Итоги завершившейся 3 июня в гондурасском городе Сан- Педро-Сула 39-й сессии Генеральной ассамблеи Организации американских государств /ОАГ/ еще долго будут вызывать споры среди политиков и экспертов-аналитиков. Причем, это связано не с рабочей повесткой, а с темой, которая была вынесена как дополнительная, однако заняла главное место и в работе форума, и в том, что касается его освещения в мировых СМИ.
Речь идет о так называемом "кубинском вопросе". Именно из-за него генеральный секретарь ОАГ Хосе Мигель Инсульса закрыл сессию на восемь часов позже, чем предусматривала официальная программа. Вообще-то основным вопросом повестки дня значилась борьба с насилием в регионе. Однако эта тема отошла на задний план, хотя по ней, как и было запланировано, приняли итоговый документ, осуждающий насилие во всех его проявлениях.
Главным же событием форума стало единогласное принятие основанной на компромиссе резолюции, благодаря которой ОАГ смогла наконец-то найти решение "кубинского вопроса" и таким образом избежать острого внутреннего кризиса. Достигнуть консенсуса участникам форума удалось после длительного и напряженного согласования позиций.
Министр иностранных дел Гондураса Патрисия Родас назвала принятое решение "историческим". Оно стало "первым шагом на пути восстановления нашего достоинства, – заявила министр. – Мы заплатили по старым и болезненным счетам континента".
Принятая в Сан-Педро-Суле резолюция отменяет решение ОАГ 1962 года, в соответствии с которой Куба была исключена из этой организации. В то же время документ содержит ссылки как на принципы демократии и права человека /чего требовали США/, так и на принцип невмешательства и право на самоопределение /на чем настояла группа стран во главе с Венесуэлой и Никарагуа/. Эти принципы и права упомянуты в документе в качестве "основополагающих инструментов" ОАГ.
В итоге участникам Генассамблеи удалось покончить с ситуацией, которую многие воспринимали как явный анахронизм, поскольку Кубу отстранили от участия в ОАГ в разгар холодной войны за "принадлежность к советскому блоку" и союз с коммунистическим Китаем.
Еще накануне многие наблюдатели и даже непосредственные участники дискуссии сомневались в возможности достижения компромисса. Оснований для пессимизма было немало. Венесуэльский лидер Уго Чавес назвал проект документа, предложенный США, "неприемлемым". Госсекретарь США Хиллари Клинтон 2 июня вылетела из Сан-Педро-Сулы на Ближний Восток, заявив, что по кубинской проблеме "компромисса достичь не удалось".
Тем не менее, в итоге ситуация разрешилась благополучно принятием текста, в той или иной мере устраивающим все стороны. В тексте подчеркивается, что "резолюция, принятая 31 января 1962 на консультативной встрече министров иностранных дел, в соответствии с которой правительство Кубы было исключено из участия в межамериканской системе, утрачивает силу в Организации американских государств".
Как следует из документа, отмена решения 1962 года не означает автоматического восстановления членства Кубы в ОАГ. Более того, в резолюции Генассамблеи подчеркивается, что "участие Кубы в ОАГ станет результатом процесса диалога, начатого по просьбе правительства Кубы и в соответствии с практикой, целями и принципами ОАГ". Таким образом, инициатива действий относительно членства в ОАГ оставлена за Гаваной. В то же время констатируется, что диалог о вступлении будет вестись на определенных условиях и в соответствии с оговоренными принципами.
Важно также отметить, что вопреки настояниям стран АЛБА "признать историческую ошибку и принести Кубе извинения", в резолюции не содержится никаких оценочных формулировок по поводу решения 1962 года.
Сама Куба накануне Генассамблеи неоднократно подавала сигналы о том, что не заинтересована восстанавливать свое членство в Организации американских государств. Кубинский лидер Фидель Кастро накануне форума в Сан-Педро-Суле даже выступил со специальной статьей. По его словам, "было бы наивным" рассчитывать на то, что с приходом к власти в США Барака Обамы "ОАГ, которая была пособником преступлений империализма против Кубы, изменится к лучшему".
