Во всем мире идет экономическая «резня». Но вдруг появился один победитель. События приняли странный оборот – возросла ценность валюты той страны, из-за которой все это началось. Однако дни царствования американского доллара, возможно, сочтены. Страны мира начинают тревожиться, что гигантские долги Америки и ее денежный печатный станок угрожают «зеленым». Зреет ли бунт против доллара?
Новости с Дальнего Востока на прошлой неделе указывают, что настроения против доллара процветают и среди врагов, и среди союзников США.
Когда-то по-китайски доллар США назывался «мей-джин». В переводе «мей-джин» означает «американское золото». Этот термин произошел от репутации доллара как стабильного средства сбережения богатства. Вера в «американское золото» была такой твердой, что пережила даже разрыв связи между золотом и зелеными бумажками при президенте Никсоне в 1971 году. Китайцы избегали своей местной валюты, когда могли получить доллары.
«Товарищи, только представьте себе»,– сказал в конце 1970-х годов Дэн Сяопин, лидер Китая, выступая перед аудиторией высших руководителей партии,– «однажды наши резервы иностранной валюты могут достигнуть даже 10 миллиардов долларов!» По словам «Нью Йорк Таймс», в зале воцарилось трепетное молчание, потому что цифра была столь астрономической, казалась совершенно невозможной. «Товарищи, только представьте себе,– продолжал Дэн, – с 10 миллиардами долларов «американского золота» сколького сможет добиться Китай!»
В те времена владение «американским золотом» было символом высокого статуса в Китае, даже после того, как американский доллар уже нельзя было официально обменивать на настоящее золото. Китайцы накапливали «мей-джин» как защиту против инфляции. Были готовы приобретать доллар по исключительно высокому обменному курсу, если только могли найти готовых продавать. Деловые предприятия жадно стремились получить их от туристов. Правительство старалось добыть «американское золото» для подкрепления китайской валюты.
Этот гигантский спрос на «мей-джин» сыграл огромную роль в поддержании ценности доллара и сохранении в Америке низких процентных ставок, невзирая на тот факт, что у США были огромный торговый и бюджетный дефициты.
Прошло 40 лет, и сейчас складывается совсем иная история.
Китай сейчас является крупнейшим в мире держателем долларовых облигаций. У него их приблизительно на 2 триллиона долларов. Китай также самый важный кредитор Америки.
У Китая есть весь «мей-джин», на который он когда-либо мог надеяться, и еще гораздо больше. Китай переполнен «мей-джином», но как все, что становится легко доступно: веймарские рейхсмарки, аргентинские песо, турецкие лиры, цветная бумага – как только они перестают быть редкостью, их ценность резко падает. Для Америки это подразумевает зловещие последствия.
«Никто не знает наверняка, когда прилив сменился отливом, или точный момент, когда «американское золото», медленно, но похоже, неизбежно, начало терять свой блеск»,– сказал Виктор Жикай Гао, бывший переводчик Дэн Сяопина, но теперь многие китайцы все больше страшатся быстрой эрозии американского доллара.
Многие магазины больше не принимают долларовые кредитные карточки, и имеются квоты, сколько долларов можно обменять на «ренминби». Те, кто по-прежнему хранит крупные суммы в американских долларах – это люди, которые собираются посылать своих детей в американские университеты или путешествовать в других странах, где еще используются доллары США.
Китайские транснациональные корпорации в основном еще с радостью принимают американские доллары в качестве формы платежа, однако «мей джин» быстро становится издевательской антиамериканской шуткой, даже ругательным словом. Аппетит Китая на доллары превращается в отвращение.
«Долларовые резервы Китая, составляющие почти 2 триллиона,– самые крупные в мире, вне страны часто рассматриваются как большая сила, как страховой полис против экономических неурядиц. Однако в самом Китае общественность и даже некоторые политические деятели рассматривают их все больше как предвестника несчастья – гигантский объем ресурсов, ценность которого падет в случае краха доллара в США»,– сообщила газета «Файнэншл Таймс» за 23 февраля.
Китай попался в долларовую ловушку – по крайней мере так американские политики внушают легковерной общественности. Китай ссудил Америке так много денег, что если он когда-либо попытается продавать американские казначейские обязательства, это вызовет резкое падение ценности его оставшихся казначейских ценных бумаг, поэтому Китай никогда не посмеет продавать. Мы загнали их в китайскую ловушку ликвидности – то есть так обстоит дело в теории.
Китай нам подыгрывает, позволяя американским должностным лицам спасать лицо. Тем временем один только торговый дефицит США продолжает каждый месяц посылать в Китай десятки миллиардов долларов. «Мы ненавидим вас, ребята»,– пожаловался во время визита в Нью-Йорк в феврале Люо Пинг, генеральный директор китайской комиссии по регулированию банковской деятельности. «Как только вы начинаете выпускать каждый год по 1-2 триллиона долларов, мы знаем, что доллар обесценится. Так что, мы ненавидим вас, ребята, но мало что можем сделать».
Вот оно! Китай признал, что застрял в долларовой ловушке. Все, дело закрыто. Мы снова можем бесстрашно посылать в Китай все больше денег.
Но это не Китай пойман в долларовую ловушку – это Америка.
Как? Китай уже предпринимает шаги по диверсификации своих резервов в сторону от доллара. В апреле пришло сообщение, что Китай с 2003 года почти удвоил свои средства в золоте (в настоящем золоте), доведя их до 1054 тонн. Хотя в процентном соотношении от его резервов в иностранной валюте, китайские запасы не велики, но с глобальной точки зрения, они огромны. Китай является крупнейшим в мире производителем и пятым по значению держателем очищенного золота (наравне со Швейцарией) – но тут сочтены лишь официально сообщенные цифры. Истинные запасы золота могут быть гораздо выше.
