В оглавление «Розы Мiра» Д.Л.Андреева
Το Ροδον του Κοσμου
Главная страница
Фонд
Кратко о религиозной и философской концепции
Основа: Труды Д.Андреева
Биографические материалы
Исследовательские и популярные работы
Вопросы/комментарии
Лента: Политика
Лента: Религия
Лента: Общество
Темы лент
Библиотека
Музыка
Видеоматериалы
Фото-галерея
Живопись
Ссылки

Лента: Политика

  << Пред   След >>

Иран и Холокост

50 лет назад, в марте 1959 г. в Израиле был принят закон, провозглашавший День памяти Холокоста и героизма Восточноевропейского еврейства днем национального траура. Напомним, что под Холокостом понимают "гибель значительной части еврейского населения Европы в результате организованного преследования и планомерного уничтожения евреев нацистами и их пособниками в Германии и на захваченных ею территориях в 1933–45 гг."[1] . 1 ноября 2005 г. сессия Генеральной Ассамблеи ООН единогласно утвердила предложение Израиля о провозглашении 27 января (в этот день в 1945 г. был освобожден концлагерь Освенцим) Всемирным днем памяти Холокоста. Однако почти сразу после Холокоста наметились тенденции отрицания этого исторического явления или замалчивания или уменьшении его масштабов. Несмотря на то, что Холокост – "одно из наиболее документированных исторических явлений "[2], ревизионисты и отрицатели Холокоста, пользуясь трудностями фиксации количества жертв Катастрофы и обвиняя на этом основании историков и исследователей в недобросовестности, объявили ложью сведения о миллионах убитых. Тенденции пересмотра итогов Холокоста усилилась и за счет расширяющегося участия в ней исламских , в первую очередь – арабских стран, заинтересованных в подрыве престижа сионизма и особенно Государства Израиль. В последнее время к числу самых ярых отрицателей Холокоста присоединилась Исламская Республика Иран. Многочисленные заявления по поводу Холокоста в его связи с образованием Израиля раздаются уже много лет из уст руководителей ИРИ, публикуются в иранских СМИ. Духовный лидер страны аятолла Али Хаменеи в одном из выступлений сказал, что спекулируя цифрами о количестве евреев, погибших от рук нацистов, "сионисты создали условия для оккупации Палестины и продолжения своих преступлений против ее народа"[3]. По утверждению праворадикальной газеты "Джомхурийе эслами", "сионистская ложь относительно убийства нацистами миллионов евреев преследует своей целью привлечение мирового общественного мнения для оправдания создания Государства Израиль "[4]. Другая тегеранская газета – The Tehran Times – в номере от 4 апреля 1998 г., защищая право исследователя на сомнение в поисках исторической правды, отмечает, что Холокост создан сионистской пропагандой для создания на Западе позитивных настроений по отношению к евреям и привлечения денег Запада на свои нужды. Тема Холокоста получала новое дыхание всякий раз во время обострения палестино-израильского противостояния. Так, особенно популярной она стала на страницах СМИ с началом в сентябре 2000 г. второй интифады. В апреле 2001 г., в День памяти жертв Холокоста, официальное иранское информагентство ИРНА опубликовало репортаж с палестинских территорий, в котором писало, что в этот день там продолжается геноцид мирного населения. "Блокада ПА Израилем создала для ее жителей условия, намного превосходящие те, которые существовали в лагерях смерти, оперируя которыми сионисты говорят о Холокосте" [5].

