Приход к власти новой администрации США во главе с Бараком Обамой заставил многих экспертов по-иному взглянуть на дальнейшую картину развития отношений между Вашингтоном и Пекином. Период "притирки" нового американского руководства к накопившимся в двусторонних отношениях проблемам, а также вызовам, стоящим перед странами, дает простор для маневра и той и другой стороне. Дополнительную остроту переходному моменту придает продолжающийся мировой валютно-финансовый кризис, который довольно сильно повлиял на экономические показатели в каждой из стран и, несомненно, наложил отпечаток на целый комплекс вопросов в сотрудничестве между Китаем и США.
Прежде чем коснуться вопроса о том, какой же все-таки "багаж проблем" в китайско-американских отношениях перекочевал от администрации Буша к новому руководству США, необходимо отметить, что при прежнем хозяине в Белом доме странам все же удалось наладить регулярный механизм контактов по экономическим вопросам, а также по важным политическим и международным проблемам, представляющим взаимный интерес. Вместе с тем, следует с сожалением констатировать, что работа этих механизмов, хотя и проходила регулярно, но многие проблемы в отношениях между сторонами плавно переходили из одного раунда в другой, без каких-либо перспектив на взаимные компромиссы и уступки. Тем не менее, стороны по-прежнему позитивно оценивают работу этих диалогов и намерены продолжать контакты по данному каналу сотрудничества.
Вопросы торгово-экономического характера обсуждаются странами на стратегическом направлении – в ходе экономического диалога, первый раунд которого состоялся в Пекине в 2006 году. С тех пор неизменным камнем преткновения на этих встречах оставался вопрос, касающийся обменного курса китайской национальной валюты, который, по мнению американских экспертов, довольно сильно занижен. Это дает китайским экспортерам значительные преимущества при работе на рынке США и ставит в затруднительное положение американских производителей, которые несут убытки, не выдерживая конкуренции с более дешевыми товарами из КНР. Намеренное занижение курса юаня, считают в Вашингтоне, также является одной из основных причин огромного дисбаланса в двусторонней торговле в пользу Китая, который по итогам 2008 года достиг 170 млрд долларов. Пекин, в свою очередь, каждый раз отвергает эти обвинения, заявляя, что никогда специально не стремился к положительному торговому сальдо с США.
Так или иначе, но поиск решения этой проблемы теперь перекладывается на плечи нового американского руководства. В этой связи следует отметить, что возможную картину развития ситуации на данном направлении позволяет прояснить сделанное в январе заявление министра финансов США Тимоти Гайтнера, который будучи еще кандидатом на этот пост в одном из документов для членов сенатского комитета по финансам отметил, что "президент Обама, основываясь на выводах широкого круга экономистов, считает, что Китай манипулирует своей валютой". Это заявление сразу же было истолковано в СМИ как намерение новой американской администрации начать проведение более жесткого курса в отношении торговых и финансовых споров с КНР. Народный банк Китая /Центробанк/ сразу же отверг эти обвинения, заявив, что "данные комментарии не только не соответствуют фактам, они, более того, вводят в заблуждение при анализе причин финансового кризиса". Судя по всему, обмен подобными критическими выпадами свидетельствует о продолжении трений по накопившимся экономическим вопросам, а, возможно, и об ужесточении подходов администрации Обамы к торговым спорам с Китаем, с чем Пекин, очевидно, мириться не намерен.
По мнению ряда китайских экспертов, просматривающаяся позиция новой американской администрации и общее развитие ситуации свидетельствуют о вероятности нового витка торговой войны между Китаем и США, что в условиях мирового финансового кризиса может привести к ухудшению экономической ситуации во всем мире. "В международном сообществе растет беспокойство по поводу того, что Китай и США движутся к торговой войне в то время, когда мир крайне нуждается во всеобщих усилиях для противостояния нарастающему глобальному финансовому кризису", – пишет в этой связи газета "Чайна дейли", отражая мнение китайских официальных кругов и экспертов. Поводом для подобных прогнозов послужили упоминавшиеся выше высказывания министра финансов США относительно валютных манипуляций Пекина. "Китай не потерпит вторжения США в сферу своих решений по обменному курсу, этот предмет находится под юрисдикцией национального суверенитета", – пишет газета. В издании также приводится мнение авторитетных экспертов, которые полагают, что даже ревальвация юаня на 40 проц., как настаивает Вашингтон, не приведет к устранению дисбаланса в двусторонней торговле.
