В оглавление «Розы Мiра» Д.Л.Андреева
Το Ροδον του Κοσμου
Главная страница
Фонд
Кратко о религиозной и философской концепции
Основа: Труды Д.Андреева
Биографические материалы
Исследовательские и популярные работы
Вопросы/комментарии
Лента: Политика
Лента: Религия
Лента: Общество
Темы лент
Библиотека
Музыка
Видеоматериалы
Фото-галерея
Живопись
Ссылки

Лента: Политика

  << Пред   След >>

Возможные последствия победы правых сил на выборах в Европарламент

На состоявшихся 4-7 июня выборах в Европейский парламент практически во всех странах ЕС потерпели поражение партии, исповедующие социал-демократизм. В результате выборы привели к укреплению положения в Евросоюзе и без того доминирующих правых партий.

Неожиданная по своему размаху победа правых воспринимается сейчас как "знаковое", означающее "смену политических эпох" событие. По словам автора статьи "Зима европейских левых", опубликованной в последнем номере еженедельника "Нувель Обсерватер", поражение левых носит "исторический характер".

Комментируя итоги выборов европейские СМИ приходят к выводу о многократном ослаблении позиций левоцентристских партий, пишут, что ближайшее будущее должно показать, сойдут ли эти партии с политической авансцены Евросоюза. Аналитики пытаются определить, какие новые силы заменят их на левом фланге.

Что касается итогов выборов в Европарламент, то предварительные подсчеты показывают: Социалистическая европейская партия /СЕП/, объединяющая левоцентристские силы стран-членов ЕС, получила 159 мандатов по сравнению с 207 в предыдущем составе этого высшего законодательного органа Евросоюза.

При этом правоцентристская Европейская народная партия /ЕНП/ завоевала 267 мест по сравнению с 248 пять лет назад. Из 27 стран-членов ЕС правые возглавляют сейчас правительства в 21 стране.

Всего Европарламент насчитывает 736 депутатов. ЕНП и СЕП представляют собой две крупнейшие фракции Европарламента и фактически определяют его работу. Данные о размерах фракций носят пока предварительный характер, так как окончательно они будут определены в июле, когда состоится первое заседание нового состава Европарламента.

Среди правящих элит стран ЕС результаты выборов в Европарламент, когда вместо ожидавшейся широкой победы левых сил, ставящих своею целью социальную справедливость и прогресс, убедительного успеха добились правоцентристские и ультраправые партии, вызывают глубокое беспокойство. Результаты голосования, отмечает лондонская газета "Таймс", стали "катастрофичными" для партий левого центра в крупнейших государствах ЕС. Разгромное поражение потерпели лейбористы в Великобритании, социалисты во Франции, итальянские и испанские левые выступили плохо, точно также как их собратья в Германии, Австрии и Нидерландах.

Привлекает внимание то обстоятельство, что правые одержали победу в условиях, когда социально-демократические движения, олицетворяющие собой протестную реакцию на издержки капиталистического общества, должны были бы привлечь на свою сторону широкие слои избирателей, затронутых нынешним кризисом. Однако этого не произошло. В результате ведущая правая партия Европарламента – Европейская народная партия имеет теперь возможность получить за счет привлечения в свою фракцию ряда независимых правых евродепутатов абсолютное большинство – 369 мандатов в этом высшем законодательном органе ЕС.

Сейчас аналитики пытаются понять, почему население Евросоюза сделало отчетливый шаг вправо. При этом выдвигаются несколько версий. Согласно первой, избиратели не видят альтернативы нынешней модели либерального капитализма, которую представляют современные правые европейские партии. Левые не смогли в целом представить убедительной альтернативы рыночной экономике. В результате они оказались без проекта, который был бы способен мобилизовать массы. Ряд ведущих аналитиков ЕС указывают при этом на фактор слабости высшего руководства левоцентристских партий Евросоюза, которые переживают сейчас тяжелейший концептуальный кризис.

