Состоявшиеся 30 августа выборы в нижнюю палату японского парламента потрясли политическую систему страны и, бесспорно, будут иметь весьма серьезные далекоидущие последствия. Они действительно привели к "смене правящего режима", что было главным лозунгом ведущей силы оппозиции – Демократической партии Японии /ДПЯ/. Она одержала беспрецедентную в истории этой страны победу, получив в ключевой палате высшего органа законодательной власти 308 из 480 мандатов. В послевоенной истории Японии такого успеха еще не добивалась ни одна политическая партия. В прежнем составе нижней палаты ДПЯ имела всего 115 мест.
Либерально-демократическая партия /ЛДП/, находившаяся у власти с момента своего основания в 1955 году, за исключением промежутка в одиннадцать месяцев в 1993-1994 годах, потерпела разгромное, унизительное поражение. Она сохранила лишь чуть больше трети прежних мандатов: 109 из 300, которые у нее были в прежнем составе нижней палаты.
Наиболее тревожным сигналом для ЛДП стало то, что в одномандатных избирательных округах она смогла провести в парламент только 62 человека. Свои места в нижней палате потеряли такие "тяжеловесы", как бывший премьер Тосики Кайфу, депутатский стаж которого насчитывал 49 лет, бывший глава МИД Таро Накаяма, бывший министр финансов Сиоити Накагава, бывший министр обороны Фумио Кюма. Кстати, в послевоенной истории Японии еще ни разу не было, чтобы человек, занимавший пост главы правительства, не смог получить поддержку избирателей.
Многие влиятельные политики, включая действующего министра финансов Каору Иосано и министра по делам административной реформы Акиру Амари, потерпели поражение в своих округах, но прошли в парламент по партийному списку ЛДП.
Премьер Таро Асо принял на себя ответственность за провал и официально сообщил о решении уйти в отставку с поста председателя партии. "Итоги выборов стали проявлением недовольства политикой Либерально-демократической партии,– заявил он журналистам в ходе пресс-конференции в своей резиденции на следующий день после выборов.– Было недовольство и лично мной как внутри, так и за пределами нашей партии". Ожидается, что Асо официально уйдет в отставку 16 сентября. Через два дня в ЛДП начнется внутренняя избирательная кампания, своего нового лидера партия изберет 28 сентября. Уходящий в отставку Асо уже заявил, что главная цель у либерал-демократов теперь будет одна – вновь вернуться к власти.
Центристская партия Комэйто, бывшая младшим партнером ЛДП по правящей коалиции, потеряла более трети мандатов, получив в нижней палате 20 мест вместо 31. Наиболее сокрушительным ударом по ней стало поражение в одномандатных округах председателя партии Акихиро Оты и генерального секретаря Кадзуо Китагавы. Они не были включены в партийный список по системе пропорциональных выборов и остались за пределами нового состава парламента. Оба сразу же объявили об уходе в отставку. Судя по всему, Комэйто, опирающаяся на поддержку многочисленной организации сторонников модернизированного буддизма "Сока гаккай", вступила сейчас в полосу серьезного внутреннего кризиса.
Находившейся в оппозиции со времени своего создания в 1998 году Демократической партии на нынешних выборах удалось то, что дружно предсказывали все опросы общественного мнения, но во что было трудно поверить даже искушенным наблюдателям: она совершила головокружительный скачок, фактически поменявшись местами с либерал- демократами в национальной политике. Индикатором популярности ДПЯ стало то, что она провела 221 кандидата в малых избирательных округах, добившись успеха не только по системе партийных списков. Демократы сделали ставку на новичков, молодежь и женщин, которых они противопоставили пожилым, "обюрократившимся" и "устаревшим" деятелям ЛДП.
Лидер Демократической партии Юкио Хатояма, который будет избран новым главой правительства на чрезвычайной сессии парламента 16 сентября, в официальном заявлении поблагодарил избирателей. "Партия принимает результаты выборов с исключительной серьезностью и полна решимости оправдать оказанное нам доверие",– сказал он, явно отвечая на выпады либерал-демократов, обвинявших своих соперников в "безответственности" и популизме. "Я считаю, что результат выборов больше, чем просто победа Демократической партии,– продолжал будущий премьер.– Итог голосования показал недоверие нашего народа к существующей политике, его неприятие провалившейся политической и экономической системы и вытекающее из этого резкое недовольство".
Итоги выборов дают ДПЯ полную возможность сформировать однопартийное правительство. Однако она предпочла создать коалицию с двумя достаточно мелкими группировками – Социал- демократической партией Японии /СДПЯ/ и Новой народной партией /ННП/. Это связано с тем, что в верхней палате парламента ДПЯ, хоть и имеет больше всего мандатов, но не обладает большинством. Для гладкого прохождения законопроектов в парламенте ей нужна поддержка младших партнеров, однако, естественно, для этого ей придется идти им на какие-то уступки.
