Германская внешняя политика принимала самое активное участие в процессах расторжения Варшавского договора и pаспада СССР в 90-е годы. И уже в 1991 г. федеральное правительство ускорило процесс раскола Югославии, поторопившись признать независимость Словении и Хорватии. В 1995 г. бундесвер тайно участвовал в боснийской войне под прикрытием оказания "гуманитарной помощи". И до сегодняшнего дня судьбу Боснии и Герцеговины определяют высокопоставленные германские дипломаты.
Независимость Косово и "долгоиграющие" планы Германии
Вскоре и Косово попало в фокус немецкой политики в Юго-Восточной Европе. Когда сербский премьер-министр Слободан Милошевич лишил в 1989 г. провинцию Сербии Косово автономии, и вскоре после этого парламент и правительство Косово были распущены, демократической лигой Косово (ДЛК) было образовано подпольное правительство при "президенте" Ибрагиме Ругова. "Премьер-министром" стал его верный соратник Буйяр Букоши. Уйдя в эмиграцию, это правительство нашло приют в Германии, где ему еще раньше оказывалась политическая поддержка.
В начале 90-х годов Албания пользовалась покровительством тогдашнего правительства канцлера Коля. Это заключалось с одной стороны в том, что уже в 1995 г. федеральный президент Роман Херцог подписал в Тиране немецко-албанское базовое соглашение о "Праве всех народов на свободное (само)определение своей судьбы", которое брало в визир прежде всего Косово. С другой стороны, в Тиране было открыто контактное бюро федеральной службы новостей, основной задачей которого была организация и снабжение подпольной милиции Косово. Деньги на это передавались через Букоши, который, в свою очередь, находился в тесном контакте с тогдашним министром иностранных дел Германии Клаусом Кинкелем. В 1995 г. Букоши отошел от ненасильственной политики Ругова и начал формирование "Вооружённых сил республики Косово" (ВСРК), которые позже влились в состав "Освободительной армии Косово" (ОАК). Эскалация конфликта произошла после того, как в 1996 г. были совершены покушения в 5 сербских лагерях беженцев.
Пользуясь немецким и американским покровительством, "Армия освобождения Косово" крепла и снабжалась оружием через албанскую границу. К 1998 году призывы международной общественности прекратить торговлю оружием стали всё громче. Албанский премьер-министр Фатош Нано попросил НАТО о помощи в контроле над границей с Косово. Однако, отправка боевых частей НАТО в Албанию, означала бы конец АОК в ущерб немецкой политике на Балканах. Поэтому Клаус Кинкель наложил своё вето, объяснив: "Мы должны хорошо подумать, будет ли это нравственно – лишить косовских албанцев возможности приобретать оружие в целях самообороны".
Министр обороны Германии Фолкер Рюхе уже тогда представлял точку зрения, которая позже стала ведущей в федеральном правительстве, а именно, что Милошевич сам и узаконил вооружённую борьбу АОК, организовав этнические чистки. "Проблема Косово не может быть решена посылкой войск в Албанию, т.к. это закроет границу и окончательно развяжет руки Милошевичу"– заявлял он.
"Франкфуртер Аллемайнер Цайтунг" (ФАЦ) писала в марте 2000 г. о поощрении АОК, в том числе и Германией, с целью вызвать гуманитарный кризис , который вынудил бы НАТО вмешаться. ФАЦ цитировала генеральный доклад парламентского собрания НАТО 1998 г. по кризису в Косово: "С октября по декабрь сербские репрессии уменьшились. Несмотря на это, никаких эффективных мер по обузданию АОК, которая и далее в США и Европе (особенно в Германии и Швейцарии) продолжает собирать пожертвования, вербует рекрутов и доставляет контрабандой оружие через албанскую границу, не предпринимается. Атаки АОК на сербские органы безопасности и гражданских лиц с декабря 1998 участились".
На конференции в Рамбуйе в феврале 1999 года сербскому правительству был поставлен неприемлемый ультиматум, на котором настаивали, главным образом, американский и немецкий министры иностранных дел Мадлен Олбрайт и Йошка Фишер. Фишер также позаботился о том, чтобы переговорами со стороны ЕС руководил австриец Вольфганг Петрич. Петрич являлся не только сторонником жёсткой линии по отношению к Сербии, но и тесно контактировал с АОК. Он позаботился о месте для АОК, представляемой Хашимом Тачи, за столом переговоров. Этим "ходом конём" Тачи, который к тому времени разыскивался сербскими органами безопасности по подозрению в покушениях и убийствах, из "персоны нон-грата" превратился в легитимного участника переговоров. А федеральное правительство добилось того, что АОК стала играть определяющую роль в Косово.
