Германские неонацисты в ночь на 17 августа разукрасили парковку торгового центра в берлинском районе Шпандау портретами Рудольфа Гесса. Поводом для противоправной акции послужила отмечаемая в эти дни в праворадикальных кругах ФРГ 22-я годовщина смерти одного из главарей нацистской Германии, полагают в столичной полиции. В городе также были разбросаны листовки антиконституционного праворадикального содержания, авторы которых восхваляли и обеляли национал- социалистическую диктатуру, ее представителей, а также провозглашали принципы расового превосходства.
Прежде на месте торгового центра находилась тюрьма "Шпандау", в которой по приговору Нюрнбергского трибунала содержались военные преступники из числа руководителей Третьего рейха. Среди ее заключенных был приговоренный к пожизненному заключению заместитель Гитлера Рудольф Гесс. 17 августа 1987 года он покончил жизнь самоубийством в своей камере. Впоследствии здание тюрьмы снесли, а на освободившейся территории возвели торговый центр с большой парковкой.
В соответствии с завещанием Гесса его тело 21 августа 1987 года захоронили в фамильном склепе в баварском городке Вунзидель. С тех пор он стал местом сборищ правых радикалов Европы, которые объявили Гесса "мучеником", якобы убитым агентами союзнических держав. В Вунзиделе, который имеет символическое значение для "вечно вчерашних", 21 августа прошли сходки неонацистов по случаю очередной годовщины захоронения одного из лидеров нацистской Германии.
Между тем, жители города при поддержке бургомистра Карла-Вилли Бека в ходе многотысячных демонстраций не раз призывали власти не допустить превращения их родного города в Мекку для лиц правоэкстремистского толка. Мэрия выдвинула инициативу запретить неонацистские шествия и сборища в черте этого 10-тысячного городка. Однако административный суд в Мюнхене при поддержке Конституционного суда ФРГ регулярно санкционирует марши бритоголовых в Вунзиделе, руководствуясь законами правового государства о свободе слова и собраний.
Либеральные законодательные акты ФРГ позволяют неонацистам проводить сходки и демонстрации. В частности, статья 8 Конституции ФРГ дает "право всем немцам собираться мирно и без оружия без предварительного извещения или разрешения". Основной закон ФРГ позволяет публично высказывать свое мнение, в том числе политически некорректное. К таковым относятся и некоторые лозунги неонацистов. Однако "правым" запрещено распространять ложь о холокосте и использовать нацистскую символику. Вместе с тем бундестаг дополнил уголовный кодекс поправкой, согласно которой, любому, кто открыто одобряет, оправдывает или обеляет гитлеровский режим, грозит тюремное заключение на срок до трех лет или крупный денежный штраф. В целях ограничения деятельности неонацистских партий и организаций были внесены поправки в немецкий закон о свободе собраний, которые ограничили право неонацистов на проведение демонстраций в "исторически чувствительных местах", например, вблизи мемориалов в память о жертвах национал- социализма, около территорий бывших концлагерей.
Для пропаганды своих идей лидеры НДПГ по всей Германии ежегодно проводят более 50 сборищ. Почти ежегодно сходки неонацистов с санкции Конституционного суда проходят в Нюрнберге по случаю годовщин состоявшегося здесь последнего съезда нацистской партии.
В Любеке перестали быть редкостью марши "правых" в память о жертвах бомбардировки города британской авиацией в 1942 году. Против этих мероприятий регулярно протестуют тысячи жителей этого северогерманского города. В акциях протеста против действий правых экстремистов в центре перед древними воротами "Хольстентор", ставшими символом города, участвуют представители церкви, профсоюзов, ряда политических партий, горожане. В ходе богослужений в любекских соборах и церквях священники на проповедях напоминают о том, что бомбардировка города стала следствием агрессивных действий гитлеровской Германии, которая развязала Вторую мировую войну, стоившую жизни десяткам миллионов человек во всем мире.