В нижней палате с учетом голосов СДПЯ и ННП, а также ряда примкнувших независимых, коалиция во главе с ДПЯ будет иметь 322 мандата, что дает ей более двух третей голосов и в теории даже позволяет менять конституцию.
СДПЯ – это бывшая Социалистическая партия Японии, которая до распада СССР и резкого ослабления влияния левых идей в Японии была главной силой оппозиции. Некогда она имела даже порядка 150 мандатов в нижней палате, но шансов сформировать собственное правительство при господстве либерал-демократов у нее не было никогда. Сейчас у социал- демократов всего 7 мест – в новом составе нижней палаты столько же, сколько и в прежнем. Успехом в ряде одномандатных избирательных округов они обязаны поддержке со стороны демократов, которые не выставили там своих кандидатов.
Несмотря на нынешнее скромное представительство в парламенте, СДПЯ имеет долгую историю, собственные политические традиции и пользуется некоторым влиянием в лево-либеральных кругах и части профсоюзов. Она позиционирует себя как "партия с идеалами": выступает за строгое соблюдение "трех неядерных принципов" /не иметь, не производить и не ввозить ядерное оружие/, против пересмотра пацифистских положений действующей конституции 1947 года. СДПЯ отвергает попытки укрепить легальный статус и полномочия вооруженных сил страны, требует отменить законы, разрешающие отправлять войска за границу даже в составе миротворческих контингентов. Она осуждает жесткий курс в отношении КНДР и требует проведения более независимой политики в отношениях с США.
Многое из этого перекликается с внешнеполитическими декларациями демократов, среди сторонников которых много бывших избирателей прежних социалистов. В саму ДПЯ, кстати, входит немало бывших правых социал-демократов – в их числе, например, будущий вице-премьер Японии Наото Кан.
Однако, разногласия между СДПЯ и ДПЯ все же налицо. Демократы не намерены, да и не могут отказаться от прочного военно-политического союза с США и только заявляют о необходимости придать ему "более равноправный" характер. Перед выборами лидер социал-демократов Мидзухо Фукусима не раз заявляла избирателям, что партия примет окончательное решение о блоке с ДПЯ и об участии в кабинете только после достижения консенсуса по принципиальным вопросам. Однако, по сути дела, социал-демократы еще в первой половине 1990-х годов отказались от ряда прежних политических принципов /например, о непризнании "милитаристского" государственного флага "Восходящего солнца" и государственного гимна "Кимигаё"/, когда это потребовалось для вхождения в правительство в союзе с прежними заклятыми врагами либерал- демократами. СДПЯ пока настаивает на фактически равном голосе с ДПЯ при принятии важнейших решений, однако пойдет на уступки. Предполагается, что лидеру партии с этой целью дадут министерский пост в правительстве.
В отличие от социал-демократов, ННП, созданная группой бывших либерал-демократов, не имеет ни долгой истории, ни политических традиций. На выборах 30 августа она потеряла 1 мандат из имевшихся у нее четырех. Места в новом составе нижней палаты лишился сам председатель партии Тамисукэ Ватануки, который на следующий день уступил свои полномочия более удачливому генсеку ННП – опытному парламентарию Сидзуке Камэи. Лидер ННП также получит один пост в новом составе правительства. Главный лозунг этой группировки – отмена принятого при господстве либерал-демократов решения о приватизации гигантской системы государственной почты в Японии. Однако, похоже, что об этом сейчас речь не идет.
Новая правящая коалиция также может рассчитывать на поддержку двух парламентариев, прошедших в нижнюю палату во главе собственных малых партий, которые фактически являются их "группами поддержки". Первый – новичок общенациональной политики, достаточно популярный в стране лидер Новой партии "Япония" Ясуо Танака. Он завсегдатай телевизионных ток-шоу, довольно известный писатель и экс-губернатор горной префектуры Нагано. Второй – многоопытный депутат с самого северного японского острова Хоккайдо Мунэо Судзуки, председатель региональной партии "Дайти". В прошлом он был одним из лидеров либерал-демократов, занимал видные посты правительственного уровня, но вынужден был оставить ряды ЛДП после того, как был осужден по обвинению в коррупции. Судебный приговор Судзуки оспаривает в высших инстанциях. Характерно, что этот депутат всегда активно занимался отношениями с Россией и может иметь существенное влияние на выработку курса новой правящей коалиции на этом направлении.
О возможном сотрудничестве с демократами после выборов заявила недавно созданная выходцами из ЛДП Партия всех, получившая 5 депутатских мест. Однако решения на этот счет пока не принято. Коммунистическая партия Японии, находящаяся в добровольной политической изоляции, но остающаяся силой общенационального масштаба, сохранила свои 9 мест в нижней палате. Она не добилась успеха ни для одного из своих многочисленных кандидатов в одномандатных округах и получила голоса только по системе пропорционального партийного представительства. Ранее лидер КПЯ Кадзуо Сии заявил, что при голосовании по кандидатуре нового премьера коммунисты скорее всего поддержат Хатояму.
