Во взглядах Москвы западничество уступает дорогу направленности на Восток, если только можно судить по событиям прошлой недели. По мере того, как отношения России с Западом портятся, подъем в ее стратегическом партнерстве с Китаем становится почти неизбежным.
Возобновление диалога между Россией и НАТО пошло вкривь и вкось. И зарождавшиеся надежды по поводу «перезагрузки» российско-американских отношений не оправдались. Сейчас, когда Москва подвергается давлению с Запада по многочисленным вопросам, в российскую столицу прибыли оказать поддержку двое высших китайских должностных лиц – министр обороны Лянь Гуанле и министр иностранных дел Ян Цзечи.
Москва гневно отреагировала на высылку НАТО двоих российских дипломатов в среду. Выражаясь исключительно резким языком, она назвала шаг НАТО «грубой провокацией» и «возмутительным шагом». Министерство иностранных дел заявило, что определенные «абсолютно беззастенчивые… силы» на Западе «лихорадочно» создают поводы, чтобы помешать диалогу России с Европой.
Эти двое дипломатов, аккредитованные при штаб-квартире НАТО в Брюсселе – старший советник и заведующий политическим отделом российской миссии Виктор Кочуков, а также атташе и исполнительный секретарь миссии Василий Чижов. Их обвинили в шпионаже, «несовместимом с дипломатическим статусом».
Российская миссия в НАТО зашла еще дальше, предположив попытку «помешать перезагрузке в отношениях между Россией и США». В ракурсе непосредственных последствий назначенная на 19 мая встреча министров иностранных дел России и НАТО в Брюсселе представляется проблематичной. Сторонники жесткого курса победили.
Отнюдь неудивительно, что Москва также еще усилила свое осуждение 27-дневных военных учений НАТО в Грузии, которые должны начаться в предстоящий вторник. Президент Дмитрий Медведев назвал учения «открытой провокацией» и предостерег, что могут быть «негативные последствия для тех, кто принял решение их проводить». Он обвинил альянс в поощрении «ремилитаризации Грузии». Россия, по-видимому, воспринимает это как более широкий заговор с целью загнать ее в угол на Кавказе.
В качестве превентивной меры в четверг Москва подписала пятилетнее соглашение об обороне границ с сепаратистскими регионами Грузии – Абхазией и Южной Осетией, по которым эти два региона передадут обеспечение безопасности их границ (включая морские границы) российским войскам.
Соперничество по поводу контроля над каспийской нефтью создает фон быстрому развитию событий вокруг Грузии. Вероятно, сторонники жесткого курса будут эксплуатировать рост напряженности, чтобы заклеймить «реваншистскую» Россию на встрече глав государств Европейского Союза в Праге в предстоящий четверг, которая, как ожидается, рассмотрит два соперничающих проекта трубопроводов, предназначенных транспортировать каспийский и среднеазиатский газ в Европу – «Южный Поток», который продвигает Россия, и «Набукко», поддерживаемый США.
На пражской встрече зависимость Европы от России в поставках энергии подвергнется тщательному рассмотрению. Среди сторонников «Набукко» нарастает досада, что Москва активно продвигает вперед «Южный Поток». Однако ведущие европейские страны, такие как Германия, Франция и Италия, вполне ладят с Россией. Попытки США застопорить «Южный Поток» не привели ни к чему.
28 апреля российский «Газпром» и болгарская газораспределительная компания «Булгаргаз» парафировали соглашение о сотрудничестве в разработке технико-экономического обоснования «Южного Потока». Однако болгарская сторона не может официально подтвердить соглашение по «Южному Потоку» до встречи ЕС 7 мая. Вашингтон надеется, что парламентские выборы в Болгарии, которые должны пройти в начале июля, могут отсрочить соглашение. Может не хватить времени.
Все эти факторы работают на создание нынешней напряженности между НАТО и Россией. Однако это еще не все. НАТО при активной поддержке США в очередной раз предпринимает решительные усилия «разбить свою палатку» в Средней Азии. Последняя попытка Запада учредить региональный центр НАТО по борьбе с терроризмом в Таджикистане добавляется к соглашению США с Таджикистаном относительно базы для операции НАТО в Афганистане. США обеспечили себе аналогичные базы в Узбекистане, и ведутся переговоры с Туркменистаном.
Однако невзирая на критическое значение ситуации с Афганистаном, США настаивают, что НАТО следует уклониться от предложения помощи со стороны Организации Договора о Коллективной Безопасности (ОДКБ) и Шанхайской Организации Сотрудничества (ШОС). Фактически американская «стратегия сдерживания» эпохи Джорджа Буша по-прежнему остается в силе на оперативном уровне в Средней Азии, несмотря на обещание президента Барака Обамы пересмотреть региональную политику США.
Китайское издание «People's Daily» недавно поместило на видном месте комментарий, содержащий широкую оценку, согласно которой, хотя «дипломатия Обамы характеризуется «мягкой силой», это всего лишь тактический подход, поскольку США не собираются уступать свою доминирующую роль в мировых делах… Завернув большую палку в мягкую губку или выставив вперед морковку и держа за спиной большую палку, США так и не отказались от своих мощных вооруженных сил… Дипломатическая политика – это также своего рода политическая игра. Одним из ее фундаментальных принципов является достижение наибольшей выгоды с наименьшими издержками. Адаптация дипломатической политики Обамы явно подразумевает сокращение издержек без всяких перемен в том, что касается задачи получения наибольшей выгоды».