Столкновения между неонацистами и их противниками проходят в том числе в Лейпциге, Берлине, во Франкфурте-на- Майне. В финансовой столице, в частности, летом прошлого года было арестовано более 190 участников потасовок, в ходе которых "правые" и "левые" пустили в ход стальные прутья, камни, пустые бутылки. Для разгона акции полицейские применили водометы. В сходке приняли участие около 500 бритоголовых из числа членов праворадикальной Национал- демократической партии /НДПГ/, которую здесь сравнивают с гитлеровской НСДАП образца 1933 года. Им противостояли более 1500 антифашистов, которые блокировали шествие неонацистов. В операции по охране порядка были задействованы около 3 тыс полицейских.
Во время кризиса на востоке страны /территория бывшей ГДР/, где во многих регионах безработица за последние 12 лет ни разу не опускалась ниже 20 проц., лозунги неонацистов находят широкую поддержку. Большинство населения востока ФРГ надеется, что НДПГ способна дать им работу и успех в жизни. В июне этого года НДПГ, которая как правоэкстремистская организация находится под надзором Федерального ведомства по охране конституции /контрразведки ФРГ/, добилась существенных успехов на коммунальных выборах в местные органы власти в восточногерманских Лейпциге, Дрездене, Шверине, Ростоке, Эрфурте. В Тюрингии представители НДПГ набрали в среднем 3 проц. голосов и получили 21 место в различных местных советах. Пять лет назад на аналогичных выборах НДПГ не получила ни одного мандата. В Саксонии-Анхальт число местных народных представительств, в которых впредь будут заседать депутаты от НДПГ, увеличилось в четыре раза. В Саксонии НДПГ на местном уровне утроила свое представительство. В Мекленбурге-Передней Померании НДПГ получила в четыре раза больше мест, чем пять лет назад. В ряде городов за неонацистов проголосовало около половины жителей. Примечательно, что в западных федеральных землях, в которых также прошли коммунальные выборы, электорат НДПГ не увеличился. В большинстве регионов партия даже не выдвигала своих кандидатов.
Сейчас в Германии действуют около 150 правоэкстремистских организаций. В ходе последних земельных выборов неонацисты преодолели пятипроцентный барьер и прошли в ландтаги /земельные парламенты/ в Саксонии, Бранденбурге и Мекленбурге-Передней Померании. Если проанализировать электорат, голосовавший за НДПГ, то бросается в глаза, что большинство – молодежь.
Причину успехов неонацистов на выборах ряд экспертов видят в том, что крупные партии постепенно утрачивают доверие соотечественников. Жители названных трех федеральных земель голосовали за НДПГ в знак протеста против социальных реформ правительства, означающих отказ от политики социальных гарантий. Например, в восточногерманском Мекленбурге-Передней Померании после падения Берлинской стены в сельском хозяйстве – основной отрасли местной экономики – занято всего 25 тыс. человек вместо прежних 180 тыс. Свою роль играет и изменившаяся тактика неонацистов. Они отказываются от имиджа старого поколения скинхедов, в которых видели готовых к насилию головорезов. На митингах "правые" заявляют о солидарности с "союзниками" в Ираке и Палестине, выступают против насилия, выдают себя за добропорядочных бюргеров.
Руководитель Ганноверского института криминологии Кристиан Пфайфер высказывает точку зрения, что в основном в НДПГ и ее молодежные группировки приходят, прежде всего, ребята из социальных низов, не сумевшие добиться успехов в школе и привыкшие все свои проблемы решать силой. "Не имея признания среди сверстников, не видя альтернативы, молодые люди находят и друзей, и поддержку в правоэкстремистской среде", – говорит Пфайфер. В условиях нарастающего недовольства социальными реформами правящей коалиции в этих кругах авторитет НДПГ растет вопреки скандалам вокруг финансовых злоупотреблений в этой партии, которые доказывают неспособность правых экстремистов к повседневной политической работе.
