В оппозиции заметно оживление, поскольку она считает, что наряду со всеми другими 'благами', давно начался и кризис власти. Большая часть оппозиционного спектра подписала меморандум, предусматривающий назначение досрочных президентских и парламентских выборов, хотя и думает, что ни из-за меморандумов, ни из-за акций протеста Саакашвили в отставку не уйдет. Лидер партии 'Тависуплеба' ('Свобода') Константинэ Гамсахурдиа считает необходимым созыв народного, национального собрания. По его мнению, предпосылкой улучшения ситуации в стране является смена Саакашвили и его власти.
'Джорджиан таймс': Как вы оцениваете политические процессы последнего времени, и какие действенные шаги намерена предпринять оппозиция для улучшения обстановки?
Константинэ Гамсахурдиа: Сегодня самая большая проблема оппозиции – отсутствие плана действий. Если сравнить 2007-й год с нынешним, тогда дело обстояло сравнительно легче. Правда, и тогда отсутствовал конкретный план, но зато было телевидение 'Имеди', которое активно и интенсивно разоблачало власть Саакашвили. Все это было на очень высоком уровне, с соблюдением всех правил. Параллельно 'Имеди' делало акцент на политические лица и, с целью их представления общественности, прибегало даже к так называемому пиару определенных лиц по принципу сбалансированности. Я тоже был одним из тех лиц, которых представляло 'Телеимеди'. Четко выраженного лидера, фактически, не должно было быть, но потом оказалось, что почему-то батони Бадри сам захотел стать президентом.
- По-вашему, в чем причина пассивности оппозиции, ведь была отложена и запланированная на 26-е января акция...
– Объединенная оппозиция не смогла четко выявить лидера, который взял бы на себя все. Тут никто ничего на себя не берет. Акции вначале должны были состояться и после 7-го ноября, но их отложили, оппозиция запланировала и национальный съезд, но и это впустую.
- Некоторая часть оппозиционного спектра подписала меморандум из трех пунктов. Что даст нам эта декларация?
– Этот меморандум ничего не даст, если, разумеется, не будет конкретного плана. Михаил Саакашвили ни из-за меморандумов, ни из-за пресс-конференций или заседаний, устроенных в кабинете, не назначит досрочных выборов и не простится со своим креслом. Я представляю совершенно иной фланг этой оппозиции. Мы, то есть партия 'Тависуплеба', активно работаем с целью созыва национального собрания, в котором будут и представители населения.
- Какие оппозиционные партии поддерживают вашу инициативу относительно созыва национального собрания?
– Поддержали Гачечиладзе, Дзидзигури, а также Саломе Зурабишвили, Нателашвили. Хотя Губаз Саникидзе и Кахи Шартава не поддержали декларацию из трех пунктов, но они тоже сторонники созыва национального собрания. Во всяком случае, так заявили в эфире телеканала 'Маэстро'. Ираклий Аласания тоже выразил желание участвовать в национальном собрании в случае его созыва. Осуществление этой идеи связано с немалыми трудностями. Я имею в виду трудности практического характера. В Грузии 4000 избирательных участков, и на каждом из них должны быть избраны два делегата. В целом это составит приблизительно восемь тысяч делегатов.
- Что вы скажете о выступлении президента, отвечавшего в прямом эфире на вопросы народа? Некоторые расценили выступление Саакашвили как поставленное шоу...
– Год назад я бы сказал, что это было поставленное шоу. Но сейчас это было очень бездарно поставленное шоу, и факт, что оно не сработало. Это был большой каскад эмоциональных заявлений, и в то же время выступление слабого и обанкротившегося человека, который пытается снова еще раз всплыть на поверхность. Это шоу со всей очевидностью показало, что Саакашвили полностью исчерпал свой ресурс. Ни один его шаг не могу серьезно рассматривать. Он уже непригоден и для внутреннего потребления. Такое отношение к Саакашвили не только у меня, так думает и большая часть 'националов'. Своего рода кошмаром он стал и для своих бывших союзников. Я имею в виду новую администрацию Соединенных Штатов Америки и европейцев.