Китай также «активно старается лишить доллар его скаредного положения как валюты международной торговли», по словам газеты «Шанхай Дейли». Китай договорился о сделках по двустороннему обмену валют для двусторонней торговли с Аргентиной, Малайзией, с Южной Кореей, Беларусью и Индонезией, предоставляя этим странам возможность вести торговлю, не полагаясь на доллар США. Аналогичные сделки разрабатываются с Бразилией и Россией.
На встрече «большой двадцатки» ранее в этом году, Китай также активно добивался (вместе с Европейским Союзом), чтобы Международный Валютный Фонд выпускал специальные права заимствования (СПЗ), чтобы страны, страдающие от глобальной экономической рецессии, имели бы доступ к рынкам кредита. СПЗ фактически являются формой глобальной валюты вне контроля какого-либо отдельного государства, которая функционирует как дополнение или альтернатива доллару в международной торговле.
Похоже ли это на страну, попавшую в ловушку?
«Идея, что китайцы накопили этот огромный портфель американских долгов и только сейчас стали задумываться, что с ним делать, настолько наивна, что не заслуживает рассмотрения»,– сказал Адриан Дуглас из «Маркет Форс Энэлисис». Дуглас предполагает, что
Китай использует свои казначейские обязательства США в качестве обеспечения для массовой скупки природных ресурсов (
выд. ред. Родон), которую он начал в последние годы. Если однажды Китай будет «вынужден» объявить, что продает значительную долю своих американских казначейских обязательств (китайские государственные средства массовой информации называют это «ядерным оружием» Пекина) и рынок американских облигаций вслед за этим попросту развалится, Китай сможет просто объявить дефолт и передать своим кредиторам утратившие всякую цену американские облигации, а тем временем сам Китай будет пользоваться накопленными запасами стратегических ресурсов. Дуглас говорит, что Китай сейчас импортирует на 70% больше меди, чем потребляет, и активно создает стратегические резервы нефти.
Но Китай не единственная азиатская страна, демонстрирующая публичное презрение к американскому доллару.
«Ии эх, домо». Вот что в сущности сказал главный представитель японской оппозиции по финансовым вопросам о долларе США 12 апреля. «Ии эх, домо» означает: «Нет, спасибо» – то есть: Американские казначейские обязательства в долларах? – Нет, спасибо. Масахару Накагава сказал Би-би-Си, что он обеспокоен ценностью доллара в будущем и что если его партия будет избрана на предстоящих национальных выборах, то она откажется приобретать новые казначейские обязательства США, если только они не будут деноминированы в японских иенах.
«Если это будет в иенах, то ладно»,– сказал г-н Накагава. «Мы предлагаем, что будем покупать (американские облигации), но в иенах , а не в долларах».
Со времени Второй мировой войны, Япония всегда решительно поддерживала политику США и доллар. Япония является вторым по значению кредитором Америки после Китая.
Поскольку она – союзник США, вашингтонские должностные лица нечасто говорят о том, что Япония застряла в долларовой ловушке. Но это недавнее объявление иллюстрирует явное ослабление отношений между США и Токио.
«Мы стали принимать как должное, что Япония при либерально-демократической партии (ЛДП) всегда будет хранить верность Америке, хотя бы лишь для того, чтобы обеспечить защиту США против китайской морской экспансии»,– пишет Эмброз Ивэнс-Причард в газате «Телеграф». «Но крушения обычно приносят с собой смену режима».
Брайан Рединг, специалист по Японии в «Ломбард Стрит Рисерч» говорит, что Япония может пережить «сейсмическую катастрофу», когда избиратели взбунтуются. Будет ли у Японии вскоре новое руководство, менее удобное Вашингтону? Даже ближайшие союзники Америки ставят под вопрос: «Разумно ли ссужать деньги стране, у которой столько долгов?» Согласно недавнему неподтвержденному сообщению, Германия, возможно, тоже в лагере скептиков по отношению к доллару. Экономический аналитик Джим Уилли цитирует неназванный источник, утверждающий, что немцы «потребовали возвратить все их золотые слитки, хранящиеся на счетах «депо» на территории США». Дубай недавно послал то же самое требование в Лондон (который тоже сталкивается с валютным кризисом). По словам Уилли, Германия действует как «скрытый заклятый враг» США и Великобритании «во всех вопросах, относящихся к золотым слиткам». Он говорит, что Германия также действует как «советчик китайцев по валютным вопросам и вопросам золота».
Когда союзники Америки, не говоря уже о ее врагах, публично ставят под вопрос жизнестойкость доллара, мы можем понять, что за кулисами дела обстоят еще хуже.
«У нас будет валютный кризис, вероятно, этой осенью или осенью 2010 года»,– сказал 12 мая известный сырьевой инвестор Джим Роджерс. «Он уже давно назревает. У нас был большой рост доллара, искусственный рост доллара, так что настала пора для валютного кризиса».
Доллар ждут большие неприятности.
Если доллар упадет, не могут не упасть жизненные стандарты Америки и другие, еще более важные вещи. Скоро Америке покажут, как опасно жить в долг. Взлетевшие до небес процентные ставки, резко падающая валюта, нарастающие издержки на импорт и трехзначные цены на нефть окажутся лишь некоторыми из последствий.
«Мей джин» утратил свой блеск, и вскоре не одни японцы скажут: «Нет, спасибо» американскому доллару.
Robert Morley
Источник: " Хpressa.Ru"
Оригинал публикации: " The Trumpet"