Такого столица Португалии не видела даже в ходе саммитов Евросоюза: состоявшийся 10-11 марта государственный визит президента Анголы Жозе Эдуарду душ Сантуша в Лиссабон стал крупным событием и привлек внимание даже тех португальцев, которые никогда не интересовались политикой.
Специально возведенный павильон с трибунами на Площади империи, высшая степень готовности служб безопасности, перекрытые улицы, огромный кортеж, благожелательное освещение в средствах массовой информации свидетельствовали о стремлении подчеркнуть уважение и показать максимальную заинтересованность к лидеру крупнейшей португалоязычной страны Африки. Все это тем более поражало, что обычно и сам ангольский президент, и его партия вызывают у португальской прессы стойкое неприятие.
Ангола полтора десятилетия вела ожесточенную вооруженную борьбу против португальских[ колонизаторов. В последовавшей гражданской войне, длившейся больше четверти века, симпатии значительного числа представителей политической элиты и журналистов Португалии явно были на стороне не правительства, а повстанцев. После их окончательного поражения в 2002 году и последовавшего экономического бума, превратившего Анголу в чемпиона мира по росту ВВП, тональность в освещении происходящего в бывшей колонии осталась прежней.
И вдруг, словно по мановению волшебной палочки, все переменилось. Стороннему наблюдатели могло показаться, что отношения между двумя странами представляют собой трогательный идеал и неразрывное братство, а ангольский президент, совершающий первый государственный визит в Лиссабон почти за три десятилетия правления, – всегда был лучшим другом Португалии.
Объясняется резкая метаморфоза просто и буднично. В последние годы Ангола стремительно ворвалась в число крупнейших импортеров португальской продукции. После начала всемирного кризиса, который с каждым месяцем все больнее поражает португальскую экономику, такими рынками сбыта не разбрасываются. Португальские официальные лица регулярно прибегают к лести в стремлении добиться для своей страны определенных выгод. Но, пожалуй, еще никогда эта тактика, возведенная в ранг одного из инструментов внешней политики, не была столь очевидной, как в случае с Анголой.
Жозе Эдуарду душ Сантуш посетил Лиссабон по приглашению своего португальского коллеги Анибала Каваку Силвы. Этому правому консервативному португальскому политику просто по определению не может нравиться ни левая по направлению партия МПЛА, которую возглавляет ангольский лидер, ни его собственные взгляды, ни его прошлое, включавшее участие в национально-освободительное борьбе и учебу в советском Вузе. Каваку Силва известен тем, что всегда тщательнейшим образом продумывает все свои слова и действия. По его визитам и приглашениям можно безошибочно судить о португальских приоритетах.
Но Каваку Силва не просто пригласил ангольского лидера. Он всячески пытался продемонстрировать свое особое расположение к нему и значение, которое придавал его визиту. После переговоров президент Португалии подчеркнул, что его страна добивается "стратегического партнерства" с Анголой. "Надеюсь, что этот визит станет важнейшим шагом в укреплении не только политических отношений между двумя странами, которые превосходны, но также в укреплении экономических, социальных и культурных отношений", – отметил Каваку Силва.
Поставив на первое место экономику, президент дал понять, что надеется на Анголу. Вернее, на толщину ее кошелька. Ведь если она и дальше будет увеличивать закупки португальских товаров, а пока именно так и происходит, несмотря на кризис, это может смягчить падение, переживаемое с середины прошлого года самой западной страной ЕС.
Жозе Эдуарду душ Сантуш также выразил пожелание "придать сильный импульс развитию отношений дружбы и сотрудничества" между двумя странами, но обозначил свой приоритет. "Мы открыты для того, чтобы принять португальских предпринимателей и квалифицированный португальский персонал, который верит в успех Анголы", – подчеркнул он. Что касается партнерства, то он предложил сделать его не "стратегическим", а "креативным".
Португалия имеет положительный торговый баланс с Анголой, который достиг почти двух миллиардов евро. За последние три года не менее 70 тысяч португальцев эмигрировали в Анголу на заработки. В Португалии официально зарегистрированы 33 тысячи ангольских граждан.
