С фотографий смотрят улыбающееся лица Юсуфа Раза Гилани и Манмохан Сингха, премьер-министров Пакистана и Индии, пожимающих друг другу руки. Редкий, но долгожданный в последние месяцы снимок – признают многие аналитики. Он был сделан в Шарм-эль-Шейхе, курортном местечке Египта на Красном море, где в середине июля на 15 саммит Движения неприсоединения собрались 118 стран – участников. Встреча двух премьеров азиатских стран свидетельствует о возобновлении индо-пакистанского диалога.
Если быть еще более корректными перед Историей, то "первая" встреча Пакистана и Индии в 2009 г. состоялась еще в июне текущего года, на саммите Шанхайской организации сотрудничества/ШОС (См. Наталья Замараева, Пакистан и саммит ШОС 2009, www.iimes.ru, 18.06.09) в Екатеринбурге. Именно в России лидеры обеих стран, президент Асиф Али Зардари и премьер Манмохан Сингх положили начало процессу возобновления диалога. Кратко напомним, что террористический акт, совершенный в ноябре 2008 г. в Мумбае сторонниками Ополчения правоверных /Lashkar-e-Taiba разорвал хрупкое на тот момент взаимодействие между Пакистаном и Индией, возобновленное только в 2004 г. Именно поэтому последняя призвала пакистанское руководство к "демонтажу террористической сети", а оно в свою очередь – "к решению сложных вопросов". Собственно от Пакистана потребовали возобновления переговоров с Индией, и Исламабад приложил много усилий в этом направлении, "Мирные дивиденды для полуторамиллиардного населения региона будут грандиозными", – заявил Гилани в июне на саммите.
Нормализация отношений крайне необходима Пакистану в современных условиях: во-первых, демократически избранная администрация не "может позволить недружелюбных отношений с соседями"; во-вторых, демократически избранная гражданская администрация Пакистана всеми силами стремится улучшить имидж на политической арене, готов оставить весь негатив отношений к стране в прошлом, Пакистан уже вовлечен в широкомасштабный военный конфликт с боевиками в Северо-Западной пограничной провинции/ СЗПП и Территории федерального управления племенами/ FATA. Для успешного ведения военной кампании, армейское командование уже передислоцировало несколько военных частей с пакистано-индийской границы в зоны конфликта и всячески стремится избежать "потенциальных" столкновений на границе с Индией и т.д.
Находясь еще в Шарм-эль-Шейхе премьер-министр Пакистана с целью налаживания отношений предложил Дели программу, состоящую из восьми пунктов. Они включали:
– строгое соблюдение принципов Устава ООН;
– укрепление многосторонней системы по предупреждению односторонних действий и продвижению интересов всех государств на равноправной основе;
-перестройка глобальной институционной архитектуры на принципах демократии, доверия и открытости;
– содействие мирному урегулированию спорных вопросов;
-разработка новых глобальных подходов в вопросах контроля за вооружением, разоружением и нераспространением, а также доступом к ядерным технологиям в мирных целях;
– углубление сотрудничества по оси Юг-Юг;
– уделять пристальное внимание вопросам изменения климата;
– дальнейшее развитие межконфессионального диалога.
Предложенная Пакистаном Программа в первую очередь была направлена на утверждение мира на Азиатском континенте, включая, конечно, вопросы урегулирования отношений с Индией.
Евросоюз, так же как и США требовали от Исламабада стабильности в регионе Западной Азии, включая и дружбу с Дели. На первом саммите Евросоюз-Пакистан, прошедшем 17 июня 2009 г., также подчеркивалась необходимость достижения мира в регионе только путем налаживания добрососедских отношений (См. Наталья Замараева, Пакистан и Евросоюз 2009, www.iimes.ru , 20.06.09).
С другой стороны – дальнейшее укрепление связей Пакистана с США, НАТО и далее – Евросоюзом неоднократно вызывало раздражение у Дели. Объявление "Пакистана основным союзником в борьбе против терроризма" в регионе, поставки спецтехники, оружия, военных вертолетов и т.д. США, а также странами НАТО, подготовка военных специалистов для военных операций Исламабада на территориях долины Сват Северо-Западной пограничной провинции/СЗПП и в агентствах Южного и Северного Вазиристана, не проходили незамеченными Индией. Последняя в свою очередь выступала за "срочное обуздание боевиков движения "Талибан" и "Аль-Каиды"", требовала тщательного международного расследования теракта в Мумбае; возмущалась освобождением из-под ареста Хафиза Мухаммада Саеда, лидера запрещенной организации Ополчение правоверных и т.д. ( См. Наталья Замараева, Пакистан, Освобождение Хафиза Мухаммада Саеда-вызов урегулированию пакистано-индийских отношений, www.iime.ru, 07.06.09).
В последние годы Индия ревниво относилась к укреплению связей Пакистана с США, и особенно военных – со странами НАТО. Но она была вознаграждена за терпение.
Следует заметить, что Вашингтон также склонял Дели к нормализации отношений с Исламабадом с тем, чтобы подчеркнуть обоюдность процесса. И уже на саммите АСЕАН в конце июля 2009 г. Манмохан Сингх заявил, что "Индия вновь готова к мирным переговорам", – но предупредил, что отношения остаются "под значительным стрессом, прогресс будет медленным, и каждый шаг зависит от желания Исламабада бороться с антииндийскими боевиками".
Сближение двух стран вызвало негодование со стороны индийской оппозиции, а подписанный в Шарм- эль-Шейхе договор она расценила как "отход от индийских стандартов" считая, что возобновление диалога возможно только тогда, когда Пакистан предпримет действия против боевиков, задействованных в прошлогодних терактах в Мумбае. Несмотря на сильное сопротивление, премьер-министр Индии Манмохан Сингх в июле 2009 г. выступил в парламенте в поддержку урегулирования отношений с Пакистаном.
Разбалансированность ситуации в Западной Азии не входит в планы Белого дома. Именно это обстоятельство послужило серьезной платформой для визита госсекретаря США Х.Клинтон в Индию, который состоялся 18 – 21 июля 2009 г.
Визит был подчеркнуто "индийским", направленным на укрепление двусторонних отношений, который Х.Клинтон расценила как "начало стратегического диалога между двумя странами". По итогам переговоров стороны подписали ряд важных соглашений в области обороны и научно-технического сотрудничества. Эти шаги заложили основу для предоставления Индии доступа к современным ядерным технологиям. Дели уже выделил две площадки для строительства атомных электростанций.
Со своей стороны США потребовали от Индии и она согласилась, что не будет перепродавать технологическое оборудование третьим странам. По итогам переговоров госсекретаря США Х. Клинтон в Индию стороны пришли к соглашению о мониторинге конечного пользователя, что будет способствовать получению индийской стороной в дальнейшем американских технологий и оборудования.
Официальный Исламабад с большой долей настороженности относится к укреплению американо-индийского военно-технического сотрудничества, а также к подписанию Индией Договоров в области ядерных технологий, в которых, к слову сказать, Пакистану был отказано Белым домом в прошлом. Подавляя свою ревность в отношении бурного развития американо-индийский отношений, Пакистан постоянно повторяет, подразумевая США, "мы уже союзники на протяжении шестидесяти лет".
Н.А. Замараева
Источник: "Институт Ближнего Востока"