Суд ФРГ не раз выносил решения о возврате НДПГ госдотаций в связи с отражением в финансовых отчетах неверных данных о размере собранных партией пожертвований. В этом году НДПГ добровольно проинформировала бундестаг о недостаче дотаций на сумму 1,7 млн. евро. Не исключено, что деньги были разворованы. Ведь в прошлом году казначей партии Эрвин Кемна предстал перед судом по обвинению в переводе из партийной кассы 800 тыс евро на счет своей частной фирмы.
Согласно закону о партийном финансировании, "партии выполняют социальную задачу и по этой причине получают финансовые средства от государства" пропорционально числу голосов, отданных за них в ходе выборов. Каждый из первых четырех миллионов голосов оценивается в 85 центов. Каждый последующий – в 70 центов. Партиям также выплачиваются госдотации в размере 38 центов на каждый евро, полученный в виде членских взносов и пожертвований. Дотации получают партии, которые на выборах в бундестаг и Европарламент получили 0,5 проц. голосов, а на выборах в ландтаги – один процент голосов.
По данным Федерального ведомства по охране конституции, в Германии на сто тысяч немцев приходится 47 неонацистов. Самая высокая концентрация правых радикалов отмечается в Саксонии, где на сто тысяч жителей приходится 75 открытых сторонников идеологии неонацизма. На втором и третьем местах по числу правых радикалов на сто тысяч жителей – Берлин /71/ и Мекленбург-Передняя Померания /70/. Наименьшая концентрация правых радикалов наблюдается в самой крупной германской земле – Северном Рейне-Вестфалии /51/. При этом Федеральное ведомство по охране конституции констатирует неуклонное снижение численности правоэкстремистских партий и организаций.
Неонацисты пытаются увлечь молодое поколение своими идеями с помощью совместных вечеринок, походов на стадион, поездок на пикники, в путешествия и на подпольные, и потому овеянные ореолом тайны, концерты праворадикальной музыки. Для выражения правых убеждений в ход идут все направления – и рок, и металл, и хип-хоп, и песни бардов. Часто неонацисты бесплатно раздают компакт-диски с правоэкстремистской музыкой.
В ходе обысков, которые 800 германских полицейских в марте этого года провели в 200 жилых помещениях и офисах членов неонацистских организаций, были изъяты около 55 тысяч компакт-дисков с запрещенными песнями праворадикального содержания. В ходе спецоперации, которую одновременно осуществили во всех федеральных землях, были найдены и ликвидированы нелегальные фабрики по производству этой продукции. Средства от ее реализации в значительной мере пополняют бюджеты неонацистских организаций. Стражи порядка изъяли также 170 компьютеров, которые использовались для подпольного изготовления дисков. Большинство из них были конфискованы в Баварии, Баден- Вюртемберге, Нижней Саксонии и Саксонии. Попутно в ходе операции было изъято 70 единиц оружия. На след производителей запрещенных дисков полиция вышла через Интернет-аукцион, через который распространялась эта сомнительная продукция.
Нередко первое соприкосновение молодых немцев с праворадикальной "тусовкой" происходит в 11-12 лет, когда подростков начинает волновать выбор индивидуального стиля. Молодежь с большим удовольствием идет на концерт, чем на партсобрание. И там и там содержание одно и то же. Различаются лишь формы подачи материала. Во время этих мероприятий путем воздействия через эмоции в подсознании ищущих острых ощущений молодых людей культивируются отрицание преступлений национал-социализма, ксенофобия, расизм, культ насилия. Однажды этим подросткам исполнится 18 лет, и они придут на избирательные участки, а некоторые, возможно, пополнят неонацистские бандформирования. В роли агитаторов выступают, в частности, члены организации "Молодые национал-демократы" – молодежной организации ультраправой НДПГ.