В ходе визита вопрос о переселении граждан двух стран поднимался, причем в довольно любопытном аспекте. Каваку Силва пожаловался Сантушу на чрезмерную строгость при выдаче ангольских виз. На самом деле, требования к получению ангольской визы ничуть не жестче, чем требования для ангольцев, желающих поехать в Португалию. Казалось бы, одно дело Евросоюз, а другое – Африка. Но ангольское правительство четко следует правилу: как вы к нам, так и мы к вам. И в этом не было бы ничего особенного, если бы не десятки тысяч португальцев, рвущихся на работу из депрессивной родины в бывшую бурно развивающуюся колонию. Толпы португальских граждан, простаивающих в очередях у ангольского консульства, стали в последние годы привычной часть лиссабонского пейзажа.
Крупнейший новостной еженедельник Португалии "Визау" посвятил главный материал последнего номера именно этой проблеме. "Все едем в Анголу?" гласит заголовок на обложке. Тут же, менее крупным шрифтом следует пояснение: "Сто тысяч португальцев уже там находятся. Читайте о том, как бывшая колония превратилась в край надежд и мечты для тех, кто бежит от кризиса и безработицы".
Выводы издания однозначны. "Все, что наша страна не дает тем, кого готовит, – работу, хорошую зарплату, продвижение по карьерной лестнице, – предлагает Ангола, – пишет "Визау". – Все, что в Португалии закрывается в плане деловых возможностей, в Анголе открывается. Все, что в Португалии истощается в плане перспектив на будущее, в Анголе есть в изобилии". "Я чувствую себя так, будто еще раз живу в конце 80-х, когда в Португалию, после вступления в ЕС, начали поступать из Брюсселя деньги", – заявил один из работающих в Анголе португальцев Карлуш Кардинь. "В Луанде есть некоторые районы, где все так чисто и хорошо организовано, что они выглядят, как европейские, – поделился другой эмигрант Карлуш Руаш. – То, что это Африка, можно догадаться только по климату".
Еженедельник перечисляет и отрицательные стороны: от коррупции и дороговизны жизни до сбоев в городской инфраструктуре и бюрократии. Но это не останавливает тысячи португальцев, рвущихся в бывшую колонию на заработки. Не найдя в Португалии места после окончания университета, в Анголе они получают работу, и оплачивается в два-три раза выше, чем на родине.
Кризис также сказывается на Анголе. Если в 2007 году рост ВВП составил 24 процента, а в прошлом – 15 процентов, то в этом, если он и будет, то минимальным. Власти пока придерживаются оптимистического сценария. Как пообещал в ходе визита министр экономики Анголы Мануэл Нунеш Жуниор, в нынешнем году рост ВВП должен составить не менее 3 процентов.
Достаточно объективные и сбалансированные материалы в португальской прессе тоже стали примечательным аспектом визита. Оказалось, что ради блага страны свободные журналисты вполне способны на время прикусить язык и приглушить обычно резкую критику неблагополучного, как считает португальская элита, положения с правами человека в Анголе. Уколы, конечно, были, но их было немного. В официальной части визита они выразились лишь в отказе от встречи с Жозе Эдуарду душ Сантушем в парламенте представителя "Блока левых". Что касается прессы, то они сосредоточились в либеральном "Публику", где особенно обратила внимание статья члена руководства правящей Соцпартии Жоау Соареша. В ней он в очередной раз обвинил правительство Анголы и лично президента в различных тяжких грехах. Но обижаться на Соареша сложно. Он давно известен как ярый пропагандист бывшей повстанческой группировки, а ныне оппозиционной ангольской партии УНИТА, как друг и, утверждают некоторые аналитики, крупный деловой партнер ее основателя Жонаса Савимби. От него ничего иного и не ждали.
Сюрпризом стало то, насколько велико оказалось желание португальской элиты привлечь ангольские деньги и насколько это повлияло на прессу. Обычно не жалеющая для ангольского лидера черных красок, в дни визита она дружно сосредоточилась на положительных, то есть экономических аспектах сотрудничества. Характерна редакционная статья старейшей газеты "Диариу де нотисиаш". "В Португалии кризис всегда приводит к снижению экспорта, – отмечает издание. – Но последние данные Национального института статистики показывают, что в 2008 году наш экспорт снизился всего на 0,5 процента. Это произошло благодаря большому приросту продаж на развивающихся рынках, среди которых выделяется Ангола".
