Знаковым стало последовавшее 9 апреля решение федерального судьи в Нью-Йорке по иску южноафриканской правозащитной организации "Кулумани", которая представляет интересы черных соотечественников, пострадавших в период режима апартеида. Судья постановил, что "Кулумани" имеет право подать в американский суд на американские же компании ради получения компенсации. Эти компании обвиняются в соучастии в нарушениях прав человека, совершенных режимом апартеида. Речь идет о помощи тогдашнему правительству ЮАР в репрессиях против черного большинства.
Среди ответчиков числятся такие "киты" бизнеса, как "Дженерал моторс", "Ай-би-эм", "Форд", "Барклиз", "Бритиш петролеум", "Шелл". Они обвиняются чернокожими в ЮАР в "оказании помощи и поощрении пыток, внесудебных убийств и апартеида". По словам адвоката истцов Майкла Хаусфелда, обвинения выдвинуты также против германской "Райнметалл" и швейцарской "Эрликон" – производителей оружия, японской компьютерной фирмы "Фуджицу". Всего в ЮАР миллионы чернокожих добиваются репараций от западных фирм- сторонников апартеида на несколько миллиардов долларов.
До реального начала судебного разбирательства по делу об апартеиде еще как минимум два года, но важно то, что таким образом южноафриканским чернокожим гражданам удалось сделать первый шаг в реализации своих планов добиться репараций после почти семь лет казавшихся бесплодными мер. А еще важнее, что создается прецедент, который способен повлечь за собой целую лавину сходных исков. Сама юридическая перспектива появилась после появления в законодательстве США положений, позволяющих рассматривать в суде иски иностранцев к местным компаниям по обвинениям в нарушении прав человека. Первыми достигли успеха еврейские организации, которым удалось добиться денежных компенсаций от швейцарских банков, которые хранили золото, в частности – золотые зубные коронки, принадлежавшие евреям и изъятые гитлеровцами.
Еще с 2001 года в одном из американских судов находится иск намибийского народа гереро к Германии на сумму 4 млрд долларов США с требованием компенсации ущерба от геноцида. Народ гереро добивается от Германии признания геноцида против него и выплаты репарации. Верховный вождь гереро Куаима Рируако заявил: "Мы хотим репараций за пролитую нами кровь и отобранные у нас землю и скот. Я призываю германский народ и церковь оказать давление на правительство Германии, чтобы оно выплатило нам репарации". Во время колониальной экспансии Германии на рубеже Х1Х-ХХ веков на территории нынешней Намибии гереро подверглись геноциду. Германские войска почти полностью истребили их ради захвата земель, наиболее пригодных для жизни по климату и природным условиям.
Эта история – одна из самых кровавых страниц колониального раздела Африки; печально знаменитыми стали слова германского генерал-лейтенанта Лотара фон Троты: "Любой член племени гереро, будь то воин, мирный крестьянин, женщина или ребенок, должны быть расстреляны на германской территории". Вопрос о возмещении ущерба гереро поднимали неоднократно, но Германия постоянно отклоняла их требования. Гереро вдохновлены компенсациями, которые Берлин согласился выплатить тем, кто в годы второй мировой войны был насильственно угнан в Германию и там использовался для рабского труда.
Но все эти иски при их несомненной значимости – все же малая доля тех претензий, которые африканцы могут предъявить Западу, прежде всего, за работорговлю и за утраты времен колониальной эксплуатации. Пока наиболее весомые из этих исков – требования репараций от США и Западной Европы за потери, связанные с вывозом рабов с континента, т.е. за события 200-летней давности. Почти четыре года назад Африканский союз /АС/ начал подготовку и сбор материалов для выдвижения такого рода исков. Эти репарации должны получить потомки рабов.
АС призвал парламенты стран Африки "выдвигать иски по работорговле". Действует комитет по репарациям для пострадавших от работорговли, основанный еще в 1991 году во времена предшественницы АС – Организации африканского единства. Идею репараций активно поддерживают сторонники идей панафриканизма, негритюда и Движения растафарианцев, которое считает своим духовным отцом последнего императора Эфиопии Хайле Селассие, сохранившего единство и независимость державы в годы колониальных захватов. Состоялась даже всеафриканская конференция по проблемам репараций Африке за вывоз рабов. Африканцы намерены потребовать у Европы по крайней мере 777 триллионов долларов через ООН и Международный суд в Гааге.
Один из первых, если не самый первый, иск колонизаторам предъявили два года назад ветераны антиколониального восстания "Мау Мау" 1950-60-х годов в Кении. Они потребовали от правопреемников британских колонизаторов – современного правительства Соединенного Королевства – компенсации в 59,75 млрд фунтов стерлингов за совершенные британскими войсками зверства при подавлении восстания.
