В оглавление «Розы Мiра» Д.Л.Андреева
Το Ροδον του Κοσμου
Главная страница
Фонд
Кратко о религиозной и философской концепции
Основа: Труды Д.Андреева
Биографические материалы
Исследовательские и популярные работы
Вопросы/комментарии
Лента: Политика
Лента: Религия
Лента: Общество
Темы лент
Библиотека
Музыка
Видеоматериалы
Фото-галерея
Живопись
Ссылки

Лента: Политика

  << Пред   След >>

Развитие отношений Россия - НАТО

В отношениях России и НАТО впервые после конфликта в Южной Осетии наметилась тенденция к потеплению. 26 января в Брюсселе состоялась неформальная встреча послов 26 стран НАТО, генсека альянса Яапа де Хооп Схеффера и постоянного представителя РФ при альянсе Дмитрия Рогозина. Эта встреча стала первой с момента нападения Грузии на Южную Осетию, после которого альянс заморозил проведение заседаний Совета Россия – НАТО на уровне послов.

Сразу после завершения боевых действий в Грузии министры иностранных дел НАТО на экстренной встрече в Брюсселе 19 августа осудили "диспропорциональное применение силы Россией в отношении Грузии" и объявили о приостановлении работы Совета Россия – НАТО, также как о замораживании программ военного партнерства. Это решение было принято под жестким давлением США при поддержке большинства стран Восточной Европы. В то же время в последующие месяцы взаимодействие России и НАТО не прекращалось, в Брюсселе продолжались контакты на уровне экспертов и двусторонние консультации постпреда РФ со своими коллегами из стран альянса. Взаимодействие, в частности, продолжалось по проблемам, связанным с Афганистаном и с противодействием пиратству.

На встрече в Брюсселе 2 декабря министры иностранных дел НАТО дали генсеку полномочия начать процесс "постепенного и взвешенного" восстановления отношений с РФ. 18 декабря генсек НАТО и российский постпред определили дату первого неформального контакта на уровне послов – 26 января.

Встреча проходила за закрытыми дверями и в неформальном режиме. Отбиваясь от российских журналистов, представители НАТО накануне этого заседания постоянно повторяли, что оно пройдет "в неофициальной обстановке, за чаем". /Как выяснилось позднее – обманули. Чая не было, пили только кофе/.

В переводе на общечеловеческий язык "неформальная встреча" означает, что для нее не было заготовлено никакой специальной повестки дня, было лишь условлено, что стороны прощупают возможные пути восстановления отношений. Неформальная дискуссия не подразумевает и никакого регламента: ведется она в форме свободного диалога между всеми участниками. Наконец, такой формат позволил полностью "закрыть" содержание встречи для СМИ, поскольку встреча является рабочей, носит промежуточный характер и рапортовать о результатах еще рано.

И действительно, несмотря на все усилия как российских, так и западных журналистов содержание встречи осталось втайне. О чем говорил Дмитрий Рогозин с коллегами по НАТО в посольском зале штаб-квартиры альянса так и осталось тайной для широкой общественности. Однако о результатах встречи как российская сторона, так и генсек альянса сообщили незамедлительно.

"Лед в отношениях России и НАТО тронулся", – заявил по итогам встречи постоянный представитель России при НАТО Дмитрий Рогозин. "Раскрывать содержание посольских встреч не принято, – подчеркнул Рогозин. – Однако несколько месяцев отсутствия заседаний Совета Россия – НАТО не могли не сказаться на его атмосфере. Дискуссия была жесткой, однако доверительной и дипломатичной".

По его словам, первый официальный контакт между Россией и НАТО состоится на ежегодной Мюнхенской конференции по безопасности 6 февраля.

"Не раскрывая содержания дискуссии, могу лишь сообщить, что все стороны высказали, то, что считали нужным, причем это было сделано в очень дипломатичной форме, – подчеркнул Рогозин. – Эта встреча открывает возможность для продолжения политического диалога с альянсом. Первый официальный контакт между Россией и НАТО произойдет на Мюнхенской конференции по безопасности между главой российской делегации, вице-премьером Сергеем Ивановым и генсеком НАТО Яапом де Хооп Схеффером".

Российский постпред также подчеркнул, что обе стороны выступили за возобновление стратегического партнерства, но российская сторона дала понять, что такое партнерство может осуществляться "только на основе принципов Римской декларации, забытых НАТО во время нападения Грузии на Южную Осетию".

Позиция России заключается в том, что "сотрудничество равноправно", подчеркнул Рогозин. Любые дискуссии в Совете Россия – НАТО должны "проходить в национальном качестве". "Все страны выступают от своего имени, и нет ситуации, когда российская сторона сталкивается с согласованной блоковой позицией всех 26 партнеров", – сказал он.

