Решение участников состоявшейся в Вене очередной сессии Конференции ОПЕК оставить без изменения действующие квоты добычи нефти и заняться наведением дисциплины в своих рядах с целью безусловного выполнения принятых решений опровергло прогнозы большинства наблюдателей и аналитиков. Накануне сессии согласно опросам, проведенным ведущими мировыми агентствами, эксперты в основном сходились во мнении, что страны-члены ОПЕК сократят нефтепроизводство на 0,5-1,0 млн баррелей в день, чтобы упрочить цены на нефть на мировом рынке. Этот прогноз не оправдался.
В обоснование своего решения страны-члены ОПЕК констатировали в итоговом совместном заявлении полную приверженность договоренностям, достигнутым в декабре прошлого года, "в целях дальнейшего содействия усилиям по стабилизации рынка". Далее было сказано, что секретариату ОПЕК поручено и впредь тщательно отслеживать ситуацию на мировом нефтяном рынке и что следующая, внеочередная сессия Конференции ОПЕК, которая состоится в Вене 28 мая, рассмотрит необходимость принятия дальнейших совместных шагов.
При оценке нынешнего состояния мировой экономики страны- члены ОПЕК выразили озабоченность в связи с тем, что в нынешнем году ожидается спад мировой экономики в размере 0,2 проц. Этот показатель значительно ниже прогнозов, которые высказывались в конце прошлого года. При этом негативные тенденции в наибольшей мере затронут промышленно- развитые страны Организации экономического сотрудничества и развития /ОЭСР/. Меры по стабилизации финансовых рынков и банковской системы, а также налоговые льготы, отмечается в коммюнике, еще не принесли желанных плодов. Появления первых позитивных результатов следует ожидать ближе к середине или даже к концу текущего года, а до тех пор будут по-прежнему преобладать тенденции к снижению котировок на фондовых и товарных биржах.
Страны-члены ОПЕК полагают, что на фоне экономического спада спрос на сырую нефть на мировом рынке в нынешнем году сократится по сравнению с прошлым годом примерно на 1,0 млн б/д и составит 84,6 млн б/д. В результате сохранится нынешний исключительно высокий уровень накопленных резервных запасов нефти, которых сейчас достаточно для полного удовлетворения потребностей в первую очередь промышленно развитых государств в течение 59 дней даже в случае прекращения нефтяного экспорта. В этой связи страны- члены ОПЕК ожидают, что спрос на нефть ОПЕК снизится в нынешнем году на 1,8 млн б/д и составит в среднем 29,1 млн б/д. При этом добыча нефти в государствах, не входящих в ОПЕК, возрастет примерно на 0,4 млн б/д и достигнет в 2009 году 50,7 млн б/д.
Особые надежды на выработку мер по оживлению мировой экономики ОПЕК связывает с предстоящим в апреле саммитом "группы 20" наиболее развитых государств.
Кроме того, страны-члены ОПЕК с удовлетворением отметили, что меры, принятые ими по восстановлению баланса между спросом и предложением на нефтяном рынке, постепенно приносят первые плоды. В частности, речь идет о вступившем в силу с 1 января нынешнего года решении предыдущей, внеочередной сессии Конференции ОПЕК в Алжире относительно сокращения добычи нефти в общей сложности на 4,2 млн б/д по сравнению с сентябрем 2008 года. Несмотря на то, что к настоящему времени это решение выполнено лишь на 79 проц. и что реальные перспективы улучшения состояния мировой экономики по-прежнему отсутствуют, ценовые показатели "нефтяной корзины" ОПЕК, состоящей из 12 основных экспортных сортов нефти всех стран-членов этой организации, все же удалось стабилизировать на уровне около 40 долларов США за баррель и даже немного выше.
Возможно, тот факт, что аналитики ожидали новых сокращений добычи нефти, был связан с заявлением, с которым десять дней назад выступил генеральный секретарь ОПЕК Абдалла Салем аль-Бадри. Он не согласился с мнением руководства Международного энергетического агентства /МЭА/ о том, что в случае сохранения до конца текущего года цен на нефть на уровне 40 долларов за баррель мировая экономика получит материальный стимул в размере 1 трлн долларов для ускоренного развития. Руководитель ОПЕК назвал такую позицию "близорукой". По его словам, цены на нефть "должны обеспечивать устойчивое развитие мировой экономики, включая стабильный поток долгосрочных инвестиций в энергетический сектор". "Если эти инвестиции иссякнут, – считает аль- Бадри, – то к 2013 году может возникнуть серьезный дефицит энергоносителей. При ценах на уровне 40 долларов за баррель реализация многих проектов окажется экономически нецелесообразной. Чем ниже будет цена на нефть, тем скуднее будет поток инвестиций".
