Визит китайского министра иностранных дел Ян Цзычэна в Вашингтон на прошлой неделе достоин упоминания по трем причинам. Во-первых, Ян совершает ответный визит, хотя прошло всего немного времени после визита в Пекин Хиллари Клинтон. Интенсивность американо-китайских отношений превосходит все дипломатические нормы. Китай по частоте визитов, кажется, хочет обогнать таких традиционных американских союзников как Германия и Япония.
Во-вторых, визит Яна совпадает с 50-й годовщиной восстания в Тибете. Вашингтон, кажется, абсолютно не озабочен таким совпадением. Это подчеркивает нынешнее смещение приоритетов американской политики. В последнее время в определенных американских кругах вновь разгорелись страсти вокруг тибетского вопроса. Конгресс США и Госдепартамент отдали дань такому всплеску внимания, а Пекин, со своей стороны, выразил сожаление по поводу этих американских заявлений, но при этом обе стороны убеждены, что жизнь должна идти своим чередом.
Во время своего азиатского турне миссис Клинтон дала понять, что ни Тибет, ни Тайвань не должны помешать ведению серьезных дел в американо-китайских отношениях, особенно в свете нынешнего экономического кризиса.
В-третьих, визит Яна может быть рассмотрен как значительный шаг на пути к проведению 2 апреля в Лондоне саммита Группы 20 (G20). Конечно, США проводят экономические консультации и с другими странами, но вклад Китая в подготовку этой встречи кажется наиболее масштабным, судя по развернутой беседе Ян Цзычэна с президентом Обамой.
На взгляд из Дели, однако, этот визит приобретает совершенно другой оттенок. Интенсивность американо-китайских контактов резко контрастирует с виртуальным отсутствием диалога между президентом Обамой и индийским руководством. Настолько, что бывший директор отдела Южной Азии в Совете национальной безопасности США при президенте Буше Ксения Дорманди посвятила этому вопросу целую статью в газете Christian Science Monitor.
Дорманди играла ключевую роль в подготовке к визиту в США индийского премьер-министра Манмохана Сингха в июле 2005г., положившего начало стратегическому партнерству между Индией и США. Эта статья, несколько пафосно названная «Индия – необходимый американский союзник», представляет собой пламенный призыв к тому, чтобы «команда Обамы оказалась настолько мудрой, чтобы не забывать об Индии». Дорманди указывает, что «во внешней политике команда Обамы начала действовать на полной скорости. Это, наверное, неизбежно, учитывая события в Афганистане, Иране и России. Однако, вступая в схватку с одним кризисом за другим, она рискует забыть о своем ключевом друге – Индии».
Серьезные отношения Индии с новой американской администрацией начались в начале марта, когда Вашингтон посетил статс-секретарь индийского МИД. Читая отчет об этом визите, не можешь избавиться от ощущения, что индийско-американские отношения вступили в полосу затишья.
Нынешний этап отношений напоминает пену в сравнении с тем, что индийцы наблюдали в период Буша. Нынешние индийско-американские отношения можно назвать стабильными. Они характеризуются консенсусом по большинству как краткосрочных, так и стратегических вопросов. В какой-то мере Дорманди права, характеризуя Индию как необходимого союзника США.
Недавний опрос Института Гэллапа показал, что в сознании американцев Индия занимает четвертое место среди наиболее позитивных для Америки стран, и второе в Азии, уступая только Японии. В самой Индии США традиционно пользуются, пожалуй, наибольшим уважением в мире, если не брать в расчет саму Америку.
Так в чем же проблема? В китайском синдроме. В том непризнанном деликатном обстоятельстве, что в течение последнего десятилетия Китай был третьей молчаливой стороной в американо-индийском диалоге.
Индийское правительство, пятилетние полномочия которого истекают в мае с.г. исходило в своей деятельности из того постулата, что краеугольным камнем политики США в Азии является сдерживание Китая, а Индия играет при этом роль необходимого противовеса. Правильность этой идеи, засевшей в индийские головы, является весьма спорной. Сейчас очевидно, что США не собираются вступать в какую-либо конфронтацию с Китаем, как и наоборот. В результате демонстративная открытость США партнерским отношениям с Китаем оставила индийских политиков и аналитиков в ощущении досадливой неудачи. Некоторые индийские стратеги уже думают о том, что Нью-Дели мог бы просто пересидеть всплеск обамомании и дождаться, когда Вашингтон вернется к своему старому доброму гегемонизму и милитаризму.
