В январе в Пекине была опубликована Белая книга "Национальная оборона КНР-2008". Этот ставший уже традиционным обзор деятельности и планов Китая в военной области выпущен в шестой раз с 1998 года, когда он появился впервые. Несмотря на то, что в такой закрытой стране, как Китай, все подобные документы несут, в первую очередь, пропагандистскую функцию, в каждом новом издании можно отметить снижение количества агитационного содержания и увеличение доли фактологического материала, направленного на действительное информирование о состоянии дел в этой сфере.
Очевидно, что стремление КНР продемонстрировать рост своей открытости в военной области продиктовано многими, прежде всего, политическими факторами. Это и давление со стороны западных стран, традиционно обвиняющих Пекин в занижении официальных цифр военных расходов, и стремление успокоить соседей по региону, с беспокойством взирающих на продолжающийся рост экономического и технического могущества Китая, и желание не напугать лишний раз Тайвань, где некоторые политики набирают очки только за счет игры на страхах населения перед военной угрозой со стороны материка, и многое другое. Однако за всеми политическими соображениями просматривается и кое-что новое. Кажется, что Китай, на который все чаще пытаются в последние годы по разным поводам навесить ярлык второй в мире сверхдержавы, начал понемногу привыкать к мысли о необходимости соответствовать статусу "ответственного государства" и прилагать больше усилий для продвижения своего позитивного имиджа.
Белая книга состоит из преамбулы, 14 глав и 6 приложений, содержащих справочные статистические данные. Документ содержит общие оценки ситуации в сфере безопасности, формулирует политику в области национальной обороны, планы по реформированию вооруженных сил и военному строительству. Впервые в Белой книге каждому виду вооруженных сил посвящена отдельная глава. Кроме того, в качестве отдельных тем выделены наука и техника в оборонной промышленности, бюджетные расходы на оборону, международное сотрудничество Китая в сфере безопасности и политика государства в сфере разоружения и соблюдения режимов контроля за вооружениями.
В преамбуле сразу после напоминания об "историческом значении" 2008 года для Китая, который провел свою первую Олимпиаду, категорически заявляется о "мирном пути развития" страны. "Китай привержен политике реформ и открытости, проводит независимую миролюбивую внешнюю политику, строит свою оборонную стратегию исключительно в целях защиты своей территории и населения и стремится вместе с другими странами создать гармоничный мир и общее процветание", – говорится в документе.
Несмотря на такое оптимистичное начало, уже из первой главы, озаглавленной "Ситуация в сфере безопасности", становится ясно, что, по китайским оценкам, построить "гармоничный мир" в обозримой перспективе будет достаточно проблематично. "Мир и развитие сталкиваются с большим количеством вызовов и опасностей, усиливается борьба за стратегические ресурсы, стратегические районы и стратегическое доминирование", – отмечается в Белой книге. Безопасности продолжают угрожать "гегемонизм и применение политики силы, региональная напряженность, увеличение количества "горячих точек" и локальных конфликтов". Констатируется увеличение военных расходов среди ведущих стран мира, их стремление ускорить технологическую модернизацию вооруженных сил, разрабатывать новые системы вооружений, что приводит к возникновению новой гонки вооружений в отдельных регионах мира. В то же время, по мнению составителей, "количество факторов, способствующих поддержанию мира и сдерживанию войны, возрастает, увеличивается заинтересованность стран сотрудничать в сфере безопасности".
Как отмечается в Белой книге, из года в год ситуация в сфере национальной безопасности КНР улучшается. По словам авторов, этому способствует как повышение благосостояния населения , позволяющее более эффективно решать острые социальные проблемы, так и разрядка напряженности в Тайваньском проливе, связанная с уходом прошлой весной на острове со своего поста главы местной администрации Чэнь Шуйбяня, являющегося рьяным приверженцем независимости Тайваня. "Попытки сепаратистских сил добиться "де-юре независимости Тайваня" были пресечены, и ситуация в проливе значительно улучшилась", – говорится в этой связи в документе.
Вместе с тем, Китай по-прежнему сталкивается с большим количеством угроз собственной безопасности. К ним, прежде всего, относится "экономическое, научное, технологическое и военное превосходство" других государств. "Воздействие внешних дестабилизирующих факторов на национальную безопасность КНР возрастает", подчеркивается в Белой книге. Эти "внешние факторы" конкретизируются далее как "продажа США оружия Тайваню в нарушение совместных договоренностей". Среди внутренних угроз на первом месте стоит сепаратизм – тайваньский, тибетский и уйгурский.
