Первый ваххабитский джамаат (общество) в Дагестане был создан в конце 70-х – начале 80-х гг. ХХ в. по инициативе Багаутдина Магомедова (род. в 1942 г.) и его брата Аббаса Кебедова (род. в 1953 г.) из сел. Сантлада Цумадинского района Дагестана. Примечательно, что амиром «кавказского джамаата» был приглашен Ахмад-Кади Ахтаев (1940-1998 гг.) из сел. Кудали Гунибского района, врач по специальности, духовное образование – самоучка, имевший уже тогда авторитет богослова и образованного в светском плане человека. Были созданы многочисленные нелегальные группы молодежи, в которых велось обучение арабскому языку, основам ислама, идеологии исламского радикализма.
Ядро общин составила молодежь – переселенцы из горных селений с крепкими мусульманскими традициями. Молодежные мусульманские группы были созданы в селениях Кокрек, Ново-Саситли (Хасавюртовский район), Нечаевка (Кизилюртовский район), Ясная Поляна (Кизлярский район). В это время будущие предводители ваххабитского движения еще не порвали связей с суфийскими шейхами. К 1982-1984 гг. советские и партийные власти республики при поддержке органов КГБ и МВД временно подавили движение. В основном к сторонникам радикального ислама были применены административные функции – денежные штрафы, работники правоохранительных органов проводили с ними профилактические беседы. Никто из будущих руководителей движения не был арестован или депортирован.
Важно отметить тот факт, что распространение ислама и обучение будущими лидерами ваххабизма велось, в основном, среди выходцев из родных для Б. Магомедова и А-К. Ахтаева районов – Цумадинского и Гунибского, которые впоследствии стали ядром ваххабитского джамаата.
На волне оживления ислама, охватившего Северный Кавказ на рубеже 80-90-х годов, движение окончательно оформилось организационно и идейно. В состав ваххабитского движения в основном входила молодежь до 30-ти лет. По социальному составу они были безработные, учащиеся духовных и светских учебных заведений, маргиналы, горожане – выходцы из селений в первом поколении. Изменились цели и формы деятельности движения – от просветительской деятельности перешли к созданию полувоенных вооруженных группировок, где каждый член группы должен был обладать военными навыками, быть готовым жертвовать собой во имя создания «Исламского государства Дагестана» в ваххабитской интерпретации. В то же время в республике образовались три разрозненных центра ваххабитского движения: в Гунибском районе (руководитель Ахмад-Кади Ахтаев), в Карамахинской зоне Буйнакского района (руководитель Мухтар Атаев), в Кизилюртовской зоне (руководитель Багаутдин Магомедов). Все эти центры слабо взаимодействовали между собой, хотя все они поддерживали тесные отношения с ваххабитским движением на территории соседней Чечни.
В 1989 г. Багаутдин Магомедов создал первую общину (джама'ат) в г. Кизилюрт, куда он переехал к этому времени. Большинство его учеников были цумадинцами. А-К. Ахтаев возглавил джама'ат в селении Кудали Гунибского района. Взгляды ваххабитов во многом разделял Хасбулат Хасбулатов (род. в 1948 г.), активно участвовавший в общественно-политической жизни Дагестана в 1991-1992 гг. Он встал во главе джама'ата селения Губден Ленинского (ныне Карабудахкентского) района. В первой половине 90-х годов исламские джама'аты появились в городах Махачкала и Кизилюрт, селениях Кванада, Сантлада, Тлондода, Хварши и Сильди Цумадинского района, переселенческих селениях Первомайское, Ново-Саситли, Октябрьское, Кокрек, Кироваул Хасавюртовского района, Ясная Поляна, Кардановка, колхозе «Вперед» Кизлярского района Дагестана. Важно отметить, что все перечисленные села заселены выходцами из Цумадинского района, отличающегося крепкими исламскими традициями, высоким уровнем исламского образования и сравнительно слабым распространением суфизма. Рекрутирование новых членов происходило в основном по линии родственно-клановых связей. Немаловажную роль играла материальная заинтересованность – каждому адепту ваххабитского движения давали определенную сумму денег – от 500 до 1 000 долларов США. Недаром в народе ваххабизм тогда получил название «долларового ислама». Кроме материальной заинтересованности, молодых людей также привлекала идея скорого прихода к власти, возможность резко повысить свой социальный статус, учиться владеть современным оружием и др.
Три вышеупомянутых фактора – крепкие исламские традиции, высокий уровень исламского образования и сравнительно слабое распространение суфизма – сыграли основную роль в распространении исламского радикализма среди цумадинцев, а так же кудалинцев и карамахинцев. В Астрахани выходцы из Цумадинского района образовали джама'ат во главе с учеником Багауддина Айубом Астраханским (Ангута Омаров). Примечательно, что исламский радикализм получил распространение в первую очередь в районах с наиболее устойчивыми мусульманскими традициями.
Таким образом, в 80-90-х гг. ХХ в. были созданы опорные пункты исламских радикалов в Кадарской зоне Буйнакского района, Цумадинском, Гунибском и Кизилюртовском районах.
Некоторые исследователи и эксперты, занимающиеся проблемами исламского радикализма на Северном Кавказе, Дагестане значительно преувеличивают количество их приверженцев. Так, по данным «Независимой газеты», в 2001 году ваххабиты, якобы, составляли около 3 % среди мусульман Дагестана. Как показывает анализ количественного состава представителей радикального ислама в Дагестане из различных источников, их количество никогда не превышало 3 850 чел.
На середину 90-х годов ХХ в. приходится пик распространения исламского радикализма в Дагестане. В этот период происходит резкое количественное увеличение числа сторонников ваххабизма – всего в республике насчитывалось 3850 чел. – представителей радикального ислама. К 1998 году в 31 районе Дагестана действовали – 2031 сторонников Б. Магомедова, в пяти районах – 1377 сторонников А-К. Ахтаева, в десяти районах – 442 сторонников Аюба Астраханского 2755 человек или 71,6 % от общего числа ваххабитов действовали в 11 районах: Буйнакском, Кизилюртовском, Цумадинском, Хасавюртовском, Гунибском, Кизлярском и др.
Позже, в конце XX-начале XX вв. лидерами радикального ислама в Дагестане стали Раппани Халилов, Расул Макашарипов, Ясин (Махач) Расулов, Ильгар Малачиев, Омар Шейхулаев и др. Все они убиты в результате антитеррористических операций.
По данным правоохранительных органов Республики Дагестан, количество приверженцев религиозно-экстремистского течения ваххабизм в РД составляло в 2000 г. – 2538 чел., в 2002 г. – 864 чел., в 2003 г. – 957 чел., в 2004 г. – 1004 чел, в 2005 г. – 988 чел., в 2006-2009 гг. – более 1000 чел.
Следует отметить, что всех, кто входит в этот список, нельзя однозначно отнести к экстремистам и террористам, которые составляют всего около 10% (в основном это молодые люди мужского пола до 30 лет). Абсолютное большинство – более 90% – из них не встали на путь экстремизма и терроризма. Они разделяют идеологию «чистого ислама», согласны придерживаться его канонов в быту и семейно-брачных отношениях, но не разделяют практику религиозно-политического экстремизма и терроризма, т.е. они «бытовые» ваххабиты.
Асланбек АДИЕВ
Источник: "Фонд стратегической культуры"