В 2008 году в Германии было зарегистрировано рекордное число преступлений на праворадикальной почве. По данным министерства внутренних дел ФРГ, число правонарушений с неонацистской мотивировкой в прошлом году достигло 14 тыс, на три тысячи больше, чем годом ранее. 735 из них носили насильственный характер. Их жертвами стали 773 человека. В причастности к таким нарушениям закона подозреваются 7118 человек. На 17 из них выданы ордера на арест. 1089 правонарушений носили антисемитский характер. В результате 32 из них
За прекращение праворадикальных сборищ, которые, по мнению ряда экспертов, в современной ФРГ имеют антиконституционную направленность, высказываются не только руководители городов и федеральных земель, но и в Берлине. В ФРГ продолжают звучать голоса за запрет НДПГ и прекращение государственного финансирования партий деньгами налогоплательщиков. В частности, идею запрета поддерживает глава МИД Германии и кандидат в канцлеры от СДПГ Франк- Вальтер Штайнмайер. Поводом для этого послужило покушение на начальника полиции баварского города Пассау Алоиса Маннихля, совершенное неонацистом. Мнение Штайнмайера разделяют председатель СДПГ в земле Шлезвиг-Гольштейн Ральф Штегнер, премьер-министр Баварии Хорст Зеехофер, его предшественник на этом посту Гюнтер Бекштайн, министр внутренних дел Баварии Йоахим Херрман, председатель Социал- демократической партии /СДПГ/ Курт Бек, ряд других политиков.
Попытка запретить НДПГ в Конституционном суде ФРГ, предпринятая правительством в 2003 году, провалилась, так как, по определению КС, иск базировался только на показаниях агентов спецслужб, внедренных в НДПГ. Именно их высказывания цитировались в суде в качестве доказательств преступного характера партии. Во избежание обвинений в политической провокации процесс был закрыт. В правительстве ФРГ и сегодня нет единства мнений по поводу начала нового судебного процесса с целью запрета НДПГ. Канцлер Ангела Меркель и министр внутренних дел ФРГ Вольфганг Шойбле опасаются риска вновь потерпеть неудачу в КС. Ряд немецких политиков полагают, что на защиту неонацистов в ФРГ непременно встал бы Европейский суд по правам человека, по мнению которого, оказаться вне закона партия может лишь в том случае, если она не просто агрессивно антиконституционная, но и представляет реальную угрозу существованию свободного демократического порядка в стране.
В этом году в ФРГ указом главы МВД ФРГ Вольфганга Шойбле была запрещена правоэкстремистская молодежная организация "Верная родине немецкая молодежь" /ХДЮ/. По данным министерства, эта организация в специально созданных палаточных городках отдыха распространяла среди молодежи национал-социалистические, расистские и антисемитские идеи. Аналогичным образом в ФРГ действовал молодежный союз "Молодые викинги", на деятельность которого был наложен запрет в 1994 году. Указ о запрете ХДЮ предусматривает конфискацию ее имущества. В этих целях в квартирах функционеров и наиболее активных членов этой группировки, расположенных в федеральных землях – Берлин, Бранденбург, Саксония и Нижняя Саксония, по указанию министра внутренних дел были проведены обыски. В ходе этих мероприятий были обнаружены и конфискованы вещественные доказательства противоправной деятельности ХДЮ.
В мае 2008 МВД ФРГ запретило две другие неонацистские группировки – "Коллегиум хуманум" и "Общество по реабилитации лиц, преследуемых за отрицание холокоста", деятельность которых была признана противоречащей принципам Конституции ФРГ. Активисты этих организаций, зарегистрированных в городе Флото /федеральная земля Северный Рейн-Вестфалия/ обеляли гитлеровский нацизм, вели пропаганду антисемитизма. Этот город слал Меккой для неонацистов со всей Германии. Правоохранительные органы установили, что их пропаганда побуждает к насилию на почве расизма. По оценкам Шойбле, правый экстремизм своими деструктивными действиями отрицает демократический строй в ФРГ. При этом он привел слова лидера фракции НДПГ в ландтаге Саксонии Хольгера Апфеля, который на одном из недавних собраний в Лейпциге не скрывал, что его партия выступает за уничтожение "обанкротившегося либерально- капиталистического строя".