Однако самым последовательным и неутомимым ниспровергателем реальности Холокоста, высказывающимся на необходимость его ревизии, причем в разноаспектной плоскости, является иранский президент М.Ахмадинежад. Массированные и носящие флер провокативности антиизраильские заявления Ахмадинежада произносятся при несомненном одобрении религиозного лидера страны аятоллы Али Хаменеи. На его стороне было и большинство клерикальных функционеров. Так, тогдашний глава Совета экспертов, авторитетной исламской структуры, одна из функций которой состоит в избрании на должность религиозного лидера, аятолла Али Мешкини, выступая 16 декабря 2005 г. на пятничном намазе в соборной мечети Тегерана, охарактеризовал антиизраильские пассажи президента как вполне релевантные и выражающие мнение иранского народа. При М.Ахмадинежаде антиизраилизм стал не просто более интенсивным, но обрел новые черты и направления. Самой важными из них стали отрицание Холокоста и попытки связать Катастрофу восточноевропейского еврейства с проблемами израильско-палестинского взаимодействия. Основная причина широко распространяющейся в Иране идеи отрицания Холокоста состоит в том, что иранским властям необходимо представить контрдоводы набирающей силу мировой критике по поводу иранской концепции уничтожения Израиля, а также аргументировать свое утверждение о том, что Израиль использует идею Холокоста для угнетения палестинцев. Ахмадинежад полагает, что усилением своей антиизраильской риторики он укрепляет свои позиции, по крайней мере среди тех стран, которые занимают позиции противостояния Израилю. Важно и то, что в условиях ухудшающейся внутренней ситуации, связанной с падением жизненного уровня большинства населения, президенту необходимо "перевести стрелки" на внешнего врага, тем более, такого как Израиль, конфронтация с которым идет все годы после установления в стране исламского режима. Кроме того, ужесточением своей антиизраильской риторики Ахмадинежад добивается решения той задачи, которую ставит религиозная элита страны – достичь радикализации общественного мнения в стране, что несомненно будет способствовать консервации власти в руках крайне консервативного духовенства. Частое обращение к теме Израиля, Холокоста, защиты Ираном прав палестинцев, по мнению Тегерана, укрепляет и шансы ИРИ на лидерство в исламском мире.

Идея отрицания Холокоста носит для М.Ахмадинежада тактический характер, преследуя на нынешнем этапе цель отвлечь внимание от иранской атомной программы. По логике иранского президента, поднимая вопрос реальности Холокоста, он приводит в подлинный шок местное и международное общественное мнение, сигнализируя о трансформации политики Исламской Республики Иран от состояния угодничества и пораженчества перед Европой в состояние наступательной и активной политики по отношению к ее противникам. " Дискуссия о Холокосте сродни интеллектуальному землетрясению для сионистов и стран мирового угнетения"[6]. Как писала иранская пресса, под влиянием такого подхода М.Ахмадинежада к проблеме Холокоста, Запад идет на смягчение позиции на переговорах по иранской атомной программе, пытаясь заставить Иран покончить с ревизией Холокоста"[7].

Идея привлечения проблемы Холокоста в политический инструментарий президента М.Ахмадинежада принадлежит иранскому ученому Мохаммад-Али Рамину, подготовившему в одном из германских университетов диссертацию по организационному строению и опыту пропагандисткой деятельности нацистской партии в период Третьего рейха. Вернувшись в начале 1980-х гг. после учебы в Иран, Рамин начал работать в штабе иранской Хезболла и занялся преподавательской деятельностью в учебных структурах КСИР и формирований "Басидж". С приходом к власти Ахмадинежада Рамин стал его советником по вопросам Холокоста и откровенно признается, что отрицание этого страшного преступления нацистов является инициированной им политической акцией с целью воздействия на мировое общественное мнение. "Много лет назад начали складываться мои взгляды на сущность Холокоста, которые я затем, спустя годы, начал обсуждать с президентом Ахмадинежадом. Наше отношение к Холокосту формировалось в те годы, когда Запад выдвинул против Ирана обвинения в том, что мы создаем атомное оружие, начал составлять против нас ядерное досье, вводить разного рода санкции, пугать нас политическими и военными угрозами. Вот тогда президент Ахмадинежад и поднял вопрос Холокоста, мысля его как своеобразное досье против Запада. Это досье могло стать орудием против Запада в той же мере, в какой они боролись с нами ядерным досье… Ставя вопрос о Холокосте, мы боремся с преступлениями сионистов. Именно они создали государство Израиль, навязали свое господство над ООН, ее Советом Безопасности, такими странами как США Великобритания. Мировое господство сионистов представляет угрозу не только мусульманам, не только будущему мира ислама и всему Западу, но и самому еврейскому народу. Поэтому г-н Ахмадинежад как здравый, опытный, дальновидный и квалифицированный политик, искушенный в международной проблематике, избрал позицию, которой Запад не в силах чего-либо официально противопоставить"[8]. В чем же состоит позиция Ахмадинежада, пытающегося с подачи такого советника как д-р Рамин, подвергнуть сомнению давно уже считающиеся бесспорными в цивилизованном мире факты геноцида евреев? Она состоит не только в отрицании и попытке ревизии количества умерщвленных евреев Европы и европейской части тогдашнего СССР, но и в отрицании самого факта Холокоста как уникального и не имевшего других прецедентов исторического явления ХХ века, в попытках связать эту трагедию с решением вопроса палестино-израильского урегулирования. Впрочем, обратимся к самим высказываниям М.Ахмадинежада на эту тему:

