В оглавление «Розы Мiра» Д.Л.Андреева
Το Ροδον του Κοσμου
Главная страница
Фонд
Кратко о религиозной и философской концепции
Основа: Труды Д.Андреева
Биографические материалы
Исследовательские и популярные работы
Вопросы/комментарии
Лента: Политика
Лента: Религия
Лента: Общество
Темы лент
Библиотека
Музыка
Видеоматериалы
Фото-галерея
Живопись
Ссылки

Лента: Политика

  << Пред   След >>

Пришло время вернуть Махатму Ганди

Неожиданную блестящую победу Партии Конгресса на всеобщих выборах в Индии приветствовали с эйфорией. Многие считают, что в сферу полномочий Конгресса – с его преданностью светским ценностям, экономическому росту и помощи бедным – теперь входит преобразование Индии в великую державу. Деловые и финансовые круги, в особенности, довольны результатом, возвещая о "золотой жиле", которую скоро откроют, когда Конгресс сделает экономику Индии еще более либеральной.

Американцы счастливы, что досадных левых Индии, количество которых уменьшилось до ничтожных 24 мест, едва ли не полностью устранили из национального правительства. Коммунисты Индии попытались свергнуть правительство во главе с Конгрессом в прошлом году в попытке сорвать ядерную сделку, посредником в которой выступили Соединенные Штаты, и поклялись перевернуть ее.

Что касается угрозы со стороны правых, любой, кто надеется на мир в регионе и разрядку напряженности между религиозными сообществами внутри Индии, испытывает облегчение из-за поражения индусской националистической Партии Бхаратия Джаната (BJP). В стратегии BJP изображать Конгресс как слишком мягким по отношению к террору и демонизации мусульман, так и экзистенциальной угрозой для Индии, произошел сбой.

Однако к сожалению, экономическая траектория, которую намечает Конгресс, хотя возможно она и повысит рост в ближайшей перспективе, в конечном счете, окажется на пути конфронтации как с активами, так и с жизнеспособностью. Несмотря на риторику о “всестороннем росте”, разрыв в уровне благосостояния в Индии увеличился в годы исключительно быстрого экономического подъема.

Большинство детей, страдающих от недостатка питания, проживает в Индии. В то время как управление частным капиталом – это отрасль, переживающая период роста среди 200000 или около того новых богачей Индии, 800 миллионов индусов живут на менее $2 в день. Запасы воды в Индии натянуты до предела, как раз когда глобальное потепление быстро растапливает гималайские ледники, от которых в отношении воды зависят миллионы людей. Более того, изменение климата угрожает сократить объем сельскохозяйственной продукции на 40% к 2080 году, когда в Индии будет еще 450 миллионов людей.

По прогнозам консалтинговой компании "McKinsey & Company" на тот момент потребительский рынок среднего класса в Индии составит 600 миллионов людей, что вдвое больше населения США на данный момент. Это потрясающая новость для розничных продавцов, которые ищут новые рынки. Но как же насчет еще одного миллиарда индусов? И откуда будут поступать ресурсы для производства всего того, что будут покупать эти новые потребители?

Жребий был брошен по поводу выбора пути развития Индии 22 июля 1947 года, когда Учредительное Собрание Индии решило сменить прялку Махатмы Ганди, или charka , на колесо dharma императора Ашоки на индийском национальном флаге. Движение символически отвергало то, от чего отказывалось приходящее правительство после вступления в должность: представление Ганди о равноправном и жизнеспособном аграрном обществе, основанном на самодостаточном, скромном потреблении.

Для Ганди прялка символизировала необходимость принять на себя личную ответственность за потребление как первый шаг к достижению правосудия и свободы для всех. Но Джавахарлал Неру, первый премьер-министр Индии, верил в в индустриализацию и урбанизацию, лихо называя новые проекты строительства мегадамб, которые подписало его правительство, “храмами современной Индии”.

