Россия и Япония в своих экономических связях вступают в этап кооперации на уровне высоких технологий, а в их достаточно спокойном диалоге по проблеме Южных Курил появились новые нюансы, хотя до решения застарелого территориального вопроса еще явно далеко. Это показал рабочий визит в Токио главы правительства РФ Владимира Путина, который формально проходил с 11 по 13 мая, однако на деле крайне плотно уложился только в один день 12 мая.
Сценарий "три с половиной"
В Японии накануне приезда российского премьер-министра одно время заговорили о том, что он, возможно, намекнет на возможность появления со стороны Москвы некоего нового предложения по территориальному вопросу. Дело в том, что 18 февраля на встрече президента РФ Дмитрия Медведева и японского премьер-министра Таро Асо в Южно-Сахалинске с российской стороны прозвучал призыв искать пути урегулирования территориального спора на основе "оригинального нестандартного подхода". Глава правительства Японии немедленно поддержал такую идею и даже пошел дальше: он заявил, что продвижения вперед по этой проблеме не будет до тех пор, пока одна сторона /т.е. Токио/ "настаивает на четырех островах", а другая – только на двух.
Таро Асо имел в виду высказанную еще в 1956 году готовность Москвы передать соседу после подписания мирного договора в знак доброй воли южнокурильский остров Шикотан и группу ныне необитаемых мелких островков, которые японцы именуют Хабомаи и для удобства считают одним островом. Владимир Путин, еще будучи президентом, неоднократно говорил, что Россия сохраняет приверженность этому положению, зафиксированному в двусторонней Совместной декларации. Она имеет статус международного договора и ратифицирована парламентами двух стран. Токио, как известно, "предложение 1956 года" не принял, поскольку настаивал и настаивает на всех Южных Курилах – Кунашире, Итурупе, Шикотане и Хабомаи.
Слова премьера Асо после встречи на Сахалине многие в Японии расценили как готовность к компромиссу и отходу от прежней жесткой позиции по территориальной проблеме. Вопрос был поднят в парламенте, и главе правительства пришлось давать объяснения. Он утверждал, что не имел в виду корректировку прежней линии. По словам Асо, мирный договор может быть подписан только на основе решения "вопроса о принадлежности всех четырех северных островов". В переводе с японского дипломатического языка это означает признание там суверенитета Токио. После этого он готов, как утверждается, гибко подойти к срокам, форме и условиям реальной передачи территорий. В 1998 году, например, Токио официально предложил сохранить на островах российскую администрацию на неопределенное время при условии признания их японской территорией и фиксации такой линии границы в двустороннем мирном договоре. Москва такой вариант отвергла как неприемлемый, и с тех пор указывает лишь на готовность выполнить свое предложение от 1956 года в качестве окончательной и последней уступки.
Перед визитом Путина в газете "Майнити" появилось интервью со специальным представителем правительства Японии, бывшим первым заместителем главы МИД страны Сётаро Яти. На правах личного мнения он указал на возможность раздела Южных Курил пополам по площади в интересах скорейшего решения вопроса и установления с Москвой стратегических отношений. Конкретно речь шла о передаче Токио Шикотана, Хабомаи, Кунашира и 20-25 проц. самого большого и густонаселенного Итурупа. Такой вариант в Японии немедленно получил название "возвращение 3 с половиной островов".
"В Италии будут обсуждаться все варианты"
После интервью поднялся большой шум, и Яти немедленно заявил, что неверно поняли и вырвали слова из контекста. Наличие варианта "три с половиной" немедленно опровергли глава МИД Хирофуми Накасонэ и сам премьер Асо. Однако осведомленные источники утверждают, что дыма без огня не бывает: несколько, действительно, "пережатые" журналистами слова Яти о возможности раздела территорий явно указывают на острые дискуссии по поводу компромисса с Россией, которые идут сейчас в японском правящей лагере и кругах экспертов.
