодок. Поставка трех подводных лодок Израилю (1999–2001) стала самым нашумевшим из ставших известными проектов.

Третья. В связи с тем, что начальный период данного сотрудничества протекал в обстановке «холодной войны», обе стороны прибегли к режиму максимальной секретности, которую обеспечивали спецслужбы BND и Мосад. Были сведены к минимуму публикация данных об оборонном бизнесе и публичные дискуссии по вопросу о двусторонней кооперации в оборонной сфере. Так, в программе Iranischer Rundfunk (deutsches Programm) от 03.12.2008 прозвучало плохо скрытое раздражение модератора по поводу того, что истинные масштабы и направления немецко-израильского сотрудничества в области вооружений на протяжении десятилетий были скрыты от общественности. Однако недавнее обнародование ряда данных, судя по всему, повергло иранцев в шок, указано в передаче. У этого сотрудничества две характерные черты: тотальная секретность и взаимная выгода.

К вопросу о взаимной выгоде мы еще вернемся. Поговорим о секретности. С реализацией идеи немецкого единства и с роспуском Организации Варшавского договора была изменена соответствующая структура по обеспечению секретности аспектов немецко-израильского сотрудничества в области вооружений. Для того чтобы снизить вероятный ущерб от обнародования информации о деталях двустороннего сотрудничества, в Германии применяется так называемый механизм двойной защиты, как в интересах национальной безопасности, так и с целью блокирования осведомленности конкурентных фирм. При этом информационное содержание израильских сайтов на эту тему регламентировано даже более строго, чем германских.

Новые военно-политические задачи и вытекающие из них требования по программам для оборонной промышленности преобразовали отношения, сделали их более открытыми. Сегодняшнее их состояние характеризуется рядом направлений.

Во-первых, все более важными и необходимыми становятся прямые непосредственные связи промышленников обеих стран. Непосредственное партнерство дает более ощутимые плоды. Кооперация на фоне прямых контактов преображается, появляются совместные проекты, направленные на вооружение третьих стран. При этом количественные и качественные компоненты, как и в целом поставка оружия и товаров двойного назначения, увеличиваются.

Во-вторых, неуклонно возрастает израильский оборонный экспорт, в том числе в Германию. Процесс происходит на фоне другой тенденции — уменьшения готовности Федерального правительства финансировать поставки немецкого оружия в Израиль. Это свидетельствует как об экономических успехах Израиля и укреплении его оборонной мощи, так и о германском желании и в дальнейшем приобретать у Израиля высокотехнологичные виды вооружений.

В-третьих, сотрудничество между немецкими и израильскими оборонными компаниями все больше приобретает научно-исследовательский акцент, что гарантирует укрепление сектора новейших разработок. В то же время обе страны выражают определенную готовность поделиться данными разработками и результатами завершенных исследований с международными структурами, в том числе НАТО и ЕС, о чем подробнее будет сказано далее.

Несмотря на позицию открытости, обе стороны не забывают о том, что действуют в мире, где немало недоброжелателей, готовых поживиться перспективной информацией, вплоть до ее кражи, подкупа высоких должностных лиц, их компрометации и прочих известных и отработанных мировой практикой приемов завладения данными. По этой причине, несмотря на то что история немецко-израильского сотрудничества в оборонной сфере насчитывает уже около 55 лет, Германия и Израиль не исключают элемента секретности. В Федеральном министерстве обороны контакты с Израилем принадлежат к наиболее охраняемым секретам, начиная с 1971 г., когда оборонные ведомства двух стран заключили соответствующее соглашение. Тем самым, чтобы обеспечить успех будущего сотрудничества, они обязались учитывать так называемые уровни защиты секретов другой стороны, о которых говорилось выше.

Понятно, что размах военно-технического сотрудничества ФРГ и Израиля вызывает обеспокоенность ряда стран Ближнего Востока. В первую очередь, это касается Ирана, который, при всей мобилизации ресурсов, просто не способен угнаться за темпом внедрения новых технологий в Израиле.

В этой связи можно дополнить иранских информаторов, если возвратиться к указанной программе Iranischer Rundfunk. У сотрудничества есть и третья характерная черта — неожиданность. Никто не думал, что Израиль мог бы о чем-либо договариваться, тем более в военной сфере (она для него просто вопрос жизни или смерти), с немцами, на совести которых 6 млн евреев, погибших в Холокосте. Победили, как мы видим, не эмоции, а дальновидность политиков обеих стран, которые, несмотря на понятные сложности, смогли преодолеть взаимное недоверие. Обе страны фактически создавали «армию из ничего», как отмечает О. Нассауэр, и первые поставки немецкого оружия в Израиль проходили в условиях, когда сама Германия только начала наращивать послевоенный объем подобного производства. Иными словами, делилась с Израилем тем немногим, что имела сама. К примеру, в конце 60-х годов у Израиля были подводные лодки немецкой постройки, поставленные тогда через Англию.

Израиль отблагодарил Германию весьма щедро, предоставив в распоряжение технических экспертов ФРГ захваченное в виде трофеев после войн на Ближнем Востоке оружие советского образца, в ту пору одно из лучших в мире, и таким образом германские предприятия смогли развить новые технологии, призванные превзойти вооружение Москвы. Совершенствование собственной производственной базы повлекло за собой другие поставки из Германии. Время шло, и Израиль, становившийся и ставший мощной индустриальной страной, смог заработать иностранную валюту, являющуюся конвертируемой, а это послужило дополнительной финансовой основой для интенсификации военно-технического сотрудничества двух стран. Возможность с помощью ФРГ зарабатывать все больше евровалюты — существенный фактор, стимулирующий эти контакты.

Израиль готов к усилению собственного экспортного потенциала за счет выпуска оборонной продукции хотя бы потому, что финансовое состояние страны достаточно сильно «завязано» на этом секторе экономики, считает О. Нассауэр. Рынки стран НАТО и Евросоюза все более широко распахивают двери для сотрудничества с Израилем в данной сфере, поскольку известны его лидирующие позиции в области высоких технологий и научно-исследовательской деятельности. Страна способна участвовать в проектах по обеспечению безопасности Европейского союза, тем самым будет сделана важная попытка приблизить Израиль к нуждам европейских народов. При этом Берлин является первостепенным партнером Израиля в Европе: весной 2008 г. премьер-министр Израиля Э. Ольмерт лично встретил А. Меркель в аэропорту имени Бен-Гуриона — ранее он удостаивал такой чести только президента США Джорджа Буша. Если рассматривать данное стратегическое направление, то военно-техническое сотрудничество Израиля с ФРГ является ключевым для достижения важной цели — стать «равным среди равных» на мировом рынке вооружений.


И.С. Берг
Источник: "Институт Ближнего Востока "


 Тематики 
  1. Германия   (332)
  2. Израиль   (131)