В то же время, если судить по ряду официальных заявлений Вашингтона, Соединенные Штаты не собираются замыкаться на экономических вопросах в диалоге с Китаем. Так, по мнению нового госсекретаря США Хиллари Клинтон, Пекину и Вашингтону необходим всеобъемлющий диалог. В данном случае, пояснила она, "команда" Обамы считает, что прежний "стратегический диалог", начатый с Пекином правительством президента Джорджа Буша, "превратился в экономический диалог". "Это важный, но не единственный, аспект наших отношений с Китаем", – подчеркнула шеф американской дипломатии, добавив, что США намерены разработать новый, более всеобъемлющий подход к сотрудничеству с Китаем, который будет больше соответствовать "важной роли, которую КНР играет и будет играть по многим вопросам как на региональной, так и международной арене". Ожидается, что картина станет более ясной после предстоящего визита Хиллари Клинтон в Китай в рамках ее турне по ряду стран Восточной Азии, включая Японию и Южную Корею.
Еще одним немаловажным вопросом в отношении двух стран, к которому с приходом кризиса уделяется повышенное внимание, является скупка Китаем американских долговых обязательств. В сентябре прошлого года Китай обошел в этом Японию, став крупнейшим держателем казначейских ценных бумаг США. В общей сложности Пекин скупил американских долговых обязательств на сумму более чем в 1 трлн долл., однако в последнее время с углублением кризиса появились намеки на то, что Китай начал терять интерес к их покупке, что может иметь болезненные последствия для американских заемщиков. Поводом для опасений послужило заявление премьера Госсовета КНР Вэнь Цзябао, который будучи в Лондоне в конце января подчеркнул, что дальнейшее приобретение Китаем казначейских ценных бумаг США будет зависеть от потребностей КНР в поддержании стоимости иностранных инвестиций на территории страны и от целесообразности сохранения стабильного обменного курса ее национальной валюты. В то же время, несмотря на то, что китайская экономика переживает серьезные трудности, власти страны пока не идут на то, чтобы начать продавать или полностью отказаться от приобретения казначейских ценных бумаг США, что, по мнению экспертов, свидетельствует об ответственном подходе Пекина к развитию отношений с Вашингтоном в условиях валютно-финансового кризиса. Авторитетные американские экономисты также считают, что китайское руководство вряд ли пойдет на полное прекращение покупок казначейских ценных бумаг США из опасения, что тем самым может создаться впечатление, будто Пекин "пытается торпедировать шансы на оздоровление американской экономики в столь кризисное время", отмечает "Нью-Йорк таймс". Таким образом, создается ситуация, когда обе стороны, понимая важность взаимных уступок и поддержки, должны проявить больше гибкости и не обострять в этот непростой момент трения по наиболее болезненным проблемам.
Так или иначе, новая администрация США понимает всю важность развития здоровых отношений сотрудничества с Китаем. В начале февраля в японской газете "Иомиури" со ссылкой на неназванного высокопоставленного чиновника государственного департамента Соединенных Штатов появилась информация о том, что новые хозяева Белого дома намерены повысить планку диалога с Китаем до уровня вице-президента Джозефа Байдена и премьера Госсовета КНР Вэнь Цзябао. Данный шаг, считают эксперты, связан с растущим убеждением в американских правительственных кругах, что налаженный механизм переговоров между странами не всегда приносил желаемые результаты, поскольку проводился на недостаточно высоком уровне. Это сообщение вызвало настороженность в Японии, где опасаются, что администрация Обамы может сместить акценты в своей азиатской политике в пользу Китая и будет уделять меньше внимания своему главному традиционному союзнику в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Однако, судя по тому, что первой остановкой Хиллари Клинтон в ходе ее азиатского турне станет именно Токио, подобные опасения пока не имеют под собой реальных оснований.
О позитивном настрое руководителей двух стран в отношении перспектив развития двусторонних отношений свидетельствует также состоявшийся в конце января телефонный разговор между председателем КНР Ху Цзиньтао и президентом США Бараком Обамой, в ходе которого стороны заявили о намерении построить более позитивные и конструктивные двусторонние отношения. Оба лидера также согласилась предпринимать совместные усилия в решении глобальных проблем, упомянув в этой связи КНДР, Иран, Афганистан, Пакистан, а также вопросы противодействия терроризму, нераспространения и изменения климата. Обама также дал высокую оценку роли Китая, председательствующему на шестисторонних переговорах по решению ядерной проблемы Корейского полуострова.