На итоговой пресс-конференции в Токио вечером 12 мая Владимиру Путину задали вопрос о варианте "три с половиной". В ответ глава российского правительства напомнил, что в июле в Италии в рамках саммита состоится отдельная встреча президента Медведева и премьера Асо. "На этой встрече, – сказал Путин, – будут обсуждаться все варианты, в том числе и тот, который Вы упомянули".
Это высказывание вызвало большой интерес японской прессы, которая, тем не менее, полагает, что сейчас все же трудно ожидать быстрого прогресса в вопросе о Южных Курилах. "Характер переговоров премьер-министров двух стран не дает оснований рассчитывать на конкретный результат от предстоящей беседы в Италии",– приводит, в частности, крупнейшая газета страны "Иомиури" слова высокопоставленного представителя правительства Японии, высказанные на условии анонимности.
"В нашей стране,– пишет ведущая экономическая газета "Никкэй", – по-прежнему сильны настроения в пользу возвращения всех четырех островов. Предпосылкой прогресса по территориальному вопросу должна быть крепость политических позиций лидеров обеих стран... Россия вряд ли пойдет на уступки в условиях неопределенности политической ситуации в Японии накануне предстоящих в этом году всеобщих парламентских выборов". Уровень поддержки нынешнего кабинета министров страны во главе с Таро Асо по-прежнему невысок, а правящая Либерально-демократическая партия /ЛДП/ по популярности уступает оппозиционной Демпартии. Все это сохраняет вероятность поражения ЛДП на выборах, которые должны пройти до сентября. В то же время гипотетически возможный приход к власти оппозиции в лице Демократической партии может привести даже к ужесточению позиций Японии по вопросу об островах. В частности, новый лидер демократов Итиро Хатояма – в числе инициаторов принятия закона, который призван четко зафиксировать в национальном праве суверенные права Токио на все Южные Курилы, которые в проекте этого документа именуются "исконными японскими территориями".
Иными словами, перспективы переговоров по-прежнему неясны, хотя в некоторой части правящих кругов страны явно началось расшатывание прежней "железобетонной" позиции по островам. Однако в целом пока нет никаких признаков готовности японской элиты пойти на реальные уступки, чему мешает и неопределенность политической ситуации. Характерно, в частности, что высокопоставленный чиновник МИД страны в беседе с корр,ИТАР-ТАСС перед визитом Путина четко заявил, что Токио не намерен пока выдвигать новые инициативы по островам и предложения от Москвы.
Этот дипломат заявил, что в ответ на решение территориального вопроса и подписание мирного договора Япония пойдет на крупномасштабные инвестиции в России, в частности, в инфраструктуру на Дальнем Востоке. "Речь идет о действительно долгосрочных проектах, опирающихся на государственную поддержку, а не о нынешних начинаниях на уровне частного бизнеса, которые носят ограниченный характер", – сказал чиновник. Тем не менее, он согласился, что и без решения вопроса о Южных Курилах торговля между двумя странами выросла в несколько раз за последние годы и в 2008 году вплотную подошла к рекордной черте в 30 млрд долларов. В этом году, конечно, в экспортно-импортных операциях произойдет неминуемый спад, однако японский бизнес считает его временным и по-прежнему рассматривает Россию как весьма перспективный рынок.
Сотрудничество в атомной сфере обещает миллиарды
Разумеется, официальный Токио мог бы больше задействовать свои гигантские финансовые возможности в России, однако фактом остается и то, что все последние правительства Японии не только не препятствовали развитию двусторонних хозяйственных связей, но и выражали готовность на основе взаимной выгоды идти на качественно новые перспективные формы сотрудничества, в том числе в сферах высоких технологий.
Символом такого подхода стало подписание в ходе визита Владимира Путина соглашения о сотрудничестве с области атомной энергетики, переговоры о котором шли с весны 2007 года. Этот документ носит, вне всяких сомнений, этапный характер. Во-первых, сотрудничество в крайне деликатной сфере ядерных технологий говорит о принципиально новом уровне доверия между двумя странами. Во-вторых, речь идет о готовности двух стран на кооперацию на одном из наиболее перспективных и высокосложных направлений развития современной индустрии, энергетики и научных исследований, имеющих, к тому же, по-прежнему частично закрытый характер.
