В оглавление «Розы Мiра» Д.Л.Андреева
Το Ροδον του Κοσμου
Главная страница
Фонд
Кратко о религиозной и философской концепции
Основа: Труды Д.Андреева
Биографические материалы
Исследовательские и популярные работы
Вопросы/комментарии
Лента: Политика
Лента: Религия
Лента: Общество
Темы лент
Библиотека
Музыка
Видеоматериалы
Фото-галерея
Живопись
Ссылки

Лента: Политика

  << Пред   След >>

Проблемы стабилизации финансового сектора ФРГ

Глобальный кризис достаточно больно ударил по Германии, причем не только по экономике "чемпиона мира по экспорту", за товары которого мировому потребителю теперь стало сложнее платить, но и по ее финансовой, прежде всего, банковской системе. Причем, это произошло даже несмотря на наличие в стране значительного числа банков, обслуживающих исключительно внутренние нужды и не пострадавших непосредственно от краха заокеанских банков и вызванных им разрушительных последствий в мировой финансовой системе. Тем не менее, созданный в ФРГ для борьбы с последствиями кризиса Специальный фонд для стабилизации финансового рынка /SoFFin/ сообщил, что уже выделил банкам помощь в размере 152 млрд евро из имевшихся у него 480 млрд евро.

Из этой суммы 133 млрд евро относятся к государственным гарантиям, которые принял на себя созданный осенью прошлого года специальный фонд. 19 млрд евро пошли на увеличение собственного капитала банков. До настоящего времени финансовый сектор ФРГ запросил у государства 212 млрд евро. Сделано также 20 предварительных запросов на оказание финансовой помощи, хотя она и обходится банкам не бесплатно.

Благодаря гарантиям спецфонда, банки могут легче размещать свои облигации на финансовых рынках и таким образом рефинансироваться. В случае банкротства финансовую ответственность за это будет нести немецкое государство. Это резко повышает привлекательность выпускаемых этими банками облигаций в глазах инвесторов.

Среди получателей государственной финансовой помощи – один из крупнейших частных банков страны "Коммерцбанк", получивший 18,2 млрд евро для увеличения собственного капитала и предоставивший, в свою очередь, государству 25 проц. плюс одну акцию, несколько земельных банков, пострадавших, главным образом, из-за присутствия в лице дочерних компаний на американском рынке недвижимости или, например, относительно небольшой "Аареал банк", также действующий в сфере недвижимости. Несмотря на то, что этот банк закончил 2008 год в плюсе, он получил из государственного стабилизационного фонда 525 млн евро, чтобы "поддержать свою успешную бизнес-модель в условиях, характеризующихся драматическими переменами" в финансовом секторе.

Кстати, в отличие от многих других немецких банков, "Коммерцбанк" тоже завершил 2008 год в плюсе, заработав за этот период , как сообщило его руководство, 3 млн евро /против 1,9 млрд евро в 2007 году/, потеряв, однако, только в четвертом квартале 809 млн евро, в основном, путем списания долгов, в том числе по секъюритизированным закладным в США. Ему удалось также поглотить своего старого конкурента – "Дрезднер банк", правда ценою взятия на себя его огромных долгов. "Это поглощение является и остается стратегически правильным: мы создаем ведущий банк Германии для физических лиц и корпоративных клиентов", – указал глава "Коммерцбанка" Мартин Блессинг, возглавляющий с января этого года также и "Дрезднер банк". Он не скрывает, что, несмотря на получение финансовой поддержки от государства и "хороший старт" в январе этого года, "2009 год будет еще одним трудным годом".

По причине глобального кризиса "Дрезднер банк" потерял 6,3 млрд евро в 2008 году, за один лишь последний квартал минувшего года его потери составили 3,9 млрд евро, говорится в распространенном здесь пресс-релизе банка, который в предыдущем году смог заработать 410 млн евро.

Главный конкурент "Коммерцбанка" – "Дойче банк", пока отказывающийся от финансовой помощи со стороны государства, из-за глобального кризиса потерял в четвертом квартале 4,8 млрд евро и завершил 2008 год в минусе. По итогам минувшего года его потери составили 3,9 млрд евро.