– "Если утверждения о массовых убийствах евреев в Европе являются правдой, и по этой причине теперь поддерживается сионистский режим, почему тогда палестинский народ должен расплачиваться за это? Запад в решении палестинской проблемы стоит на стороне сионистского режима, и это приносит вред исламскому миру. Европейцы не могут быть посредниками в решении палестинской проблемы"[9].

– "Холокост – это миф и легенда. Моя позиция достаточно ясна: если Холокост был, тогда Европа должна извлечь уроки, и Палестина не должна расплачиваться за него. Если же Холокоста не было, тогда евреи должны вернуться на земли, откуда они родом” [10].

– Выступая на пресс-конференции в Мекке по завершении своего визита в Саудовскую Аравию, М.Ахмадинежад сказал: "На современной карте мира существует страна под названием Палестина, где каждый день бомбят дома палестинцев, убивают невинных людей, в том числе женщин и детей. Миллионы палестинцев в течение десятилетий вынуждены жить за пределами своей родины...Возникает такой вопрос: почему усилия, предпринимаемые международным сообществом в течение 50 лет по решению палестинской проблемы, все резолюции и решения, не дали никакого ощутимого результата и не привели к стабильному миру в Палестине?... Откуда прибыли в Палестину те, кто сегодня правит в этой стране как оккупационный режим? Где они родились и где проживали их родители? У них нет корней в Палестине, почему же они распоряжаются судьбой Палестины и вынудили палестинцев покинуть свою родину? "[11].

– "Сионистский режим был создан западными державами как компенсация за Холокост в ходе Второй мировой войны. Ряд западных держав убеждены, что за годы Второй мировой войны была уничтожена значительная часть еврейского населения, и для того, чтобы компенсировать эту трагедию, был создан сионистский режим», – сказал Махмуд Ахмадинежад. «Однако возникает вопрос о том, что если такая катастрофа и имела место, почему за нее должны платить народы региона, почему должен страдать палестинский народ, почему оккупированы мусульманские территории?...Или трагедия от установления сионистского режима меньше Холокоста, о котором заявляют на Западе? Если относительно Холокоста существуют серьезные сомнения, сомнений относительно катастрофы, которая происходит с палестинцами, нет…Настоящий Холокост творится более 60 лет в Палестине"[12] .