Чрезвычайная сессия парламента Японии, на которой будет избран новый премьер-министр, откроется 16 сентября и продлится 4 дня. Хатояма заявил, что сформирует кабинет, как только будет утвержден в должности, но первые назначения уже известны.
Нынешний генеральный секретарь ДПЯ Кацуя Окада оставит этот пост и станет министром иностранных дел. Один из основателей ДПЯ и ее нынешний первый вице-председатель Наото Кан, как уже говорилось выше, станет вице-премьером и возглавит Управление национальной стратегии. Это новый орган в составе кабинета министров, он призван разрабатывать основные направления внутренней и внешней политики и будет непосредственно подчинен главе правительства. Пост генерального секретаря кабинета министров, считающийся в бюрократической иерархии вторым после премьера, займет глава партийного аппарата ДПЯ Хирофуми Хирано. Наиболее вероятным кандидатом в министры финансов считается главный экономический советник партии Хирохиса Фудзии, занимавший этот пост в 1993-1994 годах, в первых кабинетах без участия либерал-демократов.
После сформирования правительства новый премьер Хатояма в конце сентября отправится в США, где примет участие в работе сессии Генеральной ассамблеи ООН и совещании лидеров двадцати ведущих экономически развитых стран в Питтсбурге. Он планирует в первую очередь провести там встречи с руководителями четырех государств – США, России, Китая и Южной Кореи. Эти контакты позволят более точно представить ориентиры новой дипломатии Токио, которая пока выглядит достаточно туманной. Хатояма говорит, что намерен на основе построения "отношений доверия" с президентом Бараком Обамой добиться больших прав для Японии в рамках стратегического союза с Вашингтоном. Символом этого стали требования демократов пересмотреть соглашение о статусе американских войск в стране и вывести за пределы южного острова Окинава базу авиации морской пехоты США "Футэмма", чего добиваются местные жители. Оба эти проекта вызывают явное раздражение в Вашингтоне. Там уже заговорили об "антиамериканских настроениях" нового японского премьера, однако эти страхи, судя по всему, преувеличены – на более-менее серьезный конфликт с США Япония никогда не пойдет.
Другой пункт внешнеполитической программы ДПЯ – существенное расширение отношений со странами Азии. Хатояма говорил, например, о важности построения регионального экономического сообщества в Восточной Азии с участием Китая, Южной Кореи и стран АСЕАН. Он положительно отзывался о проектах введения единой азиатской валюты. Однако и на этих направлениях трудно добиться быстрого прогресса.
Необходимость "отношений доверия" Хатояма видит и на российском направлении дипломатии Токио.
"Мой дед, Итиро Хатояма, – заявил он на первой пресс- конференции после победы на выборах,– подписал в свое время с Россией Совместную декларацию. Мне тоже хотелось бы приложить усилия в том числе и к разрешению проблемы северных территорий /так в Японии именуют Южные Курилы – прим корр./."
"Если говорить о нашем дальнейшем сотрудничестве с Россией, – сказал там же Хатояма, – то в нем имеется большой потенциал. Интересы обеих стран пострадают, если его не раскрыть в полной мере. Следовательно, нам следует прилагать усилия к скорейшему установлению отношений доверия с Россией и действовать, не забывая об урегулировании самой большой существующей между нами нерешенной проблемы". Будущий премьер, бесспорно, имел в виду вопрос о Южных Курилах.
После победы на выборах Хатояма в первую очередь встретился с послами США и России, что тоже достаточно символично. После этих бесед будущий премьер опять же заявил о важности налаживания тесных личных контактов с руководством РФ. "Для решения болезненных проблем двусторонних отношений необходимо установить доверительные отношения между лидерами наших стран", – сказал Хатояма. "До сих пор, по моему мнению, между нами не было доверительных отношений, поэтому с приходом к власти Демпартии мы намерены устанавливать именно такие контакты, – подчеркнул он. – Фамилия Хатояма хорошо известна в России, поэтому я надеюсь, что этот факт будет способствовать озвученной цели".
Дед нынешнего лидера Демпартии в 50-х годах был премьер- министром Японии и в 1956 году уже немолодым и больным человеком посетил Москву, где подписал Совместную декларацию. Она прекратила состояние войны с СССР и восстановила с ним дипломатические и экономические отношения, оставив нерешенным вопрос о границе и судьбе Южных Курил. Юкио Хатояма возглавляет Общество "Япония- Россия" и неоднократно бывал в Москве. Сын будущего премьера Киитиро читает лекции в Высшей школе бизнеса МГУ и готовит работу по проблемам автомобильных пробок в Москве. Все это создает хороший фон для развития двусторонних отношений, однако прорывов в них ожидать трудно. "Не надейтесь, что позиция Демократической партии в отношении северных территорий будет отличаться от линии нынешнего правительства",– заявил некоторое время назад в интервью ИТАР-ТАСС Кацуя Окада, который вскоре займет пост главы МИД Японии.
Источник: "Компас" ИТАР-ТАСС
При полном или частичном использовании данного материала ссылка на rodon.org обязательна.