В оглавление «Розы Мiра» Д.Л.Андреева
Το Ροδον του Κοσμου
Главная страница
Фонд
Кратко о религиозной и философской концепции
Основа: Труды Д.Андреева
Биографические материалы
Исследовательские и популярные работы
Вопросы/комментарии
Лента: Политика
Лента: Религия
Лента: Общество
Темы лент
Библиотека
Музыка
Видеоматериалы
Фото-галерея
Живопись
Ссылки

Лента: Политика

  << Пред   След >>

Неформальный саммит министров обороны стран НАТО

19-20 февраля в Кракове /столица Малопольского воеводства/ прошел неформальный саммит министров обороны НАТО, на который съехались свыше 700 представителей стран альянса, а также министр обороны Афганистана Рахим Вардак и представители государств, которые не являясь членами НАТО, имеют свои военные контингенты в составе международной коалиции в Афганистане.

Неформальный саммит был организован Польским институтом стратегических исследований /ПИСИ/ в качестве последней предварительной встречи на высшем уровне перед юбилейным саммитом НАТО 3-4 апреля во Франции и в Германии. Несмотря на то, что формально хозяином встречи был польский министр национальной обороны Богдан Клих, "продавливать" в Кракове выгодные для Польши позиции прибыли министр иностранных дел Радослав Сикорский и премьер-министр Дональд Туск. Независимые обозреватели здесь, кстати, открыто говорят о том, что оба этих политика, в настоящее время работающие в одной упряжке, вскоре имеют шансы стать злейшими оппонентами, поскольку оба они, якобы, намереваются выставить свои кандидатуры на президентских выборах 2010 года...

Начало саммита едва не ознаменовалось скандалом, столь типичным для современной польской политической жизни, помноженной на экономический кризис. Уже накануне прилета первых участников вдруг выяснилось, что средства, выделенные ранее на проведение этого мероприятия, по причине кризиса оказались урезанными с 10 млн злотых до 8 млн злотых /примерно с 2,8 млн долларов до 2,3 млн долларов/ и что по этой причине возникают проблемы с транспортировкой гостей из аэропорта "Балице" до их отелей.

Обозреватели еще до начала саммита обращали внимание на то, что главным вопросом повестки неформального саммита станет обсуждение ситуации в Афганистане и выработка новой единой стратегии альянса, которая смогла бы переломить там ситуацию и избавить НАТО от надвигающегося поражения. Не было секретом и то, что министр обороны США Роберт Гейтс, приехавший в Краков, предложит союзникам свой рецепт победы, впрочем весьма традиционный – значительно увеличить там национальные контингенты натовских государств. "Длящаяся свыше семи лет операция снова в критическом положении. Несмотря на присутствие свыше 70 тыс. иностранных солдат, талибы находятся в 45 км от Кабула, а юг и восток страны – это зона боев. Если запланированные на 20 августа президентские и местные выборы завершатся резней, подготовленной талибами, разработанная в тайне стратегия затянутого на годы выхода с хорошей миной из Афганистана потерпит крах", – комментировала накануне саммита влиятельная польская газета "Газета выборча".

В принципе саммит еще раз подтвердил, что чудес не бывает и что Роберту Гейтсу не удалось преодолеть раскол между членами альянса по афганской проблеме. О решении увеличить свои контингенты сообщила лишь Германия /на 600 военнослужащих/, Италия /на 500 военнослужащих/ и Великобритания /около 1400/. Франция и Испания ответили отказом. Неожиданно к ним присоединилась и Польша, еще недавно с энтузиазмом норовившая направлять контингенты своих войск всюду, где НАТО и США проводили очередную "миротворческую миссию". Еще несколько месяцев назад министр обороны Польши Богдан Клих высказывался положительно о возможности увеличения польской группировки в Афганистане с нынешних 1600 до 2200 военнослужащих, однако, финансовый кризис и последовавшие как его следствие сокращение в бюджете министерства обороны сделали посылку в Афганистан новых польских солдат и офицеров невозможной. "Из-за кризиса дополнительных сил мы выслать не можем", – вынужден был признать Богдан Клих.

Несмотря на то, что Богдан Клих проинформировал прессу о том, что польская позиция была "с пониманием" встречена Вашингтоном, Варшава так и не услышала в Кракове от своего "стратегического союзника" тех слов, на которые надеялась в вопросе ПРО. Еще в августе прошлого года, когда правительство Туска лихорадочными темпами форсировало подписание польско-американского соглашения о строительстве в деревушке Редзиково на севере Польши американской базы ПРО с десятью ракетами-перехватчиками, ряд влиятельных польских политиков начал упрекать кабинет министров в ненужной спешке, поскольку скептическая позиция кандидата в президенты США Барака Обамы была всем хорошо известна. Высказывалась идея о том, что мудрее было бы выждать исхода выборов, а затем уже, в случае победы твердого консерватора Маккейна, подписать договор о размещении в Польше объектов ПРО, а в случае прихода к власти скептика Обамы вообще ничего не подписывать, но зато сохранить "лицо" и достоинство.

