В Будапеште состоялся энергетический саммит, посвященный вопросу о строительстве газопровода "Набукко". По мнению организаторов, проект удалось сдвинуть с мертвой точки.
Инициатором встречи выступила Венгрия, претендующая на значительную роль в продвижении проекта. Премьер-министр страны Ференц Дюрчань впервые озвучил предложение провести встречу по "Набукко" еще летом 2008 года -- идея состояла в том, чтобы собрать в одном месте не только представителей стран-учредителей, но и потенциальных поставщиков, а также государств-транзитеров и международного бизнеса.
Дискуссия по проекту "Набукко" без заметных успехов ведется еще с 2002 года. Главная цель поддерживаемого Евросоюзом проекта заключается в транспортировке природного газа в Европу в обход России. Из стран Каспийского региона через территорию Турции газопровод пройдет дальше в Болгарию, Румынию и Венгрию до австрийской распределительной станции в Баумгартене.
Сами инициаторы проекта с трудом могут вразумительно объяснить его название. "Набукко" – сокращенный вариант имени вавилонского царя Навуходоносора II. Бытует мнение, что название связано с одноименной оперой Верди, где потерявший рассудок Набукко все-таки прозрел и принял решение освободить плененных жителей Иерусалима. Газопровод, по мысли авторов проекта, должен, подобно Навуходоносору, "освободить" Европу от "чрезмерной зависимости от российского газа".
Реализация замысла наткнулась с самого начала на значительные трудности. Главная проблема заключается в отсутствии достаточных объемов газа для заполнения трубопровода. Первоначально планировалось, что поставки газа будут осуществляться с месторождений Ирана в Персидском заливе. Но после 2004 года в связи с обострившимися отношениями Европы и Тегерана проект был изменен. Сейчас основным поставщиком газа для "Набукко" считается Азербайджан с его каспийским газоконденсатным месторождением Шах-Дениз, запасы которого оцениваются в 1,2 трлн кубометров. Этих мощностей пока однако недостаточно, чтобы заполнить трубу, и взоры европейских политиков устремлены дальше на восток – в Туркменистан и Казахстан.
Отсутствие газа тормозит готовность потенциальных инвесторов вкладывать средства в сомнительный проект. Хотя на разных уровнях то и дело звучат заявления о приверженности проекту, практически пока сделано мало. Лучше всего сложившуюся ситуацию охарактеризовал премьер- министр Венгрии Дюрчань, сравнив ее с полным абсурдных, фантасмагорических перипетий сюжетом известного романа американского писателя Джозефа Хеллера "Уловка-22". Подобно героям этого романа предполагаемые участники "Набукко", располагающие запасами газа, не желают брать на себя никаких обязательств, пока не станет ясно, что трубопровод будет построен, а те, кто может заняться строительством, не дают обещаний, пока не определится источник энергоресурсов для прокачки.
Разрубить гордиев узел этих противоречий и попытались в Будапеште, созвав энергетический саммит, подготовка к которому заняла почти полгода. При этом, понимая сложность проблем, организаторы поставили перед собой две основные цели. Первая заключалась в том, чтобы все участники саммита приняли политическое заявление, в котором подтвердили бы свою твердую приверженность проекту. Кроме того, ставилась задача убедить руководство Европейского инвестиционного банка и Европейского банка реконструкции и развития дать обязательства относительно их участия в финансировании работ.
На руку организаторам "сыграл" недавний газовый конфликт между Россией и Украиной, оставивший без газа многие страны Европы. Как подчеркивалось, лучшего момента для форума по "Набукко" трудно было и придумать. При этом в Будапеште понимали, что если не удастся договориться сейчас, другой такой возможности в будущем может и не возникнуть.
Открывая саммит, венгерский премьер Ференц Дюрчань попытался апеллировать к самым высоким чувствам участников встречи, сравнив реализацию проекта "Набукко" с ликвидацией нового, энергетического "железного занавеса", возникшего в Европе и разделившего континент на те страны, которые обеспечены в достаточной мере энергоресурсами, и те, которые оказались в менее выигрышном положении. Он призвал расшить "узкие места" в отношениях между Востоком и Западом и, учитывая важность проекта, призвал считать его в большей степени политической инициативой, требующей всесторонней поддержки Евросоюза, прежде всего финансовой.
Практические все прозвучавшие на встрече политические декларации так или иначе выражали поддержку планам строительства газопровода, но вопрос о том, "где взять газ", постоянно витал в воздухе. Представитель госдепартамента США, заместитель помощника его руководителя Мэтью Брайза прямо назвал в качестве потенциального источника сырья Азербайджан. Баку поддерживает "Набукко" и выступил в этом духе и на этот раз. Но власти бывшей советской республики хотели бы прояснить, какая в итоге роль в этом проекте отводится Азербайджану: поставщика газа или страны-транзитера. Президент Ильхам Алиев дал четко понять, что в случае экономической целесообразности Азербайджан готов поставлять газ с новых месторождений, но не хотел бы довольствоваться ролью исключительно сырьевого придатка и ожидает взамен более широкого сотрудничества с европейскими партнерами во многих областях с привлечением в страну новых идей и технологий.