В этом комментарии, вполне вероятно, имеется в виду Средняя Азия. И Россия, и Китай обращают внимание, что региональная политика США затрагивает их ключевые интересы. Российский государственный канал «Россия» на прошлой неделе показал документальный фильм, в котором США обвиняются в использовании их военно-воздушной базы «Манас» в Киргизии для проведения разведывательных операций. «Россия» продемонстрировала кадры двухэтажного здания без окон на базе «Манас», которое, по ее словам, является штаб-квартирой важной американской службы радиоразведки. (База «Манас» расположена недалеко от китайских ракетных площадок в Синьцзяне). Существуют признаки, что Москва и Пекин сделают ШОС ключевым инструментом противодействия шагам США по расширению сферы влияния НАТО на среднеазиатский регион. ШОС недавно провела военные маневры в Таджикистане, имитируя атаку «Аль-Каиды» из Афганистана, в ходе которой террористы захватили химический завод и взяли в заложники его работников.
Медведев призвал к укреплению роли ШОС в деле стабилизации Афганистана. Убедив Бишкек изгнать США с базы «Манас», Москва, вероятно, сигнализировала, что пересматривает правила игры в Средней Азии. Идет игра в «кошки-мышки». Вашингтон уже несколько недель делал вид, что примирился с закрытием базы «Манас», а Москва (и Пекин) напускали на себя безразличие. Однако теперь становится очевидным, что Пентагон стремится к пересмотру киргизским правительством своего решения. «Мы по-прежнему разговариваем с киргизами… Они действительно дали нам официальное извещение, что хотят прекратить присутствие базы США в Кыргызстане, однако разворачивающаяся там история еще не завершилась»,– цитировались слова одного американского должностного лица.
29 апреля представитель Пентагона Джефф Моррэл заявил: «Думаю, что на самом деле есть прогресс в переговорах с киргизами о базе «Манас»… и я полагаю, что у нас имеются тут основания для надежды, что эту проблему удастся разрешить… Мы надеемся, что приближаемся к решению». С другой стороны, Бишкек продолжает утверждать, что его решение не подлежит пересмотру. Киргизский премьер-министр Игорь Чудинов настаивал: «Ни одному должностному лицу правительства не поручено проводить подобных переговоров. Никому. У меня нет никакой информации о таких переговорах».
В любом случае Россия планирует увеличить число военных самолетов на военно-воздушной базе «Кант» в Киргизии. «Это решение соответствует ситуации в Средней Азии и Афганистане»,– заявил генеральный секретарь ОДКБ Николай Бордюжа. Это также согласованная попытка со стороны Москвы сплотить ОДКБ. Москва будет 14 июня принимать встречу ОДКБ, на которой ожидается окончательное подписание соглашения о создании новых сил быстрого реагирования этого альянса. Безусловно, что Москва заново утверждает свою роль в качестве гаранта безопасности Средней Азии.
Однако она также рассматривает ШОС в качестве форума, на котором она имеет уникальную возможность координации усилий с Китаем. Принимая министров обороны стран ШОС, собравшихся в Москве на этой неделе, Медведев сказал: «В общем и целом регион, в котором действует ШОС, является сложным, и поэтому мы должны принимать во внимание окружающую нас реальность и необходимость для наших стран совместно координировать усилия по широкому кругу вопросов, включая безопасность и обороноспособность наших стран на коллективной основе».
Встреча министров обороны в Москве 29 апреля стала свидетелем решительного подтверждения Китаем расширения сотрудничества в рамках ШОС для противодействия региональным вызовам. Делая завуалированную ссылку на США, Лянь призвал избегать «антагонизма, групповщины и одностороннего подхода» и подчеркнул, что ШОС играет определенную роль во всем евроазиатском регионе. Россия и Китай на отдельной встрече договорились об усиленной программе двустороннего военного сотрудничества, включающей целых 25 совместных маневров в 2009 году, демонстрирующих укрепление стратегических связей.
Российский министр иностранных дел Сергей Лавров также выразил аналогичные чувства ранее на этой неделе после своих переговоров с нанесшим визит китайским коллегой. Лавров заявил, что Москва и Пекин высказались в пользу «всеобъемлющего укрепления ШОС, как ключевого фактора установления стабильности в центральноазиатском регионе». Как суммировал Лавров, два главных принципа лежат в основе «динамически эволюционирующего» российско-китайского стратегического сотрудничества. Во-первых, обе страны разделяют общую точку зрения на современные мировые процессы.
Во-вторых, обе страны будут «всегда поддерживать друг друга по конкретным проблемам», непосредственно затрагивающим их национальные интересы. Тщательно подбирая слова, Лавров добавил, что Россия и Китай в ходе переговоров в Москве договорились, что «такое товарищеское взаимодействие» будет только укрепляться.
М. К. Бхадракумар
Посол М. К. Бхадракумар был профессиональным дипломатом на службе индийского министерства иностранных дел. Он работал в Советском Союзе, Южной Корее, Шри-Ланке, Германии, Афганистане, Пакистане, Узбекистане, Кувейте и Турции. Данная статья появилась в «Эйша Таймс» 2 мая 2009 года и в «Эйша Пасифик Джорнэл» 24 мая 2009 года .
Источник: "хPressa.Ru "
Оригинал публикации:"The Asia-Pacific Journal"