Как бы ни были тяжелы эти потери, это еще не самое худшее. Из крупнейших, т.н. "системообразующих" банков в наиболее тяжелом положении оказался, пожалуй, мюнхенский банк "Хипо реал эстейт" /ХРЭ/, активно действующий в целом ряде секторов финансового рынка.

Ради спасения от банкротства, прежде всего, именно этого банка правительство ФРГ одобрило законопроект, позволяющий частично национализировать банки, которым угрожает разорение в результате финансового и экономического кризиса. Такой шаг был предпринят впервые за всю послевоенную историю Германии. В апреле этот законопроект был принят бундестагом. Банк уже получил свыше 100 млрд евро в виде гарантий, главным образом от государства.

Канцлер ФРГ Ангела Меркель /ХДС/ назвала эту меру, вызвавшую неоднозначную реакцию в стране, "безальтернативной". По ее словам, "никакой банк с наличием системного риска не должен обанкротиться". Цель законопроекта – "стабилизировать системно важные банки, подобные ХРЭ", указал, в свою очередь, министр финансов ФРГ Пеер Штайнбрюк /СДПГ/.

Своевременность принятия этой меры, которая, как утверждает правительство, "не ставит под сомнение основы социального рыночного хозяйства", как здесь называют немецкую разновидность капитализма, подтверждается самой жизнью.

Согласно опросу, проведенному в конце января Бундесбанком и Федеральным ведомством по надзору за оказанием финансовых услуг /БаФин/, в котором приняли участие 20 важнейших банков ФРГ, крупнейшие финансовые институты и земельные банки располагали "токсичными" ценными бумагами на общую сумму почти в 300 млрд евро, из которых лишь около четверти были уже списаны, а остальные по-прежнему находятся на их балансах.

Министерство финансов ФРГ и некоторые экономисты полагают, что весь банковский сектор страны обременен "токсичными" ценными бумагами на сумму около 1 трлн евро. Поэтому эксперты убеждены, что списания активов продолжатся и приведут к новым крупным потерям. Так, по мнению экономиста из Франкфуртской школы финансов и менеджмента Дирка Рудольфа, "миллиардные списания активов банками и миллиардные спасательные пакеты будут сопровождать нас весь 2009 год".

Вопрос о том, что делать с "токсичными" ценными бумагами, буквально раскалывает немецкий деловой и финансовый мир и угрожает потенциально серьезными политическими проблемами для правящей ФРГ "большой коалиции", поскольку рядовые граждане внимательно следят, не станут ли власти спасать богачей за их счет. Разумеется, очень многие немецкие финансисты и бизнесмены хотели бы освободиться с помощью государства от "токсичных" активов, "сплавив" их в т.н. "плохие банки". Данная проблема усугубляется также международным давлением, прежде всего, со стороны бизнес-элит Великобритании и США. Влиятельные круги в этих странах, похоже, даже несмотря на кризис, все еще не разделяют мнение многих немцев насчет того, что главная задача финансовой системы – обслуживать реальную экономику, а не заниматься в частных интересах инвесторов "пенкоснимательством" на финансовых площадках мира.

Глава Минфина ФРГ Пеер Штайнбрюк категорически отверг идею создания "плохого банка" для вывода из финансовой системы "токсичных" активов, так как убежден, что связанные с этим издержки лягут, в конечном счете, на плечи налогоплательщиков.

"Я совершенно определенно отвергаю создание центрального плохого банка. Я также не согласен с решением о государственном страховании токсичных ценных бумаг, как это делается в Великобритании. Третья – американская модель – пока еще не привлекла меня и других финансовых министров", – заявил он на днях в интервью "Франкфуртер альгемайне зонтагсцайтунг".

По словам Штайнбрюка, "издержки, связанные с деятельностью плохого банка, должен будет, в конечном счете, оплатить немецкий налогоплательщик", и "это бы стоило федеральному центру свыше 200 млрд евро".

Глава Минфина ФРГ указал, что "необходимо делать различие между токсичными и в настоящий момент неликвидными ценными бумагами", отметив, что за первые "большую ответственность должны нести соответствующие банки и их акционеры". В том, что касается временно неликвидных ценных бумаг, то тут "государство могло бы оказать некоторую помощь", поскольку эти ценные бумаги "когда-нибудь снова станут ликвидными". "Таким образом, – добавил он, – эти ценности не потеряны навсегда".

