"Газпром", крупнейшая в мире компания по добыче природного газа, и "Ройял Датч Шелл" подписали 8 апреля в Москве серию соглашений, открывающих российской компании доступ на североамериканский газовый рынок. Соглашение предусматривает закупки сжиженного природного газа у "Sakhalin Energy Investment Company" /где "Газпрому" принадлежит 50 проц. плюс одна акция, а "Шелл" – 27,5 проц. /. Поставки должны начаться уже в нынешнем году и будут продолжаться до 2028 года. Сжиженный природный газ будет доставляться на регазификацию на терминал Коста-Азуль в Нижней Калифорнии /Мексика/, а затем по газопроводу направляться в Калифорнию для поставок американским потребителям. Этим будет заниматься дочернее предприятие "Газпрома" в Хьюстоне "Gazprom Marketing & Trading USA, Inc". Когда проект выйдет на пиковые показатели, закупки достигнут 1 млн тонн, что на регазификационном терминале будет соответствовать 250 млн кубических футов газа в сутки. Часть этого топлива может быть использована на мексиканских электростанциях, а часть направлена в Калифорнию по газопроводам "Gasoducto Baja Norte" и "North Baja Pipeline". С точки зрения общего объема потребления в США, это составит лишь 0,5 проц. от общего объема потребления на американском рынке. Эквивалентные объемы российского газа будет поставляться для "Шелл" в Европе по газопроводу. Это, как отметили аналитики газового рынка, обеспечит "Шелл" "диверсификацию и гибкость, а также укрепит маркетинговые позиции на европейском рынке". Для "Шелл" это соглашение стало серьезным плюсом в свете того, что министерство торговли США отказалось добиваться пересмотра решения властей штата Нью-Йорк относительно запрета на строительства крупного терминала по приему сжиженного газа "Броадуотер" на Атлантическом побережье.
"В сотрудничестве "Газпрома" и "Шелл" достигнута важная веха, – указал главный управляющий "Ройял Датч Шелл" Дж.ван дер Веер в заявлении по поводу заключенного соглашения. – Мы ожидаем дальнейшего расширения наших связей с "Газпромом" по различным направлениям, связанным с природным газом и сжиженным природным газом, как в России, так и на международной арене".
Комментируя это соглашение, канадская газета "Нэшнл пост" обратила внимание на то, что в результате "Газпром" "впервые обозначит в нынешнем году свое заметное присутствие на североамериканском рынке природного газа", причем российская компания "избрала Мексику, а не Канаду, которой в начале нынешнего десятилетия отдавала предпочтение, для того, чтобы обеспечить реализацию этой стратегии". В мае прошлого года "Газпром" намеревался обеспечить себе доступ на североамериканский рынок через Канаду за счет партнерства с "Петро-Кэнада" в строительстве регазификационного терминала в Квебеке. Однако этот проект не получил развития. Возможно. что причиной этому стало непростое финансовое положение "Петро-Кэнада", которое в конце марта привело к тому, что руководство компании объявило о предстоящем слиянии с "Санкор энерджи" и предстоящей в связи с этим переориентацией новой компании на добычу и переработку битумных песков в провинции Альберта, а также на эксплуатацию перспективных участков на шельфе на Атлантическом побережье.
Как отметил в этой связи Крис Тил, управляющий директор по инвестициям в компании "Tristone Capital Inc", дебют России на североамериканском газовом рынке происходит в период, когда цены на газ низки из-за растущих поставок с новых месторождений в США, а также в связи с ростом объемов поставок сжиженного природного газа в США, где имеются значительные мощности для его хранения. Перенасыщенность рынка уже привела к свертыванию ряда проектов в Альберте – провинции, где расположены основные залежи природного газа в Канаде, а также к очередной отсрочке в реализации энергетического мега-проекта – строительства газопровода "Маккензи Вэлли" протяженностью 1200 километров – с месторождений в дельте реки Маккензи до северной границы провинции Альберта, где газ должен поступать в североамериканскую. трубопроводную сеть. В этой связи, по мнению Криса Тила, первоначальные объемы поставок "Газпрома" будут невелики и не приведут к дальнейшему падению цен на рынке, однако в будущем дополнительные объемы российского газа на североамериканском рынке обернутся усилением конкуренции с канадскими газодобывающими компаниями, в первую очередь – с теми из них, кто работает на месторождениях на севере провинции Британская Колумбия. "В России сосредоточено 20 проц. мировых запасов природного газа и точно так же, как Западная Европа стремится диверсифицировать источники поставок, Россия хочет расширить число покупателей", – добавил Крис Тил. Кроме того, эксперты считают сжиженный природный газ "топливом будущего", поскольку его сжигание в гораздо меньшей степени, чем нефть, оборачивается вредными выбросами в атмосферу. Для "Шелл", оказавшейся сейчас вовлеченной в острый спор с коалицией канадских "зеленых" из-за планов расширения добычи нефтяных песков на открытых разработках "Маскег-Ривер" и "Джекмайн" в северной Альберте, расширение масштабов газовой составляющей представляется немаловажным фактором. В этой связи один из канадских аналитиков газового рынка обратил внимание на то, что "Газпром" является крупнейшим в мире экспортером сжиженного природного газа, а следовательно, энергетической компанией, за которой – будущее".
Признавая широкие экспортные возможности российской газовой компании, аналитики газового рынка в то же время обращают внимание на то, что значительные объемы поставок энергоресурсов из России могут вызвать озабоченность в Вашингтоне. "Хотя перспективы того, что "Газпром" будет доминировать на американском газовом рынке так же, как это сейчас производит в Европе, весьма отдаленны и маловероятны, Вашингтон не хотел бы зависеть от российских энергопоставок, – отмечается в докладе "Gazprom, Rabaska and Russian Interests in Canada: Russia Entering North American Natural Gas Market". – Кроме того, у Вашингтона вызывает озабоченность проникновение "Газпрома" в Латинскую Америку, прежде всего в Венесуэлу и Боливию. При совпадении этих двух тенденций у Вашингтона могут появиться опасения по поводу энергетической безопасности, в особенности в случае нестабильности на Ближнем Востоке, а также неудачных попыток добиться организации энергопоставок из Средней Азии в Европу в обход России".
По мнению бывшего главного экономиста "Петро-Кэнада" Джона Фостера, стремление "Газпрома" на американский рынок продиктовано прежде всего стремлением найти потребителей. "Русские хотели бы какой-то диверсификации, поскольку они в огромной степени зависят от Украины при поставках природного газа в Европу", – отметил он. – Идет геополитическая игра, а битва за контроль над энергетическими ресурсами является одной из самых крупных таких схваток".
Источник: "Компас" ИТАР-ТАСС
При полном или частичном использовании данного материала ссылка на rodon.org обязательна.