В унисон кубинскому лидеру непосредственно на Генассамблее ОАГ выступил президент Никарагуа Даниэль Ортега. Он потребовал от США полной отмены экономической блокады, которую Вашингтон сохраняет в отношении Гаваны. С главой никарагуанского государства был солидарен министр иностранных дел Венесуэлы Николас Мадуро, который заявил о необходимости "переучредить" ОАГ. В то же время венесуэльский дипломат признал, что США в рамках ОАГ продемонстрировали готовность к уважительному диалогу и поиску взаимоприемлемых решений.
Уго Чавес приветствовал принятое Генассамблеей ОАГ решение об отмене резолюции 1962 года, отметив, что согласование текста резолюции "было сложным". По словам Чавеса, американская администрация выступала против обсуждения "кубинского вопроса", но "США впервые не удалось навязать ОАГ свою повестку дня". "Это большая победа достоинства Кубы и нашего достоинства", – подчеркнул венесуэльский лидер. Вместе с тем он считает, что "этой победы недостаточно, и она должна положить начало новой эре". По его мнению, "механизмы ОАГ остались неизменными и нетронутым в ней остался империализм".
ОАГ не осудила попытку государственного переворота в Венесуэле /в 2002 году/, "агрессии США против латиноамериканских стран", переворота в Чили и убийства президента Альенде, пояснил венесуэльский президент. ОАГ ни разу не осудила ни одно правительство США, "которые убивали, совершали вооруженные агрессии", отметил президент. "Поэтому мы продолжаем указывать на необходимость создания Организации латиноамериканских и карибских государств", – заявил Чавес. Он особо подчеркнул при этом, что Куба не выдвигала предложений об отмене резолюции 1962 года и тем более о восстановлении ее членства в ОАГ.
Совсем по-другому итоги Генассамблеи рассматривают в Вашингтоне. По словам госсекретаря Хиллари Клинтон, Гавана "может вернуться в ряды Организации американских государств в будущем, если Организация решит, что членство Кубы отвечает целям и принципам Организации". Судя по этому высказыванию Клинтон, для США стало принципиально важным то обстоятельство, что аннулирование резолюции не означает автоматического возвращения Гаваны в состав ОАГ, насчитывающей сейчас 34 члена. "Многие страны-члены добивались того, чтобы разрешить Кубе немедленно вернуться в ОАГ, без каких-либо условий, – отметила госсекретарь в распространенном заявлении. – Другие соглашались с нами, что правильный подход должен быть таким: отменить резолюцию, которая изжила себя спустя почти 50 лет после принятия и вместо нее начать процесс диалога, за которым в будущем должно последовать решение, основывающееся на приверженности Кубы ценностям Организации".
"Меня радует то, что все согласились с тем, что Куба не может просто занять свое место /в ОАГ/ и что мы должны определиться по членству Кубы позже – если она вообще решит восстановить членство. Когда наступит день принятия решения, США будут продолжать отстаивать принципы и основополагающие установки Организации". "Такой исход соответствует нашему принципиальному подходу к отношениям с Кубой и другими странами полушария", – добавила госсекретарь.
Следует отметить, что Вашингтону в Сан-Педро-Суле пришлось занять оборонительную позицию, а главной целью дипломатов США было сдерживание напора латиноамериканских делегаций, который Фидель Кастро в своей статье сравнил с "антиамериканским восстанием".
Примечательно, что президент Бразилии Луис Инасиу Лула да Силва, обычно весьма сдержанный в оценках, назвал итоги Генеральной ассамблеи ОАГ "победой латиноамериканцев". "Это – победа латиноамериканского народа. Это – важный результат", – сказал бразильский лидер. По мнению Лула да Силвы, решение по "кубинскому вопросу" укрепит Организацию американских государств, потому что "никто не смог бы объяснить, как можно проводить встречу стран Америк и Карибского бассейна без Кубы, как будто она – гадкий утенок". Следующим шагом по включению Кубы в сообщество стран Западного полушария, по словам бразильского президента, должно стать прекращение торгово-экономической блокады в отношении островного государства, введенной США в 1962 году.