Общую позицию Пекина в отношении развития сотрудничества с США также отражают слова главы МИД КНР. "Развитие отношений конструктивного сотрудничества между Китаем и Соединенными Штатами отвечает основным интересам обоих народов, а также вносит вклад в укрепление мира и стабильности, в развитие не только Азиатско-Тихоокеанского региона, но и всего мира", – подчеркнул министр. "На этом новом этапе истории обе стороны должны продолжать двусторонние отношения, рассматривая их со стратегической и долгосрочной точки зрения, сосредоточив усилия на интенсификации диалога и обмена, обращая внимание на фундаментальные озабоченности друг друга", – сказал Ян Цзечи. В свою очередь, Хиллари Клинтон, выступая в сенатском комитете по иностранным делам, отметила, что экономическая политика в отношении Китая должна тесно координироваться с внешней политикой. "Они не могут реализовываться в изоляции друг от друга, – сказал она. – Китай является очень важным игроком в условиях меняющегося глобального ландшафта. Мы не можем упрощенно подходить к отношениям, являющимся составными частями целого"."Мы тщательно изучаем вопрос о том, как развивать это важное сотрудничество с Китаем. Мы рассчитываем, что сотрудничество на высоком уровне будет продолжено в каком- либо формате", – отметила Клинтон.
Рассматривая общую картину нынешних отношений Пекина и Вашингтона, следует упомянуть и о сотрудничестве в военной сфере на высоком уровне, которое фактически было прервано в прошлом году после заявления США о намерении продать Тайваню крупную партию оружия на сумму в 6,5 млрд долл. Тайваньская проблематика остается камнем преткновения в отношениях между странами. Пекин неоднократно выступал с категоричными заявлениями, протестуя против поставок Вашингтоном современных вооружений Тайбэю. Позитивных подвижек на этом направлении пока не просматривается. Власти Китая продолжают настаивать на том, чтобы США прекратили все военные связи с островом, в то время как Вашингтон, выражая приверженность политике "одного Китая", действует в соответствии со своим законом об отношениях с Тайванем, предполагающем поставки Тайбэю оборонительных вооружений.
В конце января представитель министерства обороны КНР Ху Чанмин призвал власти США "принять практические меры для устранения препятствий на пути развития связей между армиями двух стран и создания благоприятных условий для их здорового развития". Он также выразил надежду на улучшение оборонных связей с США после вступления в должность Барака Обамы.
В Вашингтоне, по всей видимости, ждут инициативы со стороны Пекина, который, согласно последнему заявлению главы Тихоокеанского командования ВС США адмирала Тимоти Китинга не спешит восстанавливать военный диалог с США. "Я не вижу никаких изменений /в их позиции/, – сказал адмирал. – Мы сейчас поддерживаем контакты с некоторыми лицами в Китае. Но предпочли бы, чтобы диалог вновь стал официальным и регулярным", – сказал он. Так или иначе, эта проблема также досталась в наследство новой администрации Белого дома от прежних хозяев. По мнению экспертов, улучшение ситуации на данном направлении возможно лишь при условии, что стороны пойдут на взаимные уступки.
Приход к власти в США Барака Обамы символично совпал по времени с знаменательной датой в американско-китайских отношениях – 30-й годовщиной установления дипотношений между странами. В торжественных мероприятиях, организованных в Пекине по этому случаю, принимал участие постоянный заместитель госсекретаря Джон Негропонте, хотя первоначально планировалось, что на его месте будет Кондолиза Райс, которая в последний момент отменила поездку в Китай, сославшись на плотный график работы, в связи с ухудшением ситуации на Ближнем Востоке. Ряд СМИ в тот момент сделали поспешный вывод о том, что отсутствие главы внешнеполитического ведомства США на этих торжествах призвано продемонстрировать недовольство американской стороны политикой Китая. Однако, все это не имеет под собой никакой основы. В данном случае вероятнее всего можно говорить лишь о досадном совпадении.
Барак Обама и его команда прекрасно понимают, что растущая экономическая мощь Китая и его влияние на международной арене требуют более тесного взаимодействия двух стран по всем направлениям. Ряд экспертов полагают, что в правительстве США сейчас решается вопрос о том, какой линии стоит придерживаться в отношениях с Китаем, учитывая весь комплекс проблем на фоне мирового финансового кризиса. Есть мнение, что новая администрация США может оставить себе поле для маневра и будет вести более осторожную политику в отношении КНР, избегая резких выпадов. Ведь, как показала практика, конфронтация и давление на Китай, в том числе по экономическим вопросам, болезненным эхом отзывается в самих Соединенных Штатах.
Источник: "Компас" ИТАР-ТАСС
При полном или частичном использовании данного материала ссылка на rodon.org обязательна.