В качестве наглядного примера можно привести цифры, подтверждающие масштабы убытков, которые понесли ведущие нефтепроизводители в результате снижения цен на нефть. Доходы Саудовской Аравии от нефтяного бизнеса сократились с 1,4 млрд долларов в день, которые текли рекой летом прошлого года, до 350 млн долларов в день, которые шейхи зарабатывают сейчас.
Именно Саудовская Аравия призвала партнеров по ОПЕК повременить с дальнейшим сокращением квот нефтедобычи, дабы не ослаблять еще больше и без того обессиленную мировую экономику путем неизбежного в этом случае роста цен на нефть. Впрочем, нежелание саудовцев уменьшать объемы нефтепроизводства имеет и другое, более простое объяснение. Дело в том, что они вложили миллиарды нефтедолларов в промышленные предприятия в западных странах и теперь не хотят рисковать этими деньгами.
В этой связи особое беспокойство и недовольство Саудовской Аравии вызывает позиция других стран-членов ОПЕК, которые до сих пор не выполнили своих обязательств по прошлогодним решениям, касающимся сокращения добычи и экспорта нефти в общей сложности на 4,2 млн б/д. "Мы добиваемся максимально точного соблюдения квот, которое пока оставляет желать лучшего", – заявил, в частности, перед началом сессии Конференции ОПЕК саудовский министр нефти и минеральных ресурсов Али ибн Ибрагим ан-Нуэйми.
Надо сказать, что в настоящее время Саудовская Аравия добывает даже на 166 тыс. б/д меньше выделенной ей квоты, тогда как, например, Иран превышает свой лимит на 277 тыс. б/д и тем самым лишь наполовину выполняет собственные обязательства в рамках ОПЕК. Парадокс в этой ситуации заключается в том, что именно Тегеран активно выступает за использования высоких цен на нефть в качестве оружия против Запада и потому постоянно твердит о необходимости уменьшения квот добычи. Последним, кто попытался склонить партнеров к сокращению нефтепроизводства хотя бы на 500 тыс. б/д, оказался министр энергетики и шахт Алжира Шакиб Хелиль, однако его демарш не увенчался успехом и он в итоге подчинился воле большинства.
"Страны-члены ОПЕК ни в коем случае не должны помышлять о сокращении квот до тех пор, пока они не добьются безусловного выполнения прежних решений. Последнее, что нужно сейчас мировой экономике, так это – резкий скачок цен на нефть", – считает в этой связи эксперт компании "Мерил Линч" Франсиско Бланч.
Между тем, многие страны-экспортеры нефти явно не довольны нынешним низким уровнем цен на нефть. "Есть немало производителей нефти, которые вынуждены сворачивать и прекращать добычу, становящуюся нерентабельной, – заметил ан-Нуэйми. – Если уровень цен поднимется до 70-75 долларов за баррель, то все будут счастливы".
Серьезность создавшейся ситуации осознают и эксперты МЭА. Согласно их последним исследованиям, в настоящее время во всем мире заморожены или отложены до лучших времен практически все инвестиции в разведку и разработку новых месторождений, тогда как добыча нефти из действующих месторождений неизбежно сокращается в среднем на 7 проц. в год. Это может привести к тому, что как только мировая экономика начнет выходить из кризиса, цены на нефть резко подскочат и достигнут новых рекордно высоких значений.
Безусловно, одним из важнейших событий нынешней сессии Конференции ОПЕК стало выступление на открытом пленарном заседании вице-премьера РФ Игоря Сечина в качестве главы российской делегации. Его речь произвела впечатление прежде всего потому, что содержала целый ряд конкретных конструктивных предложений по улучшению ситуации в нефтяной отрасли.
Прежде всего заместитель главы правительства РФ обратил внимание на то, что сокращение поставок нефти на мировой рынок является "вынужденной, но оправданной мерой", реализация которой еще потребует значительных усилий от всех стран-производителей. В этой связи он обратил внимание на спад промышленного производства при одновременном росте товарных запасов нефти в Западной Европе, США и Японии с 57 до 63 дней без учета запасов сырья в танкерах, портовой инфраструктуре и природных подземных хранилищах вне этих регионов. По его словам, мировой спрос на нефть продолжает сокращаться и согласно оценкам ведущих экспертов "уменьшится в 2009 году на 1,5 млн баррелей в сутки по сравнению с 2008 годом".
