В историю немецко-израильских отношений вписана новая страница – министр иностранных дел Израиля Авигдор Либерман 7-8.05.2009 посетил Берлин с официальным визитом. И хотя он был первым для Либермана в новом статусе, Германия была последней остановкой в четырехдневном европейском турне главы внешнеполитического ведомства Израиля, и он прибыл сюда, уже имея определенный опыт общения лицом к лицу с лидерами Старого Света. Напомним, что турне включало в себя встречи в Риме, Париже и в Праге с высокими официальными лицами, позиция которых определяет главные политические векторы как в перечисленных странах, так и в рамках Евросоюза и НАТО.
О содержании и успехе доберлинских встреч в рамках турне можно судить по ряду признаков. Определенным отражением позиции Либермана является прием во Франции, после которого министр иностранных дел Бернар Кушнер решил не проводить совместную пресс-конференцию, как это было, к примеру, тогда, когда прибыла в Париж предшественница Либермана Ципи Ливни. Забегая вперед, скажем, что пресс-конференции по итогам визита в Германию не было и в Берлине, что говорит, по крайней мере, о единой позиции стран-локомотивов Евросоюза по ближневосточной проблеме и о не готовности МИДа Израиля принять эту позицию до такой степени, что теряется сам смысл проведения пресс-конференции.
Действительно, появление А.Либермана в Берлине было отмечено его жесткой позицией. Как сообщила Deutsche Welle, израильский министр иностранных дел вызвал сенсацию уже в первый же день появления в офисе германского МИДа. Он, в частности, объявил, что «Израиль больше не связан с так называемым Анаполисским мирным процессом, который лег в основу израильско-палестинских мирных переговоров в 2008 году».
Находясь в столице Германии и проведя серию бесед с высокими официальными лицами, он, судя по всему, остался весьма недоволен продемонстрированной Берлином позицией, иначе не назвал бы ближневосточный мирный процесс «пустой тратой денег», как сообщает Deutsche Welle. Израильский гость продемонстрировал немецким парламентариям (подробно об этой встрече – ниже) отнюдь не радужное представление в отношении будущего в этом регионе.
Пессимизм Либермана относительно мирного процесса на Ближнем Востоке вызван различными причинами. Прежде всего, это проблема Ирана, который остается одной из основных угроз самому существованию Израиля. Эта позиция была подчеркнута и на международной антирасистской конференции в Женеве (20-24.04.2009), где президент Ахмадинежад при скандальных обстоятельствах вновь огласил прежний перечень обвинений Израилю, включая и столь любимую им тему Холокоста. Словно отвечая на традиционный иранский выпад, А.Либерман отдал дань памяти еврейским жертвам нацизма, посетив разместившийся на 19 тыс. квадратных метрах в центре Берлина мемориальный комплекс жертвам Холокоста и возложив венок.
Тема безопасности государства Израиль была развита в ходе переговоров с министром внутренних дел Германии Вольфгангом Шойбле, а затем во время ужина с министром иностранных дел Франком-Вальтером Штайнмайером. Это была уже вторая беседа со Штайнмайером, первая состоялась сразу по прибытии в Берлин, то есть 7 мая вечером. Вице-канцлер продолжил убеждать «противоречивого министра иностранных дел Израиля принять план «Два государства» в качестве основы для мира на Ближнем Востоке и как единственный путь к миру и безопасности в регионе», подчеркивают немецкие СМИ.
Штайнмайер подтвердил ожидания правительством Германии того, что новая израильская администрация под руководством премьер-министра Биньямина Нетаньяху будет соблюдать мир согласно принятым ранее обязательствам.
Немецкий министр сказал, что в этой связи важно укреплять позиции умеренных сил в регионе и активно вовлекать их в миротворческий процесс.
Что касается ситуации в секторе Газа, Штайнмайер заявил, что, по мнению правительства ФРГ, необходимо, чтобы палестинцы имели доступ к гуманитарной помощи.
Эти и другие тезисы для Либермана не были неожиданными, поскольку именно их огласил Ф.-В.Штайнмайер в ходе встречи в январе с.г. с руководством Израиля. По этой причине не очень понятно, чего ожидал новый глава израильского МИДа от встречи с вице-канцлером. Понятно одно. Если он был настроен на то, что ему удастся в ходе встречи со вторым лицом в правительстве ФРГ изменить многолетнюю позицию Германии в отношении ключевого решения ближневосточной проблемы, то сделать это не удалось. Не случайно, обозначая главную тему встречи глав МИДов обеих стран, Deutsche Welle предпослала сообщению заголовок «Штайнмайер призывает израильских коллег принять план «Два государства». И не случайно же этот призыв остался Либерманом не услышанным.
