О том, что у министра иностранных дел Польши Радослава Сикорского нет практически никаких шансов занять кресло генерального секретаря НАТО, став преемником уходящего Яапа де Хооп Схеффера, в Польше, похоже, знали все, кроме президента Леха Качиньского, премьер-министра Дональда Туска, министра национальной обороны Богдана Клиха и самого главы польского МИД. Несмотря на обилие негативных комментариев в польской прессе и многочисленные заявления аналитиков, заранее предупреждавших о том, что ведущие государства НАТО никогда не позволят политику ярко антироссийской направленности стать во главе альянса, польская политическая элита упорно продолжала разыгрывать карту под названием "Радослав Сикорский – новый генсек НАТО".
У всех участников политического шоу были на это свои причины. Глава польского правительства Дональд Туск хотел одним выстрелом убить двух зайцев – посадить представителя Польши в кресло генсека НАТО и одновременно, таким почетным образом, убрать опаснейшего конкурента на грядущих в Польше очередных президентских выборах, которые должны состояться уже в 2010 году. Ведь аналитики здесь весьма высоко ставили шансы молодого энергичного и проамериканского Радослава Сикорского...
Многоходовая комбинация по выдвижению его на пост генсека НАТО начала осуществляться Дональдом Туском еще в прошлом году. 31 декабря 2008 года в интервью газете "Дзенник" премьер-министр Польши раскрыл карты: "Это не спекуляции. Со мной по этому вопросу консультируются уже много месяцев. Это был бы огромный шанс для Польши. В таких организациях, как НАТО, приходит время для новых государств".
Лоббирование кандидатуры Сикорского Дональд Туск продолжал последовательно и на самых разных уровнях. В начале этого марта на очередном саммите ЕС в Брюсселе он обсуждал возможность избрания своего министра иностранных дел на пост главы НАТО с канцлером ФРГ Ангелой Меркель и "с несколькими другими европейскими лидерами".
Политику своего премьера активно поддерживал министр национальной обороны Польши Богдан Клих. На саммите НАТО в Кракове в марте этого года он активно агитировал участников за Радослава Сикорского, пытаясь убедить их, что глава МИД Польши – это именно тот политик, который поможет НАТО выстроить новые отношения с Россией.
"Действительно, Радослав Сикорский является тем политиком, который является главным соавтором разблокирования диалога Варшавы и Москвы. Этот опыт мог бы пригодиться в работе на пользу НАТО в ситуации, когда НАТО будет строить коммуникационные каналы с Россией", – говорил глава оборонного ведомства Польши.
Всячески поддерживал кандидатуру Сикорского и президент Польши Лех Качиньский. Это вызывало недоумение у ряда аналитиков, поскольку именно Радослав Сикорский в 2007 году нанес один из самых болезненных ударов по правившей тогда в Польше партии "Закон и справедливость", созданной братьями Лехом и Ярославом Качиньскими. Будучи министром обороны в кабинете премьер-министра Ярослава, Радослав Сикорский накануне внеочередных парламентских выборов покинул команду близнецов и перешел в лагерь их злейшего политического оппонента Дональда Туска, после победы которого он получил пост министра иностранных дел.
Поддержку Сикорского Лехом Качиньским объясняли тем же желанием убрать опасного кандидата с президентских выборов в 2010 году. Были и другие возможные мотивы. "Неофициально в поиск союзников для Сикорского вовлечена польская дипломатия, а также президент Лех Качиньский. В замен за этот жест поддержки Радослава Сикорского, которого президент откровенно не любит, пост представителя Польши при ООН должна получить любимица президента Анна Фотыга", – комментировала польская газета "Трибуна", опубликовавшая статью на тему натовских амбиций главы польского МИД под откровенным названием: "Сикорский без шансов".
Еще в начале этого марта Лех Качиньский откровенно заявил, что, по его мнению, у Радослава Сикорского есть шансы получить пост главы НАТО. "Министр Сикорский – это польский политик. Польша еще не имела такого поста, как генеральный секретарь НАТО", сказал он и намекнул, что уже в ближайшее время проведет переговоры на эту тему "с несколькими очень важными персонами".
Откровенно высказался на эту тему германский эксперт Хеннинг Рецке, написавший в польской газете "Речь Посполита", что "шансы Сикорского выглядели слабее. Он слишком молодой и слишком проамериканский политик. В последнее время он был ангажирован в проблемы противоракетного щита, что является элементом двусторонних гарантий, а не гарантий натовских. Такое стремление к двусторонним соглашениям очень не понравилось большинству европейских государств-членов альянса".