Чтобы еще раз не ставить себя в глупое положение, накануне саммита в Кракове Богдан Клих публично объявил, что на переговорах с главой Пентагона он не будет первым поднимать тему ПРО.

"Польским властям хотелось услышать заверение, что в случае откладывания планов строительства базы ПРО Соединенные Штаты не откажутся от соглашения о стратегическом сотрудничества, заключенном одновременно с договором о строительстве американской базы. Этот договор усиливает военное сотрудничество и гарантирует постоянное размещение в Польше одной батареи ракет "Пэтриот", писала в канун саммита польская газета "Речь Посполита".

Никаких гарантий в вопросе о ПРО Варшаве услышать от Роберта Гейтса не удалось. Кратко суммируя свои переговоры с руководством Польши, Роберт Гейтс сказал следующее: "Мы говорили о баллистической обороне с премьером Туском и министром Клихом. Я сказал им, что нам потребуется немного времени, чтобы рассмотреть планы базы в контексте отношений с Польшей и с Чешской Республикой, с союзниками; обязательств, которые мы взяли на себя в рамках европейской ракетной обороны, а также в контексте наших отношений с Россией".

Упоминание России в контексте ПРО дало возможность некоторым польским аналитикам предположить, что Варшава так и не дождется от США вожделенных ракет-перехватчиков, а вся система ПРО вообще может стать разменной картой на переговорах Москвы и Вашингтона по более важным для США вопросам.

Отчетливее всех сформулировал эту точку зрения бывший замминистра национальной обороны Польши Станислав Козей: "Новые власти в Вашингтоне, желая исправить отношения с Кремлем, могут принять стратегию явных уступок в отношении России. Боюсь, что у американцев может возникнуть искушение, чтобы передоговориться в вопросе объектов ПРО в Польше". По мнению генерала Козея, США вряд ли денонсируют договор о размещении объектов ПРО в Польше, но могут начать всячески затягивать строительство базы ПРО или построить саму базу, но без размещения на ней ракет-перехватчиков.

Солидарна с этой точкой зрения и польская газета "Трибуна", по мнению которой "Москва и Вашингтон могут договориться между собой в вопросе о ПРО, не спрашивая согласия Варшавы".

"Десять противоракет и скромная батарея ракет "Пэтриот", способная прикрыть кусочек Варшавы, должны были стать крупной победой в холодной польско-российской войне. Ныне уже известно, что никакой победы не будет. Для нового президента США, что вполне понятно, важнее системы ПРО сотрудничество с Россией в вопросе Ирана и Афганистана. Президент Лех Качиньский и премьер Дональд Туск получают очередной болезненный урок реальной, а не выдуманной и провинциальной политики. С точки зрения Вашингтона, угрозу для Запада представляют теократические режимы и исламский терроризм, а не Россия Медведева и Путина. То, что правящие в Польше элиты считают по-другому, не имеет никакого значения", – написал накануне краковского саммита бывший премьер-министр Польши и лидер партии "Польска левица" Лешек Миллер.

Опытный политик оказался прав. Единственное, что, вроде бы, согласился гарантировать Польше их "стратегический союзник", стала пресловутая батарея ракет "Пэтриот". "По этому вопросу мы услышали ясное подтверждение, что соглашение является отдельным обязывающим документом. По поводу этого документа мы говорили с американской стороной о том, как в 2009 году батарея ракет "Пэтриот" попадет в Польшу, а не о том, попадет ли она в Польшу или нет", – подытожил переговоры с американской стороной замминистра национальной обороны Польши Станислав Коморовский.

Вероятно, чтобы закамуфлировать отсутствие солидарности и общих подходов к решению главных проблем, министры обороны США и Польши подписали в Кракове соглашение о сотрудничестве польских и американских войск специального назначения. Ради одного этого документа саммит в Кракове созывать, конечно же, не стоило...

Еще одним неприятным сюрпризом для Варшавы стала уклончивая позиция высокопоставленных участников саммита в вопросе принятия в альянс Грузии и Украины, на чем активно настаивает Польша. Коснувшись возможного расширения НАТО за счет этих бывших республик Советского Союза, два главных участника саммита – Роберт Гейтс и Яап де Хооп Схеффер – заняли примерно одинаковую позицию, которая и стала главным выводом двух специальных комиссий: "НАТО – Украина" и "НАТО- Грузия".

