В оглавление «Розы Мiра» Д.Л.Андреева
Το Ροδον του Κοσμου
Главная страница
Фонд
Кратко о религиозной и философской концепции
Основа: Труды Д.Андреева
Биографические материалы
Исследовательские и популярные работы
Вопросы/комментарии
Лента: Политика
Лента: Религия
Лента: Общество
Темы лент
Библиотека
Музыка
Видеоматериалы
Фото-галерея
Живопись
Ссылки

Лента: Политика

  << Пред   След >>

Пакистано-индийские отношения на современном этапе



Парламентские выборы в Индии, победа на них партии Индийский национальный конгресс в мае 2009г. , избранный на второй срок премьер-министром Манмохан Сингх/Manmohan Singh вселяет уверенность на традиционные настроения Дели по отношению к Пакистану. С.М.Кришна в первый день пребывания в ранге министра иностранных дел в июне 2009 г., заявил, что "Индия приоритетным считает укрепление политических, экономических и культурных связей с соседними государствами", добавив, что "мы можем поменять наших друзей, но не наших соседей".

Со своей стороны еще в начале мая 2009 г. президент Исламской Республики Пакистан/ИРП Асиф Али Зардари, стремясь нормализовать отношения с Дели, подчеркивал, что "с нетерпением ждет построения лучших взаимоотношений с Индией после проведения выборов в этой стране".

По итогам результатов парламентских выборов в июне 2009 г. министр иностранных дел ИРП Шах Мехсуд Куреши высказал уверенность, что если Пакистан и Индия придут к консенсусу по вопросу о терроризме, то это послужит интересам как Исламабада, так и Дели в деле установления мира и стабильности на континенте, что в свою очередь нацелено на дальнейшее развитие экономики, решение проблем бедности и т.д.

Очередное сближение позиций двух стран началось сразу после парламентских выборов в Пакистане в феврале 2008 г. и фактического "отстранения" от управления страной президента Первезом Мушаррафом, генерала в отставке, бывшего начальника штаба сухопутных войск. Несмотря на попытки периодической нормализации отношений с Исламабадом, охлаждение отношений Дели все же списывал на пакистанских военных, считая что они стоят за громкими террористическими актами 2002, 2006 годов в Индии. Индия не простила П.Мушаррафу и Каргильский военный кризис весной 1999 г., постоянную концентрацию войск на пакистано-индийской границе, наращивание военного потенциала страны. Да и в целом пребывание военных у власти, экономический рост страны, укрепление международных позиций в период правления военно-гражданской администрации (1999 – 2008 г.) и т.д. дистанцировало классическую гражданскую демократию Индии от Пакистана.

Приход гражданского кабинета министров во главе с хорошо известной Пакистанской народной партией/ПНП смягчил взаимоотношения между Исламабадом и Дели. Весной 2008 г. возобновился двусторонний диалог, и был он плодотворным: открыли автобусное сообщение, незначительно, но стал увеличиваться товарооборот между двумя странами, активизировались переговоры по строительству международного газопровода. Но, такова уж судьба бывшего Британского доминиона – всегда вмешиваются очередные чрезвычайные обстоятельства в пакистано-индийские отношения.

26 – 28 ноября 2008 г. группа террористов совершила дерзкий налет на два пятизвездочных отеля, железнодорожную станцию, еврейский культурный центр и т.д. в Мумбае, деловой столице Индии, погибли свыше ста шестидесяти человек (См. Наталья Замараева, Индо-пакистанские отношения после теракта в Мумбае, 04.12.08, www.iimes.ru). Возмущениям Индии не было предела, она "нашла" пакистанский след в событиях, имея в живых одного из участников вооруженного штурма отелей. Исламабад, отрицая какую-либо причастность, настаивал на самостоятельном расследовании событий. И фактически июньские 2009 г. дипломатические приветствия обеих столиц – первые взаимные поклоны и Исламабада и Дели в связи с упомянутой победой партии Индийский национальный конгресс в Индии.

Время выработало много составляющих, которые оказывали и продолжают оказывать влияние на состояние пакистано-индийских отношений: исторические, этно-конфессиональные, Кашмирский вопрос, ядерное противостояние , отношения с великими державами: США, Китаем, Россией, наконец, личные взаимоотношения глав государств и т.д. Вплоть до настоящего времени, для Пакистана Дели – "исторический враг" по факту самого существования. Три военных конфликта и ряд острых ситуаций омрачили соседство двух стран за более чем шестьдесят лет суверенного становления государства мусульман.

История цивилизаций не так много знает примеров строительства государства, в основу которого, как подчеркивал основатель Пакистана Каид-и Азам Мухаммад Али Джинна, положены принципы религиозного объединения и демократических основ одновременно. Колоссальный рывок сделал Исламабад за всего несколько десятилетий, "надрываясь" изо всех сил, чтобы не отстать от великого соседа – Индии, и в области экономического развития, ядерных технологий, создания вертикали общества, построения армии и т.д. И добился несомненных успехов.

Внешняя политика великих держав ткалась в регионе Западной Азии, исходя из учета соблюдения паритета Индии и Пакистана. Традиционно за Дели стоял "великий могучий Советский Союз", за Исламабадом – США. Много субъективных и объективных факторов смешалось воедино, и афганская война, и советско-китайское противостояние в 60-х годах, и военные блоки СЕАТО и СЕНТО, в которых состоял Пакистан, то было время противостояния великих держав – СССР и США.

