В оглавление «Розы Мiра» Д.Л.Андреева
Το Ροδον του Κοσμου
Главная страница
Фонд
Кратко о религиозной и философской концепции
Основа: Труды Д.Андреева
Биографические материалы
Исследовательские и популярные работы
Вопросы/комментарии
Лента: Политика
Лента: Религия
Лента: Общество
Темы лент
Библиотека
Музыка
Видеоматериалы
Фото-галерея
Живопись
Ссылки

Лента: Политика

  << Пред   След >>

Контуры стратегии США на афгано-пакистанском направлении

6 мая с.г Б.Обама провел встречу с президентами Афганистана Х.Карзаем и Пакистана А.А.Зардари в Вашингтоне. Ряд экспертов указывают на экстренность этой встречи, итоги которой в госдепартаменте США назвали «продуктивными и обнадеживающими».

На самом деле речь на указанной встрече, по большому счету, шла о двух принципиальных вещах.

Первое. Вашингтон справедливо захотел получить ответ на вопрос: «как использованы 100 млн долларов, выделенные Конгрессом США на обеспечение безопасности ядерного потенциала Пакистана?»

Второе. Убедить лидеров соседних стран забыть о взаимных претензиях по вопросу «недостаточной борьбы с талибами» и сосредоточиться на проведении скоординированной программы по борьбе с ними. Особенно в свете последних событий в Пакистане и явного обострения обстановки в Афганистане.

Жару в огонь также добавили сообщения афганской стороны о том, что в результате авианалетов за последний месяц погибло более 100 мирных жителей.

По первому вопросу Б.Обама остался вроде бы удовлетворенным, хотя и была достигнута договоренность о направлении в Исламабад специальной группы американских военных наблюдателей для проведения необходимого мониторинга. Видимо, заверения Зардари никого в Белом Доме не удовлетворяют.

Со вторым вопросом все совсем не просто. Пакистан и Афганистан традиционно являются антагонистами по целому ряду вопросов, в том числе и в отношении пуштунских племен, представители которых составляют основу «Талибана». Мало верится, что в результате одних переговоров такую кардинальную проблему можно будет решить. Но в любом случае, какая-то координация налажена все-таки будет.

Американцы предложили на переговорах примерно следующую схему борьбы с талибами и «Аль-Каидой». Вашингтон оставляет за собой центральную роль выработки и координирования общих военных усилий. Памятуя о советском «афганском» и российском «чеченском» опыте, можно уверенно предсказать, что такая координация чревата «утечками информации», что, в конце концов, вынудит американцев проводить операции самостоятельно, оставляя за афганскими и пакистанскими военными «второстепенные роли», не посвящая их полностью в конечный замысел.

Кроме того, американцы делают ставку на раскол исламистского движения с целью «оторвать» от ядра «непримиримых» сочувствующих. На эти цели, как представляется, и выделяется 1.5 млрд долларов, которые официально пойдут «на строительство школ и больниц». Можно быть абсолютно уверенным, что, несмотря на уверения Б.Обамы о «целевом расходовании выделяемых средств», часть из них пойдет на элементарный подкуп влиятельных вождей в «зоне племен». Насколько эта тактика сработает, и как надолго у США хватит денег на такие вещи, сказать сложно.

На сегодняшний день можно уверенно утверждать, что во время боев пакистанцы столкнулись с несколькими сотнями боевиков, подавляющую часть которых составляли арабы, чеченцы и европейцы. Или, как их обозначила пакистанская разведка, «христиан». Эти несколько сот боевиков и есть ядро. Но только одной «Аль-Каиды». О количестве «непримиримого» крыла талибов (не будем путать эти две структуры) пакистанцы умалчивают. Представляется, что гораздо больше. Кроме того, подкуп талибов и «каидовцев» весьма проблематичен в силу их фанатичности.

Таким образом, американцы взяли курс на очищение «зоны племен» от исламистов, используя при этом политику «кнута и пряника». Такая стратегия подразумевает четкое и постоянное блокирование границы со стороны Афганистана. Сразу оговоримся, что помимо проблемы сложного рельефа, американцы столкнутся с неэффективностью афганской армии, что вынудит Пентагон вводить новые контингенты. Это будет своего рода индикатором. Если американцы объявят о переброске новых сил в Афганистан, то это будет означать, что система координации с афганцами не срабатывает. Вероятность такого результата, по мнению экспертов, около 80%. К этому добавим проблемы с пуштунскими вождями в «зоне племен», которые привыкли жить сами по себе и на постоянную дислокацию пакистанских, а тем более американских, войск на своей территории не пойдут ни при каких обстоятельствах.

Исходя из того же печального афганского и чеченского опытов, можно с большей долей уверенности сказать, что эффективная борьба с партизанами в той или иной области возможна лишь при постоянной дислокации в этой местности войсковых соединений. Они служат базами для операций спецназа и выполняют функции вспомогательных сил, в том числе и артиллерийской поддержки. Воевать только одной авиацией невозможно, да и жертв среди мирного населения не избежать, о чем свидетельствуют последние печальные события.

Вторым моментом, который американцы обязательно постараются использовать и уже делают конкретные шаги в этом направлении, это договоренности по Афганистану с Ираном. В Вашингтоне взяла вверх тенденция о том, что без Ирана успешно распутать афганский узел невозможно. В этой связи американцы уже выразили готовность идти на диалог с Тегераном (а по некоторым данным, такой диалог уже идет), о чем глава Пентагона P.Гейтс проинформировал основных союзников по ближневосточному региону Саудовскую Аравию и Египет во время своего последнего турне. Было бы натяжкой полагать, что в Эр-Рияде и Каире в восторге от такой перспективы, но что поделаешь. Кстати, эта тенденция имеет некое стратегическое направление, так как американцы надеются «через афганские вопросы» выйти со временем с иранцами на сотрудничество и по другим проблемам. Тема Афганистана для Ирана тоже важна, так что теоретически поле для достижения компромисса налицо. Другое дело, что роль личности в истории все-таки велика, и Ахмадинежад – это не Рафсанджани или Хатами.

Кроме того, как говорит российский опыт, успешно воевать в Афганистане невозможно только за счет узбеков и шиитов-хазарейцев. Основа военного успеха (если он вообще возможен в этой стране) – это лояльность пуштунов.

Что еще серьезно беспокоит, так это знаковое обострение ситуации в Ираке в последнее время, из которого американцы и их союзники выходят, посчитав дело сделанным. Обострение синхронизировалось с осложнением ситуации в Пакистане и Афганистане, что наталкивает на очень грустные размышления. Говоря проще, обострение ситуации в Ираке будет идти по нарастающей ровно пропорционально количеству выводимых из страны иностранных войск. Не будем скидывать со счетов и координацию действий «Аль-Каиды» в этих странах. Сбываются самые плохие прогнозы. Если они окажутся верны, американцы попадут в «классическую вилку», а воевать одинаково успешно на два фронта они не смогут из-за отсутствия сил.

И последнее. Что делать России в этой ситуации? Несмотря на явно не лучшие отношения России с НАТО, как можно скорее «запустить» транзит грузов через нашу территорию. В плане Афганистана помощь России должна быть действенной и безусловной. Это отвечает геополитическим интересам России в Центральной Азии и «не стоит» никаких маневров в Грузии, как бы они сильно и не раздражали.

Е.Е.Кирсанов
Источник: "Институт Ближнего Востока"


 Тематики 
  1. США   (971)
  2. Афганистан   (87)
  3. Ближний Восток   (499)