В Иране, однако, не ограничиваются лишь заявлениями на тему Холокоста. В последние годы выпускается много литературы, призванной анализировать это явление с научной точки зрения. Так, в 2007 г. вышла книга, принадлежащая перу Мохаммад-Таги Тагипура. Она называется "Что скрывается за понятием "Холокост" и выпущена тегеранском Центром научных и политических исследований. Как указывается в ее предисловии, цель издания этой работы – "выявление природы "мифа о Холокосте" и исторических фальсификаций событий, связанных с этим явлением." Как пишется далее в предисловии, "вопреки пропагандистской машине сионистов, неангажированные мыслители и исследователи ставят под знак вопроса сионистские утверждения относительно Холокоста." [13]. Как пишет в своей книге Тагипур, нацисты вовсе не замышляли геноцид в отношение европейского еврейства. Они просто вынуждены были поместить часть евреев в концентрационных лагерях, а массовые смерти евреев стали результатом различных эпидемий, в первую очередь тифа, поразившего эти лагеря, в первую очередь – Аушвиц, в период войны, начиная с 1942 г. Тагипур отрицает и такое явление, как наличие газовых камер в концлагерях, специально созданных для умерщления узников. Холокост, заключает Тагипур, это "большая историческая ложь, сфальсифицированная сионистами для оправдания создания Государства Израиль"[14]. Тот же тегеранский Центр научных и политических исследований посвятил специальный выпуск своего ежеквартального издания "Политические исследования" проблеме изучения Холокоста. Тональность работ показывают названия двух статей – "Действительно ли были убиты 6 миллионов евреев" и "Правда о печах, где сжигались люди". Эту же тематику исследует и расположенный в Тегеране Центр документации исламской революции, издавший в 2008 г. труд под названием " Место Холокоста в сионистском проекте: правда и миф", написанный Сеййед Мохаммадом Таррахи. В последние годы в пропагандистскую работу по отрицанию Холокоста вовлечен и иранский МИД. Именно он стал непосредственным организатором самого крупного мероприятия, реализованного в Иране в рамках политики отрицания Холокоста – международной конференции «Исследование Холокоста: глобальное видение», проведенной в Тегеране 11 – 12 декабря 2006 г. На конференции был создан Всемирный фонд по изучению Холокоста и Центральный совет фонда, куда вошли пять исследователей. Было решено, что фонд будет базироваться в Тегеране. Конференция прошла в Институте международных и политических исследований МИДа. Советник иранского президента по вопросам Холокоста Мохаммад-Али Рамин сказал в интервью прессе, что делегаты конференции не являются расистами и не выступают против каких-либо народов. "Они только стремятся к правде для действительной свободы человечества"[15]. Открывший конференцию министр иностранных дел Ирана Манучехр Моттаки отметил в своем докладе, что ее созыв вызван необходимостью "вновь и вновь мзучать и перепроверять события "холокоста" с исторической и научной точек зрения"[16]. Многое в речи М.Моттаки было повторением ранее высказанных президентом М.Ахмадинежадом мыслей, лежащих в его взглядах на природу и значение Холокоста. Например, такое утверждение:" Даже если нашлись бы доказательства, что холокост ( так в оригинале – В.М.) – это исторический факт, …почему мусульмане этого региона, особенно палестинцы, являющиеся коренным населением Палестины, должны платить дорогой ценой за преступления, совершенные нацистами"[17] . Говоря о политических аспектах Холокоста, М.Моттаки постоянно проводил параллель между нацистами и сионистами, "..которые каждый день топят в собственной крови палестинцев"[18].Так же постоянно с проблемой Холокоста связывалась мысль о поддержке Израиля со стороны США и всего Запада Даже причину заполонившего ближневосточный регион терроризма и экстремизма глава иранского МИДа связал с деятельностью стран Запада, "которые не смогли найти справедливого решения палестинской проблемы, которое покончило бы с оккупацией и расизмом на землях палестинцев"[19].