Немецкая газета "Зюддойче цайтунг" прямо написала о том, что Радослав Сикорский сам уничтожил свой шанс занять руководящий в НАТО пост, когда в декабре 2008 года в одном из интервью, данных в Вашингтоне, заявил о том, что "НАТО должен симметрично реагировать на каждую военную акцию России".
На слабость польской позиции откровенно указал и руководитель польского Центра международных отношений Еугениуш Смоляр, указавший, что поскольку 80 проц расходов на вооружение в НАТО принадлежит Великобритании и Франции, именно эти государства, а не Польша, будут "назначать" угодного им руководителя альянса.
Что касается самого Радослава Сикорского, то он вел себя, как и подобает настоящему дипломату: говорил одно, а делал – другое. Наверное, невозможно подсчитать, в скольких официальных заявлениях он отрицал свое намерение баллотироваться на пост генерального секретаря НАТО. "Я не являюсь кандидатом", постоянно твердил глава польского МИД. Последнее заверение такого рода он сделал уже буквально накануне начала юбилейного саммита НАТО.
"Существуют три кандидата на пост генерального секретаря НАТО. Я не вхожу в их число", сказал он, добавив: "Я никогда не был кандидатом". Но одновременно министр иностранных дел Польши не упускал возможности в завуалированной форме указать на то, что именно Польша достойна дать достойного кандидата на главный руководящий пост в НАТО. "После десяти лет нашего присутствия в НАТО пришло время, чтобы на ключевые позиции в этом союзе рассматривались кандидатуры из государств Центральной и Восточной Европы. Если в этом контексте упоминают Польшу, то это служит созданию позитивного образа нашей страны", заявил он.
Накануне юбилейного саммита НАТО Радослав Сикорский сделал явно неожиданное для всех заявление, выступив за возможность принять в НАТО ... Россию. "Россия необходима для разрешения европейских и глобальных проблем. Поэтому я считаю правильным прием ее в НАТО", сказал он. .
Обозреватели почти единодушно расценили это заявление, как попытку Радослава Сикорского накануне выборов нового генерального секретаря НАТО, на пост которого он все еще рассчитывал, доказать, что он не является русофобом, а его политика не может быть названа "антироссийской".
"Пришло время, чтобы на пост генерального секретаря Северо-Атлантического союза была всерьез рассмотрена кандидатура из Центральной Европы. После десяти лет членства /в НАТО/ мы уже не являемся "новыми членами", мы просто члены НАТО", – сказал глава МИД Польши.
Параллельно со всей этой риторикой министр иностранных дел Польши предпринял ряд конкретных шагов, могущих все же свидетельствовать о его намерении баллотироваться на пост генерального секретаря НАТО. Во- первых, польские посольства во всех 27 государствах НАТО получили от главы МИД шифрограмму с требованием подготовить отчеты об отношении ведущих политиков этих стран к кандидатуре Радослава Сикорского. Во-вторых, по данным газеты "Дзенник", в начале марта Радослав Сикорский обратился за протекцией к Леху Качиньскому, попросив президента Польши помочь ему получить кресло генерального секретаря НАТО, заручившись для начала поддержкой его кандидатуры в прибалтийских республиках.
Как выяснилось позже, кажущаяся нелогичность /в духе народной пословицы "без меня меня женили"/ была всего лишь тактическим ходом, разработанным советниками премьер-министра и экспертами МИД Польши, понимавшими, что реальные шансы Сикорского возглавить НАТО практически равны нулю, но пытавшимися отчаянным "продавливанием" своего кандидата выжать из НАТО какие-то очередные блага для Польши, главное место среди которых, по сведениям хорошо информированной газеты "Газета выборча", стало бы "размещение в Польше натовского батальона связи и высокий пост для поляка в секретариате руководителя альянса".
"Правительство также хотело показать, что ему не нравится стиль принятия решения о будущем главе НАТО – с Варшавой даже не консультировались в этом вопросе, а о том, что США и другие большие страны поддерживают Расмуссена, в Польше узнали из газет", пишет "Газета выборча".