Тем не менее, четкое обозначение позиций по ключевому вопросу, влияющему на мир в регионе и во всем мире, произошло. В данном смысле визит Либермана – продолжение откровенного и далеко не всегда простого диалога между двумя странами. С момента установления дипломатических отношений – а это произошло 12 мая 1965 года – германо-израильские отношения на официальном уровне, а затем и на уровне так называемой народной дипломатии, с привлечением представителей широких слоев гражданского общества постоянно активизируются и углубляются. Период напряженности, вполне естественный для начального периода подобных связей, отошел на второй план, германо-израильские отношения стали теснее, доверительней и дружественнее.
Новая глава в данном направлении положена 17 марта 2008 года, когда были проведены первые германо-израильские правительственные консультации, состоявшиеся в ходе визита Федерального канцлера. Участие в данных встречах Ангелы Меркель и восьми федеральных министров принесло конкретные результаты: были всесторонне рассмотрены и обсуждены положения ряда проектов в области внешней политики, обороны, экономики, молодежных обменов, сотрудничества в правоохранительной области, окружающей среды и научно-исследовательской работы. Решено было межправительственные консультации проводить ежегодно.
Уникальные отношения между Германией и Израилем являются краеугольным камнем внешней политики Германии. Первоочередной задачей в этом направлении является поддержка мирных инициатив по урегулированию кризиса на Ближнем Востоке. Германия много лет придерживается позиции по справедливому решению вопроса с конфликтующими сторонами.
В силу названных исторических причин ФРГ считает себя гарантом существования Государства Израиль. Она способствует активному вовлечению Израиля в решение политико-экономических проблем не только в двухстороннем аспекте, но и в качестве его партнера Евросоюза, причем Германия поддерживает идею о включении в него Израиля в качестве одного из ключевых игроков на политическом и экономическом поле.
Сама Германия в немалой степени способствует такому продвижению, развивая взаимовыгодное хозяйственное сотрудничество. После США и Китая она в настоящее время является третьим торговым партнером Израиля. В 2007 году общий объем взаимных поставок оценивался в 4,26 млрд евро. При этом возросший по сравнению с предыдущим годом на 6,1 процента немецкий экспорт, основу которого составляют техника, химическая продукция, транспортные средства, оптические и измерительные приборы, достиг уровня до 2,62 млрд евро. При этом импорт товаров из Израиля, в перечень которых входят различные виды техники – от измерительного инструментария до медицинского оборудования , составил соответственно 1,64 млрд евро. Однако немецкие эксперты отмечают при этом один из наиболее значительных за последние годы приростов: импорт в 2007 году по сравнению с 2006 годом увеличился на 12,8 процента, что обозначает довольно отчетливый взлет в развитии данного сектора .
Одновременно специалисты указывают на высокое качество продукции как с той так и с другой стороны. Навстречу товарам с маркой «Сделано в Германии», что издавна обозначает для израильтян прекрасную репутацию, движутся товары с маркой «Сделано в Израиле», не уступающие в потребительских свойствах. Дополнительный импульс взаимному обмену продукцией придает активное научно-техническое сотрудничество. Израиль является одним из важных направлений для движения венчурного капитала и современных технологий. В этом контексте уместно отметить, к примеру, что немецко-израильские научные проекты охватывают широкий круг проблем. Это обмен результатами в исследованиях плазмы в австрофизических лабораториях, вопросы генной инженерии, создание технологий по анализу диагностики и лечении ряда болезней. С израильской стороны в проектах принимают участие семь ведущих центров, в том числе Еврейский университет в Иерусалиме, научно-исследовательский институт в Реховоте, Технион в Хайфе. Немецкая составляющая не менее представительна: Технический университет в Дармштадте, институт биохимии в Штутгарте, институт генетических исследований в Гатерслебене, университет в Гейдельсберге и другие. Различные горизонты совместных исследований были скорректированы в ходе прошедшего германо-израильского Года науки и техники, открытие которого состоялось 7 апреля 2008 года в Берлине. Подобный форум, заседания которого проходили в Академии наук, Еврейском музее и других организациях, был проведен по инициативе федерального министра по образованию и науке Аннет Шаван (Annette Schavan) и ее израильского коллеги Галеба Maджадле (Galeb Majadle). Симпозиум с символическим названием «Наука как дипломатия доверяющих» собрал 20 немецких и израильских ученых и позволил наметить темы прикладных исследований, которым будут способствовать фонды обеих стран: Minerva, BMBF-MOITAL-MOST, немецко-израильский фонд научных исследований и развития (GIF), немецко-израильская организация перспективных проектов (DIP), центр немецких исследований имени Гельмгольца (HGF), общество Макса Планка (MPG), общество Фраунхофера (FhG) общество немецких исследований (DFG), фонд Александра Гумбольдта (AvH), германская академическая служба (DAAD).