Россия активно поддержала беспрецедентные усилия ОПЕК и ряда стран – независимых производителей нефти по сокращению поставок нефти на мировой рынок, отметил Игорь Сечин. "В 2008 году мы уменьшили экспорт нефти по сравнению с 2007 годом на 5,2 проц. или на 15 млн тонн, – сообщил он. – В основном, этого удалось добиться за счет увеличения переработки сырья внутри страны. В январе-феврале текущего года добыча нефти в России уменьшилась по сравнению с тем же периодом 2008 года на 1,9 проц. /1,5 млн тонн/ и составила 78,5 млн тонн".
По его мнению, предпринятые совместные действия "во многом способствовали текущей стабилизации цен на уровне около 40 долларов США за баррель". Тем не менее, считает он, "нефтяной рынок по-прежнему остаётся весьма чувствительным к конъюнктуре мировых финансовых площадок", и в этих условиях "риски дальнейшего снижения цен на нефть, к сожалению, чрезвычайно велики".
"Потребители нефти должны понимать, – продолжал Игорь Сечин, – что сокращение спроса не позволит сохранить необходимые объемы инвестиций. Это верно даже при текущем уровне цен. Не говоря уже о дальнейшем их падении".
Основные инвестиции в отрасли являются сейчас, по сути, "операционными" и связаны главным образом с сохранением, а не с наращиванием объемов добычи. "Кроме того, – добавил вице-премьер, – непрерывно растут объемы капиталовложений, необходимых для ввода в эксплуатацию новых месторождений. Это – объективный процесс, характерный для большинства стран мира. Он обусловлен ухудшением горно-геологических условий и уменьшением продуктивности новых нефтяных провинций".
"Таким образом, – подытожил Игорь Сечин, – сокращение инвестиций чревато снижением текущего уровня добычи, который в настоящее время сохраняется лишь благодаря ранее вложенным средствам. Более того, под угрозу поставлена и реализация новых масштабных проектов, которые понадобятся мировой экономике, когда кризис закончится. В противном случае она вновь окажется перед лицом дефицита, и тогда цены на нефть могут взлететь выше уровня, который недавно казался абсолютно недостижимым".
Коснувшись ситуации внутри России, Игорь Сечин сообщил, что страна продолжает развивать инфраструктуру для диверсификации экспортных поставок нефти и нефтепродуктов. "С целью ограничения экспорта сырой нефти, – отметил он, – мы стимулируем наращивание и модернизацию мощностей по глубокой переработке углеводородного сырья внутри страны. Для этого задействованы необходимые меры налоговой и таможенной политики".
По его словам, переход стран-производителей от продажи сырой нефти к поставкам продуктов ее переработки "способен кардинальным образом изменить экономику отрасли". "Такая постановка вопроса, по нашему мнению, – добавил он, – должна стать предметом глубокого и тщательного обсуждения совместно с потребителями".
Далее Игорь Сечин предложил обсудить возможность широкого использования долгосрочных контрактов в торговле нефтью, что, по его мнению, способно ограничить "активность рыночных спекулянтов, которые в наибольшей степени несут ответственность за неоправданный рост цен на нефть, предшествовавший их обвалу".
Приход на нефтяной рынок глобальных финансовых игроков – банков, хедж-фондов, индексных фондов и т.д. – стал наиболее очевидной причиной стремительного роста цен на нефть в последние годы, считает Игорь Сечин. "Жизнь показала, – отметил он, – что в новых условиях необходимы правовые механизмы, стабилизирующие рынок, не позволяющие чрезмерно "раскачивать лодку". Одним из сильных средств, способствующих повышению устойчивости и предсказуемости рынка, могло бы стать преимущественное использование долгосрочных контрактов на поставку нефти. Это позволило бы учитывать при формировании цены рост реальных издержек на добычу и транспортировку нефти".
В качестве примера заместитель главы российского правительства сослался на то, что "такие контракты, наряду с системой их страхования для уменьшения рисков, традиционно используются в газовой отрасли, что обеспечивает надежные поставки природного газа на значительные расстояния". "Кроме прочего, – добавил он, – долгосрочные контракты способствовали бы привлечению дополнительных инвестиций в нефтяную отрасль, поскольку финансовые институты признают их в качестве гарантии возврата заемных средств".