"Фиксированной повестки дня на неформальном заседании Совета Россия – НАТО не было. Это и хорошо. Мы не встречались 5 месяцев и вообще-то нам нужна была свобода рук для того, чтобы изложить базовые принципы на которых мы считаем возможным как-то вернуться к восстановлению сотрудничества, – рассказал он. – Прежде всего, Россия является равноправным партнером НАТО, что Организация не может проводить в отношении нас политику, как будто мы – некая такая безымянная территория, – за нас все решают. Во- вторых, совет Россия – НАТО не может продолжать свою работу без того, чтобы мы не обсудили причины и последствия конфликта на Южном Кавказе после которого НАТО заняла позицию однозначно на стороне агрессора".

По словам Рогозина, "до сих пор мы в совете Россия – НАТО действовали следующим образом: натовцы собирались и выступали с консолидированной позицией, докладывая ее нам, как уже нечто, что невозможно пересмотреть, а мы должны были эту позицию принимать, или с ней не соглашаться. Так дела у нас не пойдут. Поэтому разговор у нас был предельно жесткий, очень откровенный, но по форме дипломатичный, а потому – нам удалось выйти на договоренность о том, что эти контакты будут продолжены. Ближайший такой контакт будет на политическом уровне, видимо, во время заседания международной конференции по проблемам безопасности, которое пройдет в Мюнхене 6 февраля".

"В целом сегодня произошло важное событие – мои коллеги выслушали нашу позицию, не стоило ожидать что они сразу захлопают в ладоши или признают нашу правоту, но тем не менее хочу сказать, что то, что НАТО сама инициировала эту встречу и то, что пошла на то, чтобы пересмотреть ряд своих прежних подходов в отношении России, говорит только об одном – в НАТО есть страны, которые признают за Россией серьезные права на то, чтобы защищать свои собственные интересы", – отметил он.

"Совет Россия – НАТО – это инструмент для дискуссии в кризисных ситуациях. Попытка в августе слушать только одну сторону сослужила плохую службу альянсу. В результате Евросоюз оказался великим миротворцем, а НАТО осталась в стороне от процесса, – отметил постоянный представитель России. – Я сказал послам НАТО, что если бы они вовремя получили информацию российского Генштаба о грузинском вторжении, которую я был готов им предоставить, они бы признали справедливость действий России".

В этой связи Дмитрий Рогозин выразил уверенность, что Совет Россия -- НАТО не сможет продолжать свою работу без обсуждения причин и последствий конфликта на Южном Кавказе. "У меня сложилось впечатление, то большинство моих коллег это уже осознали", – отметил он.

Дмитрий Рогозин особенно подчеркнул, что перед РФ и НАТО стоят общие вызовы безопасности, "эффективно отвечать на которые можно только вместе", поэтому "мы обречены на сотрудничество". Среди наиболее перспективных направлений партнерства он назвал противодействие терроризму, борьбу с пиратством, сотрудничество по Афганистану.

"Степень вовлеченности НАТО и России в афганские дела разные". "С моей точки зрения сегодня НАТО совершает в Афганистане все те же самые ошибки, которые совершил Советский Союз, но еще и наделала свои собственные". "Решить хоть какую бы то не было проблему в целом в евроатлантическом пространстве, а тем более в Афганистане без нашей поддержки НАТО не сможет, а поражение НАТО приведет к тотальному кризису внутри самого альянса", – отметил Рогозин.

По его словам, поражение приведет к тому, что "экстремисты самых разных мастей, прежде всего "Талибан", пойдут на север, они пойдут в сторону России, захватывать все новые и новые территории". "Это создаст для нас угрозу реальных военных действий на южной границе". "Мы объективно не заинтересованы в поражении НАТО в Афганистане, – подчеркнул он. – Мы заинтересованы в том, чтобы натовские военнослужащие, выполняя свою задачу в соответствии с мандатом Совета Безопасности ООН, уменьшали в том числе и для России и для наших соседей угрозу исходящую от талибов и других экстремистских элементов. Поэтому мы готовы сотрудничать, готовы помогать, но это сотрудничество не будет затрагивать военную сферу. То есть, если мы соглашаемся на транзит через Россию, то эти грузы должны быть исключительно невоенного назначения, а всякие попытки подтолкнуть нас к военному транзиту по крайней мере абсолютно не реалистичны".

Российский постпред также подчеркнул, что инициатива проведения неформальной встречи о возобновлении отношений исходила от НАТО, "таким образом альянс дезавуировал свои более ранние критические заявления в адрес России". Рогозин также отметил, что возобновление отношений России и НАТО "было невозможно до смены администрации США".

