Восточной Европе не нужен общий план по борьбе с глобальным кризисом. К такому выводу пришли лидеры ЕС на экстренном воскресном саммите в Брюсселе. По мнению участников встречи, ситуация в каждой стране уникальна, и принимать единые для всех решения неправильно.
Встреча в Брюсселе проводилась в рамках подготовки к апрельскому саммиту лидеров стран G20 в Лондоне с целью сгладить возникшие ранее разногласия относительно методов борьбы с мировым финансовым кризисом.
Накануне саммита несколько государств Восточной Европы во главе с Венгрией и Польшей выступили с требованием к «богатым» странам ЕС срочно предоставить им помощь. Эти требования поддержала также Австрия. Деньги необходимы для поддержки банковских систем и курсов национальных валют. «Мы не можем допустить, чтобы в Европе возник новый „железный занавес”, который снова разделил бы ее на две части», – заявил глава венгерского правительства Ференц Дюрчань. По представлениям Венгрии, деньги в фонд помощи должны были поступить, в частности, из Международного валютного фонда и Европейского инвестиционного банка. Помимо этого к участию в финансовой поддержке Восточной Европы венгры предлагали привлечь и отдельные страны ЕС. Как следует из дискуссионного документа, представленного венгерской делегацией на саммите в Брюсселе, лишь в текущем году странам Центральной и Восточной Европы в общей сложности потребуется 300 млрд евро для оплаты или реструктуризации своих кредитов.
Однако лидеры ЕС отклонили даже более скромный общий план помощи странам Восточной Европы объемом 190 млрд евро, сообщил премьер-министр Чехии Мирек Тополанек. «Лично я поддержу интегрированный подход ЕС по помощи каждой нуждающейся стране, а не отдельно Восточной Европе. Такой специальной категории стран, как Восточная Европа, не существует», – подвел Тополанек черту под дискуссией.
Его поддержала канцлер Германии Ангела Меркель, по мнению которой ситуация в каждой стране уникальна, и принимать общие решения неправильно. «На этом этапе я не рекомендую своим коллегам начинать обсуждение крупных субсидий. На примере Венгрии мы уже показали, что помогаем странам, которые больше всего нуждаются в нашей помощи. И мы, разумеется, продолжим это делать. Но я не считаю, что для каждой страны можно использовать одни и те же инструменты вмешательства», – заявила она.
Подобной точки зрения придерживаются и некоторые другие европейские лидеры. «Страны ЕС очень отличаются друг от друга, поэтому принять единый пакет финансовой помощи для всех было бы неверно», – согласен с немецкой коллегой австрийский канцлер Вернер Файман. «Мы должны дискутировать в отношении проблем Восточной и Центральной Европы. От вида требуемой помощи зависит, кто эту помощь будет осуществлять, – заявил глава правительства Люксембурга Жан-Клод Юнкер. – И не следует рассчитывать, что, к примеру, немецкий налогоплательщик сразу же будет поставлен перед необходимостью этого». Кроме того, Юнкер высказал свою точку зрения в отношении требований Польши и Венгрии об ускоренном присоединении этих стран к еврозоне. «Мы не можем за одну ночь изменить критерии вступления в еврозону», – сказал люксембургский премьер. «В условиях кризиса особенно важно сохранять твердые критерии приема в зону евро», – отметил в свою очередь глава Еврокомиссии Жозе Мануэл Баррозу.
Еще одним важным итоговым решением саммита стала договоренность лидеров ЕС воздерживаться от протекционистских мер внутри Евросоюза для борьбы с кризисом. Как подчеркнул Баррозу, правила единого европейского рынка будут соблюдаться. Это означает, что ведущие страны ЕС не должны принимать антикризисные меры, которые могут оказать негативное влияние на экономики остальных стран Евросоюза, в первую очередь Восточной Европы.
Кроме того, на вчерашней брюссельской встрече ее участники договорились о согласовании на уровне ЕС финансовой помощи, выделяемой на поддержку национальным автопроизводителям. Президент Франции Николя Саркози потребовал в этой связи принятия общеевропейского плана поддержки автоиндустрии и раскритиковал предложение, внесенное Брюсселем. Последнее направлено против такого общеевропейского плана и предусматривает «посильную» поддержку отрасли отдельными странами – членами ЕС.
Много слов было произнесено о необходимости дальнейшего укрепления единства перед лицом кризисных напастей. «Этот саммит должен показать, что Европа не раскалывается на новую и старую, южную и северную или западную и восточную», – заявил Мирек Тополанек. Эта идея нашла свое отражение и в заключительном документе саммита, где говорится о центральной роли внутреннего общеевропейского рынка. Лидеры ЕС заявили, что, несмотря на кризис, будут сохранять единый рынок и поддерживать экономический рост.
В редакционном комментарии американского издания The Wall Street Journal, озаглавленного «Чем пахнет из-за Одера: что стряслось в Восточной Европе», говорится, что проблемы, возникшие у постсоветских стран, указывают не на минусы рыночной системы или негативное влияние снятия барьеров для передвижений капитала, а на необходимость здравомыслия в экономической политике. Восточная Европа неоднородна, подчеркивает издание. Рост Прибалтики и Балкан подпитывался ипотечной задолженностью и краткосрочными вливаниями капитала. «Чехия и Польша пострадали меньше, так как привлекали капитал для прямых инвестиций, часто в экспортные отрасли», – отмечает издание. Таким образом, некоторые страны Восточной Европы повторили ошибки, которые в свое время привели к кризисам в Юго-Восточной Азии и Латинской Америке, считает газета.
По мнению профессора Венского института международных экономических исследований Владимира Глигорова, интервью с которым опубликовала Financial Times Deutschland, то, что происходит сегодня в Восточной Европе, можно назвать эпидемией экономического кризиса. Перспектива для этих стран не самая радужная: им грозят бедность и безработица, поскольку экспорт и импорт сокращаются. При этом для таких стран, как Польша, Чехия, Венгрия или Словакия, приток капитала был моделью реиндустриализации экономики, отмечает эксперт, и, как следствие, сегодня большая часть капитала находится в частных руках, что увеличивает опасность его оттока.
После того как стало известно об отказе ЕС помогать странам Восточной Европы, курс евро к доллару США упал до минимума за неделю. Инвесторы выражают опасения, что финансовый кризис в Восточной Европе приведет к углублению и затягиванию общеевропейской рецессии, сообщило агентство Bloomberg. «Преобладает разочарование в связи с тем, что саммит ЕС не дал никаких конкретных результатов и не смог решить проблемы Восточной Европы», – отметил валютный дилер Okasan Securities Co. в Токио Цутому Сома. По мнению Андрея Гангана, аналитика «Калита-Финанс», этот отказ лишь усилил опасения участников рынка касательно возможных дефолтов, как по корпоративным, так и по суверенным обязательствам субъектов данного региона.
Ольга Шевцова
Источник: "Эксперт Online"