На задний план были отодвинуты и воспоминания о вооруженной борьбе ангольцев против португальских колонизаторов, и бегство в 1975 году из Луанды сотен тысяч португальских колонистов, и непростые отношения лично с президентом Сантушем, который не всегда охотно принимал приглашения посетить Португалию. Теперь в ходе визита царило полное благодушие и восхищение. После президента Жозе Эдуарду душ Сантуш направился в парламент, где встретился с президентом Национального собрания /спикером парламента/ Жайме Гамой. Елейные речи продолжились. Спикер назвал Сантуша "большим другом Португалии" и признался, что "испытывает огромное восхищение тем, что сделано Анголой".
Во встрече участвовали представители парламентских партий: правящей правоцентристской Социалистической, главной оппозиционной правой Социал-демократитической /лидером которой в прошлом был президент Каваку Силва/, левой Коммунистической, христианско-демократической Народной. Единственным исключением стал "Блок левых". Ранее глава фракции Фернанду Розаш заявил, что президента Анголы в Португалии "не приветствуют". "В атмосфере лицемерия, которое царит в ходе визита, вспомнить о коррупции и трудном функционировании демократии в Анголе всегда полезно, – отметил "Визау", комментируя "бойкот визита" со стороны "блока". – В данном случае, молчание – не золото!"
Это замечание, запрятанное, в отличие от главного материала номера, как бы между строк, вполне совпадает с отношением к ангольскому лидеру и правящей партии МПЛА, которое многие годы практиковалось многими ведущими политиками Португалии и средствами массовой информации. Так, члены руководства Соцпартии во время гражданской войны в Анголе посещали штаб-квартиру повстанческой группировки УНИТА, помогали изданию ее пропагандистской литературы в Португалии, организации визитов ее руководителей. И ныне УНИТА может рассчитывать на их помощь.
Активной поддержкой УНИТА, разгромленной в 2002 году и преобразовавшейся в оппозиционную партию, занималась португальская пресса и накануне прошедших в ноябре прошлого года парламентских выборов. В ее интерпретации, ангольский лидер был диктатором и коррупционером, а возглавляемая им партия МПЛА, в подаче португальских журналистов, выглядела чем-то вроде тоталитарной секты. Однако экс-повстанцы потерпели сокрушительное поражение, получив только 10 процентов голосов. За МПЛА проголосовали 83 процента избирателей.
Ангольская реальность и запах больших денег вынудила португальскую правящую элиту и прессу переключиться с ругани на откровенную лесть. Как заявил накануне визита секретарь Соцпартии по международным вопросам Жозе Леллу, известный в России как пылкий защитник режима Саакашвили, ангольский президент "стал двигателем процесса роста доверия, которое Ангола завоевывает на международной арене". "Это политик, которого я очень уважаю, – вторил ему секретарь по международным вопросам Социал-демократической партии Жозе Луиш Арно. – Это лидер со своим проектом и с новыми амбициями для Анголы".
Резкую смену дискурса четко объяснил координатор африканской программы лиссабонского Института стратегических исследований Фернанду Жорже Кардозу. "Ангола занимает четвертое место среди импортеров португальской продукции после Испании, Германии и Франции, – напомнил он. – Практически все португальские компании представлены на ангольском рынке. Поэтому есть безусловный смысл придавать сейчас важность отношениям с Анголой как экономическому фактору".
Делая акцент на том, что объединяет, накануне визита МИД Португалии объявил об отправке в марте в Анголу 200 преподавателей португальского языка. Они должны улучшить преподавание общего языка в ангольских средних школах. Финансирование в объеме 5,4 миллиона евро возьмет на себя Фонд португальского языка.
Во второй день визита, 11 марта, произошло главное событие. Португалия и Ангола создали инвестиционный банк с уставным капиталом в миллиард долларов. Штаб-квартира банка расположится в Луанде, а уставной капитал поровну внесут ангольская государственная нефтяная компания "Сонангол" и португальский государственный банк "Кайша жерал де депозитуш". Согласно официальным заявлениям, банк должен служить поддержке "инвестиционных проектов по развитию ангольской экономики" как португальских, так и совместных.
Создание инвестиционного банка стало не единственным конкретным результатом визита ангольского лидера. Решено со ста миллионов до миллиарда евро расширить кредитную линию по поддержке португальского экспорта в Анголу и создать вторую, объем которой составил 500 миллионов евро.