Сторонники второй версии указывают, что во время кризисов, подобных нынешнему, избиратели инстинктивно поддерживают те политические силы, которые выступают за низкие налоги и сокращение государственных расходов. Сдвиг европейского электората вправо, считают они, исключительно опасен, так как размывает существовавшую все последние 60 лет в Европе политическую основу, базирующуюся на конкуренции правых и левых сил. Кроме того, выборы в Европарламент совершенно очевидно привели к усилению ультраправых сил, что способно уже в ближайшие годы кардинально изменить ход политической дискуссии и повестку дня в странах Евросоюза.

При этом в странах ЕС отмечают, что правые силы потерпели поражение на последних президентских выборах в США. В результате Евросоюз и Соединенные Штаты оказались в разных политических фазах, что создает условия для глубокого идейного раскола между двумя историческими западными союзниками.

Итоги выборов в Европарламент поднимают вопросы доверия избирателей к общеевропейским институтам и к существующим политическим партиям, замечает в свою очередь выходящая в Европе американская газета "Интернэшнл геральд трибюн". "В ходе голосования, которое продолжалось четыре дня, выиграли правые партии, однако подлинные причины для торжества имеют сейчас небольшие ультраправые группировки, которые добились впечатляющих результатов в Великобритании, Нидерландах, Дании, Австрии, Венгрии. Издание приводит высказывание заместителя директора Центра европейских реформ Катинка Бариш, согласно которому "сейчас в ЕС цари общая атмосфера беспомощности в связи с создавшейся ситуацией". "У людей такое чувство, что сейчас нет разницы, кто будет управлять и формировать правительство", -- считает аналитик.

Ведущий экономический комментатор лондонской "Таймс" Анатоль Калетски отмечает при этом, что ход истории вновь подтверждает, что кризисы, подобные нынешнему, ведут к усилению в обществе правых сил. Потенциальный протест против капитализма компенсируется желанием широких социальных слоев к стабильности и боязни потрясений. Выборы в Европарламент подтвердили эту аксиому: все находящиеся в странах ЕС у власти правые правительства усилили свои позиции, а левые – в основном были потеснены.

При этом Анатоль Калетски указывает, что кризис социал- демократии начался в Европе после краха Берлинской стены. С ним согласны ряд ведущих европейских политологов. Как сейчас становится ясно, исчезновение реального социализма не только многократно ускорило процесс глобализации, но и привело к кризису традиционных идеологий, роль пострадавших в котором выпала на долю социал-демократам и левоцентристам.

Однако победа правых и их усиление на всем пространстве Евросоюза имеет и негативную сторону, она сопровождается укреплением позиций ультраправых группировок, новыми расколами и усилением борьбы за лидерство. Это может иметь значительные последствия как для высшего законодательного органа ЕС, так и для союза в целом.

Размах победы позволяет, в частности, реализовать проект лидера Консервативной партии Великобритании Дэвида Кэмерона создать в Европарламенте либеральную коалицию, которая будет находиться справа от Европейской народной партии – Европейских демократов и преследовать целью недопущение дальнейшей интеграции стран-членов ЕС. Идея образования в Европарламенте правоцентристского союза была сформулирована новым руководством Консервативной партии в 2006 году. С тех пор была проведена серия консультаций с партиями, которые могли бы войти в новую фракцию. В результате 30 мая текущего года в Варшаве был создан новый альянс, в который наряду с британскими тори вошли Демократическая гражданская партия Чехии /основатель – премьер Чехии Мирек Тополанек/ и польская Партия права и справедливости бывшего премьера Ярослава Качиньского. Ожидается, что в этот альянс вступят и другие правые партии, представители которых победили на выборах в Европарламент. При этом Кэмерон предупредил, что союза с экстремистскими правыми силами не будет.

Альянс уже выбрал себе название, которое отражает ее ориентацию и организацию, – Консервативная европейская группа /КЕГ/. Специалисты считают, что новая группа способна объединить 80 депутатов.