Теоретически поддерживая вступление в НАТО двух этих государств, оба политика на практическом уровне свели свои теоретические рассуждения к нулю, оговорившись, что принять Тбилиси и Киев в альянс могут очень и очень нескоро.

"Мы реализуем процесс вступления Украины в НАТО, но это будет долгая дорога", – признал Роберт Гейтс.

А Яап де Хооп Схеффер, поблагодарив Украину за участие в зарубежных миссиях НАТО, свел ближайшую конкретную задачу альянса к следующему: "проанализировать наши достижения и решить, каким способом альянс может продолжать помощь в подготовке к членству" Грузии и Украины. Более того, Яап де Хооп Схеффер сделал еще две важных оговорки: во-первых, по его мнению, решение о принятии Грузии и Украины в НАТО вряд ли будет принято в этом году и, во-вторых, в решении всего альянса по вопросу начала присоединения Грузии будет иметь значение вопрос спорных территорий Южной Осетии и Абхазии.

Не менее обтекаемой была и позиция министра обороны Франции Эрве Морена, заявившего, что Франция "поддерживает сотрудничество НАТО с Украиной и с Грузией и понимает стремления этих стран. Принятие новых членов – это долгий процесс, опирающийся на диалог и осторожность".

Что касается собственно "натовской" составляющей краковского саммита, не связанной с попытками Варшавы и Вашингтона "выжать" из союзников нужные им решения, то отчетливее всего ее обозначил генеральный секретарь НАТО Яап де Хооп Схеффер, поставивший союзников в известность о необходимости провести модернизацию структуры альянса и выработать для него новую стратегию. Всего "программа Схеффера", оглашенная на саммите в Кракове, состояла из шести пунктов.

Во-первых, страны НАТО должны четко проанализировать новые угрозы, появившиеся в мире в последние годы. К ним, по мнению Яапа де Хооп Схеффера, относится не только терроризм, но и распространение оружия массового уничтожения, энергетическая безопасность, пиратство, компьютерный терроризм и даже глобальные изменения климата.

Во-вторых, НАТО должна решить, как использовать знаменитую пятую статью устава НАТО о совместной обороне стран-членов альянса в случае, когда одно из натовских государств подвергается не обычной вооруженной агрессии, а кибератаке или сталкивается с нарушением своей энергетической безопасности.

В-третьих, НАТО должна расширить параметры своего сотрудничества и разнообразить его формы с такими организациями, как ООН и Европейский союз, поскольку в руководстве альянса наступило понимание того, что существуют проблемы, которые невозможно решить одними только военными средствами, – типа Афганистана.

В-четвертых, НАТО должна развивать силы, способные вести боевые действия в экспедиционных условиях, за пределами территорий стран-членов альянса, сделав упор на создание мобильных сил быстрого развертывания.

В-пятых, в ХХ1 веке НАТО должна стремиться к созданию более широкого "пояса безопасности" вокруг территории входящих в альянс государств, что потребует расширения альянса за счет принятия в него новых членов. Яап де Хооп Схеффер назвал это "консолидацией Европы". О том, предусматривает ли эта концепция принятие в качестве новых членов в НАТО Украины и Грузии, генсек НАТО в Кракове не говорил.

В-шестых, НАТО необходимо определиться в своих отношениях с Россией, считает Яап де Хооп Схеффер, и продолжать вести с ней диалог, несмотря на существующие разногласия..

В числе других обсуждавшихся в Кракове проблем был вопрос возможного возвращения Франции в военные структуры НАТО, а также выдвижение кандидатур на пост нового генерального секретаря альянса, который должен будет заменить Яап де Хооп Схеффера, срок полномочий которого подходит к концу. Несмотря на то, что в Польше эта тема, казалось, была уже окончательно закрыта, на саммите в Кракове министр иностранных дел Польши Радослав Сикорский вновь упоминался в качестве вероятного кандидата на высший пост в альянсе.

Инициатива исходила от хозяина саммита – министра национальной обороны Польши Богдана Клиха, отметившего, что Радослав Сикорский на посту главы НАТО мог бы использовать "свой опыт в строительстве диалога с Россией".

"Действительно, Радослав Сикорский является тем политиком, который был главным соавтором разблокирования диалога Варшавы и Москвы. Этот опыт мог бы пригодиться в работе на пользу НАТО в ситуации, когда НАТО будет строить коммуникационные каналы с Россией", – сказал глава оборонного ведомства Польши.

Краковский саммит министров обороны стран НАТО потому и назывался неформальным, что на нем не столько принимались решения, сколько велась подготовка к решениям, которые должен принять юбилейный апрельский саммит НАТО во Франции и Германии. От этого саммита ожидают важных инициатив, касающихся многих ключевых аспектов деятельности НАТО.


Источник: "Компас" ИТАР-ТАСС

 Тематики 
  1. НАТО   (232)