В реальности, однако, добрые отношения с пекинскими волшебниками в нынешних обстоятельствах экономического кризиса настолько важны для США, что Индии нечего предложить им в качестве «противовеса». Ян сообщил Клинтон, что « обе страны (Китай и США) разделяют общие интересы и должны взвалить на свои плечи ответственность за мир, стабильность и развитие во всем мире». Это означает, что Китай, обладающий огромными финансовыми резервами и растущим весом на международной арене, готов при определенных условиях протянуть Вашингтону руку не только помогая ему вылезти из финансового кризиса, но и разобраться с ситуацией в горячих точках.
Ян заявил Клинтон, что обе страны должны «развивать отношения доброжелательности и сотрудничества, которые пойдут на пользу не только двум народам, но и стабильности и процветанию в мире». Клинтон ответила, что администрация Обамы преисполнена решимости «углублять и расширять» отношения с Китаем, а саммит двадцатки позволит перевести эти отношения в новую фазу.
С другой стороны, индийско-американские консультации на прошлой неделе показали, что администрация Обамы не будет механически продолжать прежний курс в двусторонних отношениях. Это требует развития новых форм сотрудничества в отношениях между США и Индией.
Во время визита индийской делегации в Вашингтон Госдеп попытался сразу же снизить уровень дискуссии, затронув вопрос об Афганистане: «Госсекретарь хотела бы выслушать соображения о наилучшем способе дальнейшего поведения в Афганистане с индийской точки зрения. Это и будет основой дискуссии». Трагедия в том, что некоторые индийские стратеги до сих пор этого не поняли и рассматривают отношения с США как путь в утверждении Индии в качестве великой державы.
Бывший госсекретарь Кондолиза Райс действительно не раз говорила о том, что США хотели бы видеть Индию в качестве глобального игрока. Новая администрация, похоже, меняет подходы. Так президент Обама положил в долгий ящик американо-индийское соглашение о сотрудничестве в ядерной сфере, заключенное в октябре прошлого года. Сейчас новая администрация США работает над программой нераспространения и отводит Индии несколько другое место в глобальной архитектуре.
New York Times в прошлый понедельник сообщила, что генпрокурор США Эрик Холдер будет проверять на предмет законности все договора, заключенные администрацией Буша в течение последнего года. Нью-Дели с опаской ждет заключения Холдера.
Индийское правительство должно помнить о многочисленных поравках и предварительных условиях, выдвигавшихся США в ходе подписания соглашения о ядерном сотрудничестве, поправках, сводящих на нет индийскую независимость в ядерных программах.
Вполне возможно, что администрация Обамы попытается пересмотреть американо-индийское ядерное соглашение, основываясь на существовании Договора о запрещении ядерных испытаний и инициируя новый договор о запрете на расщепление урана. Переговоры об этом в рамках стратегии нераспространения и дальнейшего ядерного разоружения уже ведутся с Россией.
Индийские расчеты на то, что ядерная сделка с США сможет помочь Индии в достижения статуса ядерной державы, и что Вашингтон молчаливо признает существование индийского военного ядерного потенциала, оказались преждевременными.
Однако, философски говоря, будет даже хорошо, если американско-индийское партнерство в новых условиях будет «демилитаризовано» и совместный потенциал будет использован на решение таких животрепещущих для Индии проблем как образование, сельское хозяйство, борьба с бедностью.
Будут и другие положительные последствия. Новая политика Обамы поможет избавить Индию от огромного груза обязательств перед США, непредусмотрительно взятых ею на себя в период сотрудничества с администрацией Буша, и сделает двустороннее сотрудничество более предсказуемым и спокойным.
Такой облегченный подход со стороны администрации Обамы побудит, наконец, Индию к диверсификации своей внешней политики, к заделыванию брешей в заборах, отгораживающих ее от наиболее ненадежных и недоброжелательных соседей, к восстановлению традиционно добрых и продуктивных отношений со старыми надежными партнерами и к более внимательному отношению к возрастающей мощи Китая.
М.К. Бхадракумар
Перевод А.Кузнецова Asia Time online
Источник: "Геополитика"