Как и ожидалось, сербская сторона не приняла ультиматум, НАТО объявил войну Сербии, в которой бундесвер в первый раз, после 2-й Мировой войны, принял участие.
Тогдашний канцлер германии Герхард Шрёдер сказал, что табу с военных действий в Европе снято, и это является особым вызовом для властей предержащих Германии.
После окончания военных действий, Косово оставили под управлением ООН, несмотря на то, что ранее сами участники военных действий осуществляли административный и военный контроль. При этом гражданским управлением занимались части УНМИК – Администрация ООН по управлению краем, в то время как военный контроль осуществляли руководимые НАТО КФОР ( в официальных документах ООН на русском языке, называемые СДК-Силы для Косово, прим. пер.). С самого начала миссии федеральному правительству удалось продвинуть в УНМИК и КФОР на руководящие посты немецких генералов и дипломатов.
В 1999 г. во главе КФОР впервые стоял немецкий генерал Клаус Райнхард, затем с сентября 2003 г. до августа 2004 г. – Хольгер Каммерхоф и, наконец, с сентября 2006 г. по август 2007 г. КФОР командовал Роланд Катер. В период руководства Каммерхофа (март 2004 г.) состоялись самые массивные погромы албанских ультранационалистов, когда множество сербов, цыган и ашкали (ашкали- одно из национальных меньшинств, проживающих в Косово, прим. пер.) былo убитo, тысячи лишились крова и были изгнаны, в то время как КФОР бездействовал.
УНМИК возглавляли два ведущих немецких дипломата: Михаэль Штайнер – 2002-2003 гг., до того координатор Балканской политики в администрации Герхарда Шрёдера. С сентября 2006 г. у руля встал Йоахим Рюкер. Рюкер, как и Штайнер, близок к СПД, и ранее работал в структурах ООН в Боснии и Герцеговине и в министерстве иностранных дел ФРГ. Сюда же относятся Том Кёниг (партия Зелёных), заместитель первого управляющего структурами ООН Берндта Кохнера и ответственный за построение структур гражданской администрации Косово; а также Бодо Хомбах (СПД), бывший глава администрации Герхарда Шрёдера, ставший в 1999 г. координатором стабилизационного пакта ЕС для стран Юго-Восточной Европы. Таким образом, Германия закрепила за собой важнейшую функцию в УНМИК – восстановление инфраструктур и развитие экономики, при помощи которой были взяты под контроль и полезные ископаемые Косово.
Для "оживления" экономики, Косово был навязан "свободный рынок", означавший приватизацию многих, всё ещё общественных, промышленных и сельскохозяйственных предприятий. Для этого в 2003 году было организовано "Агентство опеки Косово" – KTA- под руководством Николауса Графа Ламбсдорфа, которого в 2004 г. сменил Й. Рюкер. Рюкер проводил приватизацию безжалостно – рабочие, становившиеся формальными владельцами предприятий, получали при выкупе минимальные компенсации, если не были уволены до того. Примерно 200 до сих пор проданных предприятий "ушли", в результате мутных сделок, к иностранным инвесторам, из за чего КТА было предъявлено обвинение в коррупции.
Так, комбинат "Ферро-Никель", к которому относятся также рудники и обогатительная фабрика, был, против воли рабочих, и, несмотря на более выгодные предложения, почти подарен за 33 миллиона евро. "Счастливчиком" стало казахское предприятие "Алферон", в котором принимает активное участие немецкий концерн «Тиссен-Крупп». Кроме того, немецкие предприниматели проявляли большую заинтересованность в комбинате «Трепча» – комплексе рудников и обогатительных фабрик на севере Косово, стоимость которого оценивается в 5 миллиардов евро. Однако продажа «Трепчи», в 2000 г занятой 2900-ми солдатами НАТО и "освободившими" её от рабочих и администрации, задерживается из-за невыясненных имущественных отношений.
Кроме того, Косово располагает вторыми по величине в Европе запасами бурого угля. Несмотря на это, в стране ощущается острая нехватка электроэнергии, и многие дома получают электричество лишь на несколько часов в день.