По-прежнему нерешенной остается проблема, связанная с позицией Турции. Анкара в качестве главной страны- транзитера добивается получения для внутренних нужд 15 проц. от расчетных объемов газа -- 30 млрд кубических метров в год, перекачиваемого по магистрали. Но это условие не устраивает европейских участников "Набукко". Более того, недавно во время визита в Брюссель турецкий премьер Тайип Эрдоган прямо увязал участие Турции в проекте с решением вопроса о ее приеме в ЕС. Участники саммита старательно обходили эту тему и журналистам так и не удалось достоверно узнать, произошли ли какие-либо существенные сдвиги в этом направлении. Премьер-министр председательствующей в ЕС Чехии Мирослав Тополанек лишь указал на ключевую роль Турции в этом проекте и пообещал продолжать диалог с Анкарой, учитывая ее европейские устремления.
Не претерпела изменений, по крайней мере пока, и прагматичная позиция финансистов. Как заявил президент Европейского инвестиционного банка /ЕИБ/ Филипп Майстадт, "банк с удовольствием поддержит любую страну, которая заинтересована в "Набукко", однако пока рано говорить, каким будет окончательный ответ". По его словам, в ЕИБ хотели бы сначала увидеть межправительственное соглашение между государствами-участниками проекта. Как подчеркнул Майстадт, если технические и экономические условия будут выполнены, банк может взять на себя 25 проц. предстоящих расходов.
Схожий подход разделяет и глава Европейского банка реконструкции и развития /ЕБРР/ Томас Миров. По его словам, проект "Набукко" интересен, но "сначала надо проанализировать его с рыночной точки зрения". "Мы хотим видеть контракты по поставкам газа, гарантии по инвестициям и технические параметры", – сказал Миров. Кроме того, необходимо изучить мнение населения, проживающего в местности, по которой пойдет газопровод, а также просчитать тарифы и воздействие на экологию. "Выигрыш должен быть долгосрочным", – сказал банкир.
Перестал ли "Набукко" в результате будапештской встречи оставаться розовой мечтой?. Если да, то когда эти планы начнут воплощаться в реальность? Ответа на этот вопрос пока не может дать никто. Президент консорциума "Набукко" Райнхард Мичек отказался даже подтвердить стоимость работ, которая по последним данным увеличилась уже почти в два раза и на сегодня оценивается в 9-10 млрд евро.
"Мы сделаем все, что в наших силах, чтобы до середины июля текущего года подписать со всеми заинтересованными странами межправительственные соглашения по проекту", – заявил, сохраняя оптимизм, премьер-министр Ференц Дюрчань по итогам саммита. Для него важно было то, что Еврокомиссия согласилась с его предложением использовать 200-300 млн евро из европейских фондов на финансирование первого этапа работ. Спустя сутки после завершения форума в Брюсселе родилось решение, где фигурировала сумма в 250 млн евро. Кроме того, ЕК пообещала включить "Набукко" в стратегический план по энергобезопасности.
Однако, более крупные амбиции венгерского премьера, добивавшегося выделения 2 млрд евро из кассы ЕС на "Набукко", были восприняты без энтузиазма. По словам еврокомиссара по вопросам энергетики Андриса Пибалгса, в этом нет необходимости, и при наличии достаточной политической поддержки компании, входящие в консорциум, способны самостоятельно привлечь необходимые средства. "Нужно лишь обеспечить газ", – сказал он. Пока же, в своих расчетах в Брюсселе исходят из того, что газопровод заработает не раньше 2015 года. Как объяснил Пиебалгс, это связано отчасти с необходимостью ждать открытия новых газовых месторождений в Азербайджане, а также с ситуацией в Иране, которая покажет, можно ли рассматривать эту страну в качестве поставщика топлива.
Кирилл Агеев, Будапешт
Соглашение планируется подписать в Стамбуле
Межправительственное соглашение по реализации проекта "Набукко" может быть подписано в первой половине 2009 года в Стамбуле, заявил в Анкаре 28 января министр энергетики и природных ресурсов Турции Хильми Гюлер, возвратившийся из Будапешта.
"Мы передали проект соглашения нашим партнерам. Если его обсуждение и оценка завершатся быстро, мы сможем подписать документ в первой половине текущего года в Стамбуле", – сообщил Гюлер. Он подчеркнул, что объяснил представителям европейских стран-участниц консорциума "Набукко" позицию Турции, желающей "скорейшего начала реализации проекта, не тратя время на дискуссии".
"Сейчас мы соревнуемся со временем. Нужно в скорейшем порядке приступать к строительству. Завершив этот проект, мы внесем вклад в сферу европейской энергобезопасности", – подчеркнул турецкий министр. По его словам, "Набукко" – это "не просто торговый и технический проект, это проект ответственности". "Турция чувствует ответственность не только за внутреннюю, но и европейскую энергобезопасность. Европа сейчас получает газ по трем магистралям, мы обеспечим четвертый путь через Турцию", – заявил Гюлер.