Формула биполярности в международных отношениях сегодня не актуальна. В настоящее время мир ведет борьбу протии терроризма, стихийных бедствий, за чистоту планеты, водные ресурсы, энергетические проекты, сферы влияния на них и т.д. В целом налицо процесс "переформатирования мира", экономических лидеров; при этом остаются неизменными география и национальные интересы каждой страны. И экономические приоритеты, как часть национальных интересов, диктуют модели функционального поведения участников глобального рыночного процесса в целом, и в частности, в регионе Западной Азии.

В силу объективных и субъективных причин США на современном этапе одним и своих политических приоритетов выбрала именно регион Западной Азии. И, выдвигая на первый план Кабул и Исламабад, как основных союзников в борьбе против международного терроризма, Вашингтон, включил в нее и Дели.

Последний долго дистанцировался от "террористических Афганистана и Пакистана". Но ядерные технологии, которые были переданы в 2008 г. США индийской стороне, заставляют Индию прислушиваться к комментариям Белого дома. Последовал "обмен обидами". Исламабад – на Вашингтон за американо-индийское ядерное сотрудничество. В свою очередь Дели порицает Белый дом за оказание, по его мнению "чрезмерной военной и гуманитарной помощи "Пакистану. Более того проиндийское лобби в Палате представителей Конгресса США при обсуждении вопроса об увеличении американской помощи Пакистану, выдвигало условие о прекращении "террористических вылазок" с пакистанской стороны в Кашмире; доступа на ядерные объекты Исламабада и т.д.Администрация демократов отказалась от подобного шага.

Но сегодня демократы Белого дома приоритетным оставили вопрос "террористической угрозы" в пограничных с Афганистаном территориях пуштунских племен Пакистана. Причем тут Дели ?

Традиционно Исламабад держит на границе с Индией основные боевые силы. Военная операция в долине Сват, которая лежит в северо-восточной части Пакистана, главной целью поставила освобождение района от боевиков движения "Талибан" и "Аль-Каиды". Помимо спецназа, Исламабад направил отдельные воинские подразделения для участия в широкомасштабной военной операции в Свате, сняв их с пакистано-индийской границы. Равалпинди, военная столица страны, долго сопротивлялся даже постановке вопроса об ослаблении пограничного патрулирования, размахивая "былыми индийскими угрозами". Но, как заявили представители штаба сухопутных сил Пакистана, подобных приказов в будущем не последует.

В то же время США оказывали давление на Исламабад с целью сокращения расходов на оборону. Национальная ассамблея/НА (нижняя палата парламента) обсуждает бюджет страны на 2009 – 2010 финансовый год в середине июня. "Война с террором действительно требует ресурсов, но это не должно идти за счет чего-либо иного", – заявил генерал-майор Атар Аббас/ Athar Abbas газете Дон, аргументируя, что "в феврале текущего года правительство Индии увеличило расходы на оборону на 35%..."., и у пресс-секретаря нет сомнений, что повышение связано с "пакистанской спецификой". Да и в целом армия будут отстаивать в НА качественное увеличение военных статей бюджета., и как подтверждают многие источники до 342 миллиардов рупий на следующий финансовый год. Многие аналитики полагают, что военные будут жестко аргументировать, отстаивать и.. добьются повышения финансирования.

Несмотря на жесткое противостояние в конце 2008 – первой половине 2009 г. между Пакистаном и Индией все же состоялись переговоры по водной теме, но они были прерваны ввиду несовпадения точек зрения обеих сторон. Министр иностранных дел Пакистана Шах Мехсуд Куреши подчеркивал, что "водный диспут может создать проблемы в будущем". Выступая на 114-ом совещании Ассоциации фермеров Пакистана, Куреши подчеркивал, что и Индия, и Пакистан "делят объемы воды, и должны подписать соглашение об урегулировании водных ресурсов".

Очередная волна критики и негодования со стороны Индии против Пакистана прокатилась в начале июня 2009 г. Именно 02.06.09 суд Лахора освободил из-под домашнего ареста Хафиза Мухаммада Саеда, руководителя запрещенной ООН организации Ополчение правоверных/Lashkar-i-Taiba (см. Нталья Замараева, Пакистан: освобождение Хафиза Мухаммада Саеда – вызов пакистано-индийскому урегулированию? www.iimes.ru, 07.06.09) . По мнению Дели "лашкары" были причастны к теракту прошлого года. Вновь в Индии поднялась волна возмущений и обвинений в раскручивании "талибской рулетки" властями Пакистана.

События совпали с визитом Р.Холбрука, специального представителя президента США в Пакистан, который однозначно негативно отозвался о решении судей Панджаба. Вновь был поднят вопрос о Кашмире, спорной территории между двумя странами. В целом Кашмирский пункт был включен в предвыборную программу еще кандидата в президента Б.Обамы, который обещал решить ее с позиции международного права, и две заинтересованные стороны ждут ее решения.

Власти Пакистана заинтересованы в нормализации отношений с Индией, и возлагают большие надежды на саммит Шанхайской организации сотрудничества, который открылся в Екатеринбурге/Россия. Многие пакистанские газеты написали о возможности встречи президента Пакистана Асифа Али Зардари и премьер-министра Индии Манмохана Сингха. Насколько теплым будет рукопожатие, и прочным и длительным сотрудничество, покажет время.


Н.А.Замараева
Источник: Институт Ближнего Востока


 Тематики 
  1. Индия   (285)
  2. Пакистан   (57)
  3. АТР   (152)