В Израиле представлены ведущие немецкие компании, объем прямых инвестиций оценивается около 100 млн евро. Новые прямые иностранные инвестиции в последние годы осуществлены фирмами с мировым именем – SAP, Siemens и Telekom. Израильские инвестиции в Германии более чем в 10 раз превышают немецкие в Израиле, достигнув суммы в 1 млрд евро, однако в данном случае речь идет о вкладе не в развитие индустрии, а в недвижимость ФРГ.
Израильско-немецкая торгово-промышленная палата была в течение более 40 лет представлена в Израиле. Начиная с 1995 года, она входит в состав сети германской внешней торговой палаты. Данная сеть связана с немецко-израильской экономической ассоциацией (DIW), что обеспечивает тесное взаимодействие, в равной степени устраивающее обе страны.
Определенные разногласия, собственное видение проблем регионального и мирового характера показывает, что следует немало сделать в деле сближения точек зрения и поиска компромисса. Таким образом, отмечают немецкие аналитики, в ходе визита главы израильского МИДа в ФРГ, состоялся обмен мнениями, при которых каждая сторона осталась в убеждении, что именно ее позиция верна и неизменна.
Впрочем, данное обстоятельство совершенно не повлияет на обязательства ФРГ, которые носят столь же неизменный, сколь и многолетний характер. Отношения Германии и Израиля находятся в уникальном положении. Особенность его объясняется «ответственностью Германии за Холокост, систематический геноцид около шести миллионов евреев в Европе в период национал-социализма», как указывается на сайте МИДа ФРГ. Данное обстоятельство является одной из причин того, что ФРГ последовательно отстаивает в рамках международных органов различные способы борьбы со всеми формами антисемитизма, расизма и ксенофобии.
Тем печальнее политические круги ФРГ восприняли знакомство с новой знаковой фигурой во внешнеполитической составляющей Израиля. «От дипломатического изящества не осталось и следа», делится впечатлениями от встречи Авигдора Либермана с членами Комитета по внешним связям бундестага корреспондент Berliner Zeitung Дамир Фраз.
Речь главы израильского МИДа была «прощанием с какой-либо формой мягкой власти, Либерман видит нас, европейцев, как кучу яиц всмятку», заявил эксперт по внешней политике от свободных демократов Вернер Хойер. – Это очень удручает, потому что при подобном подходе очевидно: нет перспектив для защиты Израиля в будущем». (Примечательно, что Jerusalem Post перевела выражение «куча яиц всмятку» еще экспрессивнее «куча трусов» и даже взяла его в заголовок, который является, по мнению издания, наилучшим для отражением позиции Старого Света по Ближнему Востоку: Lieberman sees Europeans as cowards – Либерман видит европейцев, как трусов).
Либерман известен в Израиле, как националистический агитатор, отмечает Berliner Zeitung, и если он хотел в ходе своей первой поездки в Берлин продемонстрировать свою жесткую позицию, то это ему, безусловно удалось. Для него основным приоритетом являются сдерживание Ирана и экстремистских организаций «Хизбалла» и ХАМАС. Это волнует его, нового министра иностранных дел, гораздо больше, чем решение о существовании двух государств Израиля и Палестины.
Внешнеполитический эксперт от СДПГ Герт Вайсскирхен считает: «Либерман играет роль плохого парня». Этот несговорчивый и не слишком церемонный в высказываниях политический деятель даст пространство для политического маневра, который попытается в предстоящей через несколько дней встрече в Вашинтоне осуществить новый премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху. Шеф израильского кабинета в беседе с президентом США Бараком Обамой будет представлять свои идеи по поводу мирного процесса на Ближнем Востоке. В любом случае, по Вайсскирхену, Либерман убедил Комитет по внешним связям бундестага, «что международное сообщество с избранного направления не свернет», имея в виду приверженность данного сообщества идее «Два государства».
Примечательно, что после того, как А.Либерман обозначил себя перед немецкими парламентариями, ужин был накрыт не в МИДе ФРГ, как это делается обычно, а в гостинице, и пресс-конференция даже не была запланирована. Не было даже попытки продемонстрировать дежурные улыбки с обеих сторон, не говоря уже о том, чтобы, согласно дипломатическому этикету, «производить гармонические образы» политиков, в чем-то довольных друг другом.
Видимо, ожидания политической элиты Берлина того, что Штайнмайер четко выскажет свою позицию коллеге из Иерусалима, оправдались. Юрген Триттин от зеленых так прокомментировал ситуацию: «Штайнмайер высказался ясным текстом. Германия ожидает от израильского правительства – в том числе и от министра иностранных дел Либермана – что строительство новых поселений будет остановлено, будет начат вывод поселенцев с Западного берега и что обязательства Израиля согласно международным соглашениям в Осло и Анаполисе будут выполнены». Ранее и канцлер Ангела Меркель заявляла, что не имеется никакой альтернативы конструкции «Два государства», отмечает Berliner Zeitung.
И.С.Берг
Источник: "Институт Ближнего Востока"