В свою очередь генсек НАТО Яап де Хооп Схеффер заявил по итогам неформального заседания Совета Россия – НАТО, что надеется "на перезапуск" отношений с Россией в ходе предстоящей встречи с вице-премьером правительства РФ Сергеем Ивановым на Мюнхенской конференции. "В начале следующего месяца я встречусь с главой российской делегации на Мюнхенской конференции по безопасности, чтобы возобновить контакты на политическом уровне", – сказал генсек. Он выразил надежду, что это будет "первый шаг в новом сближении России и НАТО".

Комментируя итоги неформальной встречи послов 26 стран альянса и генсека НАТО с постоянным представителем России при НАТО Дмитрием Рогозиным, официальный представитель НАТО Джеймс Аппатурай заявил, что встреча "носила очень позитивный характер". "Никаких взаимных обвинений на встрече послов не было и никто не ставил под сомнение необходимость отношений России и НАТО", – сказал Аппатурай.

Ранее, выступая с программной речью в Брюсселе, Яап де Хооп Схеффер выразил удовлетворение процессам восстановления отношений альянса с Россией. "НАТО нужна Россия и России нужна НАТО", – сказал Яап де Хооп Схеффер, подчеркнув, что Россия "была и остается важным партнером Североатлантического альянса".

Генсек отметил, что августовская война в Грузии и Южной Осетии привела "к серьезному конфликту между нами". "Есть много тем, по которым у нас сохраняются серьезные разногласия – это и проблемы противоракетной обороны, ситуация вокруг Договора об обычных вооруженных силах в Европе /ДОВСЕ/", – сказал он. "Тем не менее сейчас мы работаем с российскими партнерами и коллегами с тем, чтобы мы могли обсуждать такие важнейшие вопросы как ситуацию в Афганистане, борьбу с терроризмом, противодействие пиратству", – сказал генсек НАТО.

В то же время генсек альянса подчеркнул, что Россия и НАТО должны вести диалог "не только по вопросам, где у нас есть взаимопонимание, но и по всем проблемам, где у нас остаются разногласия". "Для этого и нужны партнеры, чтобы говорить друг другу правду, – сказал он.

Каковы перспективы нормализации отношений между Россией и альянсом? Сегодня можно с достаточной уверенностью сказать, что эти перспективы вполне реальны. И важнейшим фактором для этого стала смена американской администрации. Сегодня в НАТО США продолжают играть доминирующую роль. Источники ИТАР-ТАСС с полной определенностью сообщили, что, когда в августе работа СРН была заморожена, это было сделано по инициативе именно американской администрации. С другой стороны, решение о возобновлении отношений с Россией главы МИД НАТО приняли уже после избрания Обамы. Показательным является и тот факт, что со 2 декабря, когда было принято политическое решение внутри НАТО о возобновлении отношений с Россией до 26 января, когда состоялась первая встреча, прошло почти два месяца. Это очень долго, даже с учетом рождественско-новогодних каникул, которые начались в Европе 25 декабря, а закончились в России 10 января. Объяснение этому факту примитивно – альянс ждал окончательного формирования американской администрации.

Еще одним жестом навстречу со стороны России и США, который может значительно упростить отношения с альянсом, являются сигналы из Вашингтона, что новая администрация может пересмотреть проект размещения американской ПРО в Европе. Россия этот сигнал не только услышала, поняла и приняла к сведению, но и немедленно ответила на него, заявив, что откажется от идеи развертывания "Искандеров" в Калининградской области. Ответ чисто дипломатический – ракеты никогда не были переброшены под Калининград. Москве даже не пришлось предпринимать физических усилий – оказалось достаточно просто сказать, что эта достаточно абстрактная идея может уйти в небытие. Таким образом Россия дала понять, что она готова к "новой весне" в отношениях с США и НАТО.

Наконец еще одним важным объективным обстоятельством, который может облегчить "приход весны" в наши отношения с НАТО – это крайне низкие шансы Грузии и Украины на скорое присоединение к альянсу. Война в Южной Осетии, многолетняя политическая неразбериха в Киеве и газовый кризис сильно подорвали позиции Украины и Грузии. А раз реальные перспективы вступления этих стран в НАТО оказались настолько туманными, эта болезненная проблема отношений НАТО и России также на время снимается. Она, безусловно, не решена, но отложена, однако этого вполне достаточно на период "перезапуска" отношений России с альянсом.


Источник: "Компас" ИТАР-ТАСС
При полном или частичном использовании данного материала ссылка на rodon.org обязательна.


 Тематики 
  1. Россия   (1236)
  2. НАТО   (232)