"Еще одним шагом по предотвращению нежелательных колебаний цен на нефтяном рынке, – продолжал Игорь Сечин, – могло бы стать наращивание странами-производителями инфраструктуры резервирования нефти и нефтепродуктов. Реализация таких проектов требует масштабных инвестиций, поэтому наиболее целесообразно осуществлять их совместно".
В целях повышения стабильности нефтяного рынка вице- премьер РФ предложил также постоянно совершенствовать структуру цен на нефть и нефтепродукты "с учетом особенностей фискальной нагрузки в странах-производителях и странах-потребителях, а в перспективе – гармонизировать режимы налогообложения с учетом специфики всех элементов технологической цепочки /добычи, транспортировки, переработки и реализации нефти/, имея в виду обеспечение их равной доходности".
"С нашей точки зрения, – подчеркнул он, – развитие событий в мировой экономике подталкивает страны- производители нефти к совместным действиям не только в сфере регулирования добычи. Требуется координация усилий по более широкому кругу вопросов".
В этой связи Игорь Сечин повторил предложения, которые российская сторона уже озвучивала ранее и актуальность которых, по его словам, только возросла. "Во-первых, – напомнил он, – это организация оптимально распределенной сети площадок для торговли нефтью и нефтепродуктами. Во- вторых, это – создание единой платежно-расчетной системы на основе поставочных контрактов /с контролем состава участников, постепенным вытеснением экономически необоснованных посредников и тому подобное/. В-третьих, это увеличение числа "маркеров" нефти и применение корзины валют в расчетах за нее". "К сожалению, – констатировал вице-премьер, – ответа на эти предложения мы до сих пор не услышали".
В заключение Игорь Сечин озвучил предложение "провести в Москве осенью 2009 года международную конференцию с участием стран-членов ОПЕК, стран – независимых производителей нефти, крупных нефтяных компаний, инвесторов и экспертного сообщества". "Целью конференции, – пояснил он, – должно стать заинтересованное и всестороннее обсуждение накопившихся вопросов по обеспечению энергетической безопасности и устойчивого развития нефтяного рынка на среднесрочную и долгосрочную перспективу".
Игорь Сечин считает, что "сегодня особенно важно вовлечь в работу по стабилизации нефтяного рынка страны – независимые производители нефти". "В первую очередь, – отметил он, – это относится к Казахстану, Азербайджану, Норвегии и Бразилии. Все они в не меньшей степени заинтересованы в стабильных и справедливых ценах на нефть, чем мы".
"К тому же, – добавил Игорь Сечин, – эти страны обладают значительной долей на рынке. Следует общими усилиями убедить их принять участие в реализации совместных мероприятий, в том числе в балансировке спроса и предложения на мировом рынке нефти путем сокращения поставок".
Россия, подчеркнул он, стремится к активизации диалога со всеми странами-партнерами как в двустороннем, так и в многостороннем форматах, включая такие авторитетные межгосударственные объединения, как ОПЕК.
В этой связи вице-премьер напомнил о выдвинутой в сентябре прошлого года инициативе по организации регулярного "энергодиалога" Россия-ОПЕК, которые являются "основными игроками на мировом энергетическом рынке". Кроме того, был подготовлен Меморандум о взаимопонимании между Минэнерго РФ и ОПЕК, содержавший алгоритм поэтапного развития обоюдного взаимодействия, а также обсуждался вопрос о введении должности постоянного представителя РФ при Секретариате ОПЕК.
"Реализация этих инициатив, – подытожил Игорь Сечин, – позволила бы наладить между сторонами устойчивый и оперативный обмен мнениями по всем возникающим вопросам".
Значительный интерес вызвали также и так называемые встречи "на полях" состоявшейся сессии, которые вице- премьер РФ провел в двустороннем формате с министрами Венесуэлы, Ирана, Ливии, Саудовской Аравии и другими. В рамках этих встреч удалось обсудить важные вопросы расширения сотрудничества и реализации совместных проектов. Так, на переговорах с министром нефти Ирана Голямом Хоссейном Нозари была достигнута договоренность о том, что "Газпром" сможет принять участие в разработке газовых месторождений в Иране. Стороны также договорились о совместной реализации проектов в нефтяной сфере и электроэнергетике. В этой связи Игорь Сечин выразил надежду, что в ближайшее время компаниями обеих стран будут подготовлены и подписаны конкретные соглашения.
Источник: По материалам ИТАР-ТАСС
При полном или частичном использовании данного материала ссылка на rodon.org обязательна.