Как пояснил 12 мая на совместной пресс-конференции сам Владимир Путин, нынешнее соглашение открывает возможность для сотрудничества двух стран "в топливно-ядерном цикле, энергетическом машиностроении, а также для совместной работы на территории третьих стран". У российской атомной промышленности, по словам премьера, – весьма масштабные планы. К 2021 году планируется построить 28 новых крупных энергоблоков, что открывает крупные возможности для привлечения японских технологий и производственных мощностей. В Токио считают, что Россия без зарубежного, в частности, японского технологического участия просто не потянет выполнение своей амбициозной программы, призванной обеспечить производство на АЭС до 25 проц. электроэнергии в стране.
На той же пресс-конференции японский премьер Асо выразил надежду, что нынешнее соглашение откроет дорогу для взаимовыгодного сотрудничества двух стран в области мирного использования атома. "В случае его ратификации парламентами наших стран Япония, располагающая передовыми технологиями в области строительства атомных объектов, и Россия, владеющая богатыми запасами урана и обладающая современными технологиями в сфере обогащения урана, как я надеюсь, смогут взаимовыгодно сотрудничать и в том числе на уровне частного бизнеса", – сказал он.
Глава "Росатома" Сергей Кириенко 12 мая заявил журналистам, что нынешнее рамочное соглашение будет дополнено серией коммерческих контрактов, переговоры по которым начнутся уже в нынешнем месяце. "Речь идет, во- первых, о поставках в Японию низкообогащенного урана в качестве топлива для АЭС на 60 лет вперед, – сообщил он. – Это даст несколько миллиардов долларов". Кроме того, компания "Тенэкс", которая представляет "Росатом", прорабатывает возможность создания на территории Японии склада российского низкообогащенного урана. "Это даст потребителю гарантии от рисков, в частности, транспортных и политических", – подчеркнул руководитель "Росатома". По его словам, договоренность между "Тенэкс" и корпорацией "Тосиба" будет открыта для японских энергетических компаний, которые смогут к ней присоединиться. В интервью японским журналистам накануне нынешнего визита в Токио Владимир Путин выразил уверенность, что Россия в результате подписания нынешнего соглашения в ближайшие годы займет до четверти рынка ядерного топлива Японии. "Уже сегодня доля российского ядерного топлива составляет 15 проц., и сейчас заключаются контракты об увеличении этого объема на ближайшие годы до 25 проц.", – сказал он. Токио в этом явно заинтересован, поскольку рассчитывает на обострение конкуренции среди поставщиков топлива для своих АЭС, на которых вырабатывается примерно треть электроэнергии страны.
Уже в мае этого года начнутся также коммерческие переговоры о заключении контракта об обогащении японского урана на российских мощностях. "Это может принести сотни миллионов долларов, объем работ – лет на 10 вперед", – сообщил Кириенко. Япония неоднократно выражала заинтересованность в проектах обогащения отработанного топлива из японских АЭС на российской территории. Речь идет о 6,4 тыс. тонн урана, который был извлечен из отработанного ядерного топлива японских АЭС и сейчас хранится в Великобритании и Франции. Взаимная заинтересованность здесь налицо, поскольку в России находится 40 проц. мировых мощностей по обогащению таких материалов.
Важным направлением сотрудничества Кириенко считает также контакты с японскими фирмами в разведке и добыче природного урана. В числе партнеров он назвал, в частности, торгово-инвестиционные корпорации "Мицуи" и "Марубэни". Россия в первую очередь приглашает Японию к участию в разработке урановых месторождений на своей территории, в частности, в Южной Якутии. Речь идет и о сотрудничестве в третьих странах – в первую очередь в Монголии.