С бразильским президентом был солидарен генеральный секретарь ОАГ Хосе Мигель Инсульса, который решительно осудил экономическую блокаду, проводимую Вашингтоном в отношении Гаваны. "Я не верю в санкции, репрессии и блокады как форму проведения демократической политики. Думаю – это ошибочная, контрпродуктивная позиция, которая наносит ущерб миру и не позволяет континенту идти вперед", – заявил генеральный секретарь ОАГ
Хосе Мигель Инсульса не питает иллюзий насчет возможного быстрого возвращения Кубы в ОАГ. "Пройдет еще много времени, прежде чем Куба вернется в Организацию американских государств", – считает он. Однако есть немалые основания для того, чтобы даже такой умеренный оптимизм генсека ОАГ считать чрезмерным. Скорее всего, социалистическая Куба никогда не вступит в ОАГ. В пользу такого видения ситуации говорит заявление кубинского правительства, распространенное 8 июня. Это – весьма примечательный документ, расставляющий точки над "и" в вопросе кубинского членства в ОАГ.
Игорь Варламов, Мехико
* * *
Куба приветствует решение ОАГ, но не вернется в эту организацию
Важной исторической победой считают на Кубе решение Генеральной ассамблеи Организации американских государств отменить резолюцию от 1962 года. Власти острова расценили это событие как "сокрушительное поражение США", однако подтвердили свое намерение не возвращаться в состав организации.
Вскоре после объявления решения ОАГ на Кубе было обнародовано "Заявление революционного правительства", в котором ясно выражена позиция острова. Признав большую важность аннулирования "позорного" решения 47-летней давности, власти страны в очередной раз сообщили об отказе вновь войти в состав ОАГ.
Решение от 1962 года "было позорным и незаконным, оно противоречило целям и принципам, декларированным в Уставе ОАГ ", соответствовало роли инструмента гегемонии США в Западном полушарии и давления Вашингтона на Латинскую Америку, говорится в заявлении. Документ отменен в результате того, что правительства стран-членов организации стали более верны интересам своих народов и принципам независимости. Куба признает заслугу тех государств, которые добились формальной отмены резолюции, являвшейся "непогребенным трупом".
Решение ОАГ преследует цель "исправить историческую несправедливость" в отношении народа Кубы, оно принято "против воли Вашингтона и несмотря на давление, оказанное им на правительства региона", подчеркивается в документе. "Таким образом империализму нанесено поражение, используя его собственный инструмент".
"Куба воспринимает с удовлетворением это выражение суверенитета и цивилизованности и благодарна государствам, которые... защищали право карибской страны вернуться в ОАГ". Однако Гавана "в очередной раз подтверждает, что не вернется в эту организацию, которая после победы кубинской революции играла активную роль в пользу враждебной политики Вашингтона против Кубы". Она поддержала экономическую блокаду острова и учредила обязательность разрыва дипотношений с революционным правительством карибской страны.
Однако Куба смогла выстоять перед лицом агрессий и блокады, преодолела дипломатическую, политическую и экономическую изоляцию. Она добилась полной независимости и неудержимо продвигается к обществу, все более справедливому, равноправному и солидарному. "Куба разделяет ценности, противоречащие принципам неолиберального капитализма и эгоизма, которые продвигает ОАГ", поэтому считает себя вправе сказать "нет" идее возвращения в организацию, над которой США все еще осуществляют контроль, говорится в заявлении.
В документе кубинские власти отметили, что теперь стало намного более очевидным, чем 47 лет назад, что ОАГ не способна представлять ценности, интересы и истинные потребности в демократии стран Латинской Америки и Карибского бассейна. Эта организация так и не смогла найти решение таких проблем, как неравноправие, несправедливое распределение богатств, коррупция, иностранное вмешательство. ОАГ хранила молчание перед лицом ужасающих преступлений, она пособничала интересам империализма, который неоднократно осуществлял заговоры против законно избранных правительств региона, пользующихся народной поддержкой.