Различные аспекты ревизии Холокоста и итогов Второй мировой войны были затронуты в докладах и сообщениях участников конференции. На этапе ее подготовки в секретариат поступило около ста статей на тему Холокоста из 30 стран. К участию были приглашены 67 исследователей из 30 стран, в том числе бывший лидер печально знаменитой американской организации Ку-клукс-клан Дэвид Дьюк, такие популярные отрицатели Холокоста как французский ученый Роббер Фориссон, австралиец Фредерик Тобен. В Тегеран была приглашена и группа раввинов, представлявших еврейскую секту Наторей Карта, отрицающую право Израиля на существование, а потому имеющую тесные связи с противниками еврейского государства. Один из раввинов. Мойше Арье Фридман, главный раввин антисионистской еврейской общины Вены, представил точку зрения еврея-антисиониста на сионизм и Холокост. Вполне в духе риторики М.Ахмадинежада Фридман заявил:"Истинными подстрекателями, финансистами, а частично и исполнителями жестокостей Второй мировой войны были сионисты. …Заинтересованы в геноциде евреев были скорее сионисты, которые стремились в результате получить политическую и финансовую поддержку, необходимую для создания еврейского государства Израиль. …Число "шесть миллионов евреев" было и остается сионистской выдумкой…. Только благодаря превращению холокоста в орудие для достижения политических целей…стала возможной незаконная иммиграция большого числа европейских евреев в Палестину с целью изгнания живших там палестинцев…Ужасные страдания палестинского народа и связанные с этим катастрофы всего арабо-исламского мира были возможны и могут продолжаться до сих пор только вследствие превращения холокоста в стратегическое оружием" [20]. Другой участник конференции в Тегеране – Роберт Фориссон, посвятивший свой доклад президенту М.Ахмадинежаду и страдающим от преследований правосудия Запада "узникам совести" , заявил с ее трибуны, что ревизионизм по отношению к Холокосту одерживает в мире победы и что уже разоблачен миф, который "…служил оправданием для создания на земле Палестины военизированной колонии, назвавшейся "еврейским государством", обеспечившим себя "еврейской армией"[21]. Проповедуемый М.Ахмадинежадом тезис о том, что Холокост принес невообразимые страдания палестинцам и исказил мировую историю, повторил на конференции известный отрицатель Катастрофы, д-р Фредерик Тобен из Австралии, получивший ранее тюремное наказание за попытки ревизии Холокоста[22].

Однако не все участники конференции в Тегеране были согласны с господствовавшей на ней идеей пересмотра Холокоста. Так, российский ученый из московского Института мировой экономики и международных отношений Виктор Надеин-Раевский охарактеризовал попытки организаторов конференции пересмотреть историю как бесперспективные. "…Это "парад ревизионистов". Я считаю, что мы не должны отдавать вопросы изучения геноцида и Холокоста на откуп ревизионистам",– сказал он в день открытия конференции. "Они могут сколько угодно доказывать, что цифры погибших в результате Холокоста завышены, могут даже отрицать сам факт Холокоста, но от этого историю не изменить"[23]. Голоса, осуждающие проведение конференции и не согласные с самой кампанией по ревизии Холокоста, слышны и в самом Иране. В их числе – политолог из Тегеранского университета Садек Зиибакалам, один из главных оппонентов взглядов М.Ахмадинежада относительно отрицания Холокоста. Он сказал, что как гражданин Ирана ошеломлен этим мероприятием:" Я не знаю, в соответствии с какой логикой надо было собирать здесь всех этих расистов, куклуксклановцев, неонацистов и антисемитов. Это сборище организуется в период, когда иранское досье рассматривается в Совете безопасности ООН, что обязывает нас стремится добиваться доверия мирового сообщества….МИД стремится привлечь к себе внимание президента Ахмадинежада, и выбирает отнюдь не лучший путь, способствуя пропаганде заведомо порочных взглядов на достаточно известные исторические события"[24]. Пагубность отрицания Холокоста в ситуации, когда мир озабочен состоянием иранской атомной программы, сквозит в высказываниях многих других иранских интеллектуалов. Аббас Абди, известный политик и журналист, в прошлом – один из лидеров студенческого движения, активно участвовавший в захвате американского посольства в Тегеране в 1979 г., ставший впоследствии одним из последовательных критиков исламского режима, заявил в интервью газете "Эттемаде мелли", что для Ирана совершенно контрпродуктивна идея отрицания Холокоста. " Мы должны не только осудить преступления, выразившиеся в геноциде еврейского народа, но и чтить память жертв Холокоста"[25]. Проживающий в эмиграции иранский карикатурист Ник-Аханг Коусари коснулся другого события в цепи политики отрицания Катастрофы – выставки карикатур на тему о Холокосте и назвал ее проявлением неуважения по отношению к выжившим в Катастрофе и всем тем, кто перенес страдания в годы Второй мировой войны. "Я не думаю, что при помощи карикатур можно решить вопрос правомерности существования Государства Израиль или осудить евреев"[26]. В ряду противников отрицания Холокоста оказались и руководители еврейской общины Ирана, обычно занимающие конформистские позиции во всем, что касается отношений Ирана и Израиля. Председатель правления общины Харун Ишайя сказал в интервью прессе, что он увидел в отрицании Холокоста оскорбления и предательство официальных иранских структур по отношению к евреям Ирана. "Холокост – одно из самых печальных и трагических событий ХХ в. …Как можно отрицать наличие многочисленных документов и свидетельств, аргументирующих наличие геноцида и унижения евреев в ходе Второй мировой войны. Проведение конференции по отрицанию Холокоста в Тегеране не приведет ни к чему иному, кроме умиротворения расистов"[27]. С протестом по этому поводу выступил и тогдашний еврейский депутат Собрания исламского Совета (парламента) д-р Морис Мотамед, обратившийся со специальным письмом к президенту Ахмадинежаду. Оба впоследствии поплатились за это своими постами: на ближайших выборах на их место были введены новые, более послушные властям люди.