Примечательно, что среди основных целей КНР в области оборонной политики, помимо традиционных защиты суверенитета и территориальной ценности, также называется "обеспечение интересов национального развития и интересов китайского народа". Для создания сильных вооруженных сил, способных решать эти задачи, КНР намерена продолжать их модернизацию. Китай планирует "в основном завершить процесс механизации ВС и достичь существенного прогресса в информатизации к 2020 году, завершить выполнение всех целей модернизации к середине XXI века". Он "намерен продолжать разрабатывать новые высокотехнологичные вооружения и военную технику, готовить войска к ведению боевых действий в условиях информатизации и создавать современную систему тылового обеспечения".
При этом КНР не собирается делать усиление своей военной мощи приоритетом экономического развития. "Китай составляет общие планы использования национальных ресурсов и находит баланс между усилением страны и наращиванием военной мощи с тем, чтобы стратегия строительства вооруженных сил отвечала стратегии национального развития", – отмечается в документе. "Военное строительство является органичной частью социально-экономического развития...Китай стремится к тому, чтобы оборонные ресурсы в мирное время максимально использовались для решения социальных задач", – подчеркивается в нем.
Белая книга достаточно много внимания уделяет национальной доктрине применения вооруженных сил, которая носит "исключительно оборонительных характер". "Китай следует принципу активной оборонной политики", – говорится в документе. При этом стратегия предусматривает "проведение оборонительных операций и нанесение ударов по противнику только после нападения с его стороны". Как следует из положений военной доктрины, КНР готовится к ведению "локальных войн в условиях информатизации", где ему понадобится "организовывать максимально эффективное взаимодействие различных видов вооруженных сил и родов войск, сочетать наступательные и оборонительные операции, гибко применять различные стратегические и тактические приемы".
В Белой книге Китай объявил о том, что его доктрина использования ядерного оружия не предусматривает первого удара. "В мирное время ядерные ракетные вооружения второй артиллерии /войска стратегического назначения – прим. ИТАР- ТАСС/ не нацелены ни на одну страну", – отмечается в документе. "В случае появления ядерной угрозы ядерные ракеты приводятся в состояние боевой готовности для нанесения ответного удара и сдерживания противника от применения ядерного оружия против Китая", – говорится в нем.
Значительная часть Белой книги посвящена информированию об общей структуре вооруженных сил КНР, истории их реформирования в последние десятилетия и достигнутого на этом направлении прогресса. Достаточно подробно рассказывается о внедряемых новых принципах боевой подготовки, организации тылового и материально-технического обеспечения, кадровой политике. Важное внимание уделяется такому аспекту, как политическое воспитание военнослужащих.
В отдельной главе, посвященной Сухопутным войскам, рассказывается об общей ситуации в этом виде вооруженных сил, их организационно-штатной структуре. "Достигнут большой прогресс в деле реформирования сухопутных войск", – отмечается в документе. "Ведется работа по интеграции информационных систем с платформами вооружений, созданию новых моделей основного боевого танка, развитию тяжелой бронированной техники, амфибий и легких бронемашин", – говорится в нем. Упоминаются усилия по развитию перспективных комплексов ПВО, радаров, систем электронной разведки. Совершенствуются оснащение и тактика действий армейской авиации и пограничных войск.
Белая книга обходит стороной один из самых интригующих в последние годы западные страны вопросов о том, намерен ли Китай создавать собственный авианосец. В части, касающейся развития военно-морских сил, говорится, что "ведется работа по созданию новых типов подводных лодок, эсминцев, фрегатов и самолетов", ни словом не упоминая о разработках авианесущих кораблей. Вместе с тем, у иностранных наблюдателей практически нет сомнений, что в КНР думает об этом уже давно. Более того, в конце прошлого года официальные китайские представители впервые подтвердили существование у Пекина подобных амбиций. "Авианосец – это воплощение мощи страны, отвечающее потребностям ее военно- морских сил", – заявил, отвечая на вопрос журналистов о возможности его создания, представитель министерства обороны КНР Хуан Сюэпин в декабре 2008 года. "Китайское правительство серьезно рассмотрит вопрос об авианосце", – сказал он.