Министр отметил, что в целом саммит в Будапеште прошел "очень продуктивно", представители международных финансовых кругов, выступавшие на встрече, также заявили о необходимости скорейшего начала реализации "Набукко". Все стороны понимают, что без Турции проект "Набукко" не может быть реализован, заявил министр.
В ходе будапештской встречи турецкий министр, по его словам, открыто заявил его участникам, что именно Анкара "является жизненной силой "Набукко". "Мы увидели со стороны всех участников понимание того, что без Турции этот проект нельзя претворить в жизнь. Сейчас необходимым условием реализации "Набукко" является поиск, в первую очередь странами ЕС, необходимых средств для постройки трубопровода/", – заявил Гюлер.
Турецкий министр не уточнил, правда, удалось ли на этом этапе переговоров урегулировать некоторые спорные моменты в отношении участия Анкары в проекте. В частности, ожидалось, что на встрече в Венгрии будет обсуждено желание Турции получать для внутренних нужд около 15 проц. от расчетных объемов перекачиваемого по магистрали газа. Другой проблемный момент состоит в том, что ранее премьер-министр Турции Тайип Эрдоган связал перспективы реализации "Набукко" с разблокированием "замороженных" по инициативе Республики Кипр переговоров по энергетической составляющей в рамках процесса евроинтеграции Анкары.
С технической точки зрения, Турция – основной участник проекта. По ее территории предполагается проложить более 1500 км газовой магистрали, что в среднем в три-четыре раза превышает этот показатель для других участников концерна /Болгарии, Румынии, Венгрии и Австрии/.
Кирилл Жаров, Анкара
Удастся ли создать "газовый автобан" для Европы?
На энергетическом саммите в Будапеште должна быть принята "дорожная карта" для продвижения проекта "Набукко", сообщил 27 января в интервью газете "Хандельсблат" глава консорциума "Набукко" Райнхард Мичек. "Я рассчитываю, что /в Будапеште/ будет принято что-то вроде "дорожной карты" с целью дальнейшего продвижения проекта. Это была бы, так сказать, основа для финального инвестиционного решения. Мы ожидаем, что окончательно путь для "Набукко" будет расчищен в начале следующего года", – сказал Мичек. Он отметил, что после недавно завершившегося российско- украинского газового конфликта "в обществе и политике существует большое внимание к теме "Набукко", и указал на необходимость иметь "действительно большой газовый автобан для Европы".
По словам Мичека, Азербайджан и Туркменистан "очень открыто настроены по отношению к экспорту газа в Европу", и "Набукко" позволит им увеличить количество стран- покупателей их газа. Он также напомнил, что "Иран имеет колоссальные запасы газа, и это определенно будет темой для Европы".
"Этой весной, – добавил Мичек, – должен быть заключен договор между всеми участвующими /в проекте/ странами, который разъяснит все правовые аспекты транспортировки газа. Консорциум "Набукко" хочет использовать половину трубопровода для транспортировки собственного газа, а другие 50 проц. мы хотим предоставить другим энергетическим компаниям. Я ожидаю, что уже в этом году будут подписаны первые контракты".
Протяженность планируемого газопровода – 3,3 тыс. км, проектная мощность – 31 млрд кубометров газа в год. Начало строительства запланировано на 2010 год, ввод в эксплуатацию – в 2013 году. Расходы на строительство оцениваются в 9-10 млрд евро. В проекте участвуют энергетические концерны Австрии /OMV/, Германии /RWE/, Венгрии /MOL/, Турции /Botas/, Болгарии /Bulgargaz/ и Румынии /Transgaz/. Потенциальными поставщиками "голубого топлива" по вновь построенному газопроводу считаются Азербайджан, Туркменистан, Казахстан, Ирак, Египет и Иран. Из первых лиц на нем были представлены лидер Азербайджана Ильхам Алиев, болгарский премьер Сергей Станишев, его чешский коллега, нынешний председатель ЕС Мирослав Тополанек.
Позиция не участвующей в этом энергетическом проекте России заключается в том, что она поддерживает создание альтернативных путей транспортировки газа и диверсификацию энергопотоков. "Мы не принимаем и не будем принимать участие в проекте "Набукко", но мы не будем им мешать. Если есть ресурсы заполнения этой трубы, есть договоренности, есть продавец и покупатель, ради Бога, мы много раз об этом говорили. Пожалуйста", – заявил в январе этого года премьер- министр РФ Владимир Путин. "Мы считаем, что чем шире будет диверсификация, тем лучше, – подчеркнул он. – В этом контексте рассматриваем и проект "Южного потока", и строительство трубопроводной системы по дну Балтийского моря".
Сергей Латышев, Франкфурт-на-Майне
Источник: "Компас" ИТАР-ТАСС
При полном или частичном использовании данного материала ссылка на rodon.org обязательна.