Жестко реагирует на иранскую политику отрицания Холокоста и международное сообщество. 23 октября 2007 г. Генеральная Ассамблея ЮНЕСКО единогласно приняла резолюцию, в которой сказано, что ввиду тяжести преступлений, связанных с Холокостом, и ввиду важности его изучения с целью предотвращения в будущем подобных катастроф глобального характера, проблематику этого явления следует ввести в учебные и образовательные программы, чтобы в мире как можно больше знали о нем. В поддержку этой резолюции выступили все 193 страны, участвовавшие в работе Ассамблеи. МИД России выступил с официальным заявлением, где квалифицировал риторику М.Ахмадинежада как неприемлемую и также высказался за необходимость жесткой мировой реакции. :"Есть общеизвестные исторические факты, связанные со Второй мировой войной, в том числе и с Холокостом. Данные факты не подлежат ревизии, и это необходимо осознавать всем. Именно такое понимание нашло, в частности, отражение в недавно принятой резолюции Генассамблеи ООН, соавтором которой стала Россия. В ней содержится призыв ко всем государствам противостоять попыткам отрицания Холокоста...Россия, как и международное сообщество в целом, твердо выступает за то, чтобы Израиль жил в мире и безопасности бок о бок с независимым палестинским государством"[28].


В.И.Месамед
Источник: "Институт Ближнего Востока "




1. http://eleven.co.il/article/12007

2. там же.2

3. ИРНА, 24 апреля 2001

4. "Джомхурийе эслами", 14 января 1999

5. ИРНА, 19 апреля 2001

6. ИСНА, 7 ноября 2007

7. Там же.

8. http://www.peiknet.com/1387/06MEHR/04/PAGE/41MOSHAVER.htm

9. www.regnum.ru/news/559055.html, 13 декабря 2005

10.http://www.gorod.lv/novosti/29723/germaniya_zalozhnitsa_lzhi_o_holokoste_intervyu_iranskogo_prezidentа, 8 февраля 2006

11. Regions.ru, 21 марта 2006

12. http://www.panarin.com/comment/, 15 апреля 2006

13. http://www.hamdami.com/MFAFA/HolocaustDeniers/260209-HolocaustIran.htm

14. http://www.hamdami.com/MFAFA/HolocaustDeniers/260209-HolocaustIran.htm

15. РИА Новости, 12 декабря 2006
16. Исследование Холокоста. Глобальное видение. – Материалы международной Тегеранской конференции 11-12 декабря 2006 г. – Москва, "Алгоритм", 2007. С.27-28.

17. Там же. С.30.

18. Там же. С.35,39,40.

19. Там же. С.32.

20.Там же. С.35,39,40.

21. Там же. С.114, 149.

22. Там же. С.168.

23. РИА Новости, 12 декабря 2006

24. http://www.hamdami.com/MFAFA/HolocaustDeniers/260209-HolocaustIran.htm

25.Там же.

26.Там же.

27. http://www.hamdami.com/MFAFA/HolocaustDeniers/260209-HolocaustIran.htm

28. Regions.ru, 21 марта 2007


 Тематики 
  1. Иран   (284)
  2. Израиль   (131)