Даже если работы по созданию собственного авианесущего корабля в КНР ведутся, осторожная позиция китайских военных по этому вопросу вполне понятна. Для его строительства, возможно, понадобится много лет, а объявленные сейчас открыто амбиции могут иметь неприятные политические последствия. Стремление Китая стать мощной морской державой определенно вызовет обеспокоенность как на Тайване, так и у соседних государств, со многими из которых у КНР есть территориальные споры в отношении морских акваторий /Япония, Вьетнам, Филиппины, Индонезия, Бруней, Малайзия/.
Основными целями модернизации ВВС являются "ускоренный переход от территориального принципа организации воздушной обороны к проведению наступательных и оборонительных операций, повышению способностей решать задачи разведки и раннего обнаружения, нанесения воздушных ударов, создания эффективной ПВО и ПРО".
Отдельная глава, озаглавленная "Вооруженные силы и народ", подробно рассказывает о деятельности НОАК по оказанию помощи в решении стоящих перед страной задач. Это, в первую очередь, участие в ликвидации последствий стихийных бедствий, крупнейшим из которых стало майское /2008 г/ землетрясение в провинции Сычуань, унесшее более 70 тыс. жизней. Тогда армия задействовала в спасательной операции 146 тыс. военнослужащих и 75 тыс. резервистов, а также большое количество техники и материальных резервов. В работе по обеспечению безопасности Олимпиады в Пекине участвовало около 46 тыс. военнослужащих, 98 самолетов, 60 вертолетов, 63 корабля, а также развернутые вокруг столицы силы ПВО.
Очевидно, что включение данной главы призвано ответить на часто звучащие на Западе обвинения в том, что вооруженные силы КНР, подчиняющиеся Центральному военному совету КПК, являются военной организацией партии и призваны обеспечивать ее безопасность. В этом смысле подробная статистика о постоянном участии сил и средств НОАК в борьбе с регулярно обрушивающимися на Китай катаклизмами как нельзя лучше иллюстрирует ее девиз – "Служить народу".
В новом издании Белой книге впервые опубликованы подробные данные о расходах Китая на оборону за три десятилетия проведения политики реформ и открытости. Они определяются реальными потребностями в защите страны и уровнем развития китайской экономики. "За минувшие три десятилетия размер оборонных ассигнований остается на разумном и умеренном уровне", – подчеркивают авторы. "Военные расходы Китая направлены в том числе на обеспечение выполнения рассчитанной до середины текущего столетия программы по созданию "эффективных сил сдерживания". Величина военных ассигнований КНР в пересчете на ВВП "возросла", но при этом "доля государственных расходов на оборону в целом продолжает сокращаться". В 2008 году на нужды НОАК были ассигнованы 417, 7 млрд юаней /около 61 млрд долларов/, что на 17,6 проц. больше, чем в предшествовавшем году.
Увеличение оборонного бюджета КНР в последние годы обусловлено, как сообщается, тремя основными факторами. Это необходимость повышения денежного содержания и улучшения социальных условий военнослужащих, компенсация потребительской инфляции, а также необходимость развития и реформирования вооруженных сил. "Военные расходы КНР остаются ниже, чем у ведущих государств мира", – отмечается в Белой книге. Так, Китай тратит только 1,38 проц. своего ВВП на военные нужды, тогда как в США, Великобритании и Франции эти показатели соответственно равняются 4,5 проц., 2,7 проц. и 1,92 проц.
В заключительных главах Белой книги подробно рассказывается о международном сотрудничестве КНР в сфере безопасности, его участии в миротворческих операциях под эгидой ООН, работе в региональных структурах. Документ отдельно информирует о деятельности КНР в сфере разоружения и нераспространения ОМП, где к Пекину в западных СМИ часто выдвигаются, как правило, надуманные обвинения. В документе Китай заявляет о строгом выполнении своих обязательств в рамках различных договоров по контролю за вооружениями, выступает против размещения оружия в космосе, а также за усиление международного сотрудничества для предотвращения ядерного терроризма.
Источник: "Компас" ИТАР-ТАСС
При полном или частичном использовании данного материала ссылка на rodon.org обязательна.