- Как будут развиваться отношения между правительством Грузии и новой администрацией США, сохранятся ли отношения времен Буша, и что вы скажете о Хартии, подразумевающей стратегическое партнерство между Грузией и Америкой?
– Германия избегает вмешиваться в дела Грузии, у европейцев Саакашвили стоит поперек горла. Один очень значительный представитель номенклатуры Белого дома писал, что принятие Грузии и Украины в НАТО – очень неразумный шаг. Он прямо отметил, что американские солдаты не будут защищать Грузию, если она втянется в повторный конфликт с Россией. Обама заявил, что граждане тех стран, где нет демократии, не должны спать спокойно. В данном случае он, конечно, имел в виду Грузию. Я согласен с ним. Граждане Грузии, действительно, не должны спать спокойно.
Реально стратегическая Хартия была перечнем благих желаний в форме новогоднего поздравления. Эта Хартия не ратифицирована и не может быть ратифицирована Конгрессом США. Этот документ был последней акцией властей Буша, подразумевавшей персональную поддержку Михаила Саакашвили. Дальше этого они не пошли. Интеллектуальный коэффициент Буша очень невысок, интересы Кондолизы Райс и других не вышли за рамки бензозаправочных станций и нефти. Они экзистенциально связаны с этой нефтью и дальше этого не идут.
- Кого вы видите в качестве преемника Саакашвили? Рассматривают в основном двух кандидатов. Оправдало ли себя президентское правление в Грузии и какой путь, какой метод смены власти вы считаете правильным?
– По моему мнению, реального кандидата в президенты пока не видно. Реальным кандидатом должен быть тот, кого выдвинет и изберет народ. И тогда раз и навсегда настанет время, когда у нас будет народная власть. С 1992-го года такой власти в нашей стране уже не было. До этого имел место краткий прецедент. Это была 24-месячная власть Звиада Гамсахурдиа, избранная огромным большинством грузинского народа безо всякого давления и фальсификаций.
Однако в такой форме президентское правление в Грузии не оправдало себя. Нам необходим такой институт президента, который урезан в правах. В этом случае председатель парламента уже не будет марионеткой президента, как сейчас.
- В Конституцию вносят изменения по ограничению прав президента.
– При Саакашвили все изменения будут косметическими, так же, как никакого смысла не имеют выборы, поскольку они непременно будут сфальсифицированы.
- Почему парламентская оппозиция не поддерживает вашу инициативу, и вообще, что вы скажете об этой части оппозиции?
– Их деятельность однозначно не оценишь, так как, возможно, они действительно совершили много добрых дел. Их вхождение в парламент было политически неверным шагом, но я – сторонник политического диалога с этими людьми. Я имею в виду только тех, кто вошел в парламент от объединенной оппозиции.
- Как может Грузия преодолеть этот кризис?
– Грузия, как государство, фактически не существует. Грузия превратилась в чью-то частную контору. Выход из тупика есть – пусть оставят нашу страну Михаил Саакашвили и его команда. А оппозиция не должна распыляться, этого и не произойдет, так как Михаил Саакашвили этим обязательно воспользуется.
Этот режим – сторонник максимального ухудшения отношений с Россией, Такую политику Саакашвили осуществляет целенаправленно, чтобы, когда он окончательно уйдет из Грузии, оставить после себя только выжженную землю. Он не любит Грузию. Саакашвили – психически ненормальный человек и ловкий обманщик, радеющий собственным интересам. Он делает все, чтобы сохранить свое кресло, которое болезненно любит. Часто говорят, что Саакашвили – агент России, но этой войной он и Россию втянул в беду. Так называемый президент Грузии вызвал тотальный хаос. Сегодня Саакашвили – большой кошмар для политиков мира.
Хатуна Бочоидзе
Источник: "ИноСМИ"