Анализируя факты, связанные с постоянным ростом военных расходов в странах Латинской Америки, многие политические деятели и эксперты задаются вопросом, о чем в данном случае идет речь: о гонке вооружений или модернизации силовых ведомств?
Серьезную тревогу по поводу роста закупок военных материалов и вооружений выражает Оскар Ариас, президент Коста-Рики -- страны, которая по конституции не имеет вооруженных сил с 1949 года. В 1987 году Ариас получил Нобелевскую премию мира за то, что во многом именно благодаря его усилиям в Центральной Америке в конце прошлого века были локализованы вооруженные конфликты.
В конце июня Оскар Ариас выступил с резкой критикой латиноамериканских стран, которые, по его словам, инициируют "гонку вооружений". Президент задается вопросом: "Почему они это делают, не решив основных проблем своих народов?". "Если нет средств для решения насущных проблем, то почему возникает необходимость закупать все новые самолеты, вертолеты, танки и другое вооружение?" – заявил Ариас в интервью костариканской радиостанции "Монументаль". По словам президента, эту проблему он поднимал на встречах с рядом официальных представителей США, в том числе на переговорах с вице-президентом Джозефом Байденом, которого просил наложить эмбарго на продажу оружия странам Латинской Америки.
"Финансовая помощь, предоставляемая богатыми странами для ликвидации бедности, которая касается 80 процентов населения Африки, Азии и Латинской Америки, составляет 100 млрд долларов, в то время как на содержание солдат и закупку оружия тратится в 13 раз больше, и это мне кажется аморальным", – сказал Оскар Ариас. Он не может понять, "почему, если в Латинской Америке почти 200 млн человек живут на один доллар в день, регион тратит 50 млрд долларов на военные нужды".
Как подсчитал Международный институт стратегических исследований в своем последнем докладе, опубликованном в июне в британской столице, расходы на оборону стран Латинской Америки и Карибского бассейна возросли в период с 2003 по 2008 гг. на 91 процент. По данным этого авторитетного аналитического центра, совокупные военные расходы в регионе составили в 2008 г. 47,2 млрд долларов по сравнению с 24,7 млрд в 2003 году. В докладе центра приводятся данные по каждой латиноамериканской стране за 2007 год. Абсолютным лидером региона является Бразилия, военные расходы которой в этом году составили 18,21 млрд долларов или 1,7 проц. ВВП.
Второе место с большим отрывом занимает Колумбия – 8,76 млрд долларов /6,4 проц. ВВП/. При этом следует отметить, что только за последние пять лет военные расходы Колумбии возросли почти в 4 раза, что является абсолютным рекордом для стран латиноамериканского региона. Колумбийские власти связывают рост военных расходов с нестабильной ситуацией в стране из-за необходимости ведения борьбы с повстанческими формированиями.
Третье место занимает Чили – 4,32 млрд долларов /3,1 проц. от ВВП/. Говоря о Чили, первом в мире экспортере меди, Международный институт стратегических исследований подчеркивает, что в связи с ростом цен на "красный" металл эта андская страна тратит на военные нужды все большие средства.
На четвертом месте находится Мексика, на пятом следует Венесуэла. Касаясь Венесуэлы, Международный институт стратегических исследований отмечает, что военный бюджет этой страны на 2008 год составлял 3,31 млрд долларов. В докладе института указывается на "крепнущие" отношения Венесуэлы с Россией, активизировавшиеся в результате визита Уго Чавеса в Москву в июле 2008 г., в ходе которого были достигнуты новые договоренности о приобретении военной техники и вооружений. Тесные отношения Каракаса с Москвой, напоминает аналитический центр, стали следствием введенного США эмбарго на приобретение Венесуэлой запчастей к американским бомбардировщикам, поставленным в прошлые годы .
Согласно докладу центра, Венесуэла может приобрести в ближайшее время в России самолеты Су-30, военно- транспортные самолеты, подлодки "Кило", вертолеты Ми-28. Правительство Уго Чавеса планирует также диверсифицировать свои военные закупки, в том числе за счет поставок из Китая.
Замыкает шестерку Аргентина – единственная страна в латиноамериканском регионе, которая снизила военные расходы за рассматриваемый период.
Среди других стран относительно высокие военные расходы имеют Перу и Эквадор. Остальные характеризуются крайне низкими показателями в этой области. К ним относятся Уругвай, Боливия, Парагвай /от 100 до 300 млн долларов./.
Хотя в латиноамериканских СМИ много говорится о "гонке вооружений" в регионе, необходимо напомнить, отмечается в докладе, что большая часть вооружений, состоящих на службе в настоящее время, приобретена в 50-е и 60-е годы прошлого века и давно требует замены. Поэтому большинство объявленных в последнее время военных программ в странах Латинской Америки направлены на модернизацию и замену устаревшей техники.