В заявлении Куба выразила твердое намерение продолжить сотрудничество с латиноамериканскими и карибскими странами в рамках региональных организаций, членом которых она является. Однако, подчеркивается в документе, она не собирается возвращаться в ОАГ, "не желающую осуществлять внутренние реформы и осужденной самой историей".
После форума ОАГ в Гондурасе председатель Национальной ассамблеи народной власти /парламента/ карибской страны Рикардо Аларкон заявил, что решение об отмене резолюции в отношении Гаваны является "большой исторической победой". Однако, по его словам, это никоим образом "не отразится на позиции Кубы, которую она выражала" в прошлом, – нежелании возвращаться в эту организацию.
Аналогичную позицию отразили в комментариях местные СМИ, которые широко освещали итоги Генассамблеи ОАГ. "Фидель /Кастро/ и кубинский народ оправданы историей" – под таким заголовком вышла статья на первой полосе центральной газеты "Гранма". В то же время местное телевидение передало комментарий, в котором отметило, что "Куба не желает возвращаться в ОАГ, но признает политическую важность и символизм решения, которое было принято по инициативе правительств Латинской Америки".
В одной из популярных на Кубе телепрограмм отмечалось, что "несмотря на давление и маневры США, усилия Латинской Америки позволили восстановить историческую справедливость и решительно осудить" пережитки прошлого.
Примечательно, что Фидель Кастро, который ранее неоднократно остро критиковал ОАГ, не выступил с комментариями в связи с последним решением ОАГ по Кубе. Тем не менее, в своей последней статье, посвященной недавнему аресту в США супругов Майерс, которые, по данным американских спецслужб, занимались шпионажем в пользу правительства Кубы, он связал эту "смешную историю" с результатами заседания ОАГ. Лидер кубинской революции отметил, что новость о работе супругов Майерс на кубинскую разведку появилась "всего 24 часа спустя после того, как американская дипломатия потерпела сокрушительное поражение" на форуме ОАГ. "Возможно, на арест повлияло не только сокрушительное поражение /США/ в Сан-Педро-Сула, но также и новость о том", что Гавана и Вашингтон находятся в контакте, чтобы подготовить основу для важных двусторонних переговоров в области иммиграции, прерванных в 2003 году, указал Кастро.
В своей статье Фидель Кастро указал, в частности, что эта региональная организация /ОАГ/ "открыла двери "троянскому коню" в Латинскую Америку. "Наивно надеяться на то, что положительные намерения президента Соединенных Штатов /Барака Обамы/ оправдают существование этой организации, которая открыла двери "троянскому коню" в Латинскую Америку, что привело к неолиберализму, распространению наркоторговли, возникновению военных баз в регионе и экономическим кризисам. Практически все латиноамериканские государства были жертвами интервенций, а также политической и экономической агрессии, отметил Кастро.
Ранее лидер кубинской революции неоднократно разъяснял позицию Гаваны в отношении ОАГ. Он, в частности, указывал, что карибская республика не собирается возвращаться в состав этой организации. "Куба уважает критерии правительств братских стран Латинской Америки и Карибского бассейна", которые имеют другую позицию в отношении ОАГ, однако Гавана "не желает входить в ее состав", отмечал Кастро. ОАГ играет "отвратительную роль одиозного инструмента" гегемонистской политики США, писал Кастро в других статьях. В них он называл организацию "дискредитированной", отмечая, что она не имеет права на существование.
Организация американских государств "имеет историю, в которой собран весь мусор за 60 лет предательства народов Латинской Америки". "Нас даже оскорбляют /предположения/, что мы будто бы стремимся вступить в ОАГ. Наступит день, когда многие страны попросят прощения за то, что входили в состав этой организации", – подчеркнул Кастро.
Сергей Новожилов, Гавана
Источник: "Компас" ИТАР-ТАСС
При полном или частичном использовании данного материала ссылка на rodon.org обязательна.