Немецкий уголовный кодекс предусматривает наказание за распространение нацистской литературы, символики и публичное отрицание холокоста. Однако сегодня нацистские символы изменились, они стали кодированными и потому непонятными для непосвященных, рассказал сотрудник федерального ведомства по охране конституции Томас Пфайфер. По его словам, неонацисты, чтобы не выделяться из толпы, перестали брить головы и рядиться в короткие кожаные куртки и тяжелые десантные ботинки, которые в сознании многих в ФРГ ассоциируются с открытой агрессией. Например, в ходу у правых радикалов символ в виде двух цифр "88". Под ним понимают две немецкие буквы Н, которые занимают восьмую позицию в латинском алфавите. В итоге "88" для неонациста означает "НН" – сокращение от запрещенного в ФРГ нацистского приветствия "Heil Hitler" /"Хайль Гитлер"/. Число 14 неонацистам напоминает о состоящем из 14 слов известном англоязычном высказывании их идеолога Дэвида Лейна: "We must secure the existence of our people and a future for White children" /Мы должны обеспечить существование нашего народа и будущее для Белых детей/. В ряде магазинов можно без труда приобрести такую одежду, которая посвященным сигнализирует о принадлежности или как минимум симпатиях ее владельца к правоэкстремистским кругам.
Жителям и властям немецких городов нередко приходится противостоять жесткому натиску неонацистов. Например, горожане и администрация нижнесаксонского Дельменхорста не позволили немецкому адвокату-неонацисту Юргену Ригеру приобрести в их городе гостиницу "Хотэль ам парк". Причиной протестов граждан стали праворадикальные взгляды юриста, который ранее был неоднократно судим за нанесение телесных повреждений и разжигание межнациональной розни. За эти деяния суд несколько раз приговаривал Ригера к штрафам и условным срокам заключения. Здание гостиницы адвокат предполагал использовать как место встречи неонацистов. За минувшие 30 лет в этих целях он уже купил несколько зданий не только в ФРГ, но и Швеции.
Баталии в Дельменхорсте начались в августе 2006 года, когда Ригер объявил о своих планах. В здании отеля он планировал разместить коммуну и "учебный центр" для "истинных арийцев". Узнав об этом, жители с плакатами и транспарантами "Дельменхорст не коричневый, он – пестрый" и "Нацизм не пройдет" вышли на улицы.
Однако очень скоро жители поняли, что демонстрациями от нежелательного покупателя не избавиться. Тогда они решили выкупить здание, которое маклер оценил в 1,4 млн евро. За первые 10 дней горожане собрали 730 тысяч евро. Через четыре месяца сумма на специально открытом банковском счете выросла до 937 тыс евро. Деньги продолжали поступать. Между тем мэрия города объявила парк, в котором расположена гостиница, "зоной реставрационных работ", в которой любые сделки с недвижимостью, согласно закону, могут осуществляться только с одобрения городских властей.
Узнав об этом, адвокат-неонацист предложил владельцу гостиницы Гюнтеру Мергелю, бизнес которого оказался нерентабельным, 3,4 млн евро. Тогда бургомистр Дельменхорста Карстен Шветман объявил, что администрация города выделяет 3 млн евро для приобретения здания в муниципальную собственность. Предполагается, что город откроет в этом здании дом престарелых. К слову, праворадикальный юрист является активистом запрещенных неонацистских организаций. Он входит в НДПГ и около 20 лет является членом "Правового бюро Германии", которое объединяет адвокатов- неонацистов. Как адвокат Ригер специализируется на защите граждан с неонацистскими взглядами.
Источник: "Компас" ИТАР-ТАСС
При полном или частичном использовании данного материала ссылка на rodon.org обязательна.