Советник президента Бразилии по внешнеполитическим делам Марку Гарсиа отверг возможность того, что закупки оружия и военной техники такими странами, как Венесуэла, могут спровоцировать гонку вооружений в регионе. В выступлении в палате депутатов Национального конгресса он заявил, что Бразилия, как и Венесуэла, заинтересована в замене устаревшего военного арсенала. Однако этот начавшийся процесс не приведет к гонке вооружений или к каким-либо региональным конфликтам, считает Гарсиа. "Даже гипотетически нельзя представить развязывание войны между нашими странами", – подчеркнул он, заметив, что любое государство, которое примет подобное решение, "подвергнется немедленным санкциям со стороны соседей".
Испанская газета "Паис", ссылаясь на стокгольмский Международный институт по исследованию проблем мира, сообщила накануне саммита УНАСУР, что в прошлом году только в Южной Америке военные расходы составили 48 млрд долларов, что на 6 проц больше, чем в 2007 году. Судя по цифрам, очевидно, что военные расходы значительно возросли, тем не менее их объем в процентном отношении к ВВП увеличился не слишком заметно. Аналитики обращают внимание на неточности в ходе проведения расчетов в латиноамериканских экономиках. В связи с этим возникают сомнения в том, ведется ли в регионе гонка вооружений. "В какой-то степени она была до конца прошлого года. Потом наступил кризис, и объем закупок вооружений был скорректирован", – цитирует "Паис" аргентинского эксперта Диего Флейтаса. Он подчеркивает, что сама по себе покупка оружия не провоцирует гонку вооружений. С ним соглашается чилийский военный аналитик Армен Койюмджан: "Основная часть расходов военных бюджетов большинства стран связана с выплатой зарплат и пенсий, а также закупкой питания, если что и остается, то эти средства идут на закупку оборудования, не всегда военного".
Никто не сомневается в том, что вооружение необходимо обновлять. Техника некоторых армий настолько устарела, что буквально разваливается. Но если только Мексика и Колумбия ведут внутреннюю войну против наркокартелей и повстанцев, то как можно объяснить тот факт, что Чили располагает сотнями танков "Леопард-2", самыми лучшими на юге континента? Или что Венесуэла закупает новейшие образцы военной техники?
В основе процесса обновления вооружения лежит напряженная политическая ситуация в регионе. Всякий раз, когда одна страна начинает закупать оружие, ее соседи также увеличивают военные расходы.
Самая напряженная обстановка сейчас наблюдается вдоль границы Колумбии и Венесуэлы – тонкой линии длиной несколько тысяч километров. Каракас, напоминает "Паис", уже приобрел крупные партии самого современного оружия. Богота, обладающая второй после бразильской армией в регионе, увеличила свои военные расходы на 142 проц за последние 10 лет. По данным газеты, в прошлом году колумбийский военный бюджет составил 5,5 млрд долларов, что на 13,5 проц больше, чем в 2007 году.
Бразилия остается в стороне от очагов напряженности. Но самая крупная страна Латинской Америки больше всех тратит на военные нужды. Опять же по данным "Паис", в прошлом году расходы на оборону в Бразилии равнялись 15,5 млрд долларов, что на 5 проц больше, чем в 2007 году. За время правления Луиса Инасиу Лулы да Силвы военные расходы возросли на 50 проц.
По мнению экспертов из Стокгольма, причины, по которым Бразилия улучшает и увеличивает свои арсеналы, не имеют ничего общего с подготовкой к войне, отмечает "Паис". Они связаны с совершенствованием системы контроля за воздушным пространством страны и укреплением материально-технической базы для добычи полезных ископаемых. Последнее способствует тому, что с помощью Франции Бразилия через 20 лет построит собственную атомную подводную лодку. Крупнейшая южноамериканская страна уверенно движется к получению статуса мировой державы, для подтверждения которого нужны соответствующие доказательства.
Александр Трушин, Москва
* * *
Итоги саммита Союза южноамериканских наций
В жарких дебатах завершился чрезвычайный саммит Союза южноамериканских наций /УНАСУР/, проходивший 28 августа в аргентинском городе Сан-Карлос-де-Барилоче. Его главной темой было соглашение между Боготой и Вашингтоном о планируемом размещении американских войск на семи военных базах в Колумбии, что вызывает большое беспокойство в странах региона. Колумбийский лидер Альваро Урибе постарался снять озабоченности своих коллег, заверив их, что США будут оказывать помощь Колумбии исключительно в борьбе с наркотрафиком и терроризмом.
По его словам, соглашение с США запрещает вмешательство во внутренние дела других стран и никоим образом не затронет их интересы. Президент Колумбии заявил, что речь идет о "практической помощи" США в борьбе с незаконным оборотом наркотиков и наркотерроризмом, который "угрожает демократическим институтам" страны. Он подчеркнул, что Колумбия ни в коей мере "не отказывается от своего суверенитета, не уступая ни миллиметра своей территории".