Кроме того, были подписаны протоколы по развитию сотрудничества в области образования. Они предусматривают облегчение визового режима для преподавателей, исследователей и ученых.
О том, что экономика стала главной темой визита, подчеркивалось на встрече Жозе Эдуарду душ Сантуша с премьер-министром Португалии и лидером правящей Соцпартии Жозе Сократешем. После переговоров премьер подчеркнул, что "осознает потенциал" Анголы. "Экономические отношения между нашими странами претерпели весьма положительные изменения в последние годы", – констатировал Жозе Сократеш. "Португалия – дружественная страна, преданный и честный партнер Анголы", – заверил он.
Президент Анголы после встречи с премьер-министром Жозе Сократешем заявил, что результаты визита "превзошли ожидания". Вместе с тем, он четко дал понять, что ангольская сторона прекрасно осознает, что нужно от нее бывшей метрополии. "Мы уважаем взятые на себя обязательства, – подчеркнул глава ангольского государства, повернувшись и обращаясь лично к Сократешу. – Можете быть спокойными относительно того, что мы будем продолжать работать с вами и с вашим правительством так, чтобы экономические отношения между нашими странами все больше развивались".
Еще откровенней был ангольский посол в Лиссабоне Антониу Монтейру. "Ангола для Португалии – это новое Эльдорадо", – отметил он в интервью португальскому агентству Луза, напомнив, что его страна стала "крупнейшим партнером Португалии за пределами ЕС".
Помимо двусторонних торгово-экономических связей, две страны заинтересованы друг в друге как в опорных площадках для экспансии в соответствующих регионах. Португальские компании используют Анголу для проникновения на рынок Демократической Республики Конго, Намибии и Замбии, а ангольские фирмы и банки заинтересованы в продвижении через Португалию на рынки других стран Евросоюза. Что касается правительства Анголы, то его, прежде всего, заботит, чтобы португальский бизнес вкладывал в свою бывшую колонию инвестиции и чтобы в Луанду приезжало как можно больше квалифицированных португальских специалистов.
Для привлечения инвестиций Ангола намерена создавать Особые экономические зоны. Об этом была рассказано на экономическом семинаре, организованном в рамках визита Агентством инвестиций и внешней торговли Португалии /АИСЕП/ и ангольским Национальным агентством по частным инвестициям /АНИП/. В зонах для зарубежных инвесторов будут действовать привлекательные условия и привилегии. Первую зону планируется создать в столичном пригороде Виана, вторую – в Катумбела, близ Бенгелы.
О том, что процесс идет динамично, свидетельствует статистика. С 2006 по 2008 года португальский экспорт вырос в два раза, превысил 2 миллиарда евро. За тот же срок португальские инвестиции в Анголу выросли более чем вдвое: с 350 до 758 миллионов евро, а ангольские в Португалию – с 18 до 60 миллионов. Это действительно улица с двусторонним движением. Ангольские компании владеют крупными пакетами акций в португальском энергетическом холдинге "Галп энержия", в крупных банках, присматриваются к покупке португальских изданий.
Постоянно растущее присутствие ангольских структур в португальской экономике и откровенное заискивание перед богатой бывшей колонией вызывает в Португалии разные чувства. В юмористическом приложении "Враг общества" газета "Публику", например, посвятила целый разворот шуткам на тему крепнущего ангольского влияния. "Сонангол" покупает Португалию", – гласит один из заголовков. "Лиссабон будет переименован в Новую Луанду, а Порту – в Северный Ндаланатду", – кричит другой. "Португалия выходит из зоны евро и вступает в зону кванзы", – предсказывает третий. Фотоколлажи демонстрируют Сантуша, везущего целую тележку долларов, и премьера Сократеша, умильно предлагающего гостю купить у него еще что-нибудь.
Возможно, кому-то все эти потуги на юмор и кажутся смешными, но сквозь иронию в них явно проступают грусть и растерянность. Что ж, португальцам не впервой. Когда-то Лиссабон владел Бразилией, но бразильцы уже давно смотрят на бывших хозяев свысока. Теперь, судя по всему, наступает очередь Анголы.
Источник: По материалам ИТАР-ТАСС
При полном или частичном использовании данного материала ссылка на rodon.org обязательна.