Победа тори в Великобритании придает им уверенности в своих силах и убеждает в верности курса на выход из ЕНП и на создание внутри Европарламента фракции евроскептиков. Консервативная партия Великобритании состояла в ЕНП около 17 лет, но выход из Европейской народной партии /ЕНП/ был одним из обязательств Кэмерона, когда в 2005 году он боролся за пост лидера тори. "Да, мы являемся партией которая желает в Европе реформ и мы действительно продолжаем хотеть проведения референдума по европейской Конституции /Лиссабонскому соглашению/. Однако мы никогда не откажемся от выполнения обязательств Великобритании перед партнерами, которых мы имеем в Европе", -- заявил Кэмерон. Относительно Лиссабонского соглашения Кэмерон заявил, что вынесет его на референдум в Великобритании, если к приходу его партии к власти этот договор не будут ратифицирован всеми странами-членами ЕС и не войдет в законную силу. Объясняя позицию тори, теневой министр иностранных дел Уильям Хейг заявил: "Мы – в Европе, но Европа нами не руководит"

Характерно, что в течение всего срока пребывания на посту лидера тори, Дэвид Кэмерон ни разу не принял участия во встречах в формате лидеров ЕНП. В ходе нынешних выборов в ЕП все кандидаты-тори подтвердили, что не будут входить во фракцию ЕНП-ЕД.

Следует отметить, что ЕНП, депутатский корпус которой составит 263 человека, уже смирилась с предстоящим выходом из ее рядов Консервативной партии Великобритании. "Я сожалею об уходе тори, но именно им придется заплатить цену за этот шаг", заявил на днях лидер ЕНП Ханс-Герт Петтеринг.

Внутри Европейской народной партии по поводу ухода тори однако сожалеют не все. "Я с облегчением расстаюсь с ними", -- заявил влиятельный евродепутат Ален Ламасур. "Они всегда хотели получить как можно больше, включая финансовую поддержку, они пытались одновременно быть внутри фракции и вне ее", заметил он. "Их уход восстановит единство ЕНП", -- считает он. ЕНП, кстати, уже имеет опыт исключения из своих рядов британских депутатов за "провокационные и антиевропейские высказывания".

Для того, чтобы создать свою группу внутри Европарламента, альянс должен набрать не меньше 25 депутатов, которые представляют 7 или более стран-членов Евросоюза. Итоги проведенных выборов, считают некоторые аналитики, позволят легко создать новую фракцию. Другие наблюдатели указывают однако, что КЕГ будет очень трудным образованием для придерживающегося либеральных социальных взглядов Дэвида Кэмерона. Ему придется, например, "общаться" с социально-консервативным политическим движением братьев Качиньских, что является достаточно сложным делом, а также с чешской партией, отрицающей существование проблемы потепления климата земли.

Тем не менее, сейчас, после успеха в Европе правых сил, Кэмерон занял более примирительную позицию. Как стало известно в Лондоне, лидер консерваторов позвонил после оглашения итогов выборов председателю Еврокомиссии Жозе Мануэлу Баррозу и заверил его, что тори будут работать с другими правоцентристскими партиями внутри Европарламента, хотя и выйдут из ЕНП.

"Разговор не был трудным", -- сообщил теневой министр по делам Европы Марк Фрасуа.

Сейчас аналитики подсчитывают возможную силу новой группы внутри Европарламента и ее политический курс. Консерваторы завоевали 25 мест в Европарламенте, партия Качиньских – 15 мандатов и партия Тополанека – 9. Таким образом, чтобы сформировать группу, им необходимо набрать хотя бы по одному депутату от еще 4 государств ЕС.

Усиление правых сил, которые выступают против дальнейшей интеграции ЕС, вызывает крайнее беспокойство в Брюсселе. "Еврокомиссия в высшей степени заинтересована в сохранении как можно дольше лейбористского правительства в Великобритании с тем, чтобы не допустить краха Лиссабонского соглашения, заявил один из сотрудников этого высшего постоянного руководящего органа ЕС.

Как сообщила в минувшую субботу лондонская газета "Файнэншл таймс", президент Франции Николя Саркози недавно заявил Дэвиду Кэмерону: "Мы хотим, чтобы консерваторы были с нами. Политически это очень важно. Однако если они не пойдут на это, мы не будем с вами работать, даже на двухсторонней основе".

Таким образом, Кэмерону еще предстоит сформулировать свою европейскую политику сразу же после ожидаемого прихода в власти в мае будущего года.

Источник: "Компас" ИТАР-ТАСС
При полном или частичном использовании данного материала ссылка на rodon.org обязательна.


 Тематики 
  1. ЕС   (529)