Свирепствующая безработица, официальный уровень которой 45%, в действительности, однако, достигает 70% или даже 80%, обнищание населения – всё это свидетельствует о том, что Администрация ООН по управлению краем действует скорее в интересах иностранных инвесторов. Интересы Германии там представляет прежде всего общество Юго-Восточной Европы, участники которого представляют "who is who" немецкой экономики. Там находятся ведущие финансовые институты, такие как «Дойче Банк», «Гипо Верейнсбанк», и концерны, как «Симменс». Представителем их интересов в Косово был Михаэль Шэфер, в прошлом коммерческий директор министерства иностранных дел. На этом посту он так же выступал в защиту бывшего премьер-министра Косово Рамуша Харадиная, которому Гаагским международным трибуналом было предъявлено обвинение в преступлениях против человечности и нарушении правил ведения войны. Кроме того, Харадинай, принадлежавший к АОК, относился, согласно докладу федеральной разведывательной службы от 2005 г., к одному из самых могущественных и опасных клановых предводителей Косово. Цитируя дословно: "В районе Декани структуры, базирующиеся на клановой основе вокруг Рамуша Харадиная, занимаются всем спектром криминальной, политической и военной деятельности, которая оказывает влияние на внутреннюю безопасность во всём Косово. Эта группа, насчитывающая примерно 100 человек, участвует в контрабанде наркотиков, оружия а также нелегальной торговле облагаемыми пошлиной товарами. Кроме того, она контролирует муниципальные правительственные органы". Тем не менее, федеральное правительство до сих пор поддерживает тесные отношения и сотрудничает с криминальными и ультранационалистическими кругами Косово. Учитывая ведущую роль в УНМИК и КФОР, Германия, безусловно, ответственна за то, что ультранационалисты убийствами и изгнаниями национальных меньшинств добились "де факто" этнически чистого Косово. Так, сербы в 1953 г. составляли 24% населения края, в 1998 – 10%. Сегодня в провинции в этнических анклавах проживает примерно 120000 сербов, что составляет едва 5%.
Немецкие политики уже заблаговременно высказывались за независимость Косово. Так Гернот Эрлер (СПД), государственный министр МИД Германии уже в 2001 году, выступая по радио, заявил в связи с Косово, что границы не являются неприкосновенными.
Бывший представитель ХДС по внешним связям Карл Ламерс уже в апреле 1999 г., выступая в бундестаге, пообещал Косово независимость. С 2005 г. усилия западных властей в окончательном решении вопроса о независимости Косово ещё более возросли. К урегулированию вопроса был привлечён в качестве посредника от ООН бывший президент Финляндии Марти Ахтисаари. Ахтисаари разработал план, предусматривавший "частичную независимость" провинции, превращавший её практически в протекторат ЕС. Этот план вызвал ожесточённые протесты Сербии и России. На переговорах так называемой "тройки" в составе России, США и ЕС с Сербией, представителем со стороны ЕС был немец Вольфганг Ишингер, в настоящее время посол в Лондоне. Ишингер упорно проталкивал план Ахтисаари против российского вето и Сербии, чем форсировал отделение Косово от Сербии.
Однако и Ахтисаари действовал на совсем бескорыстно. Так с 2000 по 2004 гг. он председательствовал в Международном кризисном сообществе, финансировавшемся главным образом США, в правлении которого были высокопоставленные дипломаты и военные из Северной Америки и Европы, а также к примеру, мультимиллионер Джордж Сорос. В правлении также принимали участие Уэсли Кларк, американский генерал, командовавший войной против Сербии, Йошка Фишер, Фридберт Пфлюгер (ХДС) и Ута Цапф (СПД). Настаивая на отделении Косово, это сообщество уже заблаговременно провело экспертизу и составило планы приватизации комбината «Трепча».
В итоге, уже 10 лет немецкая политика активно способствует расчленению Сербии.
Мартин Крайкенбаум
World Socialist Web Site, Германия
Источник: "ИноФорум"
Прим. перев.
«Алферон» – компания в группе "Международные минеральные ресурсы", которая в свою очередь является частью транснациональной Евразийской корпорации минеральных ресурсов, холдинговой компании, зарегистрированной в Лондоне и занимающейся производством электроэнергии, добычей и переработкой полезных ископаемых. Владельцы – т.н. "тройка" – магнаты Александр Машкевич, Патох Шодиев и Алиджан Ибрагимов.
«Трепча» – крупнейший в бывшей Югославии свинцово-цинковый комбинат (рудники, обогатительные фабрики, заводы по выплавке свинца и цинка), расположенный на севере Косово.