От "Сахалин-1" и "Сахалин-2" – к "Сахалину-7"
Долгосрочной формой двустороннего сотрудничества в атомной сфере в течение последних 15 лет являлось также финансовое участие Японии в утилизации отслуживших свой срок российских атомных подводных лодок. Токио считает это вкладом в обеспечение безопасности общего Японского моря и ранее уже объявил о выделении 200 млн долларов на утилизацию ядерных вооружений РФ. Половина этой суммы предназначена на демонтаж отслуживших свой срок подлодок, а остальные – на сжигание оружейного плутония. Всего утилизации подлежит около сорока АПЛ Тихоокеанского флота. Многие из них были выведены из состава флота еще в 1970-е годы. Утилизацию планируется завершить к весне 2010 г. В рамках нынешнего визита было подписано соглашение о содействии в ликвидации ядерного оружия, подлежащего сокращению в РФ, и о сотрудничестве в строительстве пункта наземного хранения реакторных отсеков утилизированных атомных подводных лодок на Дальнем Востоке.
Большим событием для Японии стал в минувшем апреле приход первого танкера со сжиженным природным газом /СПГ/, добытого в рамках проекта "Сахалин-2". Более 60 проц. этой продукции уже законтрактовано японскими энергетическими и газовыми компаниями на основе долгосрочных соглашений на 20-25 лет. На проект "Сахалин-2", в котором участвуют две японское корпорации "Мицуи" и "Мицубиси", будет приходится до 8 проц. японского рынка СПГ, и этот объем явно будет расти. Кстати, крупнейший в мире и первый в России завод по производству сжиженного природного газа, построенный на Сахалине в рамках этой программы, полностью создан на основе японских технологий. В Японии сооружены и уникальные танкеры, которые доставляют СПГ.
Сейчас решается вопрос о природном газе с проекта "Сахалин-1", в котором также участвует японский капитал. С его месторождений предполагается проложить трубопровод через Хабаровск до Владивостока. В последней точке этой трассы есть идея построить опять же с японским участием второй в России завод по производству СПГ, который также будет работать во многом на внешний рынок, в первую очередь на Японию. Премьер-министр Владимир Путин на состоявшемся 12 мая в Токио двустороннем бизнес-форуме открыто пригласил соседей принять участие и в этом проекте. Кстати, российский премьер намекнул, что японские участники "Сахалин-2" могли бы стать игроками и в последующих проекта этой серии, в частности, "Сахалин-2". Всего на острове имеется нефтегазовый потенциал для того, чтобы продолжить этот ряд по меньшей мере до "Сахалин-7". Нет сомнений, что японское участие в этих программах может привести к новому качественному рывку в двусторонних экономических связях, к росту взаимозависимости и кардинальному увеличению торгово- инвестиционных отношений.
На бизнес-форуме в Токио глава российского правительства также пообещал уже в ближайшее время начать строительство второй очереди нефтепровода Восточная Сибирь – Тихий океан /ВСТО/. Его первая часть до пункта Сковородино уже закончена. Пока предполагается нефть по железной дороге отправлять к бухте Козьмино в районе Находки, где вскоре заработает нефтеналивной перевалочный пункт. По мнению руководства России, прямое финансовое и технологическое участие Японии в строительстве трубы Сковородино-Козьмино могло бы существенно ускорить этот проект.
Бизнес страны пока думает над этим предложением, поскольку в Токио некоторые эксперты пока не уверены в конкурентоспособности цен на нефть, которая может пойти по ВСТО. Куда меньше сомнений у них в инфраструктурных проектах в зоне Владивостока, которые предполагается осуществить в ходе подготовки к саммиту Азиатско- тихоокеанского экономического сотрудничества /АТЭС/ в 2012 году. Уже 30 мая в регион отправляется крупная делегация японских бизнесменов, чтобы на месте разобраться с перспективах участия в этих программах.
Источник: "Компас" ИТАР-ТАСС
При полном или частичном использовании данного материала ссылка на rodon.org обязательна.