Действуя по приказам из Лондона, британские военнослужащие и агенты спецслужб в 1954-1961 годах убили, искалечили, подвергли тюремному заключению и пыткам свыше 200 тыс. человек в Кении, которая была тогда британской колонией. Ветераны "Мау Мау" готовы обратиться в Международный суд в Гааге, если им откажут в Лондоне.
Кроме того, у кенийцев имеются претензии и по более ранним эпизодам. "Ваше правительство захватывало нас, африканцев, в ХУ111 и в Х1Х веках, вывозя рабов через Момбасу и Занзибар, – утверждают они. – Детей и стариков протыкали копьями, расстреливали из винтовок, а здоровых и крепких мужчин отправляли в рабство в английские колонии в Америке". Ныне, по мнению ветеранов "Мау Мау", нищета Африки отчасти объясняется недостатком населения, утраченного во время работорговли, и тем, что рабы ничего не получали за свой труд и не смогли ничего накопить. Международный валютный фонд /МВФ/ и Всемирный банк, уверены кенийцы, созданы на основе, в том числе и богатств, созданных трудом африканских рабов, которых вывозили в Америку и Западную Европу. В Кении англичане конфисковали лучшие земли, скот, уничтожали поселения местного чернокожего населения. До сих пор потомки английских колонизаторов занимают земли, отобранные у местных жителей. Такие известные чайные компании, как "Брук бонд", "Джордж Уильямс" и "Эфрика хайлэнд продьюс", создали свое могущество за счет эксплуатации рабского труда африканцев на украденных у них землях.
Помимо работорговли африканцы готовятся вменить американцам и западноевропейцам в вину и другие невзгоды – потери от широко применявшегося в годы колониализма принудительного труда, недополученной выгоды в связи с тем, что на колониальных территориях развивались европейские и американские, а не местные компании, вообще – сдерживалось развитие местного общества и экономики.
Пока что речь идет в основном о европейской колонизации, но ведь гораздо более древней была арабская колонизация и работорговля, некоторые проявления которой живы по сию пору в Мавритании, Чаде, Судане. Сказывается арабо-африканская солидарность по Движению неприсоединения и другим организациям, нежелание бередить прошлое в ожидании возможных внушительных инвестиций из стран Персидского залива. Недавно, вслед за Китаем, Бразилией и Индией, развитием деловых контактов с Африкой заинтересовалась Турция. Учитывая валютные, торговые и производственные возможности Турции, Африка вряд ли станет взыскивать с нее за активное участие в работорговле.
Однако, уже сейчас идет сбор свидетельств не только против европейской, но и против арабской колонизации. Вот одно из последних: 90-летний пенсионер Уолтер Мботела рассказывает, как 150 лет назад арабы захватили его деда в рабы и увезли на Аравийский полуостров на одномачтовом судне. Его спас британский корабль. "Арабы били чернокожих рабов плетьми, стремились заставить их подчиниться перед отправкой в арабские страны, – говорит Мботела. – Мы, африканцы, не любим арабов, потому что они продавали наших отцов. Арабы должны заплатить за это, но мы знаем, что они не сделают этого". Караваны веками шли вниз по Нилу, и арабские торговцы в ХУШ и Х1Х веках вывозили людей из портов Индийского океана.
Кстати, на приоритет арабов в работорговле указывает и то обстоятельство, что оскорбительным прозвищем для чернокожих со стороны белых считается "кафр". Конечно, это происходит от арабского "кяфир", "неверный", и, скорее всего, было дано арабами-мусульманами чернокожим африканцам-язычникам. То, что этот термин широко распространен на Юге Африки, говорит о масштабах арабской работорговли на континенте. Первые чернокожие в России появились, несомненно, из таких рабов, первоначально вывезенных арабами-работорговцами из Африки на Аравийский полуостров, в Османскую империю, а затем попавших на Кавказ или в Крым, Молдавию. Одним из этих или других путей работорговли попал в Россию и знаменитый чернокожий предок Пушкина. В Абхазии до наших дней остались деревни, населенные потомками чернокожих рабов.
Вычислить, сколько африканцев было вывезено в арабские страны, трудно, потому что торговцы докапиталистической эпохи не вели записей. Но историки считают, что с ХУ по Х1Х века европейскими работорговцами через Атлантику было вывезено примерно 11-12 млн африканцев. Некоторые ученые полагают, что в УШ-ХУШ веках арабские работорговцы вывезли не меньше невольников из Восточной и Южной, а также Центральной Африки.
Источник: "Компас" ИТАР-ТАСС
При полном или частичном использовании данного материала ссылка на rodon.org обязательна.