В то же время Альваро Урибе высказал мнение, что присутствие американских военных в Колумбии не несет угрозы и не затронет интересы соседних государств. Колумбийский лидер также предложил провести тщательное расследование случаев незаконных поставок вооружений наркотеррористам, намекая на то, что те получают помощь из некоторых стран в регионе.
Он не раскрыл подробностей соглашения с США, отметив, что одна из его статей запрещает вмешательство во внутренние дела других стран. По имеющейся информации, самолеты США получат возможность совершать посадку на колумбийских военных базах. В то же время численность американского военного персонала не должна будет превышать уже установленный лимит в 800 военнослужащих и 600 гражданских контрактников. В настоящее время на территории Колумбии находятся около 260 военных США.
Колумбийский лидер пытался убедить глав государств, что в соглашении между Боготой и Вашингтоном нет ничего особенного, что сотрудничество между двумя странами осуществляется с 1952 года в рамках международных норм. Действует так называемый "План Колумбия", согласно которому колумбийское правительство получает от США помощь на борьбу с наркокартелями и вооруженными экстремистскими группировками различного толка.
Между тем президент Венесуэлы Уго Чавес заявил, что считает присутствие американских военных в Колумбии "поводом для большого беспокойства" стран региона. В качестве доказательства того, что соглашение между Боготой и Вашингтоном о планируемом размещении американских войск на семи военных базах в Колумбии несет угрозу безопасности и суверенитету южноамериканских государств, венесуэльский лидер представил на рассмотрение лидеров УНАСУР информационный документ США. В нем излагается военная стратегия Вашингтона, в том числе в отношении латиноамериканских стран, согласно которой предлагается использовать военные базы, в частности, в Колумбии, в качестве потенциального плацдарма для развертывания американских войск в регионе.
В то же время Уго Чавес отметил, что Соединенные Штаты проводят настоящую "блокаду" в отношении Венесуэлы, препятствуя поступлению запасных частей для устаревающей военной техники, в том числе американского и бразильского производства. Он подчеркнул, что Каракас осуществляет сотрудничество с Россией и Китаем, однако "в Венесуэле нет и не будет российского, и китайского военного присутствия и баз этих стран". Венесуэльский лидер полагает, что США пытаются взять под контроль и "завладеть крупнейшими в мире месторождениями нефти Венесуэлы" и "крупнейшими в мире запасами пресной воды", сосредоточенными в Бразилии, Аргентине, Парагвае и Уругвае.
В свою очередь президент Эквадора Рафаэль Корреа, который в порядке ротации председательствует в УНАСУР, отметил, что в настоящее время отсутствуют необходимые механизмы, которые позволили бы контролировать деятельность американских военных в Колумбии. Он также предложил провести экстренную встречу с президентом США Барак Обамой в связи с расширением американского присутствия в регионе. "Недопустимо, чтобы в тексте документа с нами обращались так, словно мы /Латинская Америка/ являемся колонией или задним двором /США/", – подчеркнул Рафаэль Корреа.
Боливийский лидер Эво Моралес выступил с инициативой принять резолюцию с осуждением присутствия иностранных баз на территории Южной Америки, а также вынести "колумбийский вопрос" на общерегиональный референдум. Однако его предложение не было услышано.
Моралес высказал мнение, что Вашингтон использует борьбу с терроризмом как предлог для своей экспансии в Латинской Америке. "Сейчас мы вдруг стали наркотеррористами, – заявил он. – Когда они уже не могли называть нас коммунистами, они стали делать из нас подрывных элементов, потом торговцев наркотиками, а после событий 11 сентября начали называть террористами". "Если бы Союз южноамериканских наций вдруг принял решение отправить свои войска в США для борьбы с потреблением наркотиков, согласились ли бы они на такое?", – задал вопрос Эво Моралес, на который тут же ответил сам: "Конечно, нет".
Тем не менее участники встречи договорились поручить Совету обороны Южной Америки разработать стратегию, которая гарантировала бы безопасность и стабильность в регионе, на совещании в первой половине сентября. Собственно, что конкретно стоит за этими словами, не совсем понятно. Речь, вероятно, идет о неких формах усиления контроля. В любом случае можно говорить, что стороны остались при своем мнении. Колумбия не намерена отказываться от соглашения с Соединенными Штатами. А главы государств Южной Америки воздержались от коллективного осуждения увеличения американского присутствия в регионе.
В состав Союза южноамериканских наций входят 12 государств Южной Америки – Аргентина, Боливия, Бразилия, Венесуэла, Гайана, Колумбия, Парагвай, Перу, Суринам, Уругвай, Чили и Эквадор. Страны УНАСУР занимают территорию площадью 17,7 млн квадратных километров, на которой проживает более 386 млн человек.
Дмитрий Фоминых, Буэнос-Айрес
Источник: "Компас" ИТАР-ТАСС
При полном или частичном использовании данного материала ссылка на rodon.org обязательна.