Центральная роль в польском плане "поучить" своих "старших товарищей" отводилась президенту Леху Качиньскому, который отправился на юбилейный саммит НАТО вместе с Радославом Сикорским и министром национальной обороны Богданом Клихом. Как стало известно из опубликованной в понедельник польской прессой записке МИД Польши, пересланной накануне саммита в канцелярию Леха Качиньского, президенту рекомендовалось на саммите всячески тянуть время, не высказываясь в поддержку Андерса Расмуссена и не допустить его избрания по крайней мере в первый день. "Правительство предлагает затягивать выбор Расмуссена, но не слишком долго, так, чтобы это не имело характера блокирования его избрания", цитирует этот документ газета "Речь Посполита".
Помимо записки, называемой в польских СМИ "инструкцией", Радослав Сикорский лично проинструктировал Леха Качиньского, как надо "делать бяку" "товарищам по оружию" – из Варшавы оба политика летели на саммит одним лайнером и время поговорить у них было. То, что он все детально разъяснил президенту, Радослав Сикорский официально заявил польским журналистам.
Однако, вечером в пятницу во время ужина участников саммита, президент Польши вдруг взял слово и без всяких проволочек поддержал кандидатуру Андерса Расмуссена, как он потом объяснил, за "большую помощь" датчанина в принятии Польши в ЕС в 2004 году. Лишь после этого Турция выразила свое несогласие с кандидатурой Расмуссена и, таким образом, поторопившаяся Варшава потеряла реальную возможность выступить с Анкарой в едином блоке, что могло бы вынудить серьезных игроков альянса что-либо "отстегнуть" упрямым полякам за изменение их позиции.
Внезапный поворот Леха Качиньского на 180 градусов вызвал среди сторонников Дональда Туска бурю возмущения. Раздались даже голоса, что президента надо отдать под суд Государственного трибунала, который по польской конституции единственный имеет право судить президента. "Мы не настолько сильны, чтобы совершать подобные ошибки", – в сердцах бросил Дональд Туск в субботу на заседании совета правящей партии "Гражданская платформа".
Позицию экспертов суммировал известный польский политолог Гжегож Костшева-Зорбас: "Наверняка мы могли бы что-то получить. А на самом деле Польша не получила ничего. В альянсе действует принцип: что-то за что-то. Кто его не использует, тот теряет. Я осуждаю президента за то, что он даром поддержал Расмуссена".
Сам Лех Качиньский, однако, не только не считал себя виновным в очередном внешнеполитическом провале своего государства, но и полностью оправдывал свое поведение, всю вину за происшедшее возлагая на Дональда Туска, который, якобы, "слишком любит спать". Записки МИД, высланной в его канцелярию 2 апреля этого года, он, якобы, не читал, а в самолете Радослав Сикорский рассказывал ему анекдоты, а не давал политические наставления, заявил Лех Качиньский. Когда же в час ночи в первый день саммита он пробовал дозвониться до Дональда Туска, чтобы выяснить позицию правительства в вопросе кандидатуры Андерса Расмуссена, премьер-министр уже спал и поэтому никаких наставлений своему президенту дать не смог, язвительно вспомнил Лех Качиньский.
В разыгравшемся политическом скандале президента неожиданно поддержали его главные противники – политики левоцентристской партии Союз демократических левых сил /СДЛС/. "Составление инструкций президенту от правительства – вещь совершенно неизвестная, – сказал один из лидеров СДЛС, бывший премьер-министр Польши Лешек Миллер. – Я никогда не подписывал никаких инструкций для президента Квасьневского, так же как и Квасьневский ничего не подписывал для меня".
В итоге крайним в этой столь запутанной с нормальной точки зрения, но такой типичной для современной Польши истории, оказался Дональд Туск, которому пришлось оправдываться: "В час ночи я обычно сплю. И я пошел спать с чистой совестью".
Как отмечают аналитики, помимо премьер-министра, на юбилейном саммите НАТО проиграли и польские национальные интересы.
"У Польши нет внешней политики. Вместо нее оба центра власти выкидывают коленца на международной арене. Но уже наступило время, чтобы призвать к порядку господ, разгоряченных борьбой друг с другом", – прокомментировала ситуацию "Газета выборча".
"В результате наше государство теряет престиж, мы выглядим несерьезно. Мы плохо свидетельствуем о нашей политической культуре. Нам все труднее добиваться успеха. И это просто вредит Польше", – подводит итог "Речь Посполита".
Корр. ИТАР-ТАСС Алексей Карцев
Источник: ИТАР-ТАСС
При полном или частичном использовании данного материала ссылка на rodon.org обязательна.