В своей знаменитой речи о “свидании Индии с судьбой”, Неру пообещал индусам, что его правительство будет стремиться “принести свободу и возможности простому человеку, крестьянам и рабочим Индии; бороться и положить конец бедности и невежеству и болезням; …обеспечить правосудие и полноту жизни каждому мужчине и каждой женщине”. В течение 63 лет подавляющее большинство индусов ждало исполнения этого обещания.

Когда Конгресс снова получит власть, именно Рахул Ганди, 39-летний правнук человека, который исполнил это обещание, станет наиболее вероятным преемником нынешнего премьер-министра Манмохана Синга. Наблюдатели предполагают, что молодой Ганди станет премьер-министром в течение двух лет.

Важная задача, стоящая перед ним и его страной, заключается не в переходе от большего управления экономической системы государством к меньшему, как считают многие из тех, кто приветствует победу на выборах Конгресса. В то время как бюрократические бесчинства, закоренелая коррупция и другая некомпетентность нуждаются в лечении, реальная проблема, стоящая перед Индией – это ее преданность идее современности двадцатого века.

Бывший министр финансов Паланиаппан Чидамбарам сказал, что его мечта – увидеть, что 85% индусов живут в городах и всего 15%, в отличии от 60% на данный момент, занимаются сельским хозяйством, потому что быть аграрным обществом в современную эру – это значит быть бедными и бесправным. Быть "развитым" означает быть индустриализированным и урбанизированным. Но, что бы ни случилось, мы больше не находимся в современной эре. Постсовременная действительность нашего мрачного настоящего делает посмешище из современности.

Когда его спросили о том, что он думает о Западной цивилизации, Ганди дал знаменитый ответ: “Это была бы хорошая идея”. Он также сказал, что “Земля дает достаточно для того, чтобы удовлетворить потребность каждого человека, но не жадность каждого человека”. В понимании Ганди жадность ведет к насилию, насилие к милитаризму, милитаризм к войне, а война к уничтожению. Его философия отказа от насилия была нацелена на самую элементарную форму человеческой агрессии: аппетит ухватить кусок побольше.

Важная задача Индии заключается в том, чтобы принять идею Ганди и смело представить будущее, которое отличается от настоящего Запада. Конечно же, никто не тешит себя иллюзией о том, что Индия или любая другая страна откажется от своих городов в пользу такой же простой жизни, к которой стремился Ганди; но это не означает, что Индия не может черпать вдохновение из основных ценностей Ганди.

Рахул Ганди носит фамилию Махатмы (с которым он не связан родством), если и не разделяет с ним происхождение. Если Индии повезет, то когда он примет руководство Партией Конгресса, он позволит себе черпать такое же вдохновение из видения для Индии Махатмы Ганди, как и из видения своего прадеда. В конце концов, именно из их сложного брака идей родилась независимая Индия. У видения Неру была хорошая полоса везения; но теперь пришло время вернуть видение Ганди.



Мира Камдар – старший сотрудник в Институте Мировой Политики и сотрудник в Asia Society. Она также автор книги "Планета Индия: бурный подъем крупнейшей демократической системы и будущее нашего мира".

Источник: "Project Syndicate"
Из материалов "Война и Мир"






КОММЕНТАРИЙ

Современный Индийский Национальный Конгресс в принципиальных моментах своей политики напоминает Конгресс Махатмы Ганди только по названию, прилагая все усилия к тому, чтобы связать свою политику в представлениях избирателей с политикой Конгресса 40-х – 60-х годов. Формально имя Махатмы Ганди превозносится и подчеркивается политическая преемственность, которая видится лишь в лозунгах "защиты прав человека" и устранение бедности путем либеральных реформ. Политика же ненасилия, которую сменила бессмысленная гонка ядерных вооружений, политика неприсоединения и собственного пути, социальная политика – эти три фундаментальных основания политики Ганди оставлены в прошлом. (Материалы Родон:"Индийская государственность 40-60-х, её долженствование и современные итоги ")

Если и "пришло время вернуть Махатму Ганди", то только для того, чтобы начать в Индии все с начала.

 Тематики 
  1. Индия   (285)