В борьбе с экономическим кризисом Штайнбрюк призвал не увлекаться принятием все более гигантских "конъюнктурных программ", поскольку их отрицательные стороны вполне могут перевесить позитивные. Так, по его словам, государствам уже сейчас приходится размещать свои облигации на рынках капиталов "на определенно худших условиях" и даже вытеснять с этих рынков частные компании. "Это тормозит экономику намного сильнее, чем позитивное воздействие конъюнктурных программ", – предупредил он.

Штайнбрюк призвал также к неукоснительному соблюдению, особенно в условиях кризиса, налогового законодательства. По его данным, лишь на счетах граждан ФРГ в Швейцарии находится около 200 млрд евро, доходы с этого капитала составляют ежегодно примерно 8 млрд евро, а в виде налогов в страну вернулось в 2008 году вместо около 2 млрд евро лишь 80 млн евро. "И что, я должен в ответ на это дипломатично и вежливо улыбаться"? – задал риторический вопрос глава Минфина ФРГ, возглавивший в ЕС борьбу с "налоговыми оазисами". .

В опубликованном в начале апреля интервью газете "Хандельсблат" министр финансов ФРГ также подчеркивал, что банки должны решать проблему "токсичных" активов без помощи государства и что он не видит пока другого варианта, поскольку даже эксперты еще не знают, окажутся ли функциональными англо-американские модели "плохих банков". "Для токсичных ценных бумаг банки сами должны найти решение. Это не может сделать государство. Модели плохих банков в США и Великобритании меня пока не убеждают", – отметил, в частности, он.

Массированная помощь со стороны государства немецкому банковскому сектору, указал Штайнбрюк, направлена на защиту "денег налогоплательщиков, и она уже помешала проявиться в стране "самым плохим последствиям кризиса на финансовых рынках", хотя еще и "не привела к тому, что уже восстановлена потеря доверия и что межбанковский рынок /капиталов/ снова функционирует".

И все же, несмотря на приведенные выше заявления ведущих политиков, было бы преждевременно полностью исключать, что в ФРГ не появится ни "центрального", ни "специализированных" "плохих банков", поскольку ситуация в финансовой сфере способна еще более обостриться, а давление на власти – возрасти. Не секрет, что и политики, в конечном счете, обычно прислушиваются – в той или иной степени и по понятным причинам – к мнению представителей крупного капитала. Даже если речь идет о годе выборов в бундестаг.

Так, по данным СМИ, проблема "токсичных" активов и перспективы создания "плохих банков" будет, в частности, обсуждаться в ближайшие дни на проводимом в Берлине в ведомстве федерального канцлера очередном экономическом саммите, в котором примут участие ведущие политики, бизнесмены, банкиры и лидеры профсоюзов.

Пожалуй, основной "болевой точкой", в которой пересекаются финансовые, политические и социальные измерения немецкого общества, является в настоящий момент проблема выплаты незаслуженных бонусов менеджерам и банкирам. Ведь речь идет о стране, в которой представление о "социальной справедливости" имеет исключительно сильный эмоциональный заряд и признается за негласную норму, которую приходится уважать – или делать вид этого – даже сильным мира сего.

Вскрывшиеся, тем не менее, примеры выплат крупных бонусов руководству провальных компаний и банков, получавших государственную помощь, иными словами, деньги налогоплательщиков, вызвали в ФРГ резкое осуждение сверху донизу, и в целом ряде случаев подобие "социальной справедливости" было восстановлено.

"Непостижимо, что банки, которым помогает государство, во многих случаях в то же самое время выплачивают гигантские суммы в виде бонусов", – указала Ангела Меркель в интервью журналу "Шпигель". Она напомнила, что власти ФРГ выделили почти 500 млрд евро в виде "спасательного пакета" для немецких банков, и часть этой суммы уже потрачена. По мнению канцлера ФРГ, система бонусов должна быть "более четко" связана с "долговременными успехами банков".

Между тем, некоторые видные немецкие банкиры стараются учитывать в нынешних условиях мнение общественности, возмущенной практикой "приватизации прибылей и социализации убытков", и отказываются от щедрых премиальных неизвестно за какие заслуги. Так, от премиальных отказался экс-глава "Дрезднер банка" Герберт Вальтер, обосновав свое решение негативными последствиями финансового кризиса, прежде всего, в сфере инвестиционно- банковской деятельности, где "Дрезднер банк" понес миллиардные убытки.

Еще в октябре минувшего года глава "Дойче банка" Йозеф Аккерман, три члена правления и все 20 членов наблюдательного совета этого прославленного немецкого банка – по тем же самым причинам – отказались от многомиллионных бонусов по итогам 2008 года, который их банк впервые за долгие десятилетия закончил в минусе. Между тем, по итогам вполне благополучного 2007 года сумма премиальных Аккермана составила 14 млн евро. В недавнем интервью газете "Бильд", вызвавшем огромный резонанс в стране, Аккерман указал, что граждане справедливо "рассержены" тем, что менеджеры компаний, получающих государственную помощь, продолжают, несмотря на понесенные ими огромные потери, выдавать себе "миллионные бонусы из карманов налогоплательщиков".

"Достижения должны вознаграждаться, а ошибки не должны вознаграждаться, тем более, за счет денег налогоплательщиков", – подчеркнул глава крупнейшего частного банка ФРГ. Он указал, что "менеджеры не должны присваивать себе особые права, однако и не должны быть вне закона", обязаны "быть примером" для других и помнить, что "они несут особую ответственность".

Аккерман убежден в том, что практика выдачи щедрых бонусов в нынешних условиях "дискредитирует целую профессиональную группу", хотя "подавляющее большинство сотрудников" банков не виноваты в разразившемся кризисе. Вместе с тем, по его мнению, банки "далеко не единственные ответственные за настоящий кризис", который спровоцировали также наличие в экономике чрезмерной денежной массы и недостаточный надзор за финансовой сферой.

Большая степень единодушия существует в Германии в том, что вызвало нынешний финансовый кризис. По словам выразившего, пожалуй, общее настроение главы МВД ФРГ Вольфганга Шойбле /ХДС/, первопричиной кризиса стала "жадность, которая разрушила все".

"Рейтинговые агентства, экономические аудиторы, промышленность и, конечно, банки в такой степени были и продолжают оставаться заинтересованными в получении больших денег, что это, очевидно, затуманило им голову, и они уже не смогли справиться со своей ответственностью", – указал он в интервью "Зюддойче цайтунг".

По словам Шойбле, "желание все больших и больших доходов стало во многом частью проблемы", поскольку, "когда финансовые рынки полностью абстрагируются от реального обмена товарами, это становится опасным". Шойбле обрушился также на отсутствие моральных принципов у многих банкиров. "Ужасно видеть, с каким равнодушием, прежде всего, англо- саксонские инвестиционные банкиры, предъявляют права /на бонусы/ и совсем не понимают, что своим поведением они себя морально дискредитируют", – подчеркнул он.

Здесь также имеется большая доля единодушия в том, каково будет основное принципиальное последствие нынешнего финансового и экономического кризиса, выходить из которого, согласно большинству прогнозов, ФРГ постепенно начнет в 2010 году. Это, прежде всего, увеличение роли государства в экономике и надзоре за финансовыми рынками.

"Мы переживаем конец догмы, согласно которой государство должно находиться вне экономики. Должен быть найден новый баланс, большая сбалансированность в отношении государства к рынку, – заявил Пеер Штайнбрюк в интервью "Зюдойче цайтунг". – Хорошо, что государство будет сильнее определять правила игры, чем в последние 20 лет. Я предполагаю, что эта фаза будет длиться очень долго". Он также убежден, что "этот кризис потребует не только экономическую, но и общественную цену". "Многие люди испытывают глубокие сомнения насчет модели, при которой ответственные за произошедшее не несут ответственности", – подчеркнул он.

Источник: "Компас" ИТАР-ТАСС
При полном или частичном использовании данного материала ссылка на rodon.org обязательна.


 Тематики 
  1